Основные направления совершенствования уголовно-исполнительной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:54, контрольная работа

Краткое описание

Обновление законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний определяют необходимость разработки системы мер, направленных на повышение эффективности государственной деятельности в сфере функционирования пенитенциарной системы, улучшения качественно-количественных характеристик исправления осужденных и предупреждения преступлений. Актуальным в связи с этим представляется разработка вопросов понимания наказания, его природы, целей и сущности; понимания и значения исполнения наказаний, возможности и степени исправления осужденных; систематизации научного знания в данной области.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..………3
I. Уголовно-исполнительная политика и её место в системе права..............…4
II. Факторы, влияющие на развитие уголовно-исполнительного права....…...5
III. Проблемы развития и совершенствования деятельности государства в области исполнения уголовных наказаний…………….…………………….....7
1. Проблемы исполнения наказаний…………………..……………………..7
2. Проблемы отбывания наказаний………………………..…………………8
IV. Основные направления совершенствования уголовно-исполнительной системы………………………………………………………………..……….....10
Вывод……………………………………………………………………..……....11
Список использованной литературы…………………………………………...12
Задачи….......................................................................

Файлы: 1 файл

Контрольая по УИП.doc

— 95.00 Кб (Скачать)


Содержание:

Введение…………………………………………………………………..………3

I. Уголовно-исполнительная политика и её место в системе права..............…4

II. Факторы, влияющие на развитие уголовно-исполнительного права....…...5

III. Проблемы развития и совершенствования деятельности государства в области исполнения уголовных наказаний…………….…………………….....7

     1. Проблемы исполнения наказаний…………………..……………………..7

     2. Проблемы отбывания наказаний………………………..…………………8

IV. Основные направления совершенствования уголовно-исполнительной системы………………………………………………………………..……….....10

Вывод……………………………………………………………………..……....11

Список использованной литературы…………………………………………...12

Задачи….................................................................................................................13
Введение.

 

В современных условиях борьбы  с преступностью, охраны прав и  свобод

граждан,  восстановления  и  обеспечения   правопорядка,   особое   значение

приобретает  эффективность  исполнения  уголовных  наказаний  и  исправления осужденных.

       В  настоящее  время  в  качестве  одного  из  основных   инструментов

реализации  общегосударственной  задачи  в  сфере  борьбы  с   преступностью является  наличие  системы  органов  и   учреждений,   предназначенных   для исполнения наказаний. А основные направления их деятельности, в которых  эта задача     конкретизируется   и   реализуется,   определяются   в   качестве самостоятельной функции государства.

       Вопросы исполнения уголовных наказаний  имеют  не  только  прикладное значение, поскольку,  во-первых,  они  всегда  актуальны  и  востребованы  в научном осмыслении, теоретизации и систематизации основных положений, а  во-вторых, на основе данных  теоретических  положений  разрабатываются  научные рекомендации, задача которых - повысить эффективность  исполнения  наказания и достичь его целей.

       Проблемам института наказания, практике его исполнения и  исправления осужденных  уделяли  внимание  такие  ученые  в  области  уголовного  права и криминологи как:  Н.А.  Беляев;  И.М.  Гальперин;  А.А. Жижиленко; Г.А. Злобин; А.И. Зубков;  И.И.  Карпец;  П.И.  Люблинский;  А.Е. Наташев; И.С. Ной; И.С  Полубинская;  А.Д.  Соловьев;  Н.А.  Стручков;  П.А. Фефелов; М.Д. Шаргородский и др.

       Интегрирование  РФ  в  мировое  сообщество  и   международно-правовая стандартизация в сфере исполнения (отбывания) наказаний, а также  обновление нормативного материала и  поиск  новых  путей  развития  системы  органов  и учреждений,  исполняющих  уголовные  наказания,   сформировали   объективные предпосылки для научного исследования закономерностей,  составляющих  реалии и перспективы общественной жизни. С этих позиций  необходимо  переосмысление не  только  политики  исполнения  наказаний,  но   и   принципов   уголовно-исполнительной  деятельности,  основных  положений  соответствующей  функции государства.

       Обновление  законодательства   в   сфере   исполнения уголовных  наказаний  определяют  необходимость  разработки   системы   мер, направленных  на  повышение  эффективности  государственной  деятельности  в сфере  функционирования  пенитенциарной  системы,   улучшения   качественно-количественных  характеристик  исправления   осужденных   и   предупреждения преступлений. Актуальным в связи с этим представляется  разработка  вопросов понимания наказания, его природы, целей и  сущности;  понимания  и  значения исполнения  наказаний,  возможности  и   степени   исправления   осужденных; систематизации научного знания в данной области.

       Данные  обстоятельства   в   основном   и   определяют   актуальность исследования данной темы.

 

I. Уголовно-исполнительная политика и её место в системе права.

 

Современная политика России направлена на построение правового государства и имеет задачи создания условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека.

Поскольку политика проявляется в различных областях государственной и

общественной жизни, она в той или иной области своего действия имеет

специфические предметы, а значит и формы и методы воздействия. Именно в этом смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее было бы говорить о проявлениях единой политики во внутренней и внешней областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной сферах жизни общества и государства.

Важное место в социальной политике занимает  политика в сфере борьбы с

преступностью. Она определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы борьбы с преступностью. Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью,

выделяют уголовную, уголовно – исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности.

Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные направления политики могут объединяться между собой, или, напротив, разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно – правовая, уголовно – процессуальная и уголовно – исполнительная политики.

Основной формой выражения и закрепления уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право.

 

II. Факторы, влияющие на развитие уголовно-исполнительного права.

 

Факторам влияющими на уголовно-исполнительную политику являются:

социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние

нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние

преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; развитие фундаментальных общественных наук; опыт практической деятельности.

 

Социально-политическое состояние общества предполагает наличие

четко сформулированных целей и принципов общества и государства.

Социально-политическое благополучие общества возможно в условиях

демократического правового государства и предполагает стабильность развития, отсутствия крупномасштабных социальных конфликтов.

     Экономическое состояние общества оказывает непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику. Экономическое благополучное

государство способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед ним целей. Такое государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной. Основные формы и методы реализации уголовно-исполнительной политики в экономически развитом государстве не зависят от политических факторов и конъюнктуры. В условиях экономического кризиса создается разрыв между принципами уголовно-исполнительной политики, реализованном в уголовно-исполнительном законодательстве и реальном их воплощении.

     Нравственное состояние общества и уровень правового сознания также

влияют на уголовно-исполнительную политику. Разные социальные группы имеют значительные отклонения от провозглашенных и пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. В благополучном обществе подобные различия не столь очевидны и контрастны. Они существенно сглаживаются. В таком обществе отношение к осужденным становится более терпимым, гуманным, что оказывает влияние на формирование уголовно-исполнительной политики. Социальная дезорганизация общества, углубление социальных противоречий отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики в сторону ее ужесточения.

     Состояние преступности также оказывает существенное влияние на

уголовно-исполнительную политику. При низком уровне преступности

уголовно-исполнительная политика, как правило, более гуманна. Высокий уровень преступности, жестокий характер преступных проявлений, негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе оправдывает более жестокие политические и правовые решения.

Ошибки, допущенные в ходе проведения реформ в экономической, социальной, правоохранительной и иных сферах государственной деятельности, ослабление государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной социальной государственной политики, снижение духовно-нравственного уровня общества способствовали значительному росту преступности.

Слабость профилактических мер предупреждения преступных проявлений, правовой нигилизм, отток квалифицированных кадров из государственных правоохранительных органов увеличивает степень угрозы обществу.

     Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об

обращении с осужденными непосредственно влияют на уголовно-исполнительную политику. В ст. 15 Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В 1989 г. СССР подписал Венские соглашения, на основе которых были приняты обязательства, привести свое законодательство в соответствие  с международными соглашениями о защите прав человека, в том числе и в сфере борьбы с преступностью. Государства-участники принимали на себя обязательства ''обеспечить, чтобы со всеми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства, присущего человеческой личности''. Россия  является правопреемницей СССР, и взяла на себя обязанность соблюдать ратифицированные им международные соглашения. Среди международных принципов и стандартов по правам человека и обращению с осужденными можно выделить Европейские принципы и стандарты, которые содержат более высокие требования по сравнению с мировыми. Россия обязалась также соблюдать: Европейскую конвенцию о защите прав человека; Европейскую конвенцию по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания; Европейские пенитенциарные правила и ряд других документов. Россия как член совета Европы, должна привести свое уголовно-исполнительное законодательство в соответствие с Европейскими принципами и стандартами.

Принципы и стандарты о защите прав человека и обращении с осужденными  носят межгосударственный характер, стабильны, не подвержены воздействию социальной и политической конъюнктуре, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических и криминологических факторов. Принципы и стандарты являются четким ориентиром для развития политики законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения наказания.

     Достижения науки являются важным фактором, оказывающим влияние на

формирование и развитие уголовно-исполнительного права. Наука, разрабатывая проблемы борьбы с преступностью, также исследует проблемы исправления осужденных. В предварительных замечаниях к Минимальным стандартным правилам обращениям с заключенными говорится о необходимости использовать общепризнанные достижения современной мысли при изложении правил обращения с заключенными. Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных исследуется уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой, исправительной психологией. Такие исследования в России начались в дореволюционный период, были продолжены в советское время. Наука сформулировала цели, принципы, основные формы и методы обращения с осужденными. Современной задачей российской  науки является определение места пенитенциарной системы России в правовом государстве, определении стратегии принципов, форм и методов исполнения уголовных наказаний. Важным критерием правильности достижений  науки является практическая деятельность исправительных учреждений и других уголовно исполнительных органов. Если она покажет низкую эффективность действующих норм права, то, естественно, возникает необходимость внести соответствующие коррективы в политику.

Как уже отмечалось, определение основных направлений, стратегии и путей реформирования уголовно-исполнительной политики, законодательства и уголовно-исполнительной системы невозможно без проведения научно-исследовательской работы, без активной роли науки уголовно-исполнительного права. В этот период была проведена весьма плодотворная научная разработка указанных проблем, как отдельными учеными, так и целыми научными коллективами. Активно участвовало в этом процессе Министерство внутренних дел, прежде всего в лице его Главного управления по исполнению уголовных наказаний.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является

уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в настоящее время закреплена в уголовно-исполнительном кодексе, в иных законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием наказания.

     Таким образом, уголовно-исполнительная политика являясь частью единой политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики, определяет направление деятельности государственных органов в области исполнения наказаний, определяет принципы, формы, задачи и содержания этой деятельности.

 

III. Проблемы развития и совершенствования деятельности государства в области исполнения уголовных наказаний.

Информация о работе Основные направления совершенствования уголовно-исполнительной системы