Система принципов осуществления правосудия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:39, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрение судами дел об административных правонарушениях также можно отнести к правосудию. Для этого есть не только теоретические и эмпирические, но и нормативные основания. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 1) говорит о том, что рассмотрение мировыми судьями административных дел является правосудием.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
1. Понятие принципов правосудия. Система принципов правосудия……..5
Заключение………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Тправ органы готовая2....мое.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ 

Государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального  образования 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ 
 
 

ФАКУЛЬТЕТПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

  ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 

(ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ) 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по  дисциплине

«Правоохранительные органы» 

Система принципов осуществления правосудия. 

Вариант №6 
 
 

                                         Выполнила:

                                         Студентка 1 курса

                                         заочной формы обучения

                                         Василенко Софья  Александровна 

Ст. преподаватель

Акулова В.Т.

Дата  представления работы

«     » ____________ 2011г. 
 
 

ВОРОНЕЖ

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3

      1. Понятие принципов правосудия. Система принципов правосудия……..5

Заключение………………………………………………………………………….15

Список использованной литературы………………………………………………17

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Статья 4 Закона «О судебной системе РФ» называет правосудием два вида деятельности: 1) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел; 2) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных».

      Вместе  с тем понятие правосудия не исчерпывается деятельностью по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. С момента принятия указанного выше Закона судебная система серьезно изменилась. Наряду с судами общей юрисдикции были созданы арбитражные и конституционные (уставные) суды, деятельность которых также связана с осуществлением правосудия. Статья 4 Закона «Об арбитражных судах», в частности, говорит о том, что арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции соответствующими законами.

      Рассмотрение  судами дел об административных правонарушениях  также можно отнести к правосудию. Для этого есть не только теоретические и эмпирические, но и нормативные основания. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 1) говорит о том, что рассмотрение мировыми судьями административных дел является правосудием.

      Остается  открытым вопрос о том, является ли правосудием деятельность конституционных судов. Исходя из того что правосудием следует называть лишь деятельность, которая так поименована законом, можно сделать вывод, что деятельность Конституционного Суда РФ понятием правосудия не охватывается.

      Итак, прежде чем сформулировать определение правосудия, следует выделить его признаки.

      Первый  признак правосудия вытекает из Конституции (ст. 118): правосудие осуществляется только судом. Второй признак– реализация правосудия в строго определенной процессуальной форме, установленной законом (УПК, АПК, ГПК).

   Теперь  можно сформулировать определение  правосудия.

   Правосудие – это деятельность специальных государственных органов – судов – по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении требований закона.

      Вместе  с тем термин «правосудие» содержит не только формальные характеристики. Понятие правосудия у граждан  ассоциируется с такими категориями, как справедливость, объективность, обоснованность. Поэтому приведенное определение правосудия можно уточнить следующим образом: правосудие – это деятельность судов по обоснованному и справедливому рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, арбитражных и административных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении Конституции и законов РФ.

      Для того чтобы глубже понять смысл правосудия, необходимо обратить внимание на принципы правосудия.

  В совокупности принципы образуют тот  каркас, который служит опорой для всех конкретных правовых предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих достаточно высокую юридическую силу, — Конституции РФ, конституционных и других федеральных законах.1

 

1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОСУДИЯ. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ПРАВОСУДИЯ.

      Правосудие  осуществляется, сообразуясь с определенными  принципами. Иногда их называют конституционными принципами правосудия, иногда – правовыми.

      Принципы  правосудия – это мировоззренческие  идеи высокой степени общности, определяющие должное и сущее в построении и деятельности органов правосудия.

      Принципы  правосудия обладают рядом признаков.

   1. Принципы – это мировоззренческие идеи. Идеи, с одной стороны, носят объективный характер, диктуются объективными законами развития природы и общества; с другой – на их понимание, формулирование и законодательную интерпретацию огромное внимание оказывает общество. В этой связи можно говорить о национальном характере правосудия. Идея претерпевает внешние изменения (свое проявление в материальном мире) в большей степени под влиянием мировоззрения.

      2. Принципы – это идеи относительно должного и сущего. В основе принципа правосудия должен лежать идеальный вариант структуры или действия, составляющего правосудие, иными словами, – схема того, как оно должно быть устроено. Этой схемой должны руководствоваться и законодатель при написании закона, и практик (судья). Одновременно принцип должен нести в себе информацию о существе правосудия. Таким образом, должное и сущее в принципе тесно переплетаются.

      3. Принципы характеризуют организацию и деятельность судов. В принцип заложена схема как идеального, так и реального (живого) процесса реализации судебной власти.

      4. Принципы правосудия должны проявляться и закрепляться в праве. Только через закон принцип может материализоваться в форме конкретной деятельности по осуществлению правосудия. Таким образом, закрепление принципа в законе обязательно. Однако форма этого закрепления (проявления) может быть различна. Известны следующие формы проявления принципов в праве:

      – закон может только называть принцип. В качестве примера можно привести принцип законности. Название этого принципа весьма популярно в законодательных актах, содержание же не раскрывается;

      – закон может раскрывать содержание принципа, но умалчивать его название. В качестве примера можно назвать закрепленный Конституцией принцип презумпции невиновности (ст. 49);

      – в нормах права может жить дух принципа (принципов). На сегодняшний день российские законы пронизаны духом принципа защиты законных интересов личности.

      Принципы  правосудия находят закрепление  в различных законодательных  актах: Конституции, Законе о судебной системе, процессуальных кодексах. Подчеркнем, что в подзаконных нормативных актах принципы не закрепляются, поскольку указанные акты не обладают для этого должной юридической силой.

      Каждый принцип  характеризует отдельную грань  правосудия. В целом же принципы правосудия составляют систему, в которую входят принципы:

      – законности;

      – осуществления правосудия только судом;

      – независимости судей;

      – осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

      – обеспечения права на судебную защиту;

      – участия граждан в осуществлении правосудия;

      – гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);

      – защиты законных интересов личности;

      – состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;

      – родного (национального) языка судопроизводства. Коротко охарактеризуем каждый из них.2

      Принцип законности – это универсальный принцип, который относится к любой сфере правовой деятельности. Принцип законности означает, что при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона. Закон здесь обозначает все правовые акты, составляющие нормативную базу деятельности правоохранительных органов. Естественно, иерархия этих актов должна соблюдаться. В случае противоречия между законами применяется тот, который обладает большей юридической силой.

      Формулу названного принципа можно выразить так: строгое и неуклонное соблюдение Конституции, законов и иных нормативных актов юридическими лицами, должностными лицами и гражданами. Причем для правосудия характерно именно соблюдение предписаний законов. Правовая формула «разрешено все, что не запрещено законом» для процедурных отраслей права не совсем подходит. Для уголовного, гражданского и арбитражного процессов подход иной: разрешено лишь то, что предписано законом («запрещено то, что не разрешено законом»).

      Имеется еще абстрактное понятие принципа законности как некой первоидеи. В этом смысле законность – это, во-первых, оптимальное количество хороших законов; во-вторых, строгое соблюдение этих законов.

      Осуществление правосудия только судом. Этот принцип означает, что правосудие осуществляется только специальными государственными органами – судами. Никакие другие государственные органы не вправе вершить правосудие.

      Принцип осуществления правосудия на началах  равенства всех перед законом  и судом. Этот принцип установлен в ст. 19 Конституции.

      Государство гарантирует равенство прав и  свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также других обстоятельств.

      Равенство всех перед законом означает, что  правосудие осуществляется на основе одного для всех законодательства. Так, в уголовном судопроизводстве установлены единые правила расследования  и судебного рассмотрения, варьирующиеся лишь в зависимости от вида преступления. Отдельные дополнительные гарантии установлены для несовершеннолетних и психически нездоровых лиц.

      Принцип независимости судей. Судьи должны принимать решения только на основе закона, своего внутреннего убеждения и совести. Для того чтобы обеспечить принятие объективных и справедливых решений, необходимо оградить судей от любого – как прямого, так и косвенного – давления.

      Закон устанавливает следующие средства обеспечения независимости судей: наличие особой процедуры осуществления правосудия; запрет на вмешательство в деятельность суда (вплоть до уголовной ответственности); особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; наличие органов судейского сообщества (съезды, конференции); высокий материальный и социальный статус; защита жизни и здоровья судей и членов их семей; специальный порядок назначения и несменяемость.

      Принцип обеспечения права на судебную защиту. Этот принцип закреплен в ст. 46 Конституции. В соответствии с этой нормой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Информация о работе Система принципов осуществления правосудия