Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 15:04, курсовая работа
Должностному лицу предоставляются властные полномочия от имени и в интересах государства и общества. Он же использует эти полномочия, злоупотребив оказанным доверием, в личных интересах и вопреки интересам службы (т.е. общественным и государственным интересам). В отличие от государственной измены тут измена носит частный характер - лицо не участвует во враждебной деятельности иностранного государства, а предает вверенный его попечению интерес исключительно в частных (обычно корыстных) целях.
Введение.................................................................................................................2
Глава 1. Признаки взяточничества и методы их выявления.........................3
ГЛАВА 2. Юридический анализ состава преступления предусмотренной ст.430 У.К...............................................................................................................5
2.1 Объект и предмет получения взятки...............................................................5
2.2 Характеристика признаков объективной стороны основного состава.......10
2.3 Анализ субъективной стороны получения взятки........................................17
2.4 Субъект получения взятки.............................................................................19
2.5 Квалифицирующие признаки получения взятки..........................................27
ГЛАВА 3. Отграничение получения взятки от смежных преступлений......29
3.1 Незаконное вознаграждение..........................................................................29
3.2 Иные вопросы квалификации получения взятки............................................31
Заключение.............................................................................................................37
Список использованных источников...............................................................38
Введение
Взяточничество является одним из наиболее
сложных для расследования преступлений.
Это объясняется тем, что оно совершается
в большинстве случаев в отсутствие очевидцев.
Субъектами данного вида преступления
являются чаще всего должностные лица,
наделённые разрешительно-
Должностному лицу предоставляются властные полномочия от имени и в интересах государства и общества. Он же использует эти полномочия, злоупотребив оказанным доверием, в личных интересах и вопреки интересам службы (т.е. общественным и государственным интересам). В отличие от государственной измены тут измена носит частный характер - лицо не участвует во враждебной деятельности иностранного государства, а предает вверенный его попечению интерес исключительно в частных (обычно корыстных) целях.
Взяточничество является самой опасной формой коррупции. Опасность ее в особой дерзости взяточника, превращающего властные полномочия в предмет торговли. Он не только использует властные полномочия вопреки интересам общества и государства, полномочия эти предоставивших, но и “продает” их посторонним лицам. Для взяточничества, как проявления коррупции, характерны все ее основные черты (извлечение выгод из должностного положения, изменнический характер, поражение аппарата публичной власти).
В данной курсовой работе предпринята попытка решить задачу: объект и предмет получения взятки, дать характеристику признаков объективной стороны получения взятки, провести анализ субъективной стороны получения взятки, выяснить кто является субъектом получения взятки, разобрать квалифицирующие признаки получения взятки, провести отграничение получения взятки от смежных преступлений.
Решая вопрос о степени достоверности
исходных данных необходимо использовать
информацию, полученную из нескольких
независимых источников. В противном случае
можно столкнуться с искажённой или сфальсифицированной
информацией [2, c. 60-62].
ГЛАВА 2. Юридический анализ
состава преступления предусмотренной
статьёй №430 Уголовного Кодекса
2.1.Объект и предмет получения взятки
Объект взяточничества по-разному определяется в научной литературе.
В качестве непосредственного объекта взяточничества А.С.Мещерский выделяет конкретные общественные отношения с конкретными же субъектами, однако содержательно указанный объект оказался не столь конкретен: "Непосредственным объектом получения взятки являются те конкретные общественные отношения, которые составляют содержание нормальной работы отдельного органа государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также определяющие порядок оплаты труда должностных лиц" [23, c.19]. Из родового объекта преступления (интересы службы) выведен непосредственный, но не путем конкретизации содержания общественного отношения, а путем указания на отдельных субъектов. Обратим внимание также на то обстоятельство, что "порядок оплаты труда должностных лиц" назван в числе всех прочих отношений, "которые составляют содержание нормальной работы отдельного органа". В свете изложенного возникает вопрос: какова же действительная роль в составе преступления порядка оплаты труда как дополнительного объекта? Между тем, как будет показано далее, роль эта гораздо более значительна.
Непосредственным объектом взят
"Объект преступления общий для
С.М. Будатаров в диссертационном исследовании утверждает следующее: "Получение взятки причиняет вред интересам государственной и муниципальной власти. Кроме того, это преступление причиняет вред правам и законным интересам частных лиц. Поэтому непосредственный объект получения взятки следует определить как "безвозмездность публично-властной деятельности должностных лиц по отношению к частным лицам" [9, с. 7].
С.И.Вейберт определила, что "непосредственным объектом получения взятки являются общественные отношения, составляющие основу организации и деятельности государственного аппарата, а также основанная на законе деятельность государственного аппарата и авторитет органов власти и управления" [10, с. 13].
Многоаспектное содержание в понятие непосредственного объекта получения взятки вкладывает А.М. Клим: "Непосредственный объект получения взятки, в и отличие от видового представляет собой конкретное отношение, которое нарушаемся и сфере государственного управления, на которое посягает и взяткополучатель, и взяткодатель. Оба они стремятся обойти конкретный закон, и взяткополучатель совершает действия, которые приводят к заведомо неверному результату его должностной деятельности.
Объект при получении взятки нарушается не столь наглядно, как при совершении других преступлений против интересов службы. Иногда его нарушение вообще не носит непосредственного характера, например, когда взяткополучатель совершает в пользу взяткодателя вполне законные действия и даже такие, которые он обязан был совершить по долгу своей службы. Но нужно иметь в виду, что общественная опасность взятки при этом заключается в моральной ее стороне. Ущерб здесь выражается в подрыве авторитета и престижа органов государственного управления в глазах населения, что значительно опаснее определенных злоупотреблений должностных лиц и материального ущерба. У населения теряется вера в закон, в справедливость, и, напротив, у определенных лиц появляется уверенность во вседозволенности, в том, что каждого представителя власти можно купить, что честно не проживешь и т.п. Этим как раз сильна и опасна коррупция, сердцевину которой составляет взяточничество"[17].Если непосредственным объектом получения взятки является "конкретное отношение, которое нарушается в сфере государственного управления, на которое посягает и взяткополучатель, и взяткодатель", то, очевидно, что при принятии взятки должно произойти нарушение этого отношения, например, в сфере жилищных или земельных отношений, в сфере правосудия и т.д. Однако автор утверждает, что объект может и не пострадать непосредственно. Тогда почему объект называется непосредственным? Если непосредственно страдают авторитет и престиж, то следовало бы их и именовать непосредственными объектами, тем более, что их нарушение, по словам автора, "значительно опаснее определенных злоупотреблений должностных лиц и материального ущерба".
Недостаточно внимательное отношение к точному установлению объекта взяточничества приводит к тому, что возникают серьезные сложности в определении признаков состава соответствующих преступлений в целом. Для иллюстрации таких затруднений приведем следующие рассуждения С.Иванова:
“Более сложен вопрос об объекте преступлений, совершенных должностными лицами государственных предприятий в сфере экономики. А поскольку экономика Республики Беларусь многоукладна, на практике часто возникает проблема разграничения общественных отношений, которым причиняется вред лицами, имеющими статус должностных, на предприятиях государственной и иной формы собственности.
В качестве примера можно привести уголовное дело в отношении К., главного инженера транспортного предприятия, зарегистрированного как закрытое акционерное общество, участниками которого являлись его работники, т.е. частные лица. Упомянутый К., принял от представителя другого частного предприятия денежное вознаграждение на условии заключения договора купли-продажи именно с этим субъектом хозяйствования.
Уголовное дело было возбуждено по признакам
преступления, предусмотренного ст. 430
УК. Но так как получение взятки есть частный
случай злоупотребления властью или служебными
полномочиями, в ходе расследования возник
вопрос, обладает ли совершенное К. деяние
всеми признаками родового состава, предусмотренного
ст. 424 УК. Налицо были лишь признаки субъективной
стороны (умысел) и субъекта преступления
(К. был наделен полномочиями, связанными
с исполнением организационно-
Следствие установило, что указанное деяние не содержит двух основных признаков объективной стороны злоупотребления служебными полномочиями. Так, предприятию, которое представлял К., принятие им денежного вознаграждения ущерба не причинило. Более того, автомобиль, служивший предметом купли-продажи, был реализован по цене, намного превышавшей его балансовую стоимость. Получается, что К. действовал в интересах своего предприятия, а не вопреки им, что необходимо для наличия состава злоупотребления служебными полномочиями" [15, с. 22].
Между тем правильное установление непосредственного объекта преступления позволило бы прямо ответить на вопрос, нужны ли для ответственности за получение взятки все признаки "родового состава, предусмотренного ст. 424 УК". Попутно следует I заметить, что понятия "родовой объект" и "родовой состав" не одно и то же и что | специальный формальный состав преступления не может быть частью материального родового состава, если, конечно, речь не идет об усеченном составе преступления, каковым получение взятки не является [7, c. 275 - 295].
Информация о работе Отграничение получения взятки от смежных преступлений