Особенности судебного разбирательства по делам несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 06:31, курсовая работа

Краткое описание

Российское общество на современном этапе развития характеризуется социальным расслоением общества, падением жизненного уровня большей части населения, ростом различных проявлений жестокого обращения с детьми, а также обострением социальных конфликтов. Безусловно, эти факторы необходимо учитывать в процессе искоренения преступности среди несовершеннолетних. Однако надо помнить, что первостепенное значение здесь приобретают воспитательно-профилактические меры. Вместе с тем, если несовершеннолетний совершил преступление, он должен быть наказан. В этом случае возникает вопрос о привлечении его к уголовной ответственности.

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa (1).doc

— 244.50 Кб (Скачать)

Таким образом, сам факт существования принципа процессуальной экономии не является весомым аргументом для того, чтобы отказаться от унификации формы расследо­вания преступлений несовершеннолетних, путем сведения ее к предварительному следствию независимо от вида совершенного подростком преступления.

Приведенные аргументы наводят на мысль о том, что значение формы предварительного расследования не всегда должно интерпретироваться в сугубо процессуаль­ном смысле. При прагматичном взгляде на вещи можно прийти к выводу о том, что нет особых процессуальных ог­раничений для того, чтобы использовать для расследова­ния «несложных» преступлений несовершеннолетних фор­му дознания. Исследования последних лет показывают, что практические трудности, на которые указывают оппоненты дознания, легко преодолимы при помощи организационных инструментов и дополнительной подготовки субъектов рас­следования. Более того, прокурорский надзор, сохранившийся только за дознанием, может быть использован как аргумент дополнительных гарантий законности и обосно­ванности расследования этой категории дел.

Однако есть факторы иного рода, которые при опре­делении формы расследования игнорировать нельзя. Эти факторы можно назвать идеологическими или политичес­кими. Посредством самой серьезной формы расследова­ния, которой и является предварительное следствие, го­сударство показывает особое отношение к преступности несовершеннолетних и к самим несовершеннолетним, со­вершившим преступления.

Именно поэтому, как отмечает А. А. Сычев (и мы солидарны с его мнением), необходимо вернуть в УПК РФ правило об обязательном производстве предва­рительного следствия по делам о преступлениях, совершен­ных несовершеннолетними. Экономя в малом, можно поте­рять в большом.[17]

Итак, несовершеннолетний – это лицо, не достигшее определенного возраста, с которым закон связывает его полную гражданскую дееспособность, т. е. возможность в полной мере реализовать свои права, предусмотренные Конституцией и другими законами страны, и исполнять закрепленные в этом законе юридические обязанности.

Привлечение к уголовной ответственности несовершеннолетних имеет свои специфические особенности, что отражено в ряде норм уголовного закона. Эти нормы основываются на требованиях международных актов, ориентирующих национального законодателя не обеспечении того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были соизмеримы с особенностями личности несовершеннолетних правонарушителей.

Среди проблем, сопровождающих досудебное произ­водство по делам о преступлениях, совершенных несовер­шеннолетними, ведущее место занимает проблема формы предварительного расследования. По мнению многих исследователей, необходимо вернуть в УПК РФ правило об обязательном производстве предва­рительного следствия по делам о преступлениях, совершен­ных несовершеннолетними, так как посредством самой серьезной формы расследова­ния, которой и является предварительное следствие, го­сударство показывает особое отношение к преступности несовершеннолетних и к самим несовершеннолетним, со­вершившим преступления.

 

1.2.  Эволюция судопроизводства по делам несовершеннолетних

 

Специфическое производство по делам несовершеннолетних характерно для большинства стран мира, и в России оно даже менее специфично, чем, например, в США, Англии, Франции. За длительный период существования такого правосудия (по международной терминологии – ювенальной юстиции) возникли разнообразные виды правосудия для несовершеннолетних, отразившие их специфику и отличие от общего правосудия в большей или в меньшей степени.[18]

Он не представляет собой какой-либо особой самостоятельной процедуры, которая бы в корне отличалась от общего порядка производства по уголовным делам. Это общий порядок процесса, снабженный дополнительными гарантиями прав и законных интересов несовершеннолетних. Все эти гарантии исходят из необходимости оказания помощи лицу, которое из-за возрастных особенностей самостоятельно еще не в состоянии полноценно защищать свои права и интересы в уголовном процессе.[19]

Становление уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних в разных странах и в разные периоды истории происходило неодинаково. В результате эволюции сознания человечества и вместе с ним – эволюции права люди стали понимать, что с точки зрения применения закона к детям должно быть иное отношение – более гуманное. Человечество пришло к осознанию необходимости раздельного применения закона в отношении взрослых и младших членов общества.

Первым случаем регламентации статутным правом США особого подхода к подросткам-правонарушителям А. М. Яковлев отмечает принятый в 1869 г. закон штата Массачусетс, по которому требовалось изолированное содержание малолетних в зале суди и рекомендовалось полицейским участковым и муниципальным судам «судить несовершеннолетних правонарушителей отдельно от прочих, в подходящее время, по определению суда».[20]

Официально первый суд для юношества был учрежден в 1899 г. в г. Чикаго. Впоследствии такие суды стали функционировать на территории всего Североамериканского союза. К 1912 г. суды для несовершеннолетних были созданы в соответствии с принятыми на этот счет законами в 22 штатах США, а к 1925 г. – уже в 46. Последний штат принял соответствующий закон в 1945 г.[21]

С 1905 г. суды для несовершеннолетних стали действовать и в Европе. Следует заметить, что, несмотря на различия в структуре судов для несовершеннолетних, их создание преследовало цель не столько применение наказания, сколько оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетнего.

Анализируя историю развития уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних в разных странах и в разные периоды истории, О. Ю. Андриянова заключает, что судебные системы наиболее развитых стран с различными правовыми системами имеют некоторые общие черты:

      во-первых, не предусмотрен низший предел возраста, до наступления которого суд не может рассмотреть дело в отношении ребенка;

      во-вторых, суды параллельно со своими прямыми обязанностями выполняют функции социальных органов по защите интересов несовершеннолетних;

      в-третьих, предусмотрены различные суда, полномочные рассматривать уголовные дела в отношении несовершеннолетних;

      в-четвертых, по общим правилам суд присяжных может рассмотреть дело в отношении несовершеннолетнего, но только тогда, когда на этом настаивает сам несовершеннолетний и если он совершил тяжкое преступление.[22]

В российском уголовном процессе особенности порядка досудебного и судебного производства впервые были закреплены в Уставе уголовного судопроизводства 1864 г. (УУС), который не содержал разграничения между малолетними и несовершеннолетними: его нормы, как и нормы законодательства более позднего периода, предполагали производство по уголовным делам в отношении детей в возрасте от 10 до 17 лет.

Необходимо отметить, что уже тогда вопрос о лицах с недоразвившимся сознанием, неокрепшим характером привлекал к себе внимание, а потому карательные меры заменялись мерами воспитательными.[23]

Закон «О малолетних и несовершеннолетних подсудимых» от 2 июня 1897 г. устанавливал в отношении них следующие процессуальные особенности:

      особое производство о «разумении»;

      обязательная защита;

      участие законных представителей;

      ограничение применения принципа гласности;

      возможность удаления несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания;

      выделение в особое производство дел о соучастии несовершеннолетних;

      новые меры пресечения способов уклонения от суда – ответственный надзор, помещение в воспитательные исправительные учреждения, монастыри вместо заключения под стражу.[24]

Специализированные суды по делам несовершеннолетних в России были созданы в 1910-1917 гг. Первый такой суд начал действовать в 1910 г. в Санкт-Петербурге. Эти суды отличались следующими признаками: конфиденциальность судебного разбирательства, отсутствие формальной судебной процедуры, в том числе официального обвинительного акта, упрощенное судопроизводство, сводившееся в основном к беседе судьи с подростком при участии попечителя, применение попечительского надзора в качестве основной меры воздействия.[25] Позднее суды по делам несовершеннолетних появились в Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске, Саратове и других городах. Задача этих судов заключалась в осуществлении уголовного преследования не только несовершеннолетних преступников, но и взрослых подстрекателей.

Основными целями и задачами судов по делам несовершеннолетних в России были освобождение от уголовной ответственности и оказание воспитательного воздействия на подростков в целях предотвращения совершения ими преступлений в будущем. Э. Б. Мельникова указывает на то, что в связи с этим стало снижаться число несовершеннолетних осужденных. Фактически же картина преступности несовершеннолетних не изменялась и число несовершеннолетних преступников не уменьшалось, а в некоторых странах даже возросло.[26]

В целом создание особых судов способствовало устранению жестокости обычного разбирательства уголовных дел с постановкой на первый план воспитательных целей, восполняло недостатки надзора и попечения о ребенке и ослабляло угрожающую ему опасность разрушения семейных уз, ослабления чувства ответственности.[27]

Суды для несовершеннолетних просуществовали в России недолго. Декретом СНК РСФСР от 14.01.1918 г. они были упразднены. В соответствии со ст. 2 Декрета, «дела о несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних». После рассмотрения дела комиссия либо освобождала несовершеннолетнего, либо направляла «в одно из убежищ Народного Комиссариата общественного призрения, соответственно характеру деяния». Наряду с комиссией был учрежден Институт социальной помощи несовершеннолетним, который явился заменой попечителей, работавших при суде для малолетних.[28]

С принятием УПК РСФСР в 1922 г. порядок уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних не изменился, а Постановление ВЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» от 07.04.1935 г. внесло существенные изменения в уголовную политику государства в отношении несовершеннолетних, придав ей более жесткий характер.

В период 1938-1941 гг. правоприменительные акты юридических ведомств в отношении несовершеннолетних стали издаваться значительно реже, а их содержание все более теряло своию правоохранительную окраску, получая карательную направленность.

С 1 января 1961 г. вступил в силу новый УПК РСФСР. Производству по уголовным делам несовершеннолетних в нем была посвящена гл. 32, положения которой применялись по делам лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18-летнего возраста. Статья 392 предписывала обращать особое внимание на выяснение следующих обстоятельств: возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, причины и условия, способствовавшие совершению преступления несовершеннолетним, наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников, а также на необходимость выявления того, мог ли несовершеннолетний полностью сознавать значение своих действий.

УПК РФ, принятый в 2001 г., в целом воспринял подход УПК 1961 г. к производству уголовных дел о несовершеннолетних, но с учетом положений современного законодательства Российской Федерации, направленных на защиту прав и законных интересов личности.

В Российской Федерации в настоящее время отсутствует автономная система правосудия по делам несовершеннолетних.[29] Поэтому, видимо, в последние годы все активнее обсуждается вопрос о реформировании уголовного судопроизводства по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетних, исследуется возможность создания самостоятельной юстиции для судебного раз­бирательства дел в отношении несовершеннолетних. Данная юстиция в отношении подростков должна быть построена на принципиально новых основах, максимально гарантирующих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних подсудимых. В Минимальных стандартных пра­вилах Организации Объединенных Наций, каса­ющихся отправления правосудия в отношении не­совершеннолетних («Пекинских правилах»), под­черкивается, что уже само участие в процессах правосудия в отношении несовершеннолетних может «причинять ущерб» несовершеннолетним. Поэтому важное значение имеет «сострадание и мягкий, но требовательный подход».[30]

Необходимость соблюдения принципов международного права накладывает на Россию обязательства по реформированию существующего законодательства с целью создания системы ювенальной юстиции и улучшения правовой защиты детей.[31]

Термин «ювенальная юстиция» является синтезом двух понятий и берет истоки из римского права: детство/молодость (от. лат. juvenalis – юный, молодой) и юстиция (от. лат. justitia – справедливость, правосудие). Следовательно, в буквальном переводе термин «ювенальная юстиция» обозначает правосудие относительно детей и молодежи.[32]

Под эгидой общественных организаций, которые работают в сфере защиты прав детей, разработана схема внедрения ювенальной юстиции в национальное законодательство и национальную судебную практику.

Среди главных приоритетов развития ювенальной юстиции выделены:

1.         Проведение научных исследований (сравнение мировой практики внедрения системы ювенальной юстиции);

2.         Внедрение экспериментальной работы (проведение правовых экспериментов);

3.         Создание законодательной базы ювенальной юстиции;

4.         Осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере ювенальной юстиции;

5.         Создание специализированных органов ювенальной юстиции, центральным элементом которых является суд;

Информация о работе Особенности судебного разбирательства по делам несовершеннолетних