Реадаптация и ресоциализация осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

На рубеже веков в России остро обозначились противоречия в экономической, политической, правовой и образовательной сферах. Современная психология оказалась на пересечении этих противоречий, поскольку в них вовлечены судьбы людей. Судя по классическим исследованиям человека Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна психология может стать в новом веке ведущей наукой об устройстве общества. В своих завещаниях А.Н. Леонтьев определил будущее психологии как ценностной этической драматической науки

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема адаптации и реадаптации осужденных в психологии 8
1.1.Личность осужденного и основные проблемы ее социальной реадаптации 8
1.2. Способы психологического воздействия на личность осужденного 14
Глава 2. Проблемы и механизмы реадаптации и ресоциализации осужденных 18
2.1.Проблемы реадаптации и ресоциализации осужденных 18
2.2.Механизма ресоциализации осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания 24
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

33431-реадаптация и ресоциализация осужденных.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение

 
 

    На  рубеже веков в России остро обозначились противоречия в экономической, политической, правовой и образовательной сферах. Современная психология оказалась  на пересечении этих противоречий, поскольку в них вовлечены судьбы людей. Судя по классическим исследованиям человека Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна психология может стать в новом веке ведущей наукой об устройстве общества. В своих завещаниях А.Н. Леонтьев определил будущее психологии как ценностной этической драматической науки. Почва и центр этой драмы - борьба личности против духовного разрушения (А.Г. Асмолов). Следовательно, психология будущего станет наукой о проблемах человека, о конструировании им своего жизненного пространства, достойной среды обитания.

    Несмотря  на заметные успехи в психологии, сейчас накопилось много нерешенных проблем, которые могут стать тормозом в развитии нашего государства. Прежде всего, это относится к появившейся криминализации сознания, что разрушает личность, мешает ей брать ответственность за свое будущее и будущее своих детей, достойно раскрыть себя, преобразуя общество в открытое правовое государство.

    Так, по данным криминологов, возрастает количество молодежных преступлений и, прежде всего, среди несовершеннолетних. Особенно тревожит факт рецидивной преступности. Все это требует неотложных мер в области превентивно-педагогической психологии, предметом которой может стать социализация законопослушной личности, а также адаптация лиц, находящихся в неволе и вставших на путь исправления, - их реадаптация.

    Можно выделить ряд противоречий в изучении этих вопросов.

    Первое  касается предотвращения новых преступлений освободившихся из мест лишения свободы. Дело в том, что отбывшие наказание четко не знают своих личностных ресурсов, завышают или занижают их, но при этом не получают своевременной психологической помощи, не ясна и психология их перевоспитания.

    Второе  противоречие заключается в самом  отбытии наказания. Оно традиционно носило карательный характер. Если мы хотим строить гуманное цивилизованное общество, необходимо создать гуманную воспитательную среду и в уголовно - исполнительной системе, выяснив, какие психолого-педагогические условия способствуют перевоспитанию заключенных, а какие - тормозят его.

    Сказать о том, что в настоящее время  режимные, воспитательные и иные службы исправительных учреждений не заинтересованы в создании условий перевоспитания, нельзя. Однако все они до настоящего времени ориентировались на соблюдение законов отбывания наказания вне контекста психологии исправления, то есть адаптации и реадаптации заключенных. Гуманизация среды отбывания наказания носила хаотический характер.

    Представления об адаптации и ресоциализации опирались  в основном на внешние проявления выполнения режима содержания (послушание заключенных, отсутствие дисциплинарных взысканий). Акцент в перевоспитании смещался с причины на следствие. Внутренний мир заключенных продолжает оставаться закрытым. Более того, было неясно, какие психолого-педагогические условия влияют на отбывание наказания, как личность взаимодействует с ними как субъект деятельности и общения (Б.Г. Ананьев), как она создает новый мир, в котором предстоит жить дальше.

    Это побуждает ученых и практиков постоянно пересматривать особенности функционирования пенитенциарных учреждений, искать формы и методы перевоспитания заключенных. Гуманизация среды может иметь различные формы. Парадоксально, но для некоторых категорий граждан места заключения в плане удовлетворения элементарных человеческих потребностей лучше, чем пребывание на свободе.

    Несмотря  на то, что в учреждениях Уголовно-исполнительной системы (УИС) в течение последних  лет достигнуты отдельные положительные  результаты в профилактике преступлений и нарушений дисциплины, в создании дифференцированных условий отбывания наказания для различных категорий осужденных, во взаимодействии с религиозными и общественными организациями и по другим направлениям, обстановка в местах лишения свободы продолжает оставаться сложной.

    В этих непростых условиях сотрудникам  Уголовно - исполнительной системы  необходимо мобилизовать все силы и  средства для достижения стабилизации обстановки и повседневного контроля за ситуацией в пенитенциарных учреждениях. Огромную помощь в этой первоочередной задаче призвана сыграть психологическая служба, которая могла бы выяснить психолого-педагогические условия, способствующие и препятствующие адаптации к местам лишения свободы и их реадаптации при освобождении.

    Требования  Минимальных стандартных правил общения с заключенными, концепция реформы УИС и ее гуманистическая направленность, зарубежный опыт функционирования пенитенциарных учреждений показывает, что современные подходы к формированию право-послушного поведения осужденных, поддержанию здорового микроклимата в их среде и построение нормальных взаимоотношений с персоналом может и должно осуществляться только при непосредственном участии психологов.

    Проблемы  адаптации заключенных в местах лишения свободы и реадаптации  лиц, освобожденных от отбывания наказания, - одни из центральных в борьбе с преступностью - находятся на стыке криминологии, исправительно-трудового права и психологии. В криминологическом плане они представляет собой одно из направлений предупреждения рецидивной преступности. В.М. Трубников считает, что социальная адаптация - "это мост, по которому освобожденные возвращаются в общество, восстанавливают социально полезные связи и правовой статус гражданина".

    Исследованиями  указанной проблемы занимаются сравнительно недавно. Отдельные ее аспекты нашли отражение в работах педагогических психологов (социализация личности в осложненных условиях), юридических психологов (психологическая сущность преступления и наказания), пенитенциарных психологов (психология личности отбывающего наказание) и др. В педагогике еще с 30-ых годов появился интерес к перевоспитанию преступников. В этой связи заслуживают внимания труды Ю.М. Антоняна, Н.А. Беляева, В.И. Гуськова, Н.И. Волошина, А.Ф. Зелинского, И.А. Стручкова, И.В. Шмарова. Проблема социальной реадаптации в различной степени освещена в исследованиях В.В. Голины, И.Н. Даныиина, B.C. Потемкина и др.

    Вместе  с тем нельзя не отметить известную  односторонность опубликованных работ: почти все они посвящены вопросам трудового и бытового устройства осужденных.

    Кроме того, в большинстве опубликованных исследований преобладает практический аспект: в той или иной степени  анализируются трудности, возникающие  у человека при попадании в  места лишения свободы или  при освобождении из них. Обобщенного же теоретического анализа проблемы адаптации заключенных еще не имеется, особенно ее психолого-педагогических аспектов. Отсутствуют также комплексные исследования механизмов адаптации, в которых бы рассматривалось взаимодействие личности и среды исправительного учреждения, формирование личностных структур, необходимых для освобождения.

    Вместе  с тем следует отметить, что  юристы, педагоги и психологи едины  во мнении, что исправлению способствует ряд факторов: режим содержания заключенных, социально - воспитательная и общественная работа, проводимая сотрудниками учреждения, организация свободного времени и досуга в колонии.

    Проведенный анализ литературы убеждает в том, что  в настоящее время остались неизученными психолого-педагогические факторы  адаптации и реадаптации в пенитенциарном учреждении, психологические и педагогические воздействия на заключенных, роль психологической службы в оказании помощи и поддержки личности. Все отмеченное можно отнести к области пенитенциарной педагогической психологии, которая в настоящее время в науке даже не заявлена.

    Таким образом, оказывается, что в науке  недостаточное внимание уделяется  именно психолого-педагогическим условиям и закономерностям отбывания  наказания и подготовки к выходу на свободу.

    Цель  нашего исследования - выявить психолого-педагогические условия и факторы реадаптации и ресоциализации осужденных.

    Объектом  исследования являлются осужденные лица.

    Предмет - этапы, содержание и механизмы реадаптации и ресоциализации осужденных.

    Задачи:

    1. Проанализировать научную литературу по предмету исследования.

    2. Выявить этапы, содержание и критерии адаптации и реадаптации заключенных.

    3. Разработать принципы и содержание работы психологической службы в местах лишения свободы.

    Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Проблема адаптации  и реадаптации  осужденных в психологии

1.1.Личность  осужденного и  основные проблемы  ее социальной  реадаптации

    Проблема  социальной реадаптации (приспособления) освобожденного к условиям нормального существования в нормальной социальной среде на свободе тесно связана с проблемой борьбы с рецидивной преступностью. Большое значение для решения этих обеих социальных проблем имеет изучение личности осужденного к моменту его освобождения из исправительно-трудового учреждения.

    Главным видом готовой продукции исправительно-трудовых учреждений, как отмечает В. Л. Васильев в своем учебнике «Юридическая психология», является социально-значимый человеческий материал, который должен представлять собой освобожденный из заключения. К сожалению, еще нередки случаи, когда лица, вышедшие из исправительно-трудовых учреждений, вновь совершают преступления. В этой связи встает проблема доказательства исправления человека, которая не менее актуальна, чем проблема доказательства виновности [4,с.35].  

    Всех  лиц, освобождающихся из мест заключения, можно разделить на три категории.

    1. Лица, вполне исправившиеся в  период отбытия наказания. После  освобождения они стремятся активно  включиться в честную трудовую  жизнь. Иногда это стремление способно преодолеть значительные трудности, с которыми освобожденный сталкивается в период адаптации.

    2. Лица с дефектами воспитания. Эти дефекты у освобожденных  могут быть в мировоззрении,  в правосознании, в моральных  и нравственных программах, а также в области трудовых навыков. Положительный прогноз поведения лиц этой категории после освобождения в значительной степени зависит от условий окружающей среды, в которую они попадут.

    3. Лица, не исправившиеся в процессе  отбытия наказания. В процессе пребывания в местах лишения свободы по ряду причин они не избавились от своих преступных взглядов, наклонностей, установок, а порой даже преступного мировоззрения. Что еще хуже, в иных случаях эти лица в местах лишения свободы обогатили свой преступный опыт, развили преступные навыки и преступное мировоззрение. Освобождение этого лица рассматривают как возможность продолжения преступной деятельности [8,с.77].  

    Социальная  адаптация зависит от степени  социальной отчужденности личности, характера преступной деятельности, ее продолжительности, состояния микросреды, в которую он входит. Труднее всего адаптироваться лицам, совершившим насильственные преступления, а также грабителям, ворам; легче - расхитителям, спекулянтам, взяточникам и проч.  

    Показателями интенсивности рецидива преступлений признаются его интервалы, то есть отрезки времени, прошедшие после освобождения лица от отбывания наказания в виде лишения свободы до совершения нового преступления.

    Основная  масса новых преступлений, совершаемых лицами, которые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период до 3 лет с момента освобождения. При этом большая часть преступлений совершается в первый год после освобождения - 52,4%, в последующем интенсивность рецидива постепенно снижается [6,с.82].  

    Таким образом, процесс адаптации освобожденных  из учреждений исполнения наказаний  завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части - к одному году. Самое трудное время для  адаптации - период до 3 (6) месяцев. Именно в это время требуются наиболее интенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. В противном случае высокая эффективность профилактики рецидивной преступности среди освобожденных от наказания обеспечена не будет. Если освобожденные из мест лишения свободы не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива. 

    Примерно  в 60% случаев наблюдается успешная социальная адаптация, то есть констатируются совпадение (гармония) ожиданий-требований социальной среды и уровня притязаний конкретного лица, наличие устойчивых положительных связей. В процессе успешной социальной адаптации вырабатываются такие личностные качества, которые позволяют человеку стать активным субъектом деятельности [9,с.142].

Информация о работе Реадаптация и ресоциализация осужденных