Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 06:31, курсовая работа
Российское общество на современном этапе развития характеризуется социальным расслоением общества, падением жизненного уровня большей части населения, ростом различных проявлений жестокого обращения с детьми, а также обострением социальных конфликтов. Безусловно, эти факторы необходимо учитывать в процессе искоренения преступности среди несовершеннолетних. Однако надо помнить, что первостепенное значение здесь приобретают воспитательно-профилактические меры. Вместе с тем, если несовершеннолетний совершил преступление, он должен быть наказан. В этом случае возникает вопрос о привлечении его к уголовной ответственности.
Таким образом, сам факт существования принципа процессуальной экономии не является весомым аргументом для того, чтобы отказаться от унификации формы расследования преступлений несовершеннолетних, путем сведения ее к предварительному следствию независимо от вида совершенного подростком преступления.
Приведенные аргументы наводят на мысль о том, что значение формы предварительного расследования не всегда должно интерпретироваться в сугубо процессуальном смысле. При прагматичном взгляде на вещи можно прийти к выводу о том, что нет особых процессуальных ограничений для того, чтобы использовать для расследования «несложных» преступлений несовершеннолетних форму дознания. Исследования последних лет показывают, что практические трудности, на которые указывают оппоненты дознания, легко преодолимы при помощи организационных инструментов и дополнительной подготовки субъектов расследования. Более того, прокурорский надзор, сохранившийся только за дознанием, может быть использован как аргумент дополнительных гарантий законности и обоснованности расследования этой категории дел.
Однако есть факторы иного рода, которые при определении формы расследования игнорировать нельзя. Эти факторы можно назвать идеологическими или политическими. Посредством самой серьезной формы расследования, которой и является предварительное следствие, государство показывает особое отношение к преступности несовершеннолетних и к самим несовершеннолетним, совершившим преступления.
Именно поэтому, как отмечает А. А. Сычев (и мы солидарны с его мнением), необходимо вернуть в УПК РФ правило об обязательном производстве предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Экономя в малом, можно потерять в большом.[17]
Итак, несовершеннолетний – это лицо, не достигшее определенного возраста, с которым закон связывает его полную гражданскую дееспособность, т. е. возможность в полной мере реализовать свои права, предусмотренные Конституцией и другими законами страны, и исполнять закрепленные в этом законе юридические обязанности.
Привлечение к уголовной ответственности несовершеннолетних имеет свои специфические особенности, что отражено в ряде норм уголовного закона. Эти нормы основываются на требованиях международных актов, ориентирующих национального законодателя не обеспечении того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были соизмеримы с особенностями личности несовершеннолетних правонарушителей.
Среди проблем, сопровождающих досудебное производство по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, ведущее место занимает проблема формы предварительного расследования. По мнению многих исследователей, необходимо вернуть в УПК РФ правило об обязательном производстве предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, так как посредством самой серьезной формы расследования, которой и является предварительное следствие, государство показывает особое отношение к преступности несовершеннолетних и к самим несовершеннолетним, совершившим преступления.
1.2. Эволюция судопроизводства по делам несовершеннолетних
Специфическое производство по делам несовершеннолетних характерно для большинства стран мира, и в России оно даже менее специфично, чем, например, в США, Англии, Франции. За длительный период существования такого правосудия (по международной терминологии – ювенальной юстиции) возникли разнообразные виды правосудия для несовершеннолетних, отразившие их специфику и отличие от общего правосудия в большей или в меньшей степени.[18]
Он не представляет собой какой-либо особой самостоятельной процедуры, которая бы в корне отличалась от общего порядка производства по уголовным делам. Это общий порядок процесса, снабженный дополнительными гарантиями прав и законных интересов несовершеннолетних. Все эти гарантии исходят из необходимости оказания помощи лицу, которое из-за возрастных особенностей самостоятельно еще не в состоянии полноценно защищать свои права и интересы в уголовном процессе.[19]
Становление уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних в разных странах и в разные периоды истории происходило неодинаково. В результате эволюции сознания человечества и вместе с ним – эволюции права люди стали понимать, что с точки зрения применения закона к детям должно быть иное отношение – более гуманное. Человечество пришло к осознанию необходимости раздельного применения закона в отношении взрослых и младших членов общества.
Первым случаем регламентации статутным правом США особого подхода к подросткам-правонарушителям А. М. Яковлев отмечает принятый в 1869 г. закон штата Массачусетс, по которому требовалось изолированное содержание малолетних в зале суди и рекомендовалось полицейским участковым и муниципальным судам «судить несовершеннолетних правонарушителей отдельно от прочих, в подходящее время, по определению суда».[20]
Официально первый суд для юношества был учрежден в 1899 г. в г. Чикаго. Впоследствии такие суды стали функционировать на территории всего Североамериканского союза. К 1912 г. суды для несовершеннолетних были созданы в соответствии с принятыми на этот счет законами в 22 штатах США, а к 1925 г. – уже в 46. Последний штат принял соответствующий закон в 1945 г.[21]
С 1905 г. суды для несовершеннолетних стали действовать и в Европе. Следует заметить, что, несмотря на различия в структуре судов для несовершеннолетних, их создание преследовало цель не столько применение наказания, сколько оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетнего.
Анализируя историю развития уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних в разных странах и в разные периоды истории, О. Ю. Андриянова заключает, что судебные системы наиболее развитых стран с различными правовыми системами имеют некоторые общие черты:
во-первых, не предусмотрен низший предел возраста, до наступления которого суд не может рассмотреть дело в отношении ребенка;
во-вторых, суды параллельно со своими прямыми обязанностями выполняют функции социальных органов по защите интересов несовершеннолетних;
в-третьих, предусмотрены различные суда, полномочные рассматривать уголовные дела в отношении несовершеннолетних;
в-четвертых, по общим правилам суд присяжных может рассмотреть дело в отношении несовершеннолетнего, но только тогда, когда на этом настаивает сам несовершеннолетний и если он совершил тяжкое преступление.[22]
В российском уголовном процессе особенности порядка досудебного и судебного производства впервые были закреплены в Уставе уголовного судопроизводства 1864 г. (УУС), который не содержал разграничения между малолетними и несовершеннолетними: его нормы, как и нормы законодательства более позднего периода, предполагали производство по уголовным делам в отношении детей в возрасте от 10 до 17 лет.
Необходимо отметить, что уже тогда вопрос о лицах с недоразвившимся сознанием, неокрепшим характером привлекал к себе внимание, а потому карательные меры заменялись мерами воспитательными.[23]
Закон «О малолетних и несовершеннолетних подсудимых» от 2 июня 1897 г. устанавливал в отношении них следующие процессуальные особенности:
особое производство о «разумении»;
обязательная защита;
участие законных представителей;
ограничение применения принципа гласности;
возможность удаления несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания;
выделение в особое производство дел о соучастии несовершеннолетних;
новые меры пресечения способов уклонения от суда – ответственный надзор, помещение в воспитательные исправительные учреждения, монастыри вместо заключения под стражу.[24]
Специализированные суды по делам несовершеннолетних в России были созданы в 1910-1917 гг. Первый такой суд начал действовать в 1910 г. в Санкт-Петербурге. Эти суды отличались следующими признаками: конфиденциальность судебного разбирательства, отсутствие формальной судебной процедуры, в том числе официального обвинительного акта, упрощенное судопроизводство, сводившееся в основном к беседе судьи с подростком при участии попечителя, применение попечительского надзора в качестве основной меры воздействия.[25] Позднее суды по делам несовершеннолетних появились в Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске, Саратове и других городах. Задача этих судов заключалась в осуществлении уголовного преследования не только несовершеннолетних преступников, но и взрослых подстрекателей.
Основными целями и задачами судов по делам несовершеннолетних в России были освобождение от уголовной ответственности и оказание воспитательного воздействия на подростков в целях предотвращения совершения ими преступлений в будущем. Э. Б. Мельникова указывает на то, что в связи с этим стало снижаться число несовершеннолетних осужденных. Фактически же картина преступности несовершеннолетних не изменялась и число несовершеннолетних преступников не уменьшалось, а в некоторых странах даже возросло.[26]
В целом создание особых судов способствовало устранению жестокости обычного разбирательства уголовных дел с постановкой на первый план воспитательных целей, восполняло недостатки надзора и попечения о ребенке и ослабляло угрожающую ему опасность разрушения семейных уз, ослабления чувства ответственности.[27]
Суды для несовершеннолетних просуществовали в России недолго. Декретом СНК РСФСР от 14.01.1918 г. они были упразднены. В соответствии со ст. 2 Декрета, «дела о несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних». После рассмотрения дела комиссия либо освобождала несовершеннолетнего, либо направляла «в одно из убежищ Народного Комиссариата общественного призрения, соответственно характеру деяния». Наряду с комиссией был учрежден Институт социальной помощи несовершеннолетним, который явился заменой попечителей, работавших при суде для малолетних.[28]
С принятием УПК РСФСР в 1922 г. порядок уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних не изменился, а Постановление ВЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» от 07.04.1935 г. внесло существенные изменения в уголовную политику государства в отношении несовершеннолетних, придав ей более жесткий характер.
В период 1938-1941 гг. правоприменительные акты юридических ведомств в отношении несовершеннолетних стали издаваться значительно реже, а их содержание все более теряло своию правоохранительную окраску, получая карательную направленность.
С 1 января 1961 г. вступил в силу новый УПК РСФСР. Производству по уголовным делам несовершеннолетних в нем была посвящена гл. 32, положения которой применялись по делам лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18-летнего возраста. Статья 392 предписывала обращать особое внимание на выяснение следующих обстоятельств: возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, причины и условия, способствовавшие совершению преступления несовершеннолетним, наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников, а также на необходимость выявления того, мог ли несовершеннолетний полностью сознавать значение своих действий.
УПК РФ, принятый в 2001 г., в целом воспринял подход УПК 1961 г. к производству уголовных дел о несовершеннолетних, но с учетом положений современного законодательства Российской Федерации, направленных на защиту прав и законных интересов личности.
В Российской Федерации в настоящее время отсутствует автономная система правосудия по делам несовершеннолетних.[29] Поэтому, видимо, в последние годы все активнее обсуждается вопрос о реформировании уголовного судопроизводства по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетних, исследуется возможность создания самостоятельной юстиции для судебного разбирательства дел в отношении несовершеннолетних. Данная юстиция в отношении подростков должна быть построена на принципиально новых основах, максимально гарантирующих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних подсудимых. В Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинских правилах»), подчеркивается, что уже само участие в процессах правосудия в отношении несовершеннолетних может «причинять ущерб» несовершеннолетним. Поэтому важное значение имеет «сострадание и мягкий, но требовательный подход».[30]
Необходимость соблюдения принципов международного права накладывает на Россию обязательства по реформированию существующего законодательства с целью создания системы ювенальной юстиции и улучшения правовой защиты детей.[31]
Термин «ювенальная юстиция» является синтезом двух понятий и берет истоки из римского права: детство/молодость (от. лат. juvenalis – юный, молодой) и юстиция (от. лат. justitia – справедливость, правосудие). Следовательно, в буквальном переводе термин «ювенальная юстиция» обозначает правосудие относительно детей и молодежи.[32]
Под эгидой общественных организаций, которые работают в сфере защиты прав детей, разработана схема внедрения ювенальной юстиции в национальное законодательство и национальную судебную практику.
Среди главных приоритетов развития ювенальной юстиции выделены:
1. Проведение научных исследований (сравнение мировой практики внедрения системы ювенальной юстиции);
2. Внедрение экспериментальной работы (проведение правовых экспериментов);
3. Создание законодательной базы ювенальной юстиции;
4. Осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере ювенальной юстиции;
5. Создание специализированных органов ювенальной юстиции, центральным элементом которых является суд;
Информация о работе Особенности судебного разбирательства по делам несовершеннолетних