Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 08:45, курсовая работа
Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это — сердцевина конституционного строя.
В ряду других основ конституционного строя и конституционных принципов положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности обладает приоритетом, верховенством. На первое место в современном демократическом обществе ставятся интересы человека, его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с коллективными правами общностей (национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп, слоев населения и т.д.). Возникающие между ними противоречия должны разрешаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод.
Введение………………………………………………………………………...3-6
Глава I. Свобода совести и вероисповедания………………………...…..7-16
Понятие и содержание свободы совести и вероисповедания...7-13
Отражение принципа свободы совести в программах крупнейших российских конфессий…………………………………………….…14-16
Глава II. Анализ советского и российского законодательства……….17-30
2.1. Характеристика свободы совести и вероисповедания в советском законодательстве и в Конституции РФ……………………………..………17-26
2.2. Отражение основных прав граждан на свободу совести и вероисповедания в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г «О свободе совести и о религиозных объединениях»…………………………………..27-30
Заключение…………………………………………………………………..31-33
Список нормативно-правовых актов и специальной литературы…..34-36
Закон запрещает установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии. Граждане РФ равны перед законом во всех областях жизни независимо от их религиозной принадлежности. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженном с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан, с пропагандой религиозного превосходства, повреждением имущества преследуется в соответствии с законом. За религиозными объединениями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения, международных связей и т. д.35
В то же время законодательство преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий. Речь идет о различных изуверских сектах и объединениях, все еще нелегально действующих в стране.
С целью воспрепятствования таким актам Федеральный закон устанавливает обязательную ежегодную перерегистрацию религиозных объединений в течение 15 лет после образования. При этом объединениям запрещено издавать и распространять литературу, вести образовательную деятельность и т. д. Государственная перерегистрация религиозных объединений, созданных до вступления в силу Закона, должна была быть проведена не позднее 31 декабря 1999 г. По истечении этого срока объединения, не прошедшие перерегистрацию, могут быть ликвидированы в судебном порядке. Закон устанавливает также, что все новые организации, созданные после его вступления в силу, не регистрируются до истечения 15 лет их существования на территории РФ.36
В демократическом обществе с присущим ему религиозным плюрализмом подобного рода ограничения могут быть предусмотрены законом, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т. п37.
Коренное изменение политики государства по отношению к религии, происшедшее в последние годы, возвращает России ее духовные силы.
Заключение
Итак, с учетом различных точек зрения на содержание свободы совести и вероисповедания, последняя предстает как право человека принимать или не принимать любые мировоззренческие системы, религиозные верования, исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь, менять, распространять и выражать религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними, не подвергаясь преследованиям и дискриминации со стороны государства и общества. Право принимать или не принимать религиозные или иные убеждения предполагает свободный выбор личностью ценностей мировоззренческого, этического и нравственного характера, наиболее ей близких. Право исповедовать религию означает гарантированную возможность следовать какому-либо учению, распространять и выражать убеждения, сделать их доступными, известными широкому кругу лиц, используя проповеди, речи и материально опосредованные объекты (например, литературу, теле-, видеоматериалы, рекламу).
Кроме того, проведенный анализ показывает, что свобода совести и вероисповедания представляет собой одну фундаментальную свободу, рассматриваемую в двух разных аспектах, которые диалектически взаимосвязаны и неотделимы друг от друга и соотносятся как общее и частное, образуя единый правовой институт.
В юридической науке свобода совести и вероисповедания рассматривается как правовой институт, т. е. как совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления этой свободы. В теоретико-правовом аспекте концепция свободы совести и вероисповедания опирается на разработанное юридической наукой учение о субъективных правах и свободах личности. Свобода совести и вероисповедания рассматривается в качестве субъективной свободы, закрепленной Конституцией и принадлежащей каждому человеку. Она обладает всеми юридическими свойствами, характерными для основных свобод личности.
При этом важно отметить, что свобода совести и вероисповедания — составная часть правового статуса человека и гражданина, одна из его неотъемлемых индивидуальных свобод получающих правовое закрепление в любом демократическом обществе. Правовой статус индивида — одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности. В общем виде правовой статус определяется в правовой науке как юридически закрепленное положение личности в обществе, совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, то есть реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Правовой статус личности фиксируется государством в конституциях, законах и иных нормативных правовых актах.
В структуре правового института свободы совести и вероисповедания можно выделить международно-правовые нормы, конституционные нормы, нормы Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», нормы других федеральных законов и иных нормативах правовых актов Российской Федерации, гарантирующих каждому право на свободу мировоззрения.
Таким образом, в Российской Федерации сегодня созданы необходимые конституционно-правовые предпосылки осуществления каждой личностью права на свободу совести и вероисповедания, а также деятельности религиозных групп и организаций. Разумеется, проблемы создания правовых гарантий для полного выражения каждым человеком собственного мировоззрения как фактора личной духовной свободы существуют, и их разрешение есть важнейшая задача государства и общества на ближайшие годы.
1 Грицов А.А. Свобода совести в ее историческом развитии. М.: 1999. С.18.
3 Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. М.:2000. С. 35.
4 Рассел Б. История западной философии. СПб.: 2001. С. 663-664.
5 Рассел Б. История западной философии. СПб.: 2001. С. 663-664.
7 Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Моск. ун-та. Серия «Право». 1999. № 1. С. 9.
8 Вишнякова И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания. . М.: 2000. С. 5 — 6
9 Савельев В. Н. Свобода совести: история и теория. М.: 2001. С. 95.
10 Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М.: 1995. С. 37.
11 Ловинюков А.С. Свобода совести: анализ, практика, выводы // Государство и право. 1995. № 1. С.24-36.
12Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: 2000. С. .55-56.
13 Основные положения социальной программы российских мусульман / Совет муфтиев России. Ярославль: 2001. С. 12.
14 Основы социальной концепции РОСХВЕ. М.: 2002. С. 9.
16 Пчелинцев А.В. Свобода совести и вероисповедания как правовой институт. М.: 2005. С 24.
17 Розенбаум Ю.А. К разработке проекта Закона СССР о свободе совести .//Советское государство и право. 1989. № 2. С. 91-101.
18 К разработке проекта Закона СССР о свободе совести (отклики читателей) // Советское государство и право. 1989. № 6. С. 66.
19 Там же. К разработке проекта Закона СССР о свободе совести (отклики читателей) // Советское государство и право. 1989. № 6. С. 66.
20 Там же. К разработке проекта Закона СССР о свободе совести (отклики читателей) // Советское государство и право. 1989. № 6. С.69.
21 Там же. К разработке проекта Закона СССР о свободе совести (отклики читателей) // Советское государство и право. 1989. № 6. С. 69.
22 Лупарев Г.П. Свобода совести: «священная корова» или конституционно-правовой анахронизм // Религия и право. 2002. № 2. С. 5.
23 Себенцов А.Е, Ковалев А.А., Калинин В.Н. Свобода религии для человека // Международная жизнь. 1990. № 12. С. 29-30.
24 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.А. Окуньков. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: 1996. С. 108-111.
25 Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: 1998. С. 415
26 Там же. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: 1998. С. 415
27 Кудрявцев А. И. Государственно-церковные отношения в Российской Федерации в 90-е годы ХХ века: конституционно-правовой аспект. М.: 1999. С.138-139.
31 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.:2001. С.199.
32 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. " О свободе совести и религиозных объединениях " /Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. С. 4465.
33 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.:2008. С.223-224.
34 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.:2001. С.200.
35 Там же. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.:2001. С.201.
36 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. « О свободе совести и религиозных объединениях».
37 Права человека как фактор стратегии устойчивого развития./Под ред. Лукашевой Е.А. М.: 2000. С.220.
Информация о работе Анализ советского и российского законодательства