Особенности судебного разбирательства по делам несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 06:31, курсовая работа

Краткое описание

Российское общество на современном этапе развития характеризуется социальным расслоением общества, падением жизненного уровня большей части населения, ростом различных проявлений жестокого обращения с детьми, а также обострением социальных конфликтов. Безусловно, эти факторы необходимо учитывать в процессе искоренения преступности среди несовершеннолетних. Однако надо помнить, что первостепенное значение здесь приобретают воспитательно-профилактические меры. Вместе с тем, если несовершеннолетний совершил преступление, он должен быть наказан. В этом случае возникает вопрос о привлечении его к уголовной ответственности.

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa (1).doc

— 244.50 Кб (Скачать)

      при  наличии  данных,  свидетельствующих  об  отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, – мог  ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.[45]

2.      Уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослым, выделяется в отдельное производство, если это представляется возможным.

3.      Особенности применения мер уголовно-процессуального принуждения в отношении несовершеннолетнего

При решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему  подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр родителям, опекунам, попечителям или другим заслуживающим доверия лицам, а также должностным лицам специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний.

О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.

4.      Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого:

      вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к прокурору, следователю, дознавателю или в  суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних – через администрацию этого учреждения;

      допрос  несовершеннолетнего  не  может  продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день;

      в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей;

      в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участвует педагог или психолог.

Педагог или психолог вправе с разрешения прокурора, следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права прокурор, следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

5.      По делам несовершеннолетних к обязательному участию привлекаются их законные представители

Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. УПК РФ наделяет законного представителя целым рядом процессуальных прав: 

      знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;

      присутствовать при предъявлении обвинения;

      участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения следователя – в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;

      знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;

      заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;

      представлять доказательства;

      по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме;

      давать показания в суде;

      участвовать в прениях сторон;

      участвовать в заседании судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб  интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Если же своевременно извещенный законный представитель не явился в судебное заседание, то это не приостанавливает рассмотрения уголовного дела, если суд не найдет его участие необходимым. Законный представитель, участвуя в судебном заседании, может выступать также в качестве защитника или гражданского ответчика. В данном случае он пользуется не только правами законного представителя, но и правами вышеуказанных участников процесса.

6.      Возможность применения в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления, принудительных мер воспитательного воздействия с освобождением их от уголовной ответственности

Основанием освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности является невысокая степень общественной опасности деяния и личности, позволяющая добиться целей исправления преступника другими, не уголовно-правовыми методами.

Для того, чтобы к несовершеннолетнему вместо уголовного наказания были применены принудительные меры воспитательного воздействия,  необходима совокупность следующих условий:

1.         совершение преступления небольшой или средней тяжести;

2.         совершение преступления впервые;

3.         положительная характеристика личности подростка, позволяющая прийти к убеждению, что цель его исправления может быть достигнута принудительными мерами воспита­тельного воздействия.

Такая убежденность должна склады­ваться на основе характера общественной опасности деяния (оценка важности объекта посягательства, роль несовершен­нолетнего в преступном посягательстве, степень завершен­ности деяния, размер вреда, причиненного именно несовер­шеннолетним, и т. д.), данных о личности преступника (впер­вые совершает преступление небольшой или средней тяжести, не имеет глубоких дефектов правосознания, в целом поло­жительно характеризуется педагогами, преступление совер­шено вследствие стечения неблагоприятных для него обстоя­тельств, не вышел из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, не страдает алкогольной либо наркотической зависимостью).[46]

При наличии этих условий уголовное дело прекращает­ся следователем, дознавателем с согласия прокурора либо судом.

Рассмотрение вопроса об альтернативе уголовной ответственно­сти возможно и на стадии судебного разбирательства. Здесь, по опы­ту различных стран, судья и прокурор (в зависимости от системы) мо­жет дать указание или наложить обязательства, которое следует вы­полнить правонарушителю, и приостановить процесс. Он заканчива­ется после их выполнения при этом приговор и не постановляется.[47]

Принудительные меры воспитательного воздействия представляют собой альтернативные меры уголовно-правового принуждения, применяемые в рамках уголовного закона судом от имени государства к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой, средней тяжести, а в отдельных случаях и тяжкие, когда исправление этих лиц возможно при помощи мер педагогического характера без назначения наказания или без привлечения к уголовной ответственности в целом.

В соответствии с ч. 2. ст. 90 УК РФ несовершеннолетнему могут быть назначены  следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

      предупреждение;

      передача под надзор  родителей или  лиц, их  заменяющих, либо специализированного государственного органа;

      возложение обязанности загладить причиненный вред;

      ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Однако прекращение уголовного преследования несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия не допускается, если несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый или его законный представитель против этого возражают.

Воспитательный характер принудительных мер проявляется в том, что они основаны, прежде всего, на принципе убеждения. С их помощью до сознания несовершеннолетнего доводится недопустимость совершения противоправных действий, подчеркивается отрицательная оценка их со стороны государства.

Принудительный характер названных мер состоит в том, что правом их назначения обладают органы, наделенные властными полномочиями (суды). Поэтому меры воспитательного воздействия назначаются вне зависимости от воли несовершеннолетнего, а их исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

Таким образом, принудительные меры воспитательного воздействия сочетают в себе действие методов убеждения и принуждения.

Несовершеннолетнему могут быть одновременно назначены одна или несколько из перечисленных принудительных мер. Кроме того, эти меры могут быть применены как отдельно от уголовной ответственности несовершеннолетнего (ст. 90 УК РФ), так и в ее рамках (ст. 92 УК РФ). Такие возможности, предоставляемые уголовным законом, позволяют максимально учесть характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, а также оптимально обеспечить эффект воспитательного воздействия.

7.      Неознакомление несовершеннолетнего с отдельными материалами дела, могущими оказать на него отрицательное воздействие

Так, прокурор, следователь, дознаватель вправе по окончании предварительного расследования не предъявлять несовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления те материалы уголовного дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Ознакомление с этими материалами обязательно осуществляет законный представитель.

В судебном заседании по ходатайству стороны, а также по собственной инициативе суд вправе принять решение об удалении несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на него отрицательное воздействие.

После возвращения несовершеннолетнего подсудимого в зал судебного заседания председательствующий сообщает ему в необходимых объеме и форме содержание судебного разбирательства, происшедшего в его отсутствие, и представляет несовершеннолетнему подсудимому  возможность задать вопросы лицам, допрошенным в его отсутствие.

8.      Особенности вынесения приговора в отношении несовершеннолетнего заключаются в том, что, вынося приговор в отношении несовершеннолетнего, суд в каждом случае обязан решить вопрос о возможности освобождения несовершеннолетнего подсудимого от наказания в случаях, предусмотренных ст. 92 УК РФ, либо условного осуждения, либо назначения ему наказания, не связанного с лишением свободы.[48]

Итак, среди особенностей  производства  по  делам  несовершеннолетних выделяют следующие:

1.      Предмет  доказывания  по  делам  несовершеннолетних расширен.

2.      Уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослым, выделяется в отдельное производство, если это представляется возможным.

3.      Особенности применения мер уголовно-процессуального принуждения в отношении несовершеннолетнего.

4.      Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого.

5.      По делам несовершеннолетних к обязательному участию привлекаются их законные представители.

6.      Возможность применения в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления, принудительных мер воспитательного воздействия с освобождением их от уголовной ответственности.

7.      Неознакомление несовершеннолетнего с отдельными материалами дела, могущими оказать на него отрицательное воздействие.

8.      Особенности вынесения приговора в отношении несовершеннолетнего.

 

2.2.  Некоторые проблемы нормативного регулирования производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

 

              Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил нам выделить некоторые проблемы нормативного регулирования производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, среди которых можно назвать следующие.

1.      Несовершеннолетние подсудимые – это особые участники уголовного процесса. Обладая широким кругом прав и законных интересов, они, однако, в силу своих возрастных и нравственно-психологических особенностей не в состоянии полностью самостоятельно осуществлять и защищать свои права и интересы в уголовном процессе. Поэтому для несовершеннолетних подсудимых установлены дополнительные гарантии охраны прав и законных интересов, одна из которых – участие защитника (пункт 2 часть 1 статьи 51 УПК России) и законных представителей (статья 48 УПК России) в уголовном процессе.

Значение законного представительства по делам несовершеннолетних свидетельствует о том, что у подозреваемого, обвиняемого могут быть только законные представители. Договорных представителей у них быть не может.

Вместе с тем практика свидетельствуют о случаях нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних участников процесса, а анализ норм гл. 50 УПК РФ – о ряде проблем нормативного регулирования производства по уголовным делам данной категории.[49]

Информация о работе Особенности судебного разбирательства по делам несовершеннолетних