Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:11, курсовая работа
На рубеже веков в России остро обозначились противоречия в экономической, политической, правовой и образовательной сферах. Современная психология оказалась на пересечении этих противоречий, поскольку в них вовлечены судьбы людей. Судя по классическим исследованиям человека Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна психология может стать в новом веке ведущей наукой об устройстве общества. В своих завещаниях А.Н. Леонтьев определил будущее психологии как ценностной этической драматической науки
Введение 3
Глава 1. Проблема адаптации и реадаптации осужденных в психологии 8
1.1.Личность осужденного и основные проблемы ее социальной реадаптации 8
1.2. Способы психологического воздействия на личность осужденного 14
Глава 2. Проблемы и механизмы реадаптации и ресоциализации осужденных 18
2.1.Проблемы реадаптации и ресоциализации осужденных 18
2.2.Механизма ресоциализации осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания 24
Заключение 31
Список литературы 33
Оглавление
На рубеже веков в России остро обозначились противоречия в экономической, политической, правовой и образовательной сферах. Современная психология оказалась на пересечении этих противоречий, поскольку в них вовлечены судьбы людей. Судя по классическим исследованиям человека Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна психология может стать в новом веке ведущей наукой об устройстве общества. В своих завещаниях А.Н. Леонтьев определил будущее психологии как ценностной этической драматической науки. Почва и центр этой драмы - борьба личности против духовного разрушения (А.Г. Асмолов). Следовательно, психология будущего станет наукой о проблемах человека, о конструировании им своего жизненного пространства, достойной среды обитания.
Несмотря на заметные успехи в психологии, сейчас накопилось много нерешенных проблем, которые могут стать тормозом в развитии нашего государства. Прежде всего, это относится к появившейся криминализации сознания, что разрушает личность, мешает ей брать ответственность за свое будущее и будущее своих детей, достойно раскрыть себя, преобразуя общество в открытое правовое государство.
Так, по данным криминологов, возрастает количество молодежных преступлений и, прежде всего, среди несовершеннолетних. Особенно тревожит факт рецидивной преступности. Все это требует неотложных мер в области превентивно-педагогической психологии, предметом которой может стать социализация законопослушной личности, а также адаптация лиц, находящихся в неволе и вставших на путь исправления, - их реадаптация.
Можно выделить ряд противоречий в изучении этих вопросов.
Первое касается предотвращения новых преступлений освободившихся из мест лишения свободы. Дело в том, что отбывшие наказание четко не знают своих личностных ресурсов, завышают или занижают их, но при этом не получают своевременной психологической помощи, не ясна и психология их перевоспитания.
Второе противоречие заключается в самом отбытии наказания. Оно традиционно носило карательный характер. Если мы хотим строить гуманное цивилизованное общество, необходимо создать гуманную воспитательную среду и в уголовно - исполнительной системе, выяснив, какие психолого-педагогические условия способствуют перевоспитанию заключенных, а какие - тормозят его.
Сказать о том, что в настоящее время режимные, воспитательные и иные службы исправительных учреждений не заинтересованы в создании условий перевоспитания, нельзя. Однако все они до настоящего времени ориентировались на соблюдение законов отбывания наказания вне контекста психологии исправления, то есть адаптации и реадаптации заключенных. Гуманизация среды отбывания наказания носила хаотический характер.
Представления об адаптации и ресоциализации опирались в основном на внешние проявления выполнения режима содержания (послушание заключенных, отсутствие дисциплинарных взысканий). Акцент в перевоспитании смещался с причины на следствие. Внутренний мир заключенных продолжает оставаться закрытым. Более того, было неясно, какие психолого-педагогические условия влияют на отбывание наказания, как личность взаимодействует с ними как субъект деятельности и общения (Б.Г. Ананьев), как она создает новый мир, в котором предстоит жить дальше.
Это побуждает ученых и практиков постоянно пересматривать особенности функционирования пенитенциарных учреждений, искать формы и методы перевоспитания заключенных. Гуманизация среды может иметь различные формы. Парадоксально, но для некоторых категорий граждан места заключения в плане удовлетворения элементарных человеческих потребностей лучше, чем пребывание на свободе.
Несмотря
на то, что в учреждениях Уголовно-
В этих непростых условиях сотрудникам Уголовно - исполнительной системы необходимо мобилизовать все силы и средства для достижения стабилизации обстановки и повседневного контроля за ситуацией в пенитенциарных учреждениях. Огромную помощь в этой первоочередной задаче призвана сыграть психологическая служба, которая могла бы выяснить психолого-педагогические условия, способствующие и препятствующие адаптации к местам лишения свободы и их реадаптации при освобождении.
Требования Минимальных стандартных правил общения с заключенными, концепция реформы УИС и ее гуманистическая направленность, зарубежный опыт функционирования пенитенциарных учреждений показывает, что современные подходы к формированию право-послушного поведения осужденных, поддержанию здорового микроклимата в их среде и построение нормальных взаимоотношений с персоналом может и должно осуществляться только при непосредственном участии психологов.
Проблемы адаптации заключенных в местах лишения свободы и реадаптации лиц, освобожденных от отбывания наказания, - одни из центральных в борьбе с преступностью - находятся на стыке криминологии, исправительно-трудового права и психологии. В криминологическом плане они представляет собой одно из направлений предупреждения рецидивной преступности. В.М. Трубников считает, что социальная адаптация - "это мост, по которому освобожденные возвращаются в общество, восстанавливают социально полезные связи и правовой статус гражданина".
Исследованиями указанной проблемы занимаются сравнительно недавно. Отдельные ее аспекты нашли отражение в работах педагогических психологов (социализация личности в осложненных условиях), юридических психологов (психологическая сущность преступления и наказания), пенитенциарных психологов (психология личности отбывающего наказание) и др. В педагогике еще с 30-ых годов появился интерес к перевоспитанию преступников. В этой связи заслуживают внимания труды Ю.М. Антоняна, Н.А. Беляева, В.И. Гуськова, Н.И. Волошина, А.Ф. Зелинского, И.А. Стручкова, И.В. Шмарова. Проблема социальной реадаптации в различной степени освещена в исследованиях В.В. Голины, И.Н. Даныиина, B.C. Потемкина и др.
Вместе
с тем нельзя не отметить известную
односторонность опубликованных работ:
почти все они посвящены
Кроме того, в большинстве опубликованных исследований преобладает практический аспект: в той или иной степени анализируются трудности, возникающие у человека при попадании в места лишения свободы или при освобождении из них. Обобщенного же теоретического анализа проблемы адаптации заключенных еще не имеется, особенно ее психолого-педагогических аспектов. Отсутствуют также комплексные исследования механизмов адаптации, в которых бы рассматривалось взаимодействие личности и среды исправительного учреждения, формирование личностных структур, необходимых для освобождения.
Вместе с тем следует отметить, что юристы, педагоги и психологи едины во мнении, что исправлению способствует ряд факторов: режим содержания заключенных, социально - воспитательная и общественная работа, проводимая сотрудниками учреждения, организация свободного времени и досуга в колонии.
Проведенный анализ литературы убеждает в том, что в настоящее время остались неизученными психолого-педагогические факторы адаптации и реадаптации в пенитенциарном учреждении, психологические и педагогические воздействия на заключенных, роль психологической службы в оказании помощи и поддержки личности. Все отмеченное можно отнести к области пенитенциарной педагогической психологии, которая в настоящее время в науке даже не заявлена.
Таким образом, оказывается, что в науке недостаточное внимание уделяется именно психолого-педагогическим условиям и закономерностям отбывания наказания и подготовки к выходу на свободу.
Цель нашего исследования - выявить психолого-педагогические условия и факторы реадаптации и ресоциализации осужденных.
Объектом исследования являлются осужденные лица.
Предмет - этапы, содержание и механизмы реадаптации и ресоциализации осужденных.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по предмету исследования.
2. Выявить этапы, содержание и критерии адаптации и реадаптации заключенных.
3. Разработать принципы и содержание работы психологической службы в местах лишения свободы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.