Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 15:04, курсовая работа
Должностному лицу предоставляются властные полномочия от имени и в интересах государства и общества. Он же использует эти полномочия, злоупотребив оказанным доверием, в личных интересах и вопреки интересам службы (т.е. общественным и государственным интересам). В отличие от государственной измены тут измена носит частный характер - лицо не участвует во враждебной деятельности иностранного государства, а предает вверенный его попечению интерес исключительно в частных (обычно корыстных) целях.
Введение.................................................................................................................2
Глава 1. Признаки взяточничества и методы их выявления.........................3
ГЛАВА 2. Юридический анализ состава преступления предусмотренной ст.430 У.К...............................................................................................................5
2.1 Объект и предмет получения взятки...............................................................5
2.2 Характеристика признаков объективной стороны основного состава.......10
2.3 Анализ субъективной стороны получения взятки........................................17
2.4 Субъект получения взятки.............................................................................19
2.5 Квалифицирующие признаки получения взятки..........................................27
ГЛАВА 3. Отграничение получения взятки от смежных преступлений......29
3.1 Незаконное вознаграждение..........................................................................29
3.2 Иные вопросы квалификации получения взятки............................................31
Заключение.............................................................................................................37
Список использованных источников...............................................................38
2.4 Субъект получения взятки
Субъектом получения взятки всегда является только должностное лицо. Несмотря на то, что понятие "должностное лицо" имеет широкое хождение в
различных отраслях права и науки, единое его определение не было выработано и отсутствует в настоящее время. Считается, тем не менее, что наиболее разработаны признаки должностного лица наукой уголовного права, что нашло свое закрепление в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее - УК).
В действующем УК отсутствует общее описание признаков должностного лица. Вместо этого законодатель в части 4 статьи 4 УК указал признаки отдельных видов (категорий) должностных лиц. Следует отметить, что, уклонившись от решения общих вопросов, законодатель заложил в описании должностных лиц определенные противоречия и недосказанности, которые, как будет показано отдельно, привели к недопустимым расширению и избирательности в определении круга субъектов преступлений против интересов службы и иных должностных преступлений.
Итак, под должностными лицами понимаются:
1) представители власти,
то есть депутаты Палаты
2) представители общественности,
то есть лица, не находящиеся
на государственной службе, но
наделенные в установленном
3) лица, постоянно или
временно либо по специальному
полномочию занимающие в
4) должностные лица иностранных
государств, члены иностранных публичных
собраний, должностные лица
Для краткости последующего изложения могут быть выделены следующие категории должностных лиц:
- представители власти;
- представители общественности;
- лица, осуществляющие организационно-
- лица, уполномоченные на
совершение юридически
- иностранные должностные лица.
1. Представители власти -
это представители органов
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в пункте 3 постановления от 16.12.2004 N 12 "О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424 - 428 УК)" (далее - постановление N 12) разъяснил: "Судам надлежит иметь в виду, что наряду с лицами, прямо указанными в п. 1 ч. 4 ст. 4 УК, представителями власти являются также лица, состоящие на государственной службе, которые в пределах возложенных на них полномочий на осуществление властных функций вправе отдавать распоряжения или приказы либо принимать решения относительно не подчиненных им по службе лиц. На этом основании к представителям власти могут быть отнесены работники правоохранительных органов, работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, судебные исполнители, военнослужащие пограничной службы (при непосредственном выполнении обязанностей по охране Государственной границы), военнослужащие внутренних войск (при непосредственном выполнении обязанностей по охране общественного порядка, конвоированию и охране исправительных учреждений), сотрудники государственных органов, осуществляющие контрольные и надзорные функции, и др." [4].
Применительно к данной категории должностных лиц можно сказать следующее: любой представитель власти является должностным лицом, но не любое должностное лицо является представителем власти.
Характерные особенности:
- должностными лицами данной категории могут быть представители только органов государственной власти;
- данные должностные лица управляют поведением лиц, не находящихся в их служебном подчинении, не состоящих в штате того же органа, что и представитель власти, т.е. управляют поведением неопределенного круга лиц;
- представителями власти
могут быть не только
- представителями власти
выступают не все лица, находящиеся
на службе в соответствующих
органах, а лишь наделенные
К представителям органов государственной власти относятся:
- депутаты представительных
органов государственной
- служащие силовых структур
(прокуратуры, Министерства внутренних
дел Республики Беларусь, Комитета
государственной безопасности
- судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, территориальных судов и хозяйственных судов всех уровней, а также судебные исполнители;
- руководители органов исполнительной власти и их заместители;
- представители государственных
контролирующих и надзорных
2. Представители общественности
- это не состоящие на
Как указано в пункте 4 постановления N 12, "к представителям общественности (п. 2 ч. 4 ст. 4 УК) относятся лица, не состоящие на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия. К таким лицам, в частности, относятся члены добровольной дружины, внештатные сотрудники правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, участники объединений граждан, содействующих правоохранительным органам в охране правопорядка (Закон Республики Беларусь от 26.06.2003 N 214-З "Об участии граждан в охране правопорядка"), общественные инспекторы, народные заседатели".
3. Лица, осуществляющие организационно-
Отличительные признаки:
- наличие в служебном
подчинении других работников
данного юридического лица, осуществление
управления их деятельностью, либо
управление самостоятельной
- самостоятельная
- ограниченность полномочий
рамками возглавляемого
К лицам, осуществляющим организационно-
- руководители органов
государственного управления: министерств,
комитетов и иных ведомств, включая
Вооруженные Силы Республики
Беларусь (министры, председатели, главные
специалисты и их заместители),
руководители управлений, отделов
и иных структурных
- руководители предприятий,
учреждений, организаций независимо
от их ведомственной
- лица, не имеющие в
своем непосредственном
К этой же группе относятся лица, уполномоченные осуществлять руководство проведением различных организационных мероприятий, например, со своими учащимися (учитель, ответственный за проведение с учениками внеклассного вечера) либо с гражданами не в связи с их работой (руководители туристических групп, тренеры, возглавляющие команды спортсменов на соревнованиях, и т.п.).
Представители власти также
могут выполнять организационно-
Осуществление административно-хозяйственных функций - это осуществление полномочий по управлению оборотом материальных ценностей и денежных (валютных) средств (распоряжение, установление порядка хранения, реализации, переработки и т.п.).
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь следующим образом определяет данную категорию должностных лиц: "Занимающими должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей, следует признавать, в частности, лиц, осуществляющих полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, а также организацию учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей.
Заключение между работником и нанимателем договора о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей, само по себе не может служить основанием для признания этого работника должностным лицом. Для этого необходимо, чтобы, наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества, материально ответственное лицо выполняло также функции по управлению или распоряжению им (например, распределение материальных ценностей и т.п.)" [4].
Должностное лицо в зависимости
от характера выполняемой работы может
одновременно выполнять организационно-
В связи с выделением административно-хозяйственных
функций следует отметить отсутствие
четкого отграничения их от функций организационно-
4. Лица, уполномоченные на
совершение юридически
В постановлении N 12 разъяснено: "Лицами, уполномоченными в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, являются работники, совершающие такие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица" [4].
Информация о работе Отграничение получения взятки от смежных преступлений