Объективные признаки контрабанды

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 05:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе уголовного законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно, всесторонне исследовать актуальные проблемы контрабанды как одного из важнейших преступлений в сфере экономической деятельности.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие контрабанды;
- изучить элементы состава контрабанды, выявить особенности ее квалификации;
- выделить общий, родовой и непосредственный объект контрабанды, проанализировать специфику ее предмета;
- исследовать элементы объективной стороны контрабанды;
- проанализировать формы и виды вины применительно к субъективной стороне контрабанды;
- изучить квалифицированные виды контрабанды;
- исследовать взаимосвязи контрабанды со смежными с ней составами преступлений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
§1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений в сфере экономической деятельности 6
§2. История развития законодательства об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности 22
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНТРАБАНДЕ 37
§1. Понятие и признаки контрабанды 37
§2. Объективные и субъективные признаки преступления 43
§3. Отграничение контрабанды от смежных составов преступлений 52
ГЛАВА 3. О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КОНТРАБАНДЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77

Файлы: 1 файл

Преступления в сфере экономической деятельности 6.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

    В Уголовном кодексе Республики Узбекистан содержится значительное число норм, аналогичных нормам, закрепленным в Уголовном кодексе РФ. Вместе с тем в него включены нормы, неизвестные кодексу РФ, например, об ответственности за заключение сделки вопреки интересам Республики Узбекистан (ст. 175); нарушение правил торговли или оказания услуг (ст. 189); дискредитацию конкурента (ст. 192). В системе преступлений в сфере экономической деятельности имеются и некоторые особенности. Так, узбекский законодатель включил ст. 243 УК, регламентирующую ответственность за легализацию доходов, полученных от преступной деятельности, в гл. 27 "Преступления против общественной безопасности".

    Уголовный кодекс Республики Казахстан в главе "Преступления в сфере экономической деятельности" содержит довольно много преступлений, известных Уголовному кодексу РФ. Вместе с тем казахский законодатель включил в эту главу дополнительно статьи, устанавливающие ответственность за: злостное нарушение установленного порядка проведения публичных торгов и аукционов (ст. 197); внесение в реестр держателей ценных бумаг заведомо ложных сведений (ст. 203); представление заведомо ложных сведений об операциях с ценными бумагами (ст. 204); подделку и использование марок акцизного сбора (ст. 208); нарушение правил бухгалтерского учета (ст. 218); представление заведомо ложных сведений о банковских операциях (ст. 219); незаконное использование денежных средств банка (ст. 220); получение незаконного вознаграждения (ст. 224).

    Уголовный кодекс Кыргызской Республики 1997 г. в главе "Преступления в сфере экономической деятельности", по существу, воспринял все составы преступлений в сфере экономической деятельности, содержащиеся в соответствующей гл. 22 УК РФ. Вместе с тем в названной главе Кодекса Кыргызстана содержится ряд преступлений, неизвестных Кодексу РФ, например: нарушение правил бухгалтерского учета (ст. 187); злостное нарушение порядка проведения публичных торгов или аукционов (ст. 189); нарушение метрологических правил (ст. 196); изготовление, хранение, сбыт и использование поддельных акцизных марок (ст. 199); производство, хранение, импорт и реализация продукции, подлежащей обязательному акцизному обложению без акцизных марок (ст. 200); производство, сбыт спирта и спиртосодержащих напитков без лицензии (ст. 201); производство, хранение, сбыт недоброкачественного спирта и спиртосодержащих напитков (ст. 202); невозвращение из-за границы материальных ценностей (ст. 205); неисполнение законных требований налоговых служб и противодействие им (ст. 214); незаконное предоставление или получение финансовых льгот (ст. 215).

    В Уголовном кодексе Республики Кыргызстан специально оговаривается ответственность за уклонение от уплаты налога не только гражданина (ст. 211), но и должностных лиц хозяйствующих субъектов (ст. 213), а также частного предпринимателя (ст. 212).

    Уголовный кодекс Республики Таджикистан 1998 г. в  основном воспринял систему преступлений в сфере экономической деятельности, изложенную в гл. 22 УК РФ. В соответствии с гл. 27 УК Республики Таджикистан к числу преступлений в сфере экономической деятельности, в частности, относятся: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 258); незаконное предпринимательство (ст. 259); лжепредпринимательство (ст. 260); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 261); легализация (отмывание) денежных средств либо иного имущества, полученных противозаконным путем (ст. 263) и др. Из числа преступлений, неизвестных Кодексу РФ, можно выделить злостное нарушение правил бухгалтерского учета (ст. 272) и злостное нарушение порядка проведения публичных торгов или аукционов (ст. 275).

    Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 г. в  гл. 25 "Преступления против порядка  осуществления экономической деятельности" содержит значительное число норм, закрепленных в Кодексе РФ. Вместе с тем в этой главе имеются нормы, неизвестные российскому Кодексу, например: ст. 224 - незаконное открытие счетов за пределами Республики Беларусь; ст. 237 - выманивание кредита или дотаций; ст. 251 - срыв публичных торгов; ст. 256 - спекуляция; ст. 260 - нарушение правил торговли.

    Модельный Уголовный кодекс стран СНГ в  гл. 29 "Преступления против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности" в основном содержит составы преступлений, изложенные в гл. 22 УК РФ. Из числа составов преступлений, отсутствующих в Кодексе РФ, можно выделить злостное нарушение правил бухгалтерского учета и злостное нарушение порядка проведения публичных торгов и аукционов.

    Новое оригинальное решение ответственности  за контрабанду закреплено в Модельном Уголовном кодексе для стран СНГ с учетом специфики объекта посягательства. В нем различаются:

     1) контрабанда как преступление  против общественной безопасности, когда предметом незаконного  перемещения через таможенную  границу Российской Федерации являются наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые и другие опасные вещества, вооружение, военная техника, оружие массового поражения и другие опасные вещества, средства или предметы;

     2) экономическая контрабанда как  преступление против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, когда предметом незаконного перемещения через таможенную границу являются другие товары и предметы.

    Законодатели  некоторых государств-участников СНГ, восприняв рекомендации Модельного Уголовного кодекса, выделили в кодексах своих республик два вида контрабанды. Так, в Уголовном кодексе Республики Узбекистан контрабанда подразделяется на два вида: как преступление против общественной безопасности (ст. 246) и экономическая контрабанда, определяемая как нарушение таможенного законодательства (ст. 182), которая относится к "преступлениям против основ экономики".

    Уголовный кодекс Республики Казахстан также  предусматривает контрабанду двух видов: контрабанда изъятых из обращения предметов, а также предметов, обращение которых ограничено, отнесена к преступлениям против общественной безопасности и общественного порядка (ст. 250); контрабанда других товаров и предметов считается экономической контрабандой (ст. 209) и относится к преступлениям в сфере экономической деятельности.

        
 

§2. История развития законодательства об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности

 

    Российское  законодательство на протяжении всей истории своего развития предусматривало ответственность за преступления в сфере экономической деятельности.

    Уложение  о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. в редакции 1885 г., а также Уголовное уложение 1903 г. содержали достаточно широкий перечень статей с описанием конкретных составов рассматриваемых преступлений, которые включались в различные разделы Особенной части.

    Так, разд. 7 Уложения о наказаниях "О  преступлениях и проступках против имущества и доходов казны" включал главу "О нарушении  уставов монетных", которая состояла из двух отделений: 1. "О подделке и уменьшении достоинства монеты, противозаконном переливе, привозе и вывозе оной" и 2. "О подделке государственных кредитных бумаг". За подделку "монеты золотой, серебряной, платиновой и медной российского чекана, хотя бы и в настоящем оной достоинстве", виновные подвергались лишению всех прав состояния и ссылке "в каторжную работу" на срок от восьми до десяти лет (ст. 556). При этом если означенное в ст. 556 Уложения преступление было совершено "лицом, которое было употребляемо правительством к приготовлению монеты или к надзору за приготовлением оной", то виновный приговаривался к лишению всех прав состояния и к ссылке на каторжную работу сроком от десяти до двенадцати лет. Такому же наказанию подвергались виновные в подделке монеты российского чекана из похищенных с горных, казенных или частных заводов золота, платины или серебра, хотя бы "сия монета была и настоящего достоинства" (ст. 557). За подделку монеты иностранного чекана, хотя бы и в настоящем ее достоинстве, виновные подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжную работу сроком от четырех до шести лет (ст. 558).

    Особо предусматривалась ответственность  лиц, которые принимали какое-либо участие в подделке монеты или же заведомо делали, доставляли или покупали штемпели, формы и другие орудия "для сей подделки" (ч. 1 ст. 559 Уложения о наказаниях). При этом среди статей об ответственности за подделку монеты содержалась норма поощрительного характера. В соответствии с ч. 2 ст. 559 Уложения те из участников в этом преступлении, "которые откроют правительству о своих соумышленниках и сим дадут средство обнаружить и пресечь преступные их действия, освобождаются от всякого наказания; имена их сохраняются в тайне".

    В главе второй отделения первого  Уложения о наказаниях содержались также нормы об ответственности лиц, которые, зная достоверно о подделке монеты, но без всякого в том участия, не довели о том до сведения правительства (ст. 560); об ответственности за переплавку российской монеты (ст. 561); за обрезание монеты и всякое другое с умыслом отнятие у нее настоящего веса (ст. 565); за посеребрение или позлащение или натирание ртутью или другим веществом какой-либо монеты, с намерением дать ей вид большей ценности (ст. 566); за выпуск в обращение заведомо поддельной монеты со знанием подделывателей (ч. 1 ст. 567); за передачу случайно полученной фальшивой монеты, по удостоверении в фальшивости ее, другому лицу, под видом настоящей (ч. 2 ст. 567) и т.д.

    В главе второй Уложения о наказаниях отделения второго предусматривалась ответственность за подделку государственных кредитных билетов, билетов государственного казначейства, а равно и всяких билетов кредитных установлений, имеющих в общем обращении достоинство денег (ст. 571). При этом дифференцировалась ответственность в зависимости от способа подделки - механическими средствами или посредством рисования. Так, за подделку самой бумаги и рисунков механическими средствами, а равно и за превращение на банковских билетах настоящего достоинства их в высшую сумму, виновные подвергались наказанию, указанному в санкции ст. 556 Уложения за подделку монеты российского чекана - лишение всех прав состояния и ссылка на каторжную работу сроком от восьми до десяти лет (п. 1 ст. 571). Менее сурово преследовалась подделка означенных бумаг на простой бумаге посредством рисования. За такую подделку виновные подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжную работу сроком от шести до восьми лет (п. 2 ст. 571).

    При определении постепенности наказаний  за подделку государственных кредитных бумаг законодатель принимал в соображение большую или меньшую степень искусства в подделке и степень опасности, которой подвергается государственный кредит вследствие выпуска поддельных билетов. На этом основании способ подделки рисунка имел преимущественное значение, потому что от большей или меньшей скорости выполнения и степени совершенства в изображении на каждом отдельном листе рисунка зависит, с одной стороны, возможность заготовления большого количества фальшивых билетов, а с другой - большая вероятность удобного и безнаказанного сбыта их11.

    В ч. 1 ст. 576 Уложения о наказаниях оговаривалась  ответственность лиц за выпуск в  обращение заведомо фальшивых государственных  кредитных билетов, билетов государственного казначейства и всяких иных билетов  кредитных установлений, имеющих в общем обращении достоинство денег. Такие лица подвергались наказанию как сообщники в подделке государственных кредитных бумаг.

    Назначая  наказание виновному в сбыте, как сообщнику подделки, по правилам ст. 576 Уложения, закон рассматривал, тем не менее, данное деяние как самостоятельное преступление.

    Специально  оговаривалась ответственность  лиц за подделку гербовой бумаги и  гербовых марок (ст. 579), а также за выпуск или перевод заведомо поддельных гербовой бумаги или марок (ст. 580).

    Множество статей с описанием составов преступлений в сфере экономической деятельности содержалось в гл. 2, 12, 13 и 14 разд. VIII Уложения "О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благочиния". Так, в главе второй "О нарушении постановлений для обеспечения народного продовольствия" содержались нормы об ответственности должностных лиц за неимение в запасных магазинах, или нарочно устроенных для того ямах, или в скирдах хлеба в достаточном, согласно существующим постановлениям, количестве (ст. 901). Специально оговаривалась ответственность лиц, обязанных проверять запасные магазины и книги и наблюдать, чтобы прием, раздача и хранение хлебных запасов были производимы на законном основании, за всякое по сей части упущение и слабый контроль, а тем более за допущение каких-либо злоупотреблений и за участие в оных (ст. 910). В соответствии со ст. 913 Уложения о наказаниях наступала ответственность за стачку, сделку или другое соглашение торгующих к возвышению цен на предметы продовольствия. Лица, обязанные по закону иметь попечение об отвращении недостатка в предметах продовольствия или доносить о замеченном ими недостатке начальству, за неисполнение этого подвергались денежному взысканию (ст. 914).

    В гл. XII Уложения о наказаниях содержались составы преступлений, регламентирующие ответственность за нарушение постановлений о кредите. В частности, предусматривалась ответственность за подделку билетов комиссии погашения долгов, государственного банка и контор его и вообще всех государственных установлений (ст. 1149), за подлог при займе из государственных или общественных и частных кредитных установлений (ст. 1151), за открытие частного банка без дозволения правительства или без соблюдения предписанных законом для этого правил (ст. 1152). Специально оговаривалась ответственность чиновников и должностных лиц государственных кредитных установлений, общественных и частных банков за нарушение банковской тайны (ст. 1157). За подделку билетов банков общественных и частных, учрежденных с разрешения и утверждения правительства, виновные подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжную работу сроком от шести до восьми лет.

Информация о работе Объективные признаки контрабанды