Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 15:04, курсовая работа
Должностному лицу предоставляются властные полномочия от имени и в интересах государства и общества. Он же использует эти полномочия, злоупотребив оказанным доверием, в личных интересах и вопреки интересам службы (т.е. общественным и государственным интересам). В отличие от государственной измены тут измена носит частный характер - лицо не участвует во враждебной деятельности иностранного государства, а предает вверенный его попечению интерес исключительно в частных (обычно корыстных) целях.
Введение.................................................................................................................2
Глава 1. Признаки взяточничества и методы их выявления.........................3
ГЛАВА 2. Юридический анализ состава преступления предусмотренной ст.430 У.К...............................................................................................................5
2.1 Объект и предмет получения взятки...............................................................5
2.2 Характеристика признаков объективной стороны основного состава.......10
2.3 Анализ субъективной стороны получения взятки........................................17
2.4 Субъект получения взятки.............................................................................19
2.5 Квалифицирующие признаки получения взятки..........................................27
ГЛАВА 3. Отграничение получения взятки от смежных преступлений......29
3.1 Незаконное вознаграждение..........................................................................29
3.2 Иные вопросы квалификации получения взятки............................................31
Заключение.............................................................................................................37
Список использованных источников...............................................................38
С.Иванов также полагает целесообразным использовать законодательный опыт России и разделить ответственность публичных и частных должностных лиц. В обоснование своей позиции указанный автор приводит следующие аргументы: "Злоупотребление, совершенное должностным лицом государственного предприятия, посягает на порядок осуществления экономической деятельности, основные принципы государственного управления, нормальную деятельность всего аппарата власти, поскольку такое предприятие представляет на рынке государство. Напротив, сходное с объективной стороны деяние, совершенное представителем частного предприятия, посягает лишь на принципы управления конкретным предприятием, может нанести вред интересам собственников, т.е. ограниченному кругу лиц, и подрывает правила корпоративности, установленные владельцем отдельного субъекта хозяйствования. Основной вред такое деяние наносит отношениям, связанным с нормальным осуществлением экономической деятельности, принципам рыночной экономики" [15, с.23].
Обратимся к характеристике предмета взяточничества.
Статья 430 УК Республики Беларусь определяет в качестве предмета получения взятки материальные ценности либо выгоды имущественного характера.
Следует отметить, что некоторую почву для существования разночтений дает признаваемое большинством авторов определение непосредственного объекта взяточничества как интересов службы. При такой интерпретации материальное вознаграждение выступает не признаком объекта - предметом, а признаком объективной стороны состава преступления - средством, с помощью которого осуществляется "повреждение" интересов службы.
Вот как подобную позицию обосновывает А.В.Матвеев: "Таким образом, деньги, иное имущество, выгоды имущественного характера не обладают способностью быть основой, поводом, проявлением определенных сторон, свойств общественных отношений, складывающихся между государством и должностным лицом. Интересы государства, связанные с исполнением служебных обязанностей лишь за фиксированную плату - материальное обеспечение должностного лица, подвергаются общественно опасному воздействию со стороны получателя взятки. Деньги, иное имущество, выгоды имущественного характера являются лишь средством преступного влияния на должностных лиц с целью совершения злоупотреблений и превышений полномочий в интересах лиц, их предоставляющих. Значит, объект получения взятки не содержит предмета как факультативного признака. С уголовно-правовой позиции нелогично называть имущество, выгоды имущественного характера предметом взятки, исходя из положений Общей части о предмете преступления и основных принципов построения Особенной части Уголовного кодекса. Они являются стимулирующим средством незаконной деятельности должностных лиц"[21]. Детальное исследование вопроса о сущности и содержании предмета преступления выходит за рамки настоящей работы, по этой причине ограничимся замечанием о том, что независимо от исходных положений о предмете преступления, независимо от формы выражения (имущество, услуги или иные выгоды) предмет взятки всегда должен иметь свою материальную составляющую, исчисляемую в денежном выражении. Одновременно следует обратить внимание на то, что указание на "предметный" и "беспредметный" характер законодательной конструкции состава получения взятки не должно приводить к смешению понятий материального и нематериального вознаграждения, поскольку при нематериальном вознаграждении состав получения взятки отсутствует.
Следует, однако, заметить, что, каким бы ни было отношение к теоретической конструкции предмета преступления, отношение к его законодательному описанию должно быть предельно аккуратным, что весьма проблематично обнаружить в описании предметов имущественных преступлений:
- статья 4 УК Республики Беларусь
разъясняет отдельные термины
УК Республики Беларусь в части
10 характеризующих корысть
- в примечании к главе 24 УК
Республики Беларусь в
- статья 226-2 УК Республики Беларусь
(незаконные действия с
- статья 234 УК Республики Беларусь
(лжепредпринимательство) говорит о
целях получения ссуд, кредитов,
либо прикрытия запрещенной
- статья 235 УК Республики Беларусь
(легализация ("отмывание") материальных
ценностей, приобретенных преступным
путем) денежные средства, ценные
бумаги или иное имущество
обобщенно называет
- статья 252 УК Республики Беларусь
в качестве предмета
- статья 290-1 УК Республики Беларусь
(финансирование
- статья 396 УК Республики Беларусь
(инсценировка получения
- статья 433 УК Республики Беларусь
предметом незаконного
Рассмотрим, например, определение корысти в статье 4 УК Республики Беларусь. Указание на выгоду имущественного характера наряду с избавлением от материальных затрат означает, что выгода имущественного характера не включает в себя избавление от материальных затрат. Должно ли это положение распространяться на все статьи Особенной части УК Республики Беларусь? Несомненно. Но что это будет означать на практике? Как избавление от материальных затрат расценивается прощение долга, и если должностному лицу за совершение им действий по службе "спишут" его долги, то это не будет получением взятки? Можно, конечно, возразить, что прощение долга является не избавлением от материальных затрат, а приобретением материальной выгоды. Но тогда, что такое избавление от материальных затрат, если любое невзыскание причитающихся с должностного лица сумм рассматривается как имущественная выгода? Очевидно, следовало указать, что корыстными являются побуждения незаконно приобрести или сберечь имущество.
Таким образом, понятие "имущественная выгода" может использоваться как собирательное, включающее в себя получение имущества, получение права на имущество, избавление от затрат и любые иные возможные формы безвозмездного обретения имущественного дохода.
Информация о работе Отграничение получения взятки от смежных преступлений