Объективные признаки контрабанды

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 05:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе уголовного законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно, всесторонне исследовать актуальные проблемы контрабанды как одного из важнейших преступлений в сфере экономической деятельности.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие контрабанды;
- изучить элементы состава контрабанды, выявить особенности ее квалификации;
- выделить общий, родовой и непосредственный объект контрабанды, проанализировать специфику ее предмета;
- исследовать элементы объективной стороны контрабанды;
- проанализировать формы и виды вины применительно к субъективной стороне контрабанды;
- изучить квалифицированные виды контрабанды;
- исследовать взаимосвязи контрабанды со смежными с ней составами преступлений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
§1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений в сфере экономической деятельности 6
§2. История развития законодательства об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности 22
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНТРАБАНДЕ 37
§1. Понятие и признаки контрабанды 37
§2. Объективные и субъективные признаки преступления 43
§3. Отграничение контрабанды от смежных составов преступлений 52
ГЛАВА 3. О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КОНТРАБАНДЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77

Файлы: 1 файл

Преступления в сфере экономической деятельности 6.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

    Согласно  ст. 6 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. "О  вывозе и ввозе культурных ценностей" под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно культурные ценности: созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации; имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на ее территории иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации; обнаруженные на территории Российской Федерации; приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности; приобретенные в результате добровольных обменов; полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

    Под действие этого закона (ст. 7), в частности, подпадают следующие категории  предметов: исторические ценности, в  том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности, иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях; редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры27.

    В ч. 3 ст. 188 УК установлена ответственность за квалифицированный вид контрабанды, когда преступление совершалось: 1) неоднократно, или 2) должностным лицом с использованием своего служебного положения, или 3) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

    Признак совершения контрабанды неоднократно совпадает по содержанию с аналогичным признаком других преступлений в сфере экономической деятельности.

    Субъектом контрабанды, совершенной с использованием должностным лицом своего служебного положения, являются должностные лица, осуществляющие контрольные функции на таможенной границе Российской Федерации, а также иные должностные лица, злоупотребляющие должностными полномочиями в целях незаконного перемещения товаров или иных предметов.

    Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации действий виновного по ст. 285 УК.

    О совершении контрабанды с применением  насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, можно говорить в тех случаях, когда на лицо, осуществляющее контрольные функции на таможенной границе, оказывается физическое воздействие (например, наносятся побои, причиняется легкий или средней тяжести вред здоровью) с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу. Если насилие выразилось в причинении смерти или тяжкого вреда здоровью, то содеянное должно квалифицироваться не только по ч. 3 ст. 188 УК, но и по статьям о преступлениях против жизни или здоровья.

    Особо квалифицированным видом контрабанды  является совершение этого преступления организованной группой (ч. 4 ст. 188 УК).

    Контрабанда признается совершенной организованной группой, если она совершена устойчивой группой из двух или более лиц, заранее объединившихся для совместного незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

    Лица, содействовавшие совершению контрабанды, подлежат уголовной ответственности  за соучастие в данном преступлении, если их действия подпадают хотя бы под один из признаков, указанных в ст. 188 УК.

    В случаях, когда лицо наряду с контрабандой совершает преступления, например, подделку документов, незаконное приобретение или сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, незаконное изготовление, приобретение, хранение либо сбыт наркотических средств, действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений.

 

§3. Отграничение контрабанды от смежных  составов преступлений

 

    Одной из важнейших задач юридической  науки следует считать активное воздействие на совершенствование организации общества, укрепление законности и правопорядка.

    Решить  эту задачу можно лишь благодаря  исследованию всех направлений правоприменительной деятельности, и в частности исследованию проблем борьбы с отдельными видами преступлений, совершенствованию уголовного законодательства, социальной обусловленности уголовно - правовых норм, анализу практики их применения, разработке форм и методов предупреждения конкретных преступлений.

    На  состоянии борьбы с преступностью в таможенной сфере самым негативным образом сказывается несовершенство нормативной (в том числе уголовной) базы, ее отставание от происходящих изменений в способах криминальных действий. Несмотря на устранение ряда законодательных пробелов в этой части в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г., некоторые общественно опасные деяния в таможенной сфере, нуждающиеся в криминализации в силу их объективной социальной вредности, по прежнему не получили надлежащей уголовно - правовой регламентации. В качестве примера можно привести неправомерное использование таможенных льгот в целях уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).

    В связи с этим представляется, что  первоочередной задачей, стоящей перед правоохранительными органами, нужно считать отграничение состава уклонения от уплаты таможенных платежей от контрабанды.

    При сравнительном анализе двух составов преступлений - уклонения от уплаты таможенных платежей и контрабанды - следует учитывать их определения, данные как в уголовном, так и в таможенном законодательстве.

    Согласно  Таможенному кодексу контрабанда  представляет собой перемещение через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием:

    - наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих,  радиоактивных и взрывчатых веществ;

    - вооружения, взрывных устройств,  огнестрельного оружия, патронов  к нему и боеприпасов (кроме  гладкоствольного охотничьего оружия  и патронов к нему);

    - ядерного, химического, биологического  и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые заведомо могут быть использованы при его создании;

    - стратегически важных сырьевых  товаров;

    - предметов художественного, исторического  и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, а равно такое перемещение иных товаров, совершенное в крупных размерах или с использованием служебного положения публичного должностного лица, либо публичным должностным лицом с использованием своего служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой.

    В таможенном законодательстве признается контрабандой и невозвращение на таможенную территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, либо перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России путем ее прорыва, выразившегося в их открытом перемещении через таможенную границу Российской Федерации вопреки прямому запрету присутствовавшего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль (ст. 219 Таможенного кодекса).

    В вопросе ответственности за контрабанду  Таможенный кодекс отсылает нас к уголовному законодательству.

    Понятие "контрабанда" в Уголовном кодексе РФ 1996 г. несколько иное. Так, самостоятельными преступлениями признаются незаконный экспорт технологий, научно - технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), и невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ).

    Логическое  толкование ст. 219 Таможенного кодекса приводит к выводу о том, что контрабанда по Таможенному кодексу возможна не только при незаконном перемещении товаров через таможенную границу в крупном размере, но и при отсутствии такого размера - в случае совершения этого преступления лицом с использованием служебного положения публичного должностного лица, либо публичным должностным лицом с использованием своего служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой. Это положение таможенного законодательства явно противоречит тому определению контрабанды, которое дается в Уголовном кодексе. Кроме того, понятия "публичное должностное лицо" в УК РФ 1996 г. не содержится.

    Вопрос  о соотношении контрабанды и  уклонения от уплаты таможенных платежей - один из самых сложных в судебно - следственной практике. В действительности контрабанда нередко связана с одновременным уклонением от уплаты таких платежей. По этой причине ряд юристов полагают, что контрабанда, по определению, включает в себя и неуплату таможенных платежей. Так, по мнению Б.В. Волженкина, привлечение к ответственности за уголовно наказуемую контрабанду по ст. 188 УК РФ охватывает и факт имевшейся при этом неуплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица28.

    Шишко И. В. также полагает, что контрабанде "имманентно присуще уклонение от уплаты таможенных платежей"29.

    Такая точка зрения представляется неточной. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей - самостоятельные преступления, хотя и посягающие на однородные общественные отношения и имеющие сходные способы совершения. В обоснование своей позиции приведу следующие аргументы.

    Во-первых, перемещение целого ряда предметов  вообще не может предполагать уплату таможенных платежей. Это относится к предметам, перечисленным в ч. 2 ст. 188 УК РФ, которые изъяты из торгового оборота (радиоактивные вещества, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения и т.д.). Само по себе перемещение этих предметов или веществ физическими лицами помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, образует состав контрабанды.

    Во-вторых, лицо может переместить на таможенную территорию Российской Федерации товары или транспортные средства законно, однако затем отказаться уплатить, к примеру, налог на добавленную стоимость, акцизы или таможенный сбор за хранение, т.е. те виды таможенных платежей, которые не уплачиваются одновременно с подачей таможенной декларации.

    В-третьих, отличие между двумя анализируемыми составами можно провести и по субъективной стороне, точнее, по цели, хотя этот признак и не влияет на квалификацию. При контрабанде цель может быть связана как с желанием переместить запрещенные к обороту предметы, так и с желанием уклониться от уплаты таможенных платежей. При совершении второго преступления - цель только корыстная и связана со стремлением избежать "лишних расходов" по оплате таможенных пошлин, налогов и т.д.

    В-четвертых, норма об уклонении от уплаты таможенных платежей допускает освобождение от уголовной ответственности в случае, когда такое преступление совершено впервые и лицо способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб (примечание к ст. 198). В случае же признания уклонения от уплаты таможенных платежей элементом другого состава - контрабанды и выполнения всех необходимых требований, указанных в примечании к ст. 198 УК РФ, освобождение от уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 194 УК РФ, невозможно, т.е. нельзя будет дифференцировать уголовную ответственность, хотя эти обстоятельства могут быть учтены судом при назначении наказания.

Информация о работе Объективные признаки контрабанды