Реадаптация и ресоциализация осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

На рубеже веков в России остро обозначились противоречия в экономической, политической, правовой и образовательной сферах. Современная психология оказалась на пересечении этих противоречий, поскольку в них вовлечены судьбы людей. Судя по классическим исследованиям человека Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна психология может стать в новом веке ведущей наукой об устройстве общества. В своих завещаниях А.Н. Леонтьев определил будущее психологии как ценностной этической драматической науки

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема адаптации и реадаптации осужденных в психологии 8
1.1.Личность осужденного и основные проблемы ее социальной реадаптации 8
1.2. Способы психологического воздействия на личность осужденного 14
Глава 2. Проблемы и механизмы реадаптации и ресоциализации осужденных 18
2.1.Проблемы реадаптации и ресоциализации осужденных 18
2.2.Механизма ресоциализации осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания 24
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

33431-реадаптация и ресоциализация осужденных.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

    Механизм  самовнушения заключается в реализации заданной воспитателем схемы осужденным самому себе.  Поэтому самовнушением  осужденных воспитатель может управлять. Механизм самовнушения схож с механизмом психологической тренировки, при которой воспитатель стремиться развивать у осужденных стремление заниматься определенной деятельностью (например, становление адаптационных механизмов к ближайшему окружению).

    Если  восстановление правового статуса  освобождаемого до статуса обычного гражданина в основном зависит от поведения самого лица, то для бытового и трудового устройства ему необходима помощь.

    Этим  проблемам уделяется внимание уже  в ходе исполнения наказания. С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, ему разъясняются его права и обязанности.

 

     Глава 2. Проблемы и  механизмы реадаптации  и ресоциализации осужденных

2.1.Проблемы  реадаптации и  ресоциализации осужденных

    Личность  человека, осужденного к лишению  свободы, претерпевает значительные изменения, в результате которых наибольшую значимость для него приобретают ценности, обеспечивающие индивидуальное, как бы вне социальное существование, а ценности, отображающие деятельностную и социальную сущность человека, уходят на второй план. Этот факт подтверждается многочисленными исследованиями как зарубежных, так и отечественных ученых.

    Осужденный  по окончании срока наказания  снова попадает в общество, законы которого он должен соблюдать, но в  силу ряда причин не всегда в состоянии им следовать, так как у него затруднена социальная адаптация. Именно поэтому на первый план в работе учреждений, исполняющих уголовные наказания, выдвигается проблема ресоциализации осужденных.

    Включение бывшего осужденного после его  освобождения в обычные условия жизни общества является единственным вариантом определения эффективности работы учреждений, исполняющих наказания, позволяющим точно определить значимую общественную направленность их деятельности.

    Под ресоциализацией осужденных следует понимать длительный процесс,  имеющий в своей основе сложный комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества. Это поможет осужденному на первых порах более или менее успешно справляться с необходимым количеством ролей в обычных условиях жизни общества, а в перспективе будет служить основной базой для восстановления соответствующего объема функций нормального члена общества. В то же время она предъявляет конкретные требования к условиям отбывания наказаний. Они должны быть достаточными, по крайней мере, для того, чтобы осужденный не утрачивал умений и навыков поведения, практикуемого в обычных условиях жизни общества. Учет этого требования позволяет преодолеть существенный недостаток в идеологии воспитания, которая на протяжении многих лет мирилась с существующими в местах лишения свободы условиями, затрудняющими эффективную организацию педагогического процесса [8,с.137].  

    Для объективного научного освещения характера  процесса ресоциализации следует определить его задачи. К ним могут быть отнесены:

    1.     повышение общеобразовательного уровня осужденных;

    2.     профессиональное обучение либо  повышение производственной квалификации;

    3.     охрана здоровья, приучение к  порядку и условиям, установленным  в учреждениях;

    4.     нейтрализация негативных социально-психологических  явлений, свойственных концентрированной среде правонарушителей, избыточного привыкания к условиям изоляции от общества;

    5.     обеспечение возможности и оказание  помощи в установлении и поддержании  социально полезных связей, подготовка  к освобождению [9,с.184].  

    Это лишь приблизительный перечень задач, объем которого на самом деле более значителен. Он включает в себя также задачи формирования у осужденных знания требований, предъявляемых к членам общества, осознания изменения социальной установки, тренировку правопослушного поведения в условиях обычного общежития, выявление несформированных (неразвитых) способностей и т.д. К числу задач процесса ресоциализации следует отнести и осуществление лечебной деятельности, оказание психологической и социальной помощи осужденным в период их пребывания в учреждениях, исполняющих наказания.

    В настоящее время идея ресоциализации преступников становится ведущей в  коренной перестройке деятельности пенитенциарных учреждений. В этом направлении уже предприняты  определенные организационные и законодательные инициативы. Так, отменены запреты, разрывающие социальные связи, сняты ограничения в переписке, отменены такие взыскания, как лишение осужденных свиданий с близкими родственниками.

    Страны  Европейского содружества уже накопили достаточный опыт ресоциализации преступников, отбывавших наказания в виде лишения свободы. Несмотря на национальные и другие особенности, их опыт позволит сэкономить время и избежать ошибок в перестройке деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания, учесть свои местные условия и разработать, возможно, более эффективную казахстанскую систему ресоциализации лиц, преступивших закон и находящихся в местах лишения свободы.

    В уголовно-исполнительных учреждениях  Европы, так же и в казахстанских, основными средствами, способствующими ресоциализации преступников, являются общеобразовательное и профессиональное обучение и производительный труд. В то же время существуют значительные различия не только в содержании осужденных, но и в решении других проблем, среди которых особое место занимает социальная работа с осужденными, требующая тщательного изучения.

    Специальным объектом внимания служб социальной работы во всем мире являются заключенные  как одна из наименее защищенных групп  населения. Например, в США социальная работа в отношении правонарушителей осуществляется получившей широкое распространение службой пробации, которая, кроме оказания социальной помощи условно осужденным и условно освобожденным (например, трудоустройство, предоставление жилья, материальная поддержка) ведет большую работу по профилактике рецидивной преступности [14,с.35].  

    В Германии исторически сложилось  традиционное участие церкви в оказании социальной помощи, поэтому проблемами осужденных занимаются не только государственные  организации, но и религиозные [14,с.37].  

    Во  Франции социальная работа с осужденными, как направление социальной политики осуществляется муниципалитетами и  ведется в основном на региональном уровне [14,с.39].  

    В Великобритании и Финляндии наряду с государственными социальными структурами широко развита сеть неправительственных, общественных структур или полугосударственных образований, которые финансируются и контролируются государством. В их функции входят: разработка конкретных социальных программ, их реализация, оказание социальной помощи, привлечение к социальной работе необходимых специалистов на общественных началах и оказание помощи осужденным [14,с.44].  

    Целью социальной работы с осужденными  следует считать помощь в снижении порога конфликтности осужденных с обществом посредством включенности в реадаптационные программы, трудовую деятельность, получение общего и профессионального образования.

    Социальную  работу с заключенными в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран осуществляют как штатные сотрудники, так и добровольцы. Различны подходы к определению необходимой оптимальной численности штатных социальных работников в пенитенциарных учреждениях. Так в Великобритании, в каждом учреждении для молодых правонарушителей работает группа социальных работников численностью не менее двух человек. В США национальный совет по преступности и делинквентности несовершеннолетних установил численность социальных работников в исправительных учреждениях в пропорции 1 сотрудник на 40 правонарушителей.

    Например, в Англии в первые часы заключения в тюрьму человек получает «Информационный пакет заключенного», состоящий из 15 отдельных брошюр, где изложены выдержки из тюремных правил и подробные разъяснения к ним. При этом особое внимание уделяется перечню предоставляемой заключенным социальной помощи и тому, каким образом ее можно получить: «полезные организации», «социальная защита и выплаты по освобождению», «служба социального обеспечения» [14,с.47].  

    Значительный  интерес в организации социальной работы с осужденными представляет опыт Германии. Педагоги и социальные работники после предварительных собеседований и изучения потенциальных возможностей осужденного составляют акт, на основании которого осужденного направляют в соответствующее исправительное учреждение.

    Так в тюрьму г.Мюнстера направляются лица для завершения среднего образования, в тюрьму г. Варлея — желающие получить нужную профессию и ремесло, в тюрьму г.Геллерме направляются студенты.

    В Финляндии в 1975 году была основана Ассоциация по делам испытания и последующего ухода для помощи в решении социальных проблем условно освобожденных и освобожденных заключенных. Деятельность организации находится под контролем и руководством Министерства юстиции. Цель деятельности сотрудников организации состоит в разносторонней помощи (психологическая поддержка, юридические консультации, решение проблем с жильем, трудоустройство) лицам, освобожденным или условно освобожденным. Особо важной задачей остается развитие личной ответственности заключенных, прежде всего навыков самообслуживания, установления контактов, привычки соблюдать обязательства, обучение ведению счетов и денежных расчетов [14,с.51].  

    В Дании и Голландии распространен  опыт самообслуживания заключенных, объединенных в группы по 10-12 человек (приготовление  пищи, стирка, уборка помещения). Самообслуживание представляет собой серьезную основу развития личной ответственности [14,с.54].  

    По  мнению западных специалистов ресоциализации заключенных в значительной мере способствует относительная открытость учреждения и применение следующих мер:

    1) «импорт» специалистов и возможных  услуг — приглашение специалистов, не работающих непосредственно  в правовой системе, например  для консультаций по правовым  вопросам. Подобные мероприятия  имеют то преимущество, что заключенные  встречаются с обычными гражданскими лицами и сами могут общаться с ними как обыкновенные граждане. Эта модель должна также способствовать развитию самообслуживания, когда близлежащие магазины, библиотеки предоставляют свои товары и услуги.

    2) «экспорт» услуг исправительного учреждения в общество: например, предоставление специалистами учреждения консультационных услуг гражданам близлежащей части города.

    Успешность  социальной адаптации, как показывает практика и исследования, зависит:

    1.     от включения освобожденного в общественно полезный труд, обучение (прогрессивная реадаптация);

    2.     установления здоровых семейных  отношений, в том числе с  родителями;

    3.     восстановления коммуникативных  социальных связей;

    4.     укрепления нравственных ценностей  как факторов социального поведения [6,с.174].  

    Для освобождающихся из мест лишения  свободы необходимы дифференцированные социальные программы. Уголовно – исполнительные учреждения не могут подготовить  осужденных к освобождению без помощи других организаций гражданского общества. Поэтому необходимо способствовать тому, чтобы государственные и общественные организации, работающие с бывшими осужденными, устанавливали с ними взаимоотношения еще до освобождения и начинали планировать процесс их реинтеграции в общество.

    Не  менее важным фактором успешной социальной адаптации осужденных является поддержание  семейных и личных связей с помощью  свиданий. Во многих тюрьмах и колониях Восточной Европы и Средней Азии на территории тюрьмы находится группа небольших жилых помещений, в которых посетители могут до 72 часов жить вместе с находящимся в заключении членом семьи. В Канаде и некоторых пенитенциарных системах США предоставляются аналогичные помещения, часто в виде расположенного в пределах периметра тюрьмы домика на колесах, окруженного деревянным забором с целью создания обстановки уединенности. Находящиеся в таких помещениях заключенные должны ежедневно в определенное время появляться для режимной проверки. В некоторых штатах Индии для приговоренных к большим срокам заключения, которые доказали, что не представляют опасности, были созданы открытые тюрьмы типа деревенских поселений. Заключенные могут жить в этих поселениях вместе со своими семьями в отдельных жилищах и заниматься сельским хозяйством или иным трудом, для членов их семей предусмотрены школы и иные учреждения.

 

2.2.Механизма ресоциализации осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания

 
 

    Учение  о ресоциализации осужденных, а также  освобожденных лиц в полной мере не было разработано до последнего времени. Серьезными проблемами выступали проблемы методологического характера. В условиях кризиса механизмов воздействия на индивида предложения по преодолению аномии были озвучены В.Е. Кемеровым, разработавшим теорию "предметного воздействия". На этой основе нами предлагается новая система ресоциализации осужденных к лишению свободы, освобожденных от этого наказания и всех десоциализированных лиц. 

Информация о работе Реадаптация и ресоциализация осужденных