Реадаптация и ресоциализация осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

На рубеже веков в России остро обозначились противоречия в экономической, политической, правовой и образовательной сферах. Современная психология оказалась на пересечении этих противоречий, поскольку в них вовлечены судьбы людей. Судя по классическим исследованиям человека Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна психология может стать в новом веке ведущей наукой об устройстве общества. В своих завещаниях А.Н. Леонтьев определил будущее психологии как ценностной этической драматической науки

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема адаптации и реадаптации осужденных в психологии 8
1.1.Личность осужденного и основные проблемы ее социальной реадаптации 8
1.2. Способы психологического воздействия на личность осужденного 14
Глава 2. Проблемы и механизмы реадаптации и ресоциализации осужденных 18
2.1.Проблемы реадаптации и ресоциализации осужденных 18
2.2.Механизма ресоциализации осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания 24
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

33431-реадаптация и ресоциализация осужденных.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

    Данная  система предполагает учет процессов  общей социализации. Указывается, что  процесс ресоциализации носит характер возобновленной социализации и продолжается вплоть до конца жизни индивида, носит непрерывный характер. Однако имеет зоны флуктуации в разные критические периоды и периоды становления индивида, их индивидуализации. А потому, например, в "переходном" возрасте не стоит помещать несовершеннолетних в условия пенитенциарных учреждений. Иначе они успешно адаптируются (приспосабливаются) к условиям учреждения, а затем довольно просто переходят к процессу индивидуализации уже в условиях исправительного учреждения, а затем легко интегрируются в сообщество, существующее в пределах данных учреждений. 

    Система ресоциализации подпадает и под  схемы межкультурной коммуникации. По мнению одного из крупнейших специалистов в данной сфере - М. Беннет, освоение нового включает последовательно этапы отрицания, защиты, умаления и лишь затем - признания, адаптации и интеграции. Это означает, что ресоциализация, начавшаяся с этапа отрицания, может развиваться по схемам: отрицание - защита и обратно, отрицание - умаление и обратно, отрицание - признание и обратно, отрицание - адаптации и обратно. Ресоциализация становится реальностью только при достижении этапа реинтеграции. Если ресоциализация начинается с этапа защиты, соответственно - первый возможный и самый серьезный круг десоциализации исключается и т.д. 

    Этапы адаптации и интеграции в форме  процессов реадаптации и реинтеграции входят в общий процесс ресоциализации осужденных в качестве стадий. Этап отрицания означает возникновение "деконструированного субъекта", не зависящего от нормативирующих структур общества. При наличии первичной социализации данный этап не встречается, и ресоциализация представляет волнообразный процесс колебаний лица от этапов интеграции и адаптации к умалению и защите и обратно. На одном из этих уровней лицо и входит в стадию индивидуализации, которая предстает как резкое колебание в ту или иную сторону при нахождении в крайних точках изменения отношения к окружающему. 

    В принципе она вписывается в практику деятельности отдельных регионов и  структур по правовой защите интересов осужденных и лиц, освобожденных из пенитенциарного учреждения. Так, принятие Закона Республики Башкортостан "О социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания" явилось вехой в начале построения механизма ресоциализации в России. В законодательном порядке впервые лица, освобожденные из мест лишения свободы, были признаны объектами социального контроля, осуществляемого государственными учреждениями и обществом. 

    Строительство механизма социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из исправительных учреждений в законодательном порядке, начато с определения прав и обязанностей сторон. Особое внимание уделяется уязвимым категориям осужденных, трудоустройству освобожденных, обеспечению лица жилой площадью. Строится договор, построенный на проявленном со стороны общества негласном доверии, признании освободившегося из исправительного учреждения лица полноправным гражданином; с другой стороны, предусматривается негласное обязательство освобожденного на оправдание данного доверия. При нарушении закона освобожденным лицом общество получает право упрека, наказания вследствие нарушения подобного договора. 

    В Законе РБ предусмотрен контроль за исполнением  положений закона со стороны компетентных органов, органов государственной власти и местного управления, а также прокурора Республик>. Имеются, конечно же, и некоторые упущения, заключающиеся в том, что в указанном Законе почти все полномочия предоставлены государственным органам, отсутствуют механизмы общественного контроля, участия общественных организаций в данном процессе. Огорчает и то, что указанный Закон распространяется на осужденных, проживавших до осуждения на территории Республики Башкортостан. Но на фоне новшеств, введенных в указанный Закон, они как бы "растворяются". 

    Впервые в законодательном порядке в  РБ была утверждена мобильная система  социальной адаптации освобожденных  лиц. Но общество быстро меняет свой облик, и темп изменений нарастает. Встает проблема ресоциализации осужденных в общество будущего. В данном аспекте возможен анализ процессов в виде прогноза общемировых, российских и региональных тенденций. 

    Среди общих сценариев более реальным выглядит социум в рамках теорий Хабермаса  и Лиотара. Если образ общества, который имеется сегодня, может быть обозначен как "множество конфликтующих факторов, ограничивающих связанных между собой индивидуумов", то общество будущего, скорее, может быть обозначено как "социум с предельно допустимыми индивидуальными различиями в рамках общих идеалов". А далее недалеко и до "более или менее случайных сообществ индивидуумов". 

    Для прикладной сферы ресоциализации осужденных данные тенденции, в свою очередь, означают размывание границ пенитенциарной системы  и строительство социума одиночества. В рамках воспитания как основного средства ресоциализации при этом могут остаться способы воздействия через жесты, символы и личный пример. Данные тенденции не должны нас пугать, так как система пенитенциарных учреждений в том виде, которая существует на данном этапе, и так не способна поддерживать ресоциализационный процесс. Основная часть ресоциализационного процесса в данных условиях, несомненно, будет проходить после освобождения осужденного. Но она не может проходить без помощи со стороны общества. Работа с освобожденными заключенными требует наличия определенных навыков и умений, проявления доброжелательности, уважения и твердости. Не каждый представитель общества обладает подобными личными качествами. 

    Другая  форма механизма, способствующего социальной адаптации и ресоциализации, вырисовывается при рассмотрении практики в данной сфере в европейских странах. Там обычно применяется практика досрочного освобождения большинства заключенных. Сама структура может носить и аморфный характер, при наличии минимума организационных центров, как, например, это происходит в Швеции. Для того чтобы следить за выполнением условий освобождения, назначаются профессиональный и общественный опекуны. Их действия подпадают под Европейские правила применения общественных санкций и мер, которые содержатся в Рекомендации N R(92)16 Совета Европы. Глава VII данных Правил к тому же рассматривает вопросы привлечения общества к работе с заключенными в период опеки после освобождения. Среди одиннадцати правил важное место занимает правило, согласно которому органы, отвечающие за опеку в период после освобождения, должны использовать существующие в обществе ресурсы, особенно при решении вопросов трудоустройства, жилья, здравоохранения. Таким образом, освобожденный заключенный получает доступ к системе социальной поддержки, что способно значительно упростить процесс его адаптации. 

    Но  даже в европейских странах общество не совсем готово к осознанной встрече  с бывшими заключенными, к общению  с ними <20>. В обществе бытуют негативные представления о лицах, отбывших наказание в пенитенциарных учреждениях. Т. Колинд вводит новый термин - "обусловленное принятие". Под ним он понимает сложившиеся в обществе правила взаимоотношений с лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы. В соответствии с ними, как он отмечает, бывшие заключенные обязаны показать свою готовность к нормальной, законопослушной жизни в обществе, всячески избегая при этом ситуаций, которые могут помешать гражданам оценивать их как нормальных, полноценных членов общества. 

    А потому бывшие заключенные не всегда могут четко определить, что им мешает, в чем затруднения при адаптации и реинтеграции. Возникает некая ситуация выжидания, в котором первый шаг сделан освобожденным, и для подтверждения его правильных с точки зрения общества намерений требуется второй шаг. Лишь после этого возможно встречное движение к освобожденным лицам со стороны представителей общества. 

    В России к данным проблемам добавляется  множество других. Общество в нашей  стране в силу общинности жизнеустройства будет требовать от освобожденного жертвенности без желания достичь лучшего удела. Вся жизнь, по мнению представителей общества, должна быть подчинена достижению русской идеи. Необходимо отметить и такую особенность российского логоса, как размытое, нефиксированное видение социальности, человека, некое предпочтение неопределенности перед определенностью. 

    В данных условиях ресоциализация осужденных и освобожденных в реалиях  России может подразумевать их использование  для сельскохозяйственной деятельности и экономического оживления регионов Сибири и Дальнего Востока. Большую настороженность при этом может рождать вопрос построения глобальной системы слежения за осужденными и необходимости разработки инженерно-технических средств. Однако опасения по поводу возможностей контроля и надзора при предполагаемой форме исполнения наказания необоснованны. Возможно в целях наиболее эффективного контроля и надзора предусмотреть две взаимосвязанные системы. Первая из них может обходиться без применения средств электронного мониторинга (слежения) и может базироваться на системе заявок органов местного самоуправления на предоставление под их контроль и надзор осужденных - специалистов того или иного профиля для работы на подконтрольной им территории.

    Вторая система может быть основана на применении технических средств контроля, которые осужденный должен иметь право выбрать в том числе. При этом необходимо построить систему градации как самих осужденных, так и территорий, в которые они могут попроситься для дальнейшего отбывания наказания. Должен иметься определенный спектр вариантов выбора для той или иной категории осужденных. 

    При этой системе осужденные могли бы сами выбирать удаленные от урбанизированных центров территории - места их дальнейшего  отбывания наказания - проживания и деятельности. Россия достойна иметь свою систему ресоциализации всех десоциализированных граждан и лиц без гражданства, ибо величие любого государства заключено в его подданных, в отношении государства к ним. При наличии человечного отношения к "уязвимым" лицам проявляется встречное человечное отношение к государству, доверие к нему и всех остальных.

 

Заключение

 
 

    Социальная  адаптация считается успешной, когда  социально полезные связи освобожденного от наказания в основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеют существенных отклонений (нормальные отношения в семье, наличие жилья, регистрации по месту жительства, постоянного места работы, участие в общественной работе, полезное проведение досуга, повышение общеобразовательного и культурного уровня и т. д.). Нормально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает правонарушений.

    Основными проблемами в сфере социальной реадаптации лиц, отбывших наказание являются: их профессиональная ориентация и трудоустройство, благополучная обстановка в семье, в кругу родственников, а также друзей, знакомых, соседей. Как уже было сказано, в большинстве случаев, у бывшего осужденного складываются напряженные отношения с окружающими, как правило, он наталкивается на стену неприятия и равнодушия.

    Из  всех рассмотренных в работе факторов, способствующих социальной реадаптации  бывших заключенных, нет ни одного, который сколько-нибудь полно реализуется в нашем государстве.

    Анализ  статистики и итогов социологического опроса наглядно выявляет остроту затронутой темы. Незамедлительно требуются  специальные меры законодательного порядка, и, в первую очередь, гарантирующие соблюдение прав отбывших уголовные наказания, обеспечивающие изменение форм и направленности профилактической работы. В этой связи есть, наверное, смысл обратиться к опыту прошлых лет, в частности, широко использовать деятельность детских судов и инспекций (братьев и сестер социальной помощи), патронажных (попечительских) служб. Важно освободить милицию от несвойственных ей функций в работе с трудновоспитуемыми. Все учреждения, где перевоспитываются подростки, должны обрести гражданского хозяина. Сокровенными делами этой возрастной категории надобно заниматься психологам, педагогам, социологам, психиатрам, а не тем, кто представляет карающую десницу, и вряд ли может рассчитывать на доверительное отношение подопечных.

    В стране с трудом, но все же возникают  и начинают действовать центры, фонды, движения, комитеты, цель которых - не оставить без всесторонней общественной заботы наших заблудших сынов и дочерей, облегчить всем искупившим вину возвращение к нормальной жизни. Словом, появляется необходимое осознание насущной проблемы, ее масштабов и возможных последствий.

    В качестве новых подходов предлагается в отношении ряда категорий освобожденных  организовать через центры социальной адаптации патронат (данная форма  социального контроля несколько  строже общественного наблюдения, но значительно мягче административного надзора), в случаях, когда отсутствует необходимость жесткого контроля за поведением индивида. В то же время за лицами, которые не подпадают под административный надзор, не встали на путь исправления во время отбывания наказания или нарушают правопорядок после освобождения от наказания, также по инициативе Совета центра социальной адаптации и под их контролем следует организовать общественное наблюдение.

Информация о работе Реадаптация и ресоциализация осужденных