Пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:16, реферат

Краткое описание

При глубоком рассмотрении индивидуаль-ной профилактики мы выявили три уровня воспитатель-но-профилактического воздействия на личность несовершенно-летнего.

Первый -- воспитательно-профилактическое воздействие всей системы воспитания и обучения в многообразии форм нрав-ственно-воспитательной, культурно-воспитательной работы, содействие в бытовом и трудовом устройстве, овладении трудо-выми навыками, повышении производственной квалифика-ции, принятие мер, направленных на устранение обстоя-тельств, оказывающих отрицательное влияние на условия жиз-ни и воспитания несовершеннолетних правонарушителей, при-влечение их к участию в спортивных и других кружках, секци-ях, направление в летнее время в военизированные, спортивно-трудовые и другие специализированные лагеря и т. п.

Файлы: 1 файл

оциальная педагогика 4 часть.docx

— 27.35 Кб (Скачать)
 

 Пути  и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя

При глубоком рассмотрении индивидуаль-ной профилактики мы выявили три уровня воспитатель-но-профилактического воздействия на личность несовершенно-летнего.

Первый -- воспитательно-профилактическое воздействие всей системы воспитания и обучения в многообразии форм нрав-ственно-воспитательной, культурно-воспитательной работы, содействие в бытовом и трудовом устройстве, овладении трудо-выми навыками, повышении производственной квалифика-ции, принятие мер, направленных на устранение обстоя-тельств, оказывающих отрицательное влияние на условия жиз-ни и воспитания несовершеннолетних правонарушителей, при-влечение их к участию в спортивных и других кружках, секци-ях, направление в летнее время в военизированные, спортивно-трудовые и другие специализированные лагеря и т. п.

Анализ практики, в частности возбужденных уголовных  дел, показал нам, что при вовлечении подростков в преступную и иную антиобщественную деятельность в 60% случаев имелись  неблагоприятные условия их семейного  воспитания, а более чем в 80% случаев  несовершеннолетние имели контакты с лицами, характеризующимися отрицательно в сфере неформального окружения, и т. д. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений повышения  эффективности предупреждения пра-вонарушений несовершеннолетних, по нашему мнению, является выявление и уст-ранение криминогенных факторов, обусловливающих противо-правное поведение подростков. Определенным типам кримино-генных факторов или причинных комплексов, обусловливаю-щих соответствующие виды и формы противоправного поведе-ния, должны соответствовать адекватные системы предупреди-тельных мер и механизм их реализации.

В связи с  этим в оптимизации процесса предупреждения пра-вонарушений несовершеннолетними важнейшим звеном считаем мы, становится определение источников социально-негативного влияния на подростков, в том числе и взрослых лиц, характеризующих-ся антиобщественным поведением, а также разработка меха-низма защиты от их отрицательного воздействия.

Следует особо  почеркнуть, что немаловажное значение в конкретизации программы и  тех-нологии защиты несовершеннолетних имеет установление форм и способов негативного влияния взрослых на подростков, в качестве которых могут выступать: личный пример, уговор, дача советов, угрозы, принуждение, шантаж, подкуп, униже-ние, убеждение, запугивание, обман. Существенным здесь нам пред-ставляется также и то, что формы отрицательного воздействия нередко чередуются, дублируются, применяются интенсивно и в достаточно сжатые сроки.

Экстенсивность  и интенсивность влияния, как  нам кажется, во многом обуслов-ливается криминогенной характеристикой взрослого, которая может включать:

-- наличие  незначительных отклонений в  поведении,

-- совершение  административных правонарушений,

-- совершение  в прошлом преступления,

-- совершение  в прошлом нескольких преступлений.

Естественно, что в данном процессе негативного  влияния на подростка преуспевают, по нашему твердому убеждению, лица, имеющие  наибольший антисоци-альный и преступный опыт.

Наиболее  эффективно механизм защиты несовершеннолет-них от отрицательного воздействия взрослых правонарушите-лей применялся нами при учете условий социально-нега-тивного характера. К ним мы относим следующии: неблагоприятные условия семей-ного воспитания, неблагоприятное неформальное окружение подростков, низкая учебная дисциплина в учебном заведении, неудовлетворительная организация досуга по месту жительства несовершеннолетних, социально-психоло-гические особенности несовершеннолетних.

При достаточно интенсивном воздействии взрослых правона-рушителей на подростков у последних происходит нарушение определенных морально-нравственных и правовых знаний и представлений. В последующем отрицательное воздействие взрослых, по нашему мнению, трансформируется в непосредственное вовлечение несовер-шеннолетних в антиобщественное поведение (употребление спиртных напитков, сильнодействующих наркотических или других одурманивающих средств, занятие попрошайниче-ством, проституцией, азартными играми, ведение паразитичес-кого образа жизни и т. д.) или в преступную деятельность.

Возникновение и дальнейшее развитие отношений  между взрослыми и подростками, по нашему убеждению, обусловливается  пространственно-коммуникативными связями  субъектов обще-ния. Так, в 66% случаев несовершеннолетние и будущие под-стрекатели проводили совместно досуг, в 29% случаев занима-лись в одних учебных заведениях, в 5% -- работали на одних и тех же промышленных предприятиях [см. 36 - с.64].

Для нейтрализации  негативного влияния ближайшего анти-социального окружения подростков социальными педагогами СШ … и  работниками ОВД … разработан меха-низм нейтрализации отрицательного влияния взрослых на не-совершеннолетних, субъектами которого являются:

-- оперативные  уполномоченные уголовного розыска,

-- сотрудники  инспекций по делам несовершеннолетних,

-- участковые  инспектора милиции,

-- социальные  педагоги,

-- сотрудники  иных организаций, связанных с  профилакти-кой правонарушений.

Объектами механизма нейтрализации выступают:

-- несовершеннолетние, подвергнутые отрицательному воз-действию,

-- взрослые, оказывающие негативное воздействие  на подро-стков,

-- среда жизнедеятельности  несовершеннолетних и взрос-лых.

Основными целями функционирования механизма нейтра-лизации влияния взрослых правонарушителей, на наш взгляд, являются:

-- выявление  несовершеннолетних, допускающих отклоне-ния в поведении, совершающих правонарушения или преступ-ления, а также взрослых, оказывающих отрицательное влия-ние на них;

-- установление  форм и характера контактов  взрослых с не-совершен-нолетними, фактов их отрицательного влияния на подростков, а также социально-неблагоприятных условий жиз-недеятельности подростков и взрослых;

-- фиксация  источников информации и доказательств  о фор-мах и способах отрицательного влияния взрослых на подрост-ков, а также результатов их отрицательного влияния;

-- профилактическое  воздействие на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении,  а также на взрослых, оказывающих  отрицательное влияние на подростков.

Для достижения этих целей рекомендуем применять  следующие формы нейтрализации отрицательного влияния взрослых на подростков:

* беседы с  несовершеннолетними, допускающими  отклоне-ния в поведении, вовлечение их в секции, клубы, детские и мо-лодежные общественные объединения (например, в скаутсткие организации);

* встречи  с учителями, кураторами, мастерами  групп произ-водственного обучения того учебного заведения, которое посе-щает подросток или по каким-либо причинам перестал посе-щать;

* посещение  несовершеннолетних по месту  их жительства;

* привлечение  к воспитательной работе в  качестве обще-ственных воспитателей сослуживцев, положительно себя заре-комендовавших;

* обсуждение  поведения подростка в отделе  по профилакти-ке правонарушений несовершеннолетних;

* обсуждение  поведения подростка на комиссии  по делам не-совершеннолетних и защите их прав;

* объявление  официального предостережения правонаруши-телям;

* наложение  штрафа на родителей, уклоняющихся  от воспи-тания детей;

* доставление  в органы внутренних дел лиц,  совершающих правонарушения и  оказывающих отрицательное влияние  на подростков;

* при наличии  законных оснований решение вопроса  о нало-жении на взрослых правонарушителей административного над-зора;

* сбор материалов  на взрослых лиц, вовлекающих  подрост-ков в антиобщественную деятельность, для решения вопроса об их привлечении к уголовной ответственности по ст. 150 (Вовле-чение несовершеннолетнего в совершение преступления), ст. 151 (Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиоб-щественных действий) УК РФ.

Однако данные статистических исследований показывают, что в деятельности органов внутренних дел и организаций, за-нимающихся профилактикой подростковой преступности и правонарушений, механизм нейтрализации негативного влия-ния на несовершеннолетних со стороны взрослых, ведущих антиобщественный образ жизни, пока еще не отработан. Так, только в 9% случаев удалось нейтрализовать отрицательное воздействие взрослых на несовершеннолетних, в 32% случаев взрослый привлечен к уголовной ответственности по статьям 150,151 УК РФ, в 25% случаев -- изобличен в совершении дру-гого преступления. Интересно и то, что в 17% случаев взрослый отказался от вовлечения подростков в антисоциальные занятия и негативного воздействия на них, но продолжал сам вести ан-тиобщественный образ жизни. В 17% взрослое лицо стало при-бегать к более ухищренным способам и средствам маскировки негативного воздействия на несовершеннолетних. Таким образом, эта работа требует дальнейшего совершен-ствования [см. 18 - с.136].

Второй уровень -- целенаправленная работа по перевоспита-нию отдельных трудных подростков, осуществляемая в школе, профес-сиональных училищах и других учебных заведениях: назначение общественных воспитателей, шефов, наставников для проведения с несовершеннолетними правонарушителями индивидуальной профилактической и воспитательной работы, привлечение к ней мастеров спорта, спортсменов-разрядников, тренеров, студентов и представителей творческой интеллиген-ции, представителей религиозных конфессий, бывших осуж-денных, положительно характеризующихся после освобожде-ния.

На этом этапе  применяются как индивидуальные, так и групповые формы работы. В качестве групповых форм рабо-ты в первую очередь следует отметить организацию правовой подготовки несовер-шеннолетних, проведение которой вменяе-тся в обязанность команды, состоящей в идеале из социальных педагогов, психологов, сотрудников правоохранительных органов, специалистов по социальной работе, медиков. При этом главное внимание уделяется развитию у подростков чувства ответственности перед обществом, а также их социальному обу-чению.

В ряде государств (США, ФРГ, Япония, Франция) организуемые полицейскими занятия для учеников и преподавателей являются составной  частью школь-ной программы. В них затрагиваются такие темы, как роль полиции в обществе, соблюдение правил дорожного движения, опасность злоупотребления наркотиками, предупреждение пре-ступного поведения (в частности, вандализма и мелких хище-ний из магазинов), противопожарная безопасность и оказание первой помощи. Проведение лекций в образовательных учеб-ных заведениях важно еще и потому, что способствует выработ-ке у детей благоприятного отношения к представителям тех профессий, которые ведут обучение: социальным педагогам, представителям органов правопорядка [см. 15 - с.367].

Кроме того, правовая, психологическая, педагогическая по-мощь несовершеннолетним правонарушителям может оказы-ваться в различных социальных службах: реабилитационных центрах, центрах психолого-педагогической помощи, по теле-фонам доверия и др.

Третий уровень -- воспитательно-профилактический эффект повседневного человеческого общения в коллективе сверстни-ков, в ситуациях, когда подросток оказывается вне привычно-го коллектива, контактов, возникающих в школе, в быту, на отдыхе, на улице, словом, в процессе тех мимолетных, однора-зовых или более длительных контактов, перечислить которые невозможно.

Таким образом, система воспитательно-профилактических мероприятий значительно дополняется реально происходящим процессом, оказывающим на молодого правонарушителя опре-деленное влияние.

Задача состоит  в том, чтобы несовершеннолетнего  как мож-но быстрее «вырвать» из сцепления неблагоприятных факто-ров, «направить» на него меры воспитательно-профилактичес-кого характера, а в некоторых случаях уделить ему больше эле-ментарного человеческого внимания, ограничить срок нахож-дения под отрицательным воздействием, помочь сформировать крепкие социальные связи позитивного характера.

Информация о работе Пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя