Анализ советского и российского законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 08:45, курсовая работа

Краткое описание

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это — сердцевина конституционного строя.
В ряду других основ конституционного строя и конституционных принципов положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности обладает приоритетом, верховенством. На первое место в современном демократическом обществе ставятся интересы человека, его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с коллективными правами общностей (национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп, слоев населения и т.д.). Возникающие между ними противоречия должны разрешаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3-6

Глава I. Свобода совести и вероисповедания………………………...…..7-16
Понятие и содержание свободы совести и вероисповедания...7-13
Отражение принципа свободы совести в программах крупнейших российских конфессий…………………………………………….…14-16

Глава II. Анализ советского и российского законодательства……….17-30
2.1. Характеристика свободы совести и вероисповедания в советском законодательстве и в Конституции РФ……………………………..………17-26
2.2. Отражение основных прав граждан на свободу совести и вероисповедания в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г «О свободе совести и о религиозных объединениях»…………………………………..27-30

Заключение…………………………………………………………………..31-33

Список нормативно-правовых актов и специальной литературы…..34-36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 82.25 Кб (Скачать)

 

 

Оглавление

 

        Введение………………………………………………………………………...3-6

 

Глава I. Свобода совести и вероисповедания………………………...…..7-16

    1. Понятие и содержание свободы совести и вероисповедания...7-13
    2. Отражение принципа свободы совести в программах крупнейших российских конфессий…………………………………………….…14-16

 

Глава II. Анализ советского и российского законодательства……….17-30

            2.1. Характеристика свободы совести  и вероисповедания в советском  законодательстве и в Конституции РФ……………………………..………17-26

            2.2. Отражение основных прав граждан на свободу совести и вероисповедания в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г «О свободе совести и о религиозных объединениях»…………………………………..27-30

 

Заключение…………………………………………………………………..31-33

 

Список нормативно-правовых актов и специальной литературы…..34-36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это — сердцевина конституционного строя.

          В ряду других основ конституционного строя и конституционных принципов положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности обладает приоритетом, верховенством. На первое место в современном демократическом обществе ставятся интересы человека, его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с коллективными правами общностей (национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп, слоев населения и т.д.). Возникающие между ними противоречия должны разрешаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод.

         Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. Основополагающей гарантией указанных свобод является светский характер государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строя Российской Федерации. В этой связи считаем актуальным тему нашей курсовой работы.

          Объектом изучения являются такие личные  права и свободы граждан как свобода совести и свобода вероисповедания.

          Предметом исследования выступают  основные закономерности   возникновения понятия  свобода  совести и  вероисповедания, отражение данных принципов в программах крупнейших российских конфессий, а также закрепление этих свобод в советском и российском законодательстве.

         Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах. Свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести.

          Цель данной работы состоит в том, чтобы в контексте правовой системы определить закрепление свободы совести и вероисповедания в Российской Федерации .

          Чтобы достигнуть главной цели  работы следует обозначить ряд вопросов, являющихся основными задачами изучения:

           -   Понятие  и содержание свободы совести и вероисповедания.

         - Отражение принципа свободы совести в программах крупнейших российских конфессий.

         - Характеристика свободы совести и вероисповедания в советском законодательстве и в конституции РФ.

         -   Отражение основных прав граждан на свободу совести и вероисповедания в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г «О свободе совести и о религиозных объединениях».

         Проблематика, обозначенная в заголовке данной работы имеет свою исследовательскую и источниковедческую базу. Она в разной степени обобщения и глубины анализа разрабатывается во многих трудах, посвященных изучению конституционного права.

          Совокупность же источников информации, использованных в данном исследовании, соответствует его цели и задачам, отвечает требованиям полноты и достоверности.

          Рассмотрению данного вопроса было уделено значительное внимание со стороны различных ученых как российских, так и зарубежных.

          Одними из первых теоретиков свободы совести были: английский философ Дж. Локк, Г. В. Лейбниц и др.

          Довольно широкий круг исследователей определяет содержание и понятие свободы совести с позиции гарантированности и соблюдения данного права. Например, В. Н. Савельев, Ю. А. Розенбаум ,   А.С. Ловинюков, С. А. Авакьян.

         Центральными источниками закрепления свободы совести и вероисповедания в Российской Федерации являются Конституция России и Федеральный закон от 26 сентября 1997 г «О свободе совести и о религиозных объединениях». Поэтому их изучению было уделено особое внимание.

          При написании курсовой работы  были использованы так же труды: Козловой Е.И., Кутафина О.Е., Баглая В.М., Лукашевой Е.А., Пчелинцева А.В., а так же других авторов, представленных в списке литературы.

         В нашей работе приведены различные точки зрения ученых по определенным вопросам, проанализированы различные подходы к раскрытию данной темы. Для этого нами были использованы сравнительный  и системный методы, а также  анализ и синтез. Исторический метод позволяет  рассматривать свободу совести и вероисповедания с учетом той историко-политической обстановки, в которой она развивалась. При этом происходит и сопоставление данных свобод с существующей ситуацией. Многоаспектный характер свободы совести предопределяет тот факт, что она является объектом изучения различных общественных наук. Так, когда мы говорим о свободе совести в морально-нравственном смысле, то имеем в виду прежде всего свободу человека в сфере нравственных отношений, возможность поступать согласно велениям своей совести, не нарушая при этом социальных, в том числе правовых норм. Отношение к религии — хоть и важный, но только один из моментов данной проблемы.

          Действительно, для полного понимания свободы оказывается необходимым проследить, когда она возникла, как развивалась. Историческое знание позволяет применить право целесообразно, справедливо, обоснованно, законно, словом, соблюсти все  принципы реализации права.

          Мы считаем тему нашей курсовой достаточно изученной, так как её рассмотрения касались многие учёные на протяжении десятилетий и литературы, посвящённой данной проблематике выпущено достаточное количество для подготовки к написанию  работы.

         Данная курсовая работа может быть использована при подготовке к семинару, как лекционный материал преподавателями, а также как база для написания выпускной квалификационной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глава I. Свобода совести и вероисповедания

 

          1.1.   Понятие и содержание свободы совести и вероисповедания

          Свобода совести и вероисповедания при всей кажущейся простоте — понятие сложное и многогранное. На протяжении веков философы, историки и юристы вкладывали различный смысл в его теоретическое понимание. При этом составляющие это понятие категории «свобода», «совесть» и «вероисповедание» всегда рассматривались как тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные1.

          Ключевым термином, раскрывающим содержание рассматриваемого правового института, является категория «совести». С точки зрения философии совесть выступает в качестве внутреннего нравственного критерия оценки собственных действий, регулирующего высказываемые мысли и действия, и тем самым ограничивающего свободу моральными рамками поведения. Иными словами, совесть есть нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо.

         Совесть определяется нравственными нормами. Человек руководствуется ими во внешнем проявлении своих мыслей и чувств. Если человек поступает бессовестно, то он, как правило, несет ответственность прежде всего моральную, а иногда и правовую. Совесть как элемент нравственного сознания ориентирует человека в мире поступков. Способность к оценке своих поступков, с точки зрения добра и зла — одна из основных черт человеческой натуры2.

          Принципиальным для человека, способного к такой оценке, является та совокупность нравственных ценностей, которая позволяет ему сделать эту оценку максимально осознанной. Иными словами, проблема обретения человеком совести зависит от наличия у него системы нравственных ценностей, заключающихся в приверженности какому-либо учению или совокупности собственных нравственных принципов или взглядов. Современные исследователи определяют совесть как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков, подчеркивая индивидуальные личностные начала отдельного человека. Таким образом, с философской и морально-этической точки зрения, совесть — это возможность нравственной оценки сознанием человека содержания и последствий собственных и чужих поступков, осуществляемой им на основании его собственных или коллективных убеждений.3

          Рассматривая понятие «свобода», можно выделить различные подходы к ее теоретическому осмыслению. Так, Р. Декарт понимал под свободой простую, изначальную произвольность, автономность воли, которая сильнее страсти и независима от нее. Воля имеет чисто рациональную природу. Свобода в сколько-нибудь существенном смысле этого слова требует лишь, чтобы наши волеизъявления были результатом наших собственных желаний, а не внешних сил, заставляющих нас стремиться к чему-то другому. Таким образом, согласно воззрениям Р. Декарта свобода — это поступки, вызванные волей4.

          Г. В. Лейбниц в своей философской системе также допускал наличие свободы воли. Он выдвинул гипотезу, что ничего в мире не происходит без какого-либо основания. У Лейбница свобода воли является великим благом, но для Бога логически невозможно даровать свободу воли и в то же самое время повелеть не быть греху. Поэтому Бог решил сделать человека свободным, хотя и предвидел, что Адам согрешит, и что грех неизбежно повлечет за собой наказание. В мире, явившемся результатом этого, хотя в нем и существует зло, перевес добра над злом больший, чем в любом другом возможном мире5.

          Одной из важнейших характеристик свободы является то, что свободный человек является хозяином своего сознания. Т. Гоббс писал в «Левиафане», что свободный человек — тот, кому ничто не препятствует делать желаемое, поскольку он по своим физическим умственным способностям в состоянии это сделать6.

          Свобода может рассматриваться в материальном (физическом) смысле и идеальном (как свобода мысли, воли). Первая выражается в свободе действий и ограничена физическими возможностями человека и воздействием на него законов природы. Вторая больше предопределена свободой воли человека и ограничена его нравственной позицией (условно выраженной в понятии «совесть»). Таким образом, под свободой понимается возможность поступать согласно своей воле, своим целям, а не по внешнему принуждению или ограничению.

          Что касается понятия «свобода совести», то, несмотря на то, что составляющие категорию понятия «свобода» и «совесть» обладают самостоятельным смыслом, содержание данной категории не является механически объединенной суммой этих понятий, а имеет собственное мировоззренческое и юридическое значение.

          Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах. Свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести, то есть это конкретные правомочия субъектов, вытекающие из указанных актов, принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от их воли и сознания, особенно в процессе использования. Субъективное право на свободу совести — гарантированная законом мера возможного (дозволенного, разрешенного) поведения гражданина в рамках указанной системы (человек — религия — религиозное объединение — государство), очерчивающая юридические рамки индивидуальной свободы личности.

         Многоаспектный характер свободы совести предопределяет тот факт, что она является объектом изучения различных общественных наук. Так, когда мы говорим о свободе совести в морально-нравственном смысле, то имеем в виду прежде всего свободу человека в сфере нравственных отношений, возможность поступать согласно велениям своей совести, не нарушая при этом социальных, в том числе правовых норм. Отношение к религии — хоть и важный, но только один из моментов данной проблемы.

          В социологическом плане свобода совести — духовная ценность, важное социальное благо, созданное обществом в результате исторического развития. В данном случае она рассматривается как социальный институт либо фактическое состояние, разновидность поведения людей в области мировоззренческих и религиозных отношений. В политологическом плане осуществление свободы совести — один из аспектов демократии. Ее социально-политическое содержание определяется природой общественного строя, характером государственной власти, политическим режимом, уровнем развития науки и культуры, ролью религии в политической и духовной жизни общества, историческими традициями, существующими в данной стране, другими факторами. В философском смысле свобода совести рассматривалась как философско-этическая категория, как возможность для каждого человека совершать поступки в соответствии со своими представлениями о справедливом и несправедливом, о добре и зле, как право людей мыслить о мире так, как они хотят, в том числе и с религиозных позиций, а также действовать в соответствии со своими представлениями о мире.

Информация о работе Анализ советского и российского законодательства