Отграничение получения взятки от смежных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Должностному лицу предоставляются властные полномочия от имени и в интересах государства и общества. Он же использует эти полномочия, злоупотребив оказанным доверием, в личных интересах и вопреки интересам службы (т.е. общественным и государственным интересам). В отличие от государственной измены тут измена носит частный характер - лицо не участвует во враждебной деятельности иностранного государства, а предает вверенный его попечению интерес исключительно в частных (обычно корыстных) целях.

Оглавление

Введение.................................................................................................................2
Глава 1. Признаки взяточничества и методы их выявления.........................3
ГЛАВА 2. Юридический анализ состава преступления предусмотренной ст.430 У.К...............................................................................................................5
2.1 Объект и предмет получения взятки...............................................................5
2.2 Характеристика признаков объективной стороны основного состава.......10
2.3 Анализ субъективной стороны получения взятки........................................17
2.4 Субъект получения взятки.............................................................................19
2.5 Квалифицирующие признаки получения взятки..........................................27
ГЛАВА 3. Отграничение получения взятки от смежных преступлений......29
3.1 Незаконное вознаграждение..........................................................................29
3.2 Иные вопросы квалификации получения взятки............................................31
Заключение.............................................................................................................37
Список использованных источников...............................................................38

Файлы: 1 файл

курсач 2014.docx

— 80.14 Кб (Скачать)

5. Иностранные должностные  лица - должностные лица иностранных  государств, члены иностранных публичных  собраний, должностные лица международных  организаций, члены международных  парламентских собраний, судьи и  должностные лица международных  судов.

Должностными признаются лица:

- занимающие соответствующие  должности как постоянно, так  и временно;

- выполняющие руководящие  функции как в связи с занятием  должности, так и по специальному  полномочию;

- как избираемые, так и  назначаемые на должность;

- осуществляющие свои  должностные функции как на  платной основе, так и безвозмездно.

Специальное полномочие - это право на осуществление управленческих функций, которые не входят в круг прямых служебных обязанностей лица и предоставляются без назначения на должность для выполнения полномочий должностного лица в течение определенного времени (например, стажер-милиционер), одноразовых (например, участие в комиссии) либо совмещаемых с основной работой функций (например, врач, выдающий больничные листы). Такое полномочие может предоставляться законом (капитан судна - орган дознания, главврач больницы - нотариус) или иным нормативным актом, путем издания приказа вышестоящего должностного лица (назначение членом ГЭК и т.п.) или выдачи доверенности правомочным на то органом или должностным лицом.

Нарушение указанного порядка исключает признание такого лица должностным и его ответственность за должностные преступления. Фактическое осуществление функций должностного лица в зависимости от характера совершенных действий может влечь ответственность за самовольное присвоение звания или власти должностного лица (статья 382 УК), мошенничество (статья 209 УК), преступления против личности и др.

Не являются должностными лицами:

- индивидуальные и иные  предприниматели, осуществляющие хозяйственную  деятельность без образования  юридического лица;

- граждане, уполномоченные  другими гражданами на представление  их интересов, независимо от формы  поручения;

- работники, которые могут  повлиять на принятие решения  должностными лицами, но не обладающие  правами самостоятельно принимать  управленческие решения (консультанты, референты, помощники, эксперты и  т.п.);

- должностные лица в  связи с выполнением ими профессиональных  функций, не связанных с должностными  полномочиями (заведующий клиникой  в связи с лечением больного);

- лица, выполняющие организационно-распорядительные  или административно-хозяйственные  функции во время отбывания  наказания в виде лишения свободы.

В управленческих отношениях достаточно четко прослеживаются отношения подчиненности. При этом одно и то же лицо одновременно может выступать начальником для своих подчиненных и подчиненным своего вышестоящего начальника. Все это создает порой весьма длинную цепочку "руководитель - подчиненный", что порождает значительные трудности в определении того, кто является руководителем, а кто подчиненным.

Единственно верным критерием для отнесения лица к должностным лицам является наличие или отсутствие у него соответствующих полномочий по управлению поведением других лиц.

Не являющиеся должностными лица могут выступать только в роли подстрекателей, организаторов или пособников получения взятки.

Получение незаконного материального вознаграждения недолжностными лицами при наличии соответствующих условий может влечь ответственность за коммерческий подкуп (статья 252 УК), подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (статья 253 УК), принятие незаконного вознаграждения (статья 433 УК).

Безвозмездное получение материальных ценностей юридическим лицом не образует получения взятки, кроме случаев, когда эти средства предназначены для незаконного вознаграждения должностного лица, даже если эти средства будут получены им с соблюдением установленного порядка (средства поступают на расчетный счет, уплачены налоги и т.д.).

Принятие должностными лицами материальных ценностей или услуг в интересах предприятия, учреждения или организации при наличии соответствующих условий может рассматриваться в соответствии со статьей 424 УК как злоупотребление властью или служебными полномочиями (принятие "спонсорской" помощи в виде оргтехники для учреждения, например, за освобождение от ответственности).

При рассмотрении дел следует тщательно анализировать характер выполняемых лицом постоянно, временно или по специальному полномочию обязанностей, вытекающих из его служебных полномочий или должности, на которую он назначен правомочными на то органами или должностными лицами (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2003 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве").

На важность установления и конкретизации служебных полномочий должностного лица обращалось внимание в обзоре судебной практики.

По делам в отношении должностных лиц, обвиняемых в получении взяток, необходимо установить круг и характер их служебных полномочий, закрепленных в законодательных и иных нормативных правовых актах, должностных положениях и инструкциях. В приговоре должны содержаться ссылки на конкретные правовые акты, наделяющие должностное лицо теми или иными полномочиями, используя которые вопреки интересам службы, оно получило вознаграждение.

При характеристике субъекта получения взятки законодатель выделил лиц, занимающих ответственное положение, придав им значение особо квалифицирующего обстоятельства.

К лицам, занимающим ответственное положение, согласно части 5 статьи 4 УК относятся: Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь и их заместители; руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту Республики Беларусь, Парламенту Республики Беларусь, Правительству Республики Беларусь, и их заместители; руководители местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители; судьи; прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов (городов), межрайонные и приравненные к ним прокуроры и их заместители; начальники следственных подразделений, органов дознания и их заместители, следователи; руководители органов государственного контроля, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, таможенных, налоговых органов и их заместители.

2.5 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки получения взятки

Квалифицирующими признаками получения взятки (часть 2 статье 430 УК) являются:

- повторность;

- вымогательство взятки;

- получение взятки группой лиц по предварительному сговору;

- крупный размер взятки.

Особо квалифицирующими признаками получения взятки (часть 3 статьи 430 УК) являются:

- судимость за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 УК;

- особо крупный размер взятки;

- получение взятки организованной группой;

- получение взятки лицом, занимающим ответственное положение.

Отдельные положения Постановления о судебной практике по делам о взяточничестве имеют отношение ко всем квалифицирующим обстоятельствам:

"Обратить внимание  судов, что если совершённое преступление  обладает несколькими квалифицирующими  признаками, предусмотренными различными  частями ст.ст. 430,431 или 432 УК, содеянное  в целом следует квалифицировать  по той части статьи Особенной части УК, которая устанавливает ответственность за наиболее тяжкое преступление.

При повторном получении или даче взятки, или посредничестве во взяточничестве, если в первом и повторно совершённых преступлениях содержаться признаки, предусмотренные различными частями соответствующих статей (ст.ст. 430, 431 и 432 УК), за исключением факта повторности, содеянное в целом квалифицируется самостоятельно. Наказание в этом случае назначается по правилам ст.71 УК.

В то же время квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную общественную опасность взяточничества (вымогательство, совершённое группой лиц по предварительному сговору, в крупном либо особо крупном размере и др.), следует учитывать при юридической оценке действий соучастников получения взятки, если эти обстоятельства охватывались их умыслом. При этом данные, характеризующие личность одних соучастников преступления (повторность получения взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, судимость за взяточничество), не должны учитываться при квалификации действий других соучастников" [5].

 

ГЛАВА 3. Отграничение получения взятки от смежных  преступлений

3.1 Незаконное вознаграждение

Весьма показательной в плане определения непосредственного объекта анализируемого преступления является статья 433 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК Республики Беларусь), описывающая, хотя и отличающееся по субъекту, но сходное по содержанию преступление - принятие незаконного вознаграждения. В ныне действующей редакции диспозиция части первой указанной статьи выглядит следующим образом:

"Принятие работником государственного  органа либо иной государственной  организации, не являющимся должностным  лицом, имущества или другой выгоды  имущественного характера, предоставляемых  ему за совершенное в пределах  его служебных полномочий (трудовых  обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего  такое имущество или другую  выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую  в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной  законодательством Республики Беларусь  оплаты труда". Как видим, в  данной норме прямо констатируется  в качестве преступления нарушение  порядка "предусмотренной законодательством  Республики Беларусь оплаты" за  выполнение трудовых обязанностей  или за выполняемую работу. Именно  этот порядок оплаты труда  и является объектом уголовно-правовой  охраны статьи 433 УК Республики  Беларусь.

Сходное положение находим в Законе Республики Беларусь от 20.07.2006 N 165-3 "О борьбе с коррупцией", статья 21 которого относит к коррупционным правонарушениям "принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда".

Изложенное позволяет прийти к заключению, что непосредственным объектом взяточничества являются общественные отношения, определяющие порядок материального вознаграждения должностного лица за осуществление им своих служебных обязанностей. В более краткой форме непосредственный объект взяточничества может быть определен как порядок оплаты служебной деятельности должностного лица.

Следует еще раз подчеркнуть, что определение объекта преступления очерчивает и круг охватываемых статьей деяний. Именно по этой причине в непосредственный объект преступления не включаются часто упоминаемые в литературе правильная или законная деятельность управленческого аппарата или интересы службы.

Получение незаконного вознаграждения является самостоятельным видом нарушений интересов службы или законной деятельности управленческого аппарата. Причем видом самодостаточным для уголовной ответственности и не требующим еще каких-либо дополнительных нарушений интересов службы. Это означает, что совершение каких бы то ни было действий по службе (не важно, законных или незаконных) лежит за рамками состава преступления. Иными словами, для ответственности за взяточничество не требуется никаких иных нарушений, ибо взяточничество само по себе и есть такое нарушение. В этом состоит суть диалектического соотношения родового (интересы службы) и непосредственного (порядок оплаты служебной деятельности должностного лица) объектов преступления.

Сложность выделения непосредственного объекта взяточничества состоит в том, что предоставление вознаграждения должностному лицу в общей системе взаимодействия субъектов взяткодателя и взяткополучателя - является действием, которое находится в непосредственной зависимости от совершения должностным лицом действий по службе. В этом смысле можно считать, что вознаграждение должностного лица не имеет самостоятельного характера, оно производно от служебной деятельности должностного лица.

Такая первичность служебной деятельности и позволяет многим авторам считать именно эту деятельность непосредственным объектом взяточничества.

Между тем встроенность вознаграждения в систему служебного поведения должностного лица вовсе не отменяет возможность рассмотрения такого вознаграждения сквозь призму уголовно-правовой оценки в качестве самостоятельного акта поведения. В такой системе координат вручение и принятие вознаграждения выступают в качестве вполне самостоятельного отношения по поводу оплаты служебного поведения должностного лица. Это отношение включает в себя все необходимые элементы общественного отношения (субъектов, объект и содержание) как объекта уголовно- правовой охраны.

Аналогичным образом необходимо устанавливать соотношение объекта взяточничества и такого объекта служебных преступлений, как авторитет власти и управления. Вполне очевидно, что авторитет органов власти и управления самым непосредственным образом страдает в случае получения должностным лицом взятки за выполнение своих служебных обязанностей. Однако указанный авторитет страдает в результате совершения должностным лицом по службе любого не только преступления, но и иного правонарушения. Не случайно ведь в части первой примечаний к главе 35 УК Республики Беларусь содержатся следующие положения: "Должностное лицо, которое использовало свои властные или иные служебные полномочия для совершения преступления, не названного в настоящей главе, несет ответственность по совокупности преступлений. При этом совершение такого преступления признается существенным вредом, предусмотренным статьями настоящей главы".

Информация о работе Отграничение получения взятки от смежных преступлений