Объективные признаки контрабанды

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 05:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе уголовного законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно, всесторонне исследовать актуальные проблемы контрабанды как одного из важнейших преступлений в сфере экономической деятельности.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие контрабанды;
- изучить элементы состава контрабанды, выявить особенности ее квалификации;
- выделить общий, родовой и непосредственный объект контрабанды, проанализировать специфику ее предмета;
- исследовать элементы объективной стороны контрабанды;
- проанализировать формы и виды вины применительно к субъективной стороне контрабанды;
- изучить квалифицированные виды контрабанды;
- исследовать взаимосвязи контрабанды со смежными с ней составами преступлений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
§1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений в сфере экономической деятельности 6
§2. История развития законодательства об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности 22
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНТРАБАНДЕ 37
§1. Понятие и признаки контрабанды 37
§2. Объективные и субъективные признаки преступления 43
§3. Отграничение контрабанды от смежных составов преступлений 52
ГЛАВА 3. О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КОНТРАБАНДЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77

Файлы: 1 файл

Преступления в сфере экономической деятельности 6.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

    Позднее глава "Преступления хозяйственные" была дополнена статьями, регламентирующими ответственность за выпуск недоброкачественной, некомплектной и нестандартной промышленной продукции; учреждение и руководство деятельностью лжекооперативов; массовый или систематический выпуск из торговых предприятий недоброкачественной продукции; обман покупателей; выпуск денежных суррогатов. При этом глава вторая "Преступления против порядка управления" была дополнена статьями, регламентирующими ответственность за такие хозяйственные преступления, как нарушение законов о национализации земли и спекуляция.

    В Уголовном кодексе 1960 г. имелась  специальная глава "Хозяйственные преступления", содержавшая статьи с описанием составов преступлений в сфере экономической деятельности. Наряду с этим, ряд составов хозяйственных преступлений был предусмотрен в главе "Государственные преступления" среди так называемых иных государственных преступлений (контрабанда, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, нарушение правил о валютных операциях).

    В первоначальной редакции глава "Хозяйственные  преступления" включала в себя 18 статей. В частности, предусматривалась ответственность: за выпуск недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции; частнопредпринимательскую деятельность; коммерческое посредничество; спекуляцию; незаконное пользование товарными знаками; обман покупателей и заказчиков; выпуск в продажу в торговых предприятиях заведомо недоброкачественных, нестандартных или некомплектных товаров; изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков домашней выработки; занятие запрещенным промыслом и др.

    Позднее глава "Хозяйственные преступления" была дополнена статьями, регламентирующими ответственность за приписки в государственной отчетности и представление других умышленно искаженных отчетных данных о выполнении планов (ст. 152.1); за получение незаконного вознаграждения от граждан путем вымогательства за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения (ст. 156.2); за нарушение правил торговли (ст. 156.3); за уклонение от подачи декларации о доходах от занятия кустарно-ремесленным промыслом, другой индивидуально-трудовой деятельностью либо об иных доходах, облагаемых подоходным налогом, и в других случаях, когда подача декларации предусмотрена законодательством, а также за несвоевременную подачу декларации или включение в нее заведомо искаженных данных, если эти действия совершены после наложения административного взыскания за такие же нарушения (ст. 162.1), и др.

    За  период действия Уголовного кодекса 1960 г. правовая регламентация вопросов уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности подверглась существенным изменениям. Переход страны к рыночной многоукладной экономике, введение частной собственности на землю и средства производства, развитие предпринимательской деятельности, поощрение конкуренции, расширение внешней торговли - все это требовало переосмысления роли уголовного права в регулировании хозяйственной деятельности. С 1991 г. по июль 1994 г. в главу "Хозяйственные преступления" Кодекса были внесены 42 изменения и дополнения. В частности, была отменена уголовная ответственность за выпуск недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции, приписки и другие искажения отчетности о выполнении планов, частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество, спекуляцию, скупку в государственных или кооперативных магазинах хлеба и других пищевых продуктов для скармливания скоту и птице, нарушение правил торговли спиртными напитками, нарушение правил торговли. В то же время новая экономическая ситуация потребовала введения уголовной ответственности за ряд общественно опасных деяний. Криминализация выразилась в установлении уголовной ответственности за незаконное повышение или поддержание цен, нарушение государственной дисциплины цен, сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения, противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов, незаконное предпринимательство, незаконное предпринимательство в сфере торговли, уклонение от уплаты таможенных платежей, сокрытие средств в иностранной валюте, самовольную добычу янтаря.

    В 1991 г. был разработан проект нового Уголовного кодекса РФ. При разработке норм об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности определяющими были положения о необходимости предельного ограничения вмешательства государства в экономику, поскольку нормальная рыночная экономика развивается по своим законам. В первоначальном варианте глава "Хозяйственные преступления" в проекте Кодекса насчитывала 22 статьи. В ней отсутствовали нормы об ответственности за приписки и другие искажения отчетности о выполнении планов, частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество, скупку в магазинах хлеба и других пищевых продуктов для скармливания скоту и птице, нарушение правил торговли спиртными напитками, получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения, незаконный отпуск бензина и других горюче-смазочных материалов, изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков домашней выработки.

    Вместе  с тем в эту главу проекта  были включены нормы об ответственности за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, незаконные сделки с валютными ценностями, контрабанду, которые в Кодексе 1960 г. относились к числу иных государственных преступлений. В новом варианте проекта (1992 г.) в главе о хозяйственных преступлениях были дополнительно сформулированы признаки составов таких преступлений, как получение кредита путем обмана, злостное банкротство и др. Контрабанда была поделена на два состава: один, где предметом незаконного перемещения через таможенную границу являлись товары, транспортные средства и иные ценности, в том числе культурные, предлагалось считать хозяйственными преступлениями; контрабанда же наркотических средств, сильнодействующих и иных опасных веществ, оружия массового уничтожения, огнестрельного оружия и т.п. относилась к числу преступлений против общественной безопасности.

    Концептуальные  идеи проекта Уголовного кодекса 1991-1992 гг. о реформировании законодательства об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности нашли отражение в проектах 1994 г. и в новом Кодексе, принятом в 1996 г14.

 

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНТРАБАНДЕ

§1. Понятие и признаки контрабанды

 

    Контрабанда (от итальянского contrabando, от contra - против и bando - правительственный указ) - это  тайный провоз или перенос товаров  и ценностей через государственную границу с сокрытием их от таможенного контроля.

    В соответствии с законом (ч. 1 ст. 188 УК) контрабандой признается перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй данной статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

    Анализируемая норма имеет бланкетный характер. Это означает, что для уяснения диспозиции статьи необходимо учитывать нормы таможенного законодательства. Новая редакция Таможенного кодекса РФ (пп. 7 п. 1 ст. 11, 291 и 310 ТК) под перемещением через таможенную границу понимает совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или по вывозу с таможенной территории РФ товаров и транспортных средств любым способом. Под ввозом понимается фактическое пересечение таможенной границы и все последующие предусмотренные нормами ТК РФ действия с ввозимыми товарами до их выпуска таможенными органами, а под вывозом - подача таможенной декларации или совершение иных действий, непосредственно направленных на реализацию намерения осуществить вывоз товаров до фактического пересечения ими таможенной границы.

    Общественная  опасность контрабанды определяется тем, что данным деянием причиняется существенный ущерб внешнеэкономической деятельности, имеющей важное значение для развития экономики Российской Федерации. Кроме того, контрабанда может причинить большой ущерб общественной безопасности, нравственности населения, жизни и здоровью человека и иным правоохраняемым интересам при незаконном перемещении через таможенную границу предметов, запрещенных в гражданском обороте, например, наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих или взрывчатых веществ, огнестрельного оружия, боеприпасов и т.п.

      В соответствии со ст. 19 ТК все  лица на равных основаниях  имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом. Никто не может быть лишен этого права или ограничен в нем, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.

      Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов страны на основании актов законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации (ст. 20 ТК).

     Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, выступают любые товары и иные предметы, кроме тех, которые указаны в ч. 2 данной статьи. Предметом контрабанды, наказуемой по ч. 2 ст. 188 УК РФ, выступают наркотические средства, психотропные, ядовитые, отравляющие, взрывчатые вещества, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, культурные ценности и др.

    Для признания деяния по ч. 1 ст. 188 УК РФ уголовно наказуемым оно должно быть совершено в крупном размере. Крупный размер контрабанды определяется в примечании к ст. 169 УК РФ и составляет стоимость товаров, превышающую 250 тыс. руб.

    В ч. 2 ст. 188 УК РФ предусмотрена уголовная  ответственность за контрабанду строго ограниченного перечня предметов, в отношении перемещения которых через таможенную границу РФ помимо общих установлены специальные правила. Их незаконное перемещение имеет повышенную опасность, поскольку эти предметы сами представляют повышенную опасность, в связи с чем для контрабанды этих предметов крупный размер не является обязательным условием ее совершения.

    Как видно из изложенного, предметы контрабанды  довольно различны и многочисленны. В то же время, как отмечают Н. С. Гильмутдинова15, В. Д. Ларичев16, во многих странах контрабанда подразделяется на следующие виды:

    а) экономическая контрабанда. Предмет  преступления - товары, деньги, ценные бумаги и т.д. Объект - экономические  интересы в сфере внешней и  внутренней торговли;

    б) военная контрабанда. Предмет - вооружение, ресурсы. Объект - нарушение режима эмбарго, неисполнение международных или двусторонних договоров, а также интересы собственной безопасности;

    в) контрабанда предметов, запрещенных  к ввозу или вывозу. Предмет - наркотики, алкоголь, орудия преступления. Объект - нравственное, физическое и психическое здоровье населения;

    г) экологическая контрабанда. Предмет - токсичные или радиоактивные  отходы, животные или растения, находящиеся  на грани исчезновения. Объект - экологическая безопасность.

    Уголовный кодекс России не проводит подобного  разделения. В связи с этим состав преступления, предусмотренный для контрабанды, и динамика ст. 188 УК РФ объединяет все указанные виды контрабанды, явно перегружая норму деяниями с разными объектами и предметами преступления.

    Кроме того, перемещение различных товаров  и предметов через таможенную границу РФ преследует абсолютно разные цели. Вопросами выявления контрабанды в связи с этим занимаются различные правоохранительные органы и их подразделения.

    Наибольшее  распространение среди рассматриваемых  видов имеет контрабанда, предметом которой являются товары и транспортные средства. Как отмечено выше, за рубежом она относится к экономической.

    У нас в литературе помимо термина "экономическая контрабанда" используются и другие. Так, Ю. П. Гармаев, Т. А. Диканова, Д. М. Мотин и др. употребляют термин "торговая контрабанда"17. Отдельные авторы говорят о контрабанде объектов интеллектуальной собственности18, отдельных экономических товаров19 и преступлениях, связанных с контрабандой товаров определенными лицами20.

    Исходя  из структуры УК РФ, представляется, что наиболее верным термином для рассматриваемых преступлений будет "контрабанда, совершенная в сфере экономической деятельности". В то же время предметом такого преступления будут являться только товары, деньги, ценные бумаги, перемещаемые юридическими лицами. Однако немалое количество таких преступлений совершается и физическими лицами. Учитывая это, для обозначения таких преступлений целесообразно использовать термин "экономическая контрабанда".

Информация о работе Объективные признаки контрабанды