Отграничение получения взятки от смежных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Должностному лицу предоставляются властные полномочия от имени и в интересах государства и общества. Он же использует эти полномочия, злоупотребив оказанным доверием, в личных интересах и вопреки интересам службы (т.е. общественным и государственным интересам). В отличие от государственной измены тут измена носит частный характер - лицо не участвует во враждебной деятельности иностранного государства, а предает вверенный его попечению интерес исключительно в частных (обычно корыстных) целях.

Оглавление

Введение.................................................................................................................2
Глава 1. Признаки взяточничества и методы их выявления.........................3
ГЛАВА 2. Юридический анализ состава преступления предусмотренной ст.430 У.К...............................................................................................................5
2.1 Объект и предмет получения взятки...............................................................5
2.2 Характеристика признаков объективной стороны основного состава.......10
2.3 Анализ субъективной стороны получения взятки........................................17
2.4 Субъект получения взятки.............................................................................19
2.5 Квалифицирующие признаки получения взятки..........................................27
ГЛАВА 3. Отграничение получения взятки от смежных преступлений......29
3.1 Незаконное вознаграждение..........................................................................29
3.2 Иные вопросы квалификации получения взятки............................................31
Заключение.............................................................................................................37
Список использованных источников...............................................................38

Файлы: 1 файл

курсач 2014.docx

— 80.14 Кб (Скачать)

2.4 Субъект получения взятки 

Субъектом получения взятки всегда является только должностное лицо. Несмотря на то, что понятие "должностное лицо" имеет широкое хождение в

различных отраслях права и науки, единое его определение не было выработано и отсутствует в настоящее время. Считается, тем не менее, что наиболее разработаны признаки должностного лица наукой уголовного права, что нашло свое закрепление в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее - УК).

В действующем УК отсутствует общее описание признаков должностного лица. Вместо этого законодатель в части 4 статьи 4 УК указал признаки отдельных видов (категорий) должностных лиц. Следует отметить, что, уклонившись от решения общих вопросов, законодатель заложил в описании должностных лиц определенные противоречия и недосказанности, которые, как будет показано отдельно, привели к недопустимым расширению и избирательности в определении круга субъектов преступлений против интересов службы и иных должностных преступлений.

Итак, под должностными лицами понимаются:

1) представители власти, то есть депутаты Палаты представителей  Национального собрания Республики  Беларусь, члены Совета Республики  Национального собрания Республики  Беларусь, депутаты местных Советов  депутатов, а равно государственные  служащие, имеющие право в пределах  своей компетенции отдавать распоряжения  или приказы и принимать решения  относительно лиц, не подчиненных  им по службе;

2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся  на государственной службе, но  наделенные в установленном порядке  полномочиями представителя власти  при выполнении обязанностей  по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по  отправлению правосудия;

3) лица, постоянно или  временно либо по специальному  полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики  Беларусь, других войсках и воинских  формированиях Республики Беларусь  должности, связанные с выполнением  организационно-распорядительных или  административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном  порядке на совершение юридически  значимых действий;

4) должностные лица иностранных  государств, члены иностранных публичных  собраний, должностные лица международных  организаций, члены международных  парламентских собраний, судьи и  должностные лица международных  судов.

Для краткости последующего изложения могут быть выделены следующие категории должностных лиц:

- представители власти;

- представители общественности;

- лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

- лица, уполномоченные на  совершение юридически значимых  действий, влекущих последствия  публично-правового характера;

- иностранные должностные  лица.

1. Представители власти - это представители органов государственной  представительной (законодательной  и местной), судебной, исполнительной  власти, имеющие право отдавать  распоряжения или принимать решения, обязательные для исполнения  юридическими и физическими лицами, не подчиненными им по службе, независимо от их ведомственной  принадлежности, организационно-правовых  форм и форм собственности.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в пункте 3 постановления от 16.12.2004 N 12 "О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424 - 428 УК)" (далее - постановление N 12) разъяснил: "Судам надлежит иметь в виду, что наряду с лицами, прямо указанными в п. 1 ч. 4 ст. 4 УК, представителями власти являются также лица, состоящие на государственной службе, которые в пределах возложенных на них полномочий на осуществление властных функций вправе отдавать распоряжения или приказы либо принимать решения относительно не подчиненных им по службе лиц. На этом основании к представителям власти могут быть отнесены работники правоохранительных органов, работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, судебные исполнители, военнослужащие пограничной службы (при непосредственном выполнении обязанностей по охране Государственной границы), военнослужащие внутренних войск (при непосредственном выполнении обязанностей по охране общественного порядка, конвоированию и охране исправительных учреждений), сотрудники государственных органов, осуществляющие контрольные и надзорные функции, и др." [4].

Применительно к данной категории должностных лиц можно сказать следующее: любой представитель власти является должностным лицом, но не любое должностное лицо является представителем власти.

Характерные особенности:

- должностными лицами  данной категории могут быть  представители только органов  государственной власти;

- данные должностные лица  управляют поведением лиц, не  находящихся в их служебном  подчинении, не состоящих в штате  того же органа, что и представитель  власти, т.е. управляют поведением  неопределенного круга лиц;

- представителями власти  могут быть не только руководители  государственных организаций, учреждений  и ведомств, но и рядовые служащие;

- представителями власти  выступают не все лица, находящиеся  на службе в соответствующих  органах, а лишь наделенные должностными  полномочиями.

К представителям органов государственной власти относятся:

- депутаты представительных  органов государственной власти  всех уровней (депутаты Палаты  представителей Национального собрания  Республики Беларусь, члены Совета  Республики Национального собрания  Республики Беларусь, депутаты местных  Советов депутатов);

- служащие силовых структур (прокуратуры, Министерства внутренних  дел Республики Беларусь, Комитета  государственной безопасности Республики  Беларусь и др.), военнослужащие  при выполнении возложенных на  них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций;

- судьи Конституционного  Суда Республики Беларусь, Верховного  Суда Республики Беларусь, территориальных  судов и хозяйственных судов  всех уровней, а также судебные  исполнители;

- руководители органов  исполнительной власти и их  заместители;

- представители государственных  контролирующих и надзорных органов, различных инспекций (органы Комитета  государственного контроля Республики  Беларусь, таможенные органы, налоговая  инспекция, органы пожарного надзора  и др.).

2. Представители общественности - это не состоящие на государственной  службе граждане, наделенные полномочиями  представителя власти при выполнении  обязанностей по охране общественного  порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия (народные  заседатели, народные дружинники).

Как указано в пункте 4 постановления N 12, "к представителям общественности (п. 2 ч. 4 ст. 4 УК) относятся лица, не состоящие на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия. К таким лицам, в частности, относятся члены добровольной дружины, внештатные сотрудники правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, участники объединений граждан, содействующих правоохранительным органам в охране правопорядка (Закон Республики Беларусь от 26.06.2003 N 214-З "Об участии граждан в охране правопорядка"), общественные инспекторы, народные заседатели".

3. Лица, осуществляющие организационно-распорядительные  или административно-хозяйственные  функции. Осуществление организационно-распорядительных  функций - это руководство работниками  возглавляемого юридического лица  или его структурных подразделений (такие функции выполняют, например, директор предприятия, начальник  отдела или цеха, мастер, бригадир  и т.п.), а равно руководство  самостоятельным участком или  направлением работы (характерным  примером является должность  главного инженера). Организационно-правовые  формы, формы собственности, ведомственная  принадлежность, место в организационной  иерархии, сферы деятельности и  иные характеристики предприятий, учреждений и организаций, являющихся  юридическими лицами, для признания  соответствующих руководителей  должностными лицами значения  не имеют.

Отличительные признаки:

- наличие в служебном  подчинении других работников  данного юридического лица, осуществление  управления их деятельностью, либо  управление самостоятельной сферой  деятельности;

- самостоятельная ответственность  за возглавляемый участок работы;

- ограниченность полномочий  рамками возглавляемого коллектива.

К лицам, осуществляющим организационно-распорядительные функции, относятся:

- руководители органов  государственного управления: министерств, комитетов и иных ведомств, включая  Вооруженные Силы Республики  Беларусь (министры, председатели, главные  специалисты и их заместители), руководители управлений, отделов  и иных структурных внутриведомственных  и территориальных подразделений  указанных органов;

- руководители предприятий, учреждений, организаций независимо  от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и  форм собственности, руководители  их структурных подразделений (директора, начальники, мастера, бригадиры и  т.п.);

- лица, не имеющие в  своем непосредственном подчинении  других работников, но возглавляющие  самостоятельное направление работы.

К этой же группе относятся лица, уполномоченные осуществлять руководство проведением различных организационных мероприятий, например, со своими учащимися (учитель, ответственный за проведение с учениками внеклассного вечера) либо с гражданами не в связи с их работой (руководители туристических групп, тренеры, возглавляющие команды спортсменов на соревнованиях, и т.п.).

Представители власти также могут выполнять организационно-распорядительные функции, если они возглавляют соответствующее ведомство или его подразделение. Однако рядовые представители власти не наделяются такими функциями ввиду отсутствия в их подчинении других сотрудников.

Осуществление административно-хозяйственных функций - это осуществление полномочий по управлению оборотом материальных ценностей и денежных (валютных) средств (распоряжение, установление порядка хранения, реализации, переработки и т.п.).

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь следующим образом определяет данную категорию должностных лиц: "Занимающими должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей, следует признавать, в частности, лиц, осуществляющих полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, а также организацию учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей.

Заключение между работником и нанимателем договора о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей, само по себе не может служить основанием для признания этого работника должностным лицом. Для этого необходимо, чтобы, наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества, материально ответственное лицо выполняло также функции по управлению или распоряжению им (например, распределение материальных ценностей и т.п.)" [4].

Должностное лицо в зависимости от характера выполняемой работы может одновременно выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в различном соотношении.

В связи с выделением административно-хозяйственных функций следует отметить отсутствие четкого отграничения их от функций организационно-распорядительных, поскольку в основном распоряжение имуществом осуществляется посредством дачи указаний о совершении с ним тех или иных действий, такие действия выполняют иные лица, подчиненные распорядителю. В итоге мы имеем осуществление административно-хозяйственных функций путем осуществления функций организационно-распорядительных. Примером подобного рода должностных лиц могут быть названы начальники отделов снабжения или сбыта.

4. Лица, уполномоченные на  совершение юридически значимых  действий, - это лица, уполномоченные  принимать решения или выдавать  документы, прямо и непосредственно  влекущие установление, изменение  или прекращение прав и обязанностей  физических или юридических лиц (нотариусы в связи с выдачей  правоустанавливающих документов, врачи в связи с выдачей  больничных листков и т.п.).

В постановлении N 12 разъяснено: "Лицами, уполномоченными в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, являются работники, совершающие такие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица" [4].

Информация о работе Отграничение получения взятки от смежных преступлений