Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 19:41, реферат
Одним из принципиальных орудий борьбы с коррупционными злоупотреблениями средневековой Англии (впрочем, как и современной) былнезависимый аудит. В англоязычных странах самые древние из дошедших до нас упоминаний об аудите – это архив Казначейства Англии и Шотландии.
1. Особенности исторических
Одним
из принципиальных орудий борьбы с коррупционными
злоупотреблениями средневековой Англии
(впрочем, как и современной) былнезависимый
аудит. В англоязычных странах самые древние
из дошедших до нас упоминаний об аудите
– это архив Казначейства Англии и Шотландии.
Он датируется 1130 годом. (Позже, в ряде
документов XIII века, встречаются упоминания
об аудиторах и аудите в Италии, а французское
сочинение об управлении имуществом, написанное
в том же столетии, рекомендовало ежегодно
проводить аудит счетов. Но эти страны
уже тогда во многом повторяли английские
правила ведения деловой жизни.) Оказывается,
лондонское Сити подвергалось аудиту
уже в 1200-е гг., а в начале XIV столетия в
числе выборных должностных лиц значились
и аудиторы.
В то
время в Великобритании проводился аудит
двух типов. В городах аудит осуществлялся
публично, в присутствии должностных лиц
и граждан. Это уже гарантировало отсутствие
бюрократической келейности – питательной
среды для злоупотреблений. Средневековые
английские правила заставляли горожан
слушать аудиторские отчетов, которые
читал вслух казначей. Вторым типом аудита
была детальная проверка счетов уплат
управляющих финансами крупных поместий
с последующей “аудиторской декларацией”.
Оба типа аудита были направлены на обеспечение
подотчетности государственных и частных
должностных лиц, распоряжающихся вверенными
им средствами. Конечно, это не защищало
страну полностью от коррупции, однако
позволяло исключать наиболее вопиющие
ее проявления, не допускать разгула. Впрочем,
для высшей аристократии в те времена
никакие законы и правила писаны не были:
и в королевских покоях, и в парламенте
взятки были так же естественны, как мешки
с овечьей шерстью.
Экономические
перемены в период 1600–1800 годов в мире
и в Англии характеризовались ростом городов,
возникновением крупных фабрик, расширением
торговли. Новая буржуазная экономика
и мораль резко отрицательно относились
к коррупции, что вызвало появление новых
подходов к контролю и учету. Аудит начал
превращаться из процесса слушания в подробный
анализ документации и исследование подтверждающих
свидетельств. В конце XVII века в Шотландии
был принят первый закон о запрете определенным
должностным лицам служить в качестве
городского аудитора. Тем самым в западном
мире было введено современное понятие
независимости аудитора. Ну а свое юридическое
начало история аудита берет в 1853 г., когда
в Эдинбурге был официально учрежден институт
аудиторов.
Но только
с середины 19 века в английском уголовном
праве четко прописывается особая важность
борьбы с коррупцией. В частности, устанавливается
широкая возможность для облегчения доказательства
состава преступления по взяткам. Главными
считаются три закона:
1) закон 1889 г. о взяточничестве в публично
правовых организациях;
2) закон 1906 г. о предупреждении коррупции;
3) закон 1916 г. об исправлении закона о предупреждении
коррупции и дополнениях к нему.
Первый из названных
законов осуждает «требование в качестве
взятки, или получение, или согласие на
получение подарка, ссуды, вознаграждения
или чего-либо иного, имеющего ценность
как средства побуждения служащего сделать
что-либо или воздержаться от выполнения
чего-либо».
Он осуждает
так же «предоставление кому-либо в качестве
взятки, обещание, предложение подарка,
ссуды, вознаграждения или чего-либо иного,
имеющего ценность, что должно побудить
его что-либо сделать или воздержаться
от выполнения чего-либо».
Лицо,
признанное виновным в таком поступке,
присуждается к тюремному заключению.
Либо нарушитель присуждается к уплате
суммы или стоимости подарка, ссуды или
вознаграждения, полученных им. Дополнительно
он лишается
на срок в семь лет с момента постановления
приговора права быть избранным или назначенным
на какую-либо публично правовую должность, а равно
устраняется от должности публично правового
характера, которую он занимал во время
постановления приговора. В случае повторного
осуждения виновный может быть приговорен
к лишению служебных прав навсегда и к
лишению на 7 лет избирательных прав, а
также к лишению права на какую-либо компенсацию
или пенсию, на которые при других условиях
он имел бы право в качестве должностного
лица.
Второй из названных
законов ( закон 1906 г. о предупреждении
коррупции) предусматривает тюремное
заключение:
если
кто-нибудь примет или добьется, или согласится
получитьn подарок
или что-либо имеющее ценность, для побуждения
к выполнению или воздержания от выполнения
какого-либо действия, за причинение или
непричинение затруднений кому-либо;
если
кто-либо даст или предоставит в качестве
взятки лицу,n действующему
на правах представителя, для побуждения
его к выполнению или к воздержанию от
выполнения какого-либо действия.
Уголовная
ответственность в последнем случае наступает независимо
от того, совершило ли лицо, получившее
взятку, те действия, в вознаграждение
за которые она была дана. Ответственность
наступает также независимо от мотивов,
которыми руководствовался взяткодатель.
Кстати, если установлено отсутствие вины
у взяткополучателя, это еще не исключает
ответственности взяткодателя.
Третий из названных
законов ( закон от 1916 г.) предусматривает
ответственность за взяточничество в
тех случаях, когда делом или сделкой,
по поводу которых взятка была дана, был
договор или предложение договора с центральным
правительством, или с отдельными правительственными
ведомствами, или с публично правовыми
организациями, или договор с контрагентом
правительственного учреждения о выполнении
того или другого задания. Предусмотренное
законом 1916 г. взяточничество карается
тюремным заключением на срок не свыше
7 лет и не менее 3 лет.
Преступления
против избирательного права делятся
в Англии на две основные группы: “приемы
коррупции” и менее
важные, по большей части рассматриваемые
только как полицейские проступки, ”незаконные
приемы”. К первой группе преступлений
относятся покупка голоса (дача взятки);
угощение избирателей; недозволенное
влияние на избирателей. То есть речь идет
о различных формах принуждения избирателей.
Эти
преступления («приемы коррупции») обязательно
влекут за собой заключение в тюрьму. Нечего
и говорить, что в современной России все
эти действия считаются «нарушениями»,
за которые реально никто не наказывается.
А между тем именно эти «нарушения» страшны
последствиями: ведь таким образом приводятся
во власть коррупционеры, со всеми вытекающими
последствиями для страны.
Что
же касается коррупции на финансовых рынках,
то английский Закон прямо гласит: обо
всех подозрительных операциях финансисты
обязаны сообщать в соответствующие правоохранительные
органы. И если,
скажем, банкир этого не делает, то проходит
по делу как соучастник, его привлекают
к уголовной ответственности. То есть
он в силу своей квалификации обязан разобраться,
что операция носит теневой характер,
либо способствует отмыву капитала. В
результате за год правоохранительная
система Англии расследует в среднем от
80 до 100 тысяч подобного рода сообщений.
Таким образом, британское законодательство,
в отличие от российского, предусмотрело
довольно широкий круг просто коррупционных
и политически-коррупционных преступлений
и установило для них весьма суровое наказание.
2. Современная коррупция в Англии
Конечно
же, было бы наивным думать, что века борьбы
государства со злом мздоимства искоренили
взятки и должностной подкуп в Великобритании.
Например, сатира великого Джонатана Свифта
дает читателю понять – до каких верхов
цинизма и алчности доходили чины и аристократы
современного ему общества Англии 16-18
веков. Как показала дальнейшая история,
за три столетия после Свифта в нравах
и законах изменилось многое. Однако, коррупция
не побеждена до сих пор. Англичане сегодня
тщательно скрывают статистику такого
рода преступлений. Тем не менее, кое-что
мировой общественности удается узнать.
И в первую очередь потому, что в Англии
традиционно пристально следят за своими
политиками, и даже по нашим меркам «невинные»
перелеты премьер-министра Тони Блэра
с супругой за счет «друзей» вызывают
шумные осуждения в прессе. А сколько было
шума вокруг предполагаемой продажи титулов
в обмен на пожертвования в избирательный
фонд правящей партии? Конечно, английские
правительственные идеологи и пропагандисты
больше любят превозносить так называемую
«нейтральность» высших чиновников, чем
она есть на самом деле. О правящих лицах
рассказывают, как о «беспристрастных
слугах общества и государства». Предполагается,
что они лишь дают деловые советы, помогают
формулировать правительственные решения
в интересах всего общества. Правда, в
Англии, как и во многих развитых странах,
в понимании чиновников «национальные
интересы» всегда совпадают с интересами
монополий и банков. Смена политической,
парламентской, административной карьеры
на деятельность в деловом мире и наоборот
– обычная практика в сегодняшней Британии.
Монополии частенько берут «взаймы» нужных
им политических деятелей, включая отставных
министров и деятелей тред-юнионов. И те
же монополии охотно «ссужают» своих людей
на политические и административные посты
– на роли советников, наблюдателей, руководителей.
То же самое происходит и в России. Поскольку
цель и у политиков-временщиков, и у крупных
капиталистов одна: сохранять выгодные
им устои во имя… устоев.
Вообще
же история Англии последнего десятилетия
не избежала политических скандалов, связанных
с коррупцией, незаконными сделками между
представителями государственной власти
и большого бизнеса. Другое дело, что британский
правящий класс довел до совершенства
умение «выпускать пар». Именно поэтому
с экрана английского телевидения разрешается
умеренная критика существующих учреждений,
если только она не затрагивает основ
государства и порядка.
Правда,
в силу давней традиции, количество борцов
с коррупцией в королевстве неимоверно.
Не так давно специальная комиссия ОБСЕ
посетила Великобританию с ознакомительным
визитом. Итоги работы комиссии оказались
неутешительны. С одной стороны, подтвердилось: в Британии
существует множество организаций, занимающихся
борьбой с коррупцией. С другой стороны
- ни одна из них не обладает достаточными
полномочиями и ресурсами. А они требуются,
например, для того, чтобы бороться с частными
компаниями, занимающимися подкупом чиновников
в других странах – там, где не так пристально
СМИ и общественность следят за чистоплотностью
своих правителей и чиновников. Эксперты
ОБСЕ пришли к выводу, что большое количество
органов расследования вылилось в Британии
в чрезмерное рассредоточение усилий,
в отсутствие специализированной экспертизы
и недостаток прозрачности.
Информация о работе Особенности исторических наказаний за коррупцию в Англии