Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:44, шпаргалка
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Уголовное право Республики Казахстан» (Особенная часть)
Запрещенными для лова местами признаются специально указанные в соответствующих нормативных актах места, где добыча рыбы, водных животных или морских промысловых растений не разрешается. Так, запрещен лов рыбы у мостов, шлюзов, плотин на расстоянии ближе 500 метров и т. п.
Уголовная ответственность за незаконную добычу рыбы, водных животных и морских промысловых растений наступает при наличии обстоятельств, указанных в пп. «а» - «г» ч. 1 ст. 287 УК РК. Незаконная добыча рыбы и водных животных, осуществляемая при отсутствии перечисленных в диспозиции ч.1 ст. 287 УК РК обстоятельств, влечет административную ответственность.
Незаконная добыча с применением самоходного плавающего транспортного средства означает использование в процессе лова катеров, моторных лодок и других самоходных плавающих транспортных средств. Использование указанных транспортных средств не для лова, а для доставки виновного к месту незаконной добычи не образует состава преступления.
Применение в процессе добычи взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления рыбы, других водных животных и промысловых морских растений предполагает производство взрывов, использование отравляющих химических веществ и других способов массового истребления указанных животных и растений.
Незаконная добыча рыбы, водных животных и промысловых морских растений признается также преступлением в случаях, когда она осуществляется в местах нереста или на миграционных путях к ним либо на территории заповедника, заказника, а также в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Преступление имеет материально-формальный состав. В случае незаконной добычи рыб, водных животных или морских промысловых растений, причинившей крупный ущерб, преступление окончено с момента наступления указанных вредных последствий. При незаконной добыче с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых, химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления рыбы, водных животных и морских промысловых растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации преступление окончено с момента начала лова независимо от того, были добыта рыба, водные животные или морские промысловые растения или нет. Местом совершения преступления являются только воды, входящие в территорию РК.
С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.
73.Незаконная охота.
Незаконная охота (ст. 309 УК РК). Объект преступления - общественные отношения по поводу рационального использования, охраны и обеспечения экологически необходимой численности диких животных.
Предметом незаконной охоты являются дикие звери и птицы, находящиеся в состоянии естественной свободы. Истребление домашних животных и птиц, оказавшихся по тем или иным причинам в охотничьих угодьях, либо уничтожение и добычу диких животных, содержащихся в неволе или находящихся в питомниках и вольерах, следует рассматривать как хищение или уничтожение чужого имущества.
Объективную сторону преступления образует незаконная охота на диких зверей и птиц, если это деяние совершено: а) с причинением крупного ущерба; б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Охотой признаются выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц. Нахождение в охотничьих угодьях с ружьем, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты приравнивается к охоте.
Правом охоты пользуются все граждане РК, достигшие 18-летнего возраста, имеющие охотничий билет и состоящие членами общества охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие пошлину. Охотники, заключившие договоры с заготовительными организациями, штатные охотники, охотники промысловых хозяйств и т. п. получают право на охоту с 14-летнего возраста независимо от вступления в члены общества охотников, но при условии уплаты государственной пошлины. Незаконной является охота: без надлежащего разрешения (охота без охотничьего билета, при отсутствии лицензии, путевки); в запретных местах (например, в зеленых зонах вокруг городов); в запрещенные сроки (в то время, когда запрещена всякая охота либо охота на определенные виды зверей и птиц); запрещенными орудиями и способами (например, путем выгона животных на гладкий лед и т. п.).
К транспортным средствам или воздушным судам относятся мотоциклы, автомобили, моторные лодки, катера, самолеты, вертолеты и другие механические транспортные средства. Под применением транспортных средств или воздушных судов понимается их использование в качестве средства охоты: выслеживание, преследование, добывание путем наезда и т. п. Не могут быть признаны орудиями преступления транспортные средства или воздушные суда, если они использовались лишь для доставки нарушителя к месту незаконной охоты или вывоза добытого.
Наряду с применением взрывчатых веществ и газов уголовно наказуемую охоту образует применение иных способов массового уничтожения птиц и зверей (например, выжигание растительности в местах концентрации животных).
Перечень зверей и птиц, охотиться на которых полностью запрещено, дается в правилах охоты. Так, запрещается в течение всего года охота на белого медведя, уссурийского тигра, речного бобра, пятнистого оленя, зубра, марала, на все виды лебедей.
Состав преступления материально-формальный. Незаконная охота, причинившая крупный ущерб, сформулирована как материальный состав. Для признания ее оконченным преступлением обязательно наступление указанных вредных последствий.
Незаконная охота при обстоятельствах, указанных в пп. «б» - «г» ч.1 ст. 309 УК РК, сконструирована как формальный состав. Преступление при этом окончено с момента начала выслеживания или преследования зверей и птиц независимо от того, были ли они добыты или нет.
Субъективная сторона преступления предполагает прямой умысел.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.
В ч. 2 ст. 309 УК РК предусмотрена ответственность за незаконную охоту, совершенную лицом с
использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
74.Понятие и
виды транспортных
Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Под транспортом (от лат. transportare — перевозить, перемещать) понимается отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.
Различают наземный, воздушный и водный транспорт. К наземным видам транспорта относится железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. К водному относят морской и речной виды транспорта, а к воздушному — авиационный.
В зависимости от назначения различают транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования обслуживает процесс производственного обращения и население. К транспорту необщего пользования относят транспорт, предназначенный для внутризаводского перемещения сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и т. п., а также транспорт личного пользования.
В зависимости от характера выполняемой работы транспорт подразделяют на пассажирский и грузовой.
Обеспечение безопасного функционирования всех видов транспорта в современных условиях рассматривается в качестве одной из актуальных задач государства, его специальных ведомств и общества в целом.
Видовым объектом транспортных преступлений является состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в целом. Видовым объектом транспортных преступлений является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией транспортных средств.
Непосредственным объектом рассматриваемых преступлений является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией и пользованием отдельными видами транспорта.
Предметом транспортных преступлений является подвижной состав железнодорожного транспорта (локомотивы, электровозы, вагоны, дрезины и др.), средства воздушного, морского, речного, автомобильного (механического) транспорта и электротранспорта, средства сигнализации или связи, а равно иное транспортное оборудование, пути сообщения, транспортные коммуникации и магистральные трубопроводы.
С объективной стороны транспортные преступления выражаются в совершении виновными определенных действий (деятельности) либо в бездействии, которые проявляются в нарушении каких-либо установленных законами или иными нормативными правовыми актами либо техническими нормативами или условиями правил, направленных на обеспечение безопасного функционирования железнодорожного, воздушного, морского, речного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, а равно магистральных трубопроводов.
Большинство составов транспортных преступлений сформулировано по типу материальных, когда в диспозициях соответствующих статей (или частей статей) УК указывается на наступление определенных преступных последствий в результате нарушения тех или иных правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства либо иной правонарушающей деятельности. Лицо несет уголовную ответственность за транспортное преступление лишь при условии, если наступившее преступное последствие находится в причинной связи с нарушением тех или иных правил безопасности движения или эксплуатации соответствующего транспортного средства, с разрушением или повреждением путей сообщения, средств сигнализации или связи, других предметов транспортного оборудования и т. п.
Субъектами одних транспортных преступлений могут быть только работники транспортных организаций и объединений (специальные субъекты), прошедшие специальную профессиональную подготовку, получившие сертификат или иной допуск к работе на том или ином транспортном средстве или в сфере транспортного обслуживания безопасного функционирования соответствующего вида транспорта. Субъектами ряда других транспортных преступлений могут быть как лица, имеющие специальную профессиональную подготовку и являющиеся работниками транспортных организаций, так и лица, не являющиеся работниками транспортных организаций.
Уголовная ответственность за транспортные преступления по общему правилу наступает с 16 лет. Однако за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 299 УК РК) ответственность наступает с 14 лет. Во всех случаях должно быть установлено, что лицо, совершившее транспортное преступление, является вменяемым.
С субъективной стороны большинство транспортных преступлений совершаются по неосторожности — при наличии либо легкомыслия, либо небрежности. Однако некоторые транспортные преступления с субъективной стороны характеризуются умышленной виной (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения — ст. 299 УК РК, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие — ст. 305 УК РК).
С учетом особенностей объективной стороны составов транспортных преступлений мы выделим:
75.Оставление места дорожно - транспортного происшествия.
Оставление места дорожно-
транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации
транспортных средств, в случае наступления последствий, предусмотренных статьей 296
настоящего Кодекса
Примечание. Лицо, оставившее
место дорожно-транспортного
оказанием помощи пострадавшим, освобождается от уголовной ответственности по
настоящей статье.
Объективная сторона- совершение действия, способом оставления (без своего присутствия) места ДТП.
Субъективная сторона- прямой умысел
Субъект- специальный – лицо управляющее транспортным средством
76.Нарушение международных правил полетов.
Нарушение правил международных полетов (ст. 306 УК РК). Общественная опасность нарушения правил международных полетов заключается в том, что в результате таких действий нарушается полный и исключительный суверенитет Республики Казахстан над ее воздушным пространством, а также создается угроза подрыва обороноспособности страны, столкновения и гибели гражданских и военных воздушных судов, их экипажей и пассажиров, порождается обстановка возможности возникновения межгосударственных конфликтов.