Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:44, шпаргалка
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Уголовное право Республики Казахстан» (Особенная часть)
Посредничество во
взяточничестве (ст. 313 УК РК)
Объект и предмет посредничества во взяточничестве
полностью совпадает с объектом и предметом
преступления, предусмотренного ст. 311
УК РК - получение взятки.
Субъективная сторона данного
состава преступления заключается:
- в посредничестве во взяточничестве,
то есть способствовании взяткополучателю
и взяткодателю в достижении соглашения
между ними о получении и даче взятки;
- в посредничестве во взяточничестве,
то есть способствовании взяткополучателю
и взяткодателю в реализации соглашения
между ними о получении и даче взятки.
Субъектом данного преступления является
лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона рассматриваемого
деяния характеризуется прямым умыслом,
лицо заведомо знает, что предмет взятки
будет дан взяткодателем и обещает его
передать взяткополучателю.
В Постановлении Пленума Верховного
суда Республики Казахстан от 22 декабря
1995 года №9 "О практике применения судами
законодательства об ответственности
за взяточничество" отмечается, что
должностное или иное лицо, организовавшее
дачу или получение взятки, подстрекавшее
к этому либо явившееся пособником дачи
или получения взятки и одновременно выполнявшее
посреднические функции, несет ответственность
за соучастие в даче или получении взятки.
При этом вопрос о квалификации действий
соучастника должен решаться с учетом
направленности его умысла исходя из того,
в чьих интересах, на чьей стороне и по
чьей инициативе - взяткодателя или взяткополучателя
- он действует.
Необходимо
отличать посредничество
во взяточничестве от
дачи и получения взятки, учитывая, что
посредником является лицо, которое, действуя
по поручению взяткодателя или взяткополучателя,
непосредственно передает предмет взятки.
При этом для признания такого лица виновным
в посредничестве во взяточничестве не
имеет значения, получил ли он от взяткодателя
либо взяткополучателя вознаграждение.
83.Халатность и бездействие по службе.
Халатность (ст. 316 УК РК). то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе,
если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Объект и субъект халатности по своему содержанию ничем не отличаются от аналогичных понятий, используемых при характеристике других преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, и проанализированы выше.
С объективной стороны халатность характеризуется, во-первых, бездействием должностного лица или ненадлежащим (ущербным) его действием по исполнению своих обязанностей; во-вторых, наступлением последствий, указанных в законе; в-третьих, причинной связью между ненадлежащим поведением по службе должностного лица и наступившими последствиями.
При халатности ответственность должностного лица основана на том, что оно не сделало положенного по службе или сделало это несвоевременно, неполно, неточно, некачественно и т. п. В связи с этим прежде всего требуется абсолютно точно выяснить на основе соответствующих законов, иных нормативных актов, приказов, должностных инструкций, какие именно обязанности были в установленном порядке возложены на данное должностное лицо, что конкретно оно обязано было сделать. Одних общих утверждений о невыполнении субъектом своих обязанностей, об отсутствии с его стороны должного контроля за поведением других лиц, его невнимательности и в целом ненадлежащем исполнении обязанностей по службе без уточнения, в чем именно выражались эти упущения, недостаточно для обвинения в халатности.
Причинная связь между бездействием должностного лица и каким-либо последствием имеется лишь в том случае, если установлено, что надлежащее выполнение должностных обязанностей исключило бы наступление вредных последствий.
Субъективная сторона. Халатность — единственное преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, совершаемое по неосторожности. Неосторожная вина может быть в виде самонадеяности либо небрежности. И в том и в другом случае необходимо обосновать, что должностное лицо не только должно было, но и могло в конкретной обстановке надлежаще выполнить свои обязанности и тем самым не допустить (предотвратить) вредные последствия. При этом учитываются как объективные внешние условия, в которых находилось данное должностное лицо, так и его субъективные возможности, связанные с профессиональной подготовленностью, опытом, уровнем образования, состоянием здоровья и т. п.
Часть 2 ст. 316 УК РК предусматривает квалифицированный состав халатности, когда невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Халатность относится к числу преступлений небольшой тяжести, а при наличии квалифицирующих и особо квалифицирующих обстоятельств — к преступлениям средней тяжести.
От халатности как преступления против интересов службы следует отличать случаи неисполнения или недобросовестного исполнения профессиональных обязанностей, никак не связанных с должностными полномочиями субъекта, даже если они у него имеются. Поэтому, например, медицинские работники государственного учреждения здравоохранения (врач, хирург, медсестра), допустившие небрежность при проведении лечения, хирургической операции, лечебной процедуры, могут нести ответственность только за неосторожное преступление против личности.
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 307 УК РК), превышение должностных полномочий (ст. 308 УК РК), служебный подлог (ст. 314 УК РК) и халатность (ст. 316) — это составы общих преступлений против государственной власти и интересов службы, которые могут быть совершены в любых звеньях публичного аппарата управления, работниками этого аппарата. За исключением халатности, все преступления против интересов службы совершаются умышленно. Обязательным условием уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий и халатность является причинение указанных в законе последствий.
84.Понятие и виды преступлений против порядка управления.
Важным условием нормального функционирования общества является управление людьми, осуществляемое властными органами и их работниками — должностными лицами, в том числе представителями власти. В процессе управленческой деятельности возникают многообразные отношения, которые можно разделить на две группы: внутренние отношения в органах управления и отношения органов управления с гражданами. Преступления против порядка управления — это посягательства на управленческие отношения, совершенные гражданами, не являющимися субъектами управления.
Весьма близкими к этим преступлениям являются административно-правовые деликты, о чем свидетельствует частое перемещение правонарушений из уголовного права в административное и наоборот. О тесной связи между этими отраслями свидетельствует наличие в КоАП РК специальной гл. 19, предусматривающей ответственность за посягательства на порядок управления, которые отличаются от соответствующих преступлений главным образом степенью опасности. Например, в обоих кодексах есть ответственность за самоуправство, которое в зависимости от того, был ли причиненный вред существенным, признается либо преступлением (ст. 327 УК РК), либо проступком (ст. 19.1 КоАП РК).
Из-за широты понятия «порядок управления» возникают трудности при классификации норм данной главы. Наиболее целесообразной представляется классификация, основанная на объектах посягательства — составных частях порядка управления, условиях нормального функционирования его механизма. Такая классификация выглядит следующим образом:
- Публичное оскорбление и иное посягательство на честь и достоинство Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, осквернение изображений Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, воспрепятствование
Таким образом, преступления против порядка управления представляют собой деяния, посягающие на нормальную деятельность органов государственного управления по выполнению ими управленческих функций, совершаемые гражданами (частными лицами). Эти деяния отличаются от преступлений против интересов государственной службы главным образом по субъекту, а от административных правонарушений — по степени общественной опасности.
85.Надругательство над Государственным флагом, Государственным гербом или Государственным гимном Республики Казахстан.
Надругательство над Государственным гербом Республики Казахстан или Государственным флагом Республики Казахстан (ст. 321 УК РК). Символами, олицетворяющими независимость и суверенность государства, его авторитет, являются Государственный герб и Государственный флаг Республики Казахстан.
В Казахстане их описание и порядок использования регулируются законом о «государственных символах».
Граждане должны уважительно относиться к символам государства. В Положении о Государственном флаге подчеркивается, что лица, виновные в его осквернении, несут ответственность в соответствии с законами РК. Пренебрежительное отношение к главным символам государства подрывает его авторитет, который и является основным объектом данного преступления.
Предметом могут быть только Государственный флаг, герб, гимн. Другие флаги (зарубежных государств, общественных объединений) и гербы (городов и т. д.) не являются предметом данного преступления.
Объективная сторона выражается в надругательстве, т. е. действиях, оскверняющих герб, гимн или флаг: сжигании, ином уничтожении или повреждении, загрязнении, нанесении оскорбительных надписей, срывании и т. д. Возможно надругательство в виде устных циничных выражений, непристойных жестов. Указанные действия могут совершаться в отношении специально изготовленного герба или флага либо их изображения на каком-либо предмете (бланке, монете и т. д.).
Субъективная сторона заключается в прямом умысле: виновный сознает, что предметом его действий является государственная символика, и желает надругаться над ней. Однако состава не будет, если лицо уничтожает или повреждает предмет, на котором изображены герб или флаг, без намерения глумиться над ними.
Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности.
Деяние относится к категории преступлений небольшой тяжести.
86.Противоправное
изменение Государственной
Противоправное изменение Государственной границы Республики Казахстан (ст. 331 УК РК). Одно из условий неприкосновенности границы — ее точное обозначение. В соответствии со ст. 6 Закона о Государственной границе государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками, описание и порядок установки которых определяются международными договорами РК и решениями Правительства РК. Незаконные действия с этими знаками создают обстановку неопределенности, порождают пограничные споры и способствуют нарушениям неприкосновенности границ.