Проблема взяточничества в Российском законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции - опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы государственной власти и управления, дискредитирует и подрывает авторитет власти в глазах населения, затрагивает законные права и интересы граждан. В обстановке проникновения коррупции в различные сферы жизни опасность этого явления значительно возрастает. Посягая на деятельность государственных учреждений, взяточничество подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти, ведет к нарушениям принципа социальной справедливости.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….2

1. История борьбы со взяточничеством…………………………..…………..…6

2. Взяточничество и коррупция…………………………………………...……..9

2.1. Понятие взяточничества и коррупции…………………………………9

2.2. Получение взятки………………………………………………………13

2.3. Дача взятки ……………………………………………………………..18

2.4. Посредничество во взяточничестве…………………………………...22

2.5. Классификация взяток...………………………………………………..23

2.6. Классификация способов приема-передачи взятки…………………..25

Заключение……………………………………………………………………….27

Список используемой литературы ……………...…………………………...…31

Файлы: 1 файл

Взяточничество новое.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     Итак, взяточничество мешает экономическому развитию в целом, так как бьет по всем без исключения отраслям экономики, будь то: строительство, производство, медицина, наука, управление, образование, и т.д. Взятки позволяют прикрыть некачественно выполненную работу, позволяют неквалифицированным работникам удерживаться и продвигаться по службе, псевдо врачам  калечить людей, оказывать некачественные услуги во всех отраслях, в том числе науки, техники и т.д.

2.6. Классификация способов приема-передачи взятки.

     Известны  следующие способы маскировки дачи-получения  взятки: передача взятки под видом подарка; отпуск товаров по льготным (заниженным) ценам; заключение фиктивных трудовых соглашений и гражданско-правовых договоров и выплата по ним взяткополучателю или его родным и знакомым (а также доверенным лицам) за якобы выполненную работу, работу по совместительству и т. д.; выполнение для взяткополучателя безвозмездно или явно за низкую оплату каких-либо работ хозяйственного назначения (ремонт квартиры, машины, изготовление мебели, пошив дорогой одежды, строительство коттеджей и проч.); внесение денег непосредственно на банковский счет взяткополучателя; организация специальных аукционов для должностных лиц с целью приобретения ими автомашин, антиквариата и других ценностей по минимальным ценам; оплата обучения детей и родственников должностного лица, содержание в элитных детских учреждениях; прием вкладов под высокие проценты; выплата завышенных гонораров за лекции; издание книги, автором которой является взяткополучатель, неоправданно большим тиражом и выплата баснословного авторского вознаграждения; передача акций юридического лица или иных ценных бумаг родственникам или доверенным лицам взяткополучателя; создание и финансирование специальных фондов; финансирование партий, движений, кандидатов на выборные должности и многие другие. Эти способы редко встречаются в материалах уголовных дел, поскольку доказывание взятки, маскируемой ими, является чрезвычайно сложным и возможно не всегда.22

     Место и время совершения преступления при взяточничестве приобретает особое значение, поскольку благодаря этим категориям система преступления, во-первых, приобретает определенные пространственно-временные характеристики, а во-вторых, позволяет определить соотношение деятельности всех субъектов взяточничества в пространстве и времени.

     Все эти методы очень эффективно маскируют  взятки, это усложняет доказывание факта дачи взятки, что требует привлечения к таким делам самых грамотных и квалифицированных работников правоохранительных органов и принятию совершенных законодательных актов, ограничивающих возможность использования различных ухищрений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Подводя итоги курсовой работы можно сделать выводы, что взяточничество становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты. Правоохранительные органы, сами отчасти пораженные коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной независимости для борьбы с ней.

     Отражая результаты поставленных в начале работы задач выявляются несколько главных  моментов, которые требуют незамедлительного решения. Это такие вопросы как:

     а) необходимость скорейшего принятия законов о коррупции и взяточничестве, так как, начиная с 1993 года в Федеральном собрании тонут один за другим проекты ФЗ « О борьбе с коррупцией».

     б) практическая реализация конституционного принципа: все равны перед законом и судом (п.1 ст. 19 Конституции РФ) путем включения в ст. ст. 91, 98 и 122 Конституции РФ оговорки, согласно которой статус неприкосновенности неприменим в случаях совершения лицами, указанными в этих статьях, общественно опасных деяний, предусмотренных УК РФ. Последнее направление может быть реализовано путем референдума. В демократических странах вообще выборные должностные лица, включая членов парламента (конгресса), не обладают никаким иммунитетом в случае совершения ими любого уголовного преступления.

     в) исключение из санкций статей об ответственности за должностные преступления всех основных видов наказания, кроме лишения свободы, причем на срок не ниже двух лет, а за преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ (Незаконное участие в предпринимательской деятельности), - не ниже пяти лет; установление за совершение этих преступлений абсолютно определенных санкций с запрещением применять ст. 64 (Назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление) и 65 (Назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении) УК РФ и включением в санкции таких дополнительных наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и конфискация имущества;

     г) исключение из УК РФ ст. 304 (Провокация взятки либо коммерческого подкупа). Казус определения провокации взятки в ст. 304 состоит в наличии в нем признаков, выраженных в таких словосочетаниях, как "без его согласия" и "в целях искусственного создания доказательств совершения преступления", которые сильно осложняют, если порой вообще не исключают, применение ст. 290 УК. Это обусловлено тем, что доказать согласие должностного лица на получение взятки, в частности, опровергнуть его показания об отсутствии такого согласия, на практике крайне сложно и в большинстве случаев невозможно. А "искусственность" создания доказательств совершения преступления является оценочным признаком и признание таких доказательств как искусственно созданных или фактически существующих зависит подчас в большей степени не от содержания материалов уголовного дела, а от уровня должностного положения лица и его связей, в том числе с работниками правоохранительных органов. Такое положение вызывает у тех, кто ведет борьбу со взяточничеством, обоснованные опасения: не окажутся ли они при изобличении взяткополучателя вместо него сами признаны виновными в провокации взятки под давлением не поддающихся выявлению и доказыванию закулисных действий вышестоящих и других коррумпированных должностных лиц. Отсюда неуверенность относительно возможности осуществления эффективной борьбы со взяточничеством. Поэтому норма, содержащаяся в ст. 304 УК, является серьезным противовесом норме, закрепленной в ст. 290 УК, и соответственно существенным препятствием применению последней на практике.

     д) создание постоянно действующего общефедерального специализированного органа по предупреждению и борьбе с коррупцией в целях осуществления постоянной антикоррупционной политики государства, для эффективности и добросовестности работы которого надо создать всего два условия: тщательный, скрупулезный подбор кадров (наличие высшего образования, чистейшая репутация, уважение общества…..) и высочайшая зарплата работников этих служб. Важнейшими задачами которого, было бы следить за исполнением закона о коррупции, проверка декларации о доходах, особенно если у служащего зарплата совершенно не соответствует наличию у него атрибутов роскошной жизни. А, следовательно, внесение поправок в ст. ст. 23, 35 Конституции РФ, согласно которым правоохранительные органы будут иметь право проводить любые проверки подозреваемых в коррупции лиц до возбуждения уголовного дела и без специальных разрешений. Несколько «быстрых побед» будут означать больше, чем просто изменение к лучшему.

     е) повышение уровня технического обеспечения правоохранительных органов, внедрение в их работу современных информационных технологий, гарантия их безопасности, существенное повышение заработной платы государственных работников.

     ж) формирование антикоррупционного мировоззрения у российских граждан.

     з) привлечение СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционной деятельности, разработка и обнародование в СМИ индексов уровня коррумпированности, позволяющих сравнивать между собой регионы, отрасли, крупные предприятия, решения органов власти и деятельность конкретных их представителей, внедрение стандартов журналистского расследования.

     Итак, на современном этапе взяточничество - это антисоциальное, общественно опасное, угрожающее экономической и политической безопасности Российской Федерации явление, пронизавшее все сферы власти, составляющее совокупность преступлений, совершаемых должностными лицами в целях личного обогащения за счет государства, коммерческих и иных организаций и граждан. Достигается это путем получения с использованием должностных полномочий материальных и иных благ в ущерб интересам государства.

     В завершении остается подчеркнуть, что  при четком и добросовестном выполнении всех выше перечисленных задач, сплоченности общества в борьбе с любыми видами проявлений коррупции, личной заинтересованности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка в стране, у России появляется шанс затормозить а возможно и излечить такой недуг как взяточничество и коррупцию, что будет служить важнейшим шагом вперед на пути построения гражданского общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Нормативно - правовые и другие официальные  документы:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации, 2010 г.
  3. Уголовный кодекс РСФСР, 1960 г.

Специальная литература:

    4.    Коррупция Политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В.В. Лунеева. – М.: Юрист, 2001г. – С. 426 - 430.

    5.   Оболонский А. В. На службе государевой: к истории российского чиновничества / Общественные науки и современность. – М.: Альфа, 1997г., №5 – С. 88-95.

    6.   Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб.: Альфа, 1997г. – С. 97-100.

    7.    Полосин Н.В., Скворцова С.А. Уголовное право России: Учебное пособие. – М.: Инфара-М, 2003г. – С. 272.

    8.   Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юрист, 2003г. – С. 592

    9.  Ляпунов Ю. И. Ответственность за взятку. Ростов н/Д: Феникс, 1997г. – С.110.

    10.  Медведев А. М. Вымогательство  взятки // Государство и право. – М.: 1996 г. №8 – С 32.

    11.   Уголовное право РФ. Особенная часть. Учебник, Б.В. Здравомыслов. -  М.: Юристъ, 1999 г. – С. 57-59.

    12.   Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-е изд., - М.: ИНФОРМА –М, 2000 г. – С. 704.

Информация о работе Проблема взяточничества в Российском законодательстве