Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:11, курсовая работа
Краткое описание
На рубеже веков в России остро обозначились противоречия в экономической, политической, правовой и образовательной сферах. Современная психология оказалась на пересечении этих противоречий, поскольку в них вовлечены судьбы людей. Судя по классическим исследованиям человека Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна психология может стать в новом веке ведущей наукой об устройстве общества. В своих завещаниях А.Н. Леонтьев определил будущее психологии как ценностной этической драматической науки
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Проблема адаптации и реадаптации осужденных в психологии 8 1.1.Личность осужденного и основные проблемы ее социальной реадаптации 8 1.2. Способы психологического воздействия на личность осужденного 14 Глава 2. Проблемы и механизмы реадаптации и ресоциализации осужденных 18 2.1.Проблемы реадаптации и ресоциализации осужденных 18 2.2.Механизма ресоциализации осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания 24 Заключение 31 Список литературы 33
Механизм
самовнушения заключается в реализации
заданной воспитателем схемы осужденным
самому себе. Поэтому самовнушением
осужденных воспитатель может управлять.
Механизм самовнушения схож с механизмом
психологической тренировки, при которой
воспитатель стремиться развивать у осужденных
стремление заниматься определенной деятельностью
(например, становление адаптационных
механизмов к ближайшему окружению).
Если
восстановление правового статуса
освобождаемого до статуса обычного гражданина
в основном зависит от поведения самого
лица, то для бытового и трудового устройства
ему необходима помощь.
Этим
проблемам уделяется внимание уже
в ходе исполнения наказания. С осужденным
проводится воспитательная работа в целях
подготовки его к освобождению, ему разъясняются
его права и обязанности.
Глава 2. Проблемы и
механизмы реадаптации
и ресоциализации
осужденных
2.1.Проблемы
реадаптации и
ресоциализации осужденных
Личность
человека, осужденного к лишению
свободы, претерпевает значительные изменения,
в результате которых наибольшую значимость
для него приобретают ценности, обеспечивающие
индивидуальное, как бы вне социальное
существование, а ценности, отображающие
деятельностную и социальную сущность
человека, уходят на второй план. Этот
факт подтверждается многочисленными
исследованиями как зарубежных, так и
отечественных ученых.
Осужденный
по окончании срока наказания
снова попадает в общество, законы
которого он должен соблюдать, но в
силу ряда причин не всегда в состоянии
им следовать, так как у него затруднена
социальная адаптация. Именно поэтому
на первый план в работе учреждений, исполняющих
уголовные наказания, выдвигается проблема
ресоциализации осужденных.
Включение
бывшего осужденного после его
освобождения в обычные условия жизни
общества является единственным вариантом
определения эффективности работы учреждений,
исполняющих наказания, позволяющим точно
определить значимую общественную направленность
их деятельности.
Под
ресоциализацией осужденных следует
понимать длительный процесс, имеющий
в своей основе сложный комплекс психолого-педагогических,
экономических, медицинских, юридических
и организационных мер, направленных на
формирование у каждого осужденного способности
и готовности к включению после отбытия
наказания в обычные условия жизни общества.
Это поможет осужденному на первых порах
более или менее успешно справляться с
необходимым количеством ролей в обычных
условиях жизни общества, а в перспективе
будет служить основной базой для восстановления
соответствующего объема функций нормального
члена общества. В то же время она предъявляет
конкретные требования к условиям отбывания
наказаний. Они должны быть достаточными,
по крайней мере, для того, чтобы осужденный
не утрачивал умений и навыков поведения,
практикуемого в обычных условиях жизни
общества. Учет этого требования позволяет
преодолеть существенный недостаток в
идеологии воспитания, которая на протяжении
многих лет мирилась с существующими в
местах лишения свободы условиями, затрудняющими
эффективную организацию педагогического
процесса [8,с.137].
Для
объективного научного освещения характера
процесса ресоциализации следует определить
его задачи. К ним могут быть
отнесены:
1.
повышение общеобразовательного уровня
осужденных;
2.
профессиональное обучение либо
повышение производственной квалификации;
3.
охрана здоровья, приучение к
порядку и условиям, установленным
в учреждениях;
4.
нейтрализация негативных социально-психологических
явлений, свойственных концентрированной
среде правонарушителей, избыточного
привыкания к условиям изоляции от общества;
5.
обеспечение возможности и оказание
помощи в установлении и поддержании
социально полезных связей, подготовка
к освобождению [9,с.184].
Это
лишь приблизительный перечень задач,
объем которого на самом деле более значителен.
Он включает в себя также задачи формирования
у осужденных знания требований, предъявляемых
к членам общества, осознания изменения
социальной установки, тренировку правопослушного
поведения в условиях обычного общежития,
выявление несформированных (неразвитых)
способностей и т.д. К числу задач процесса
ресоциализации следует отнести и осуществление
лечебной деятельности, оказание психологической
и социальной помощи осужденным в период
их пребывания в учреждениях, исполняющих
наказания.
В
настоящее время идея ресоциализации
преступников становится ведущей в
коренной перестройке деятельности
пенитенциарных учреждений. В этом
направлении уже предприняты
определенные организационные и законодательные
инициативы. Так, отменены запреты, разрывающие
социальные связи, сняты ограничения в
переписке, отменены такие взыскания,
как лишение осужденных свиданий с близкими
родственниками.
Страны
Европейского содружества уже накопили
достаточный опыт ресоциализации преступников,
отбывавших наказания в виде лишения свободы.
Несмотря на национальные и другие особенности,
их опыт позволит сэкономить время и избежать
ошибок в перестройке деятельности учреждений,
исполняющих уголовные наказания, учесть
свои местные условия и разработать, возможно,
более эффективную казахстанскую систему
ресоциализации лиц, преступивших закон
и находящихся в местах лишения свободы.
В
уголовно-исполнительных учреждениях
Европы, так же и в казахстанских,
основными средствами, способствующими
ресоциализации преступников, являются
общеобразовательное и профессиональное
обучение и производительный труд. В то
же время существуют значительные различия
не только в содержании осужденных, но
и в решении других проблем, среди которых
особое место занимает социальная работа
с осужденными, требующая тщательного
изучения.
Специальным
объектом внимания служб социальной
работы во всем мире являются заключенные
как одна из наименее защищенных групп
населения. Например, в США социальная
работа в отношении правонарушителей
осуществляется получившей широкое распространение
службой пробации, которая, кроме оказания
социальной помощи условно осужденным
и условно освобожденным (например, трудоустройство,
предоставление жилья, материальная поддержка)
ведет большую работу по профилактике
рецидивной преступности [14,с.35].
В
Германии исторически сложилось
традиционное участие церкви в оказании
социальной помощи, поэтому проблемами
осужденных занимаются не только государственные
организации, но и религиозные [14,с.37].
Во
Франции социальная работа с осужденными,
как направление социальной политики
осуществляется муниципалитетами и
ведется в основном на региональном
уровне [14,с.39].
В
Великобритании и Финляндии наряду
с государственными социальными структурами
широко развита сеть неправительственных,
общественных структур или полугосударственных
образований, которые финансируются и
контролируются государством. В их функции
входят: разработка конкретных социальных
программ, их реализация, оказание социальной
помощи, привлечение к социальной работе
необходимых специалистов на общественных
началах и оказание помощи осужденным
[14,с.44].
Целью
социальной работы с осужденными
следует считать помощь в снижении
порога конфликтности осужденных с
обществом посредством включенности в
реадаптационные программы, трудовую
деятельность, получение общего и профессионального
образования.
Социальную
работу с заключенными в пенитенциарных
учреждениях зарубежных стран осуществляют
как штатные сотрудники, так и добровольцы.
Различны подходы к определению необходимой
оптимальной численности штатных социальных
работников в пенитенциарных учреждениях.
Так в Великобритании, в каждом учреждении
для молодых правонарушителей работает
группа социальных работников численностью
не менее двух человек. В США национальный
совет по преступности и делинквентности
несовершеннолетних установил численность
социальных работников в исправительных
учреждениях в пропорции 1 сотрудник на
40 правонарушителей.
Например,
в Англии в первые часы заключения
в тюрьму человек получает «Информационный
пакет заключенного», состоящий из 15 отдельных
брошюр, где изложены выдержки из тюремных
правил и подробные разъяснения к ним.
При этом особое внимание уделяется перечню
предоставляемой заключенным социальной
помощи и тому, каким образом ее можно
получить: «полезные организации», «социальная
защита и выплаты по освобождению», «служба
социального обеспечения» [14,с.47].
Значительный
интерес в организации социальной
работы с осужденными представляет
опыт Германии. Педагоги и социальные
работники после предварительных собеседований
и изучения потенциальных возможностей
осужденного составляют акт, на основании
которого осужденного направляют в соответствующее
исправительное учреждение.
Так
в тюрьму г.Мюнстера направляются лица
для завершения среднего образования,
в тюрьму г. Варлея — желающие получить
нужную профессию и ремесло, в тюрьму г.Геллерме
направляются студенты.
В
Финляндии в 1975 году была основана Ассоциация
по делам испытания и последующего
ухода для помощи в решении социальных
проблем условно освобожденных и освобожденных
заключенных. Деятельность организации
находится под контролем и руководством
Министерства юстиции. Цель деятельности
сотрудников организации состоит в разносторонней
помощи (психологическая поддержка, юридические
консультации, решение проблем с жильем,
трудоустройство) лицам, освобожденным
или условно освобожденным. Особо важной
задачей остается развитие личной ответственности
заключенных, прежде всего навыков самообслуживания,
установления контактов, привычки соблюдать
обязательства, обучение ведению счетов
и денежных расчетов [14,с.51].
В
Дании и Голландии распространен
опыт самообслуживания заключенных, объединенных
в группы по 10-12 человек (приготовление
пищи, стирка, уборка помещения). Самообслуживание
представляет собой серьезную основу
развития личной ответственности [14,с.54].
По
мнению западных специалистов ресоциализации
заключенных в значительной мере
способствует относительная открытость
учреждения и применение следующих
мер:
1)
«импорт» специалистов и возможных
услуг — приглашение специалистов,
не работающих непосредственно
в правовой системе, например
для консультаций по правовым
вопросам. Подобные мероприятия
имеют то преимущество, что заключенные
встречаются с обычными гражданскими
лицами и сами могут общаться с ними как
обыкновенные граждане. Эта модель должна
также способствовать развитию самообслуживания,
когда близлежащие магазины, библиотеки
предоставляют свои товары и услуги.
2)
«экспорт» услуг исправительного
учреждения в общество: например, предоставление
специалистами учреждения консультационных
услуг гражданам близлежащей части города.
Успешность
социальной адаптации, как показывает
практика и исследования, зависит:
1.
от включения освобожденного в общественно
полезный труд, обучение (прогрессивная
реадаптация);
2.
установления здоровых семейных
отношений, в том числе с
родителями;
3.
восстановления коммуникативных
социальных связей;
4.
укрепления нравственных ценностей
как факторов социального поведения [6,с.174].
Для
освобождающихся из мест лишения
свободы необходимы дифференцированные
социальные программы. Уголовно – исполнительные
учреждения не могут подготовить
осужденных к освобождению без помощи
других организаций гражданского общества.
Поэтому необходимо способствовать тому,
чтобы государственные и общественные
организации, работающие с бывшими осужденными,
устанавливали с ними взаимоотношения
еще до освобождения и начинали планировать
процесс их реинтеграции в общество.
Не
менее важным фактором успешной социальной
адаптации осужденных является поддержание
семейных и личных связей с помощью
свиданий. Во многих тюрьмах и колониях
Восточной Европы и Средней Азии
на территории тюрьмы находится группа
небольших жилых помещений, в которых
посетители могут до 72 часов жить вместе
с находящимся в заключении членом семьи.
В Канаде и некоторых пенитенциарных системах
США предоставляются аналогичные помещения,
часто в виде расположенного в пределах
периметра тюрьмы домика на колесах, окруженного
деревянным забором с целью создания обстановки
уединенности. Находящиеся в таких помещениях
заключенные должны ежедневно в определенное
время появляться для режимной проверки.
В некоторых штатах Индии для приговоренных
к большим срокам заключения, которые
доказали, что не представляют опасности,
были созданы открытые тюрьмы типа деревенских
поселений. Заключенные могут жить в этих
поселениях вместе со своими семьями в
отдельных жилищах и заниматься сельским
хозяйством или иным трудом, для членов
их семей предусмотрены школы и иные учреждения.
2.2.Механизма
ресоциализации осужденных
к лишению свободы и
освобожденных от этого
наказания
Учение
о ресоциализации осужденных, а также
освобожденных лиц в полной мере
не было разработано до последнего
времени. Серьезными проблемами выступали
проблемы методологического характера.
В условиях кризиса механизмов воздействия
на индивида предложения по преодолению
аномии были озвучены В.Е. Кемеровым, разработавшим
теорию "предметного воздействия".
На этой основе нами предлагается новая
система ресоциализации осужденных к
лишению свободы, освобожденных от этого
наказания и всех десоциализированных
лиц.