Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 05:36, курсовая работа
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе уголовного законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно, всесторонне исследовать актуальные проблемы контрабанды как одного из важнейших преступлений в сфере экономической деятельности.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие контрабанды;
- изучить элементы состава контрабанды, выявить особенности ее квалификации;
- выделить общий, родовой и непосредственный объект контрабанды, проанализировать специфику ее предмета;
- исследовать элементы объективной стороны контрабанды;
- проанализировать формы и виды вины применительно к субъективной стороне контрабанды;
- изучить квалифицированные виды контрабанды;
- исследовать взаимосвязи контрабанды со смежными с ней составами преступлений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
§1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений в сфере экономической деятельности 6
§2. История развития законодательства об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности 22
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНТРАБАНДЕ 37
§1. Понятие и признаки контрабанды 37
§2. Объективные и субъективные признаки преступления 43
§3. Отграничение контрабанды от смежных составов преступлений 52
ГЛАВА 3. О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КОНТРАБАНДЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
Позднее глава "Преступления хозяйственные" была дополнена статьями, регламентирующими ответственность за выпуск недоброкачественной, некомплектной и нестандартной промышленной продукции; учреждение и руководство деятельностью лжекооперативов; массовый или систематический выпуск из торговых предприятий недоброкачественной продукции; обман покупателей; выпуск денежных суррогатов. При этом глава вторая "Преступления против порядка управления" была дополнена статьями, регламентирующими ответственность за такие хозяйственные преступления, как нарушение законов о национализации земли и спекуляция.
В Уголовном кодексе 1960 г. имелась специальная глава "Хозяйственные преступления", содержавшая статьи с описанием составов преступлений в сфере экономической деятельности. Наряду с этим, ряд составов хозяйственных преступлений был предусмотрен в главе "Государственные преступления" среди так называемых иных государственных преступлений (контрабанда, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, нарушение правил о валютных операциях).
В первоначальной редакции глава "Хозяйственные преступления" включала в себя 18 статей. В частности, предусматривалась ответственность: за выпуск недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции; частнопредпринимательскую деятельность; коммерческое посредничество; спекуляцию; незаконное пользование товарными знаками; обман покупателей и заказчиков; выпуск в продажу в торговых предприятиях заведомо недоброкачественных, нестандартных или некомплектных товаров; изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков домашней выработки; занятие запрещенным промыслом и др.
Позднее глава "Хозяйственные преступления" была дополнена статьями, регламентирующими ответственность за приписки в государственной отчетности и представление других умышленно искаженных отчетных данных о выполнении планов (ст. 152.1); за получение незаконного вознаграждения от граждан путем вымогательства за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения (ст. 156.2); за нарушение правил торговли (ст. 156.3); за уклонение от подачи декларации о доходах от занятия кустарно-ремесленным промыслом, другой индивидуально-трудовой деятельностью либо об иных доходах, облагаемых подоходным налогом, и в других случаях, когда подача декларации предусмотрена законодательством, а также за несвоевременную подачу декларации или включение в нее заведомо искаженных данных, если эти действия совершены после наложения административного взыскания за такие же нарушения (ст. 162.1), и др.
За период действия Уголовного кодекса 1960 г. правовая регламентация вопросов уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности подверглась существенным изменениям. Переход страны к рыночной многоукладной экономике, введение частной собственности на землю и средства производства, развитие предпринимательской деятельности, поощрение конкуренции, расширение внешней торговли - все это требовало переосмысления роли уголовного права в регулировании хозяйственной деятельности. С 1991 г. по июль 1994 г. в главу "Хозяйственные преступления" Кодекса были внесены 42 изменения и дополнения. В частности, была отменена уголовная ответственность за выпуск недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции, приписки и другие искажения отчетности о выполнении планов, частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество, спекуляцию, скупку в государственных или кооперативных магазинах хлеба и других пищевых продуктов для скармливания скоту и птице, нарушение правил торговли спиртными напитками, нарушение правил торговли. В то же время новая экономическая ситуация потребовала введения уголовной ответственности за ряд общественно опасных деяний. Криминализация выразилась в установлении уголовной ответственности за незаконное повышение или поддержание цен, нарушение государственной дисциплины цен, сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения, противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов, незаконное предпринимательство, незаконное предпринимательство в сфере торговли, уклонение от уплаты таможенных платежей, сокрытие средств в иностранной валюте, самовольную добычу янтаря.
В 1991 г. был разработан проект нового Уголовного кодекса РФ. При разработке норм об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности определяющими были положения о необходимости предельного ограничения вмешательства государства в экономику, поскольку нормальная рыночная экономика развивается по своим законам. В первоначальном варианте глава "Хозяйственные преступления" в проекте Кодекса насчитывала 22 статьи. В ней отсутствовали нормы об ответственности за приписки и другие искажения отчетности о выполнении планов, частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество, скупку в магазинах хлеба и других пищевых продуктов для скармливания скоту и птице, нарушение правил торговли спиртными напитками, получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения, незаконный отпуск бензина и других горюче-смазочных материалов, изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков домашней выработки.
Вместе с тем в эту главу проекта были включены нормы об ответственности за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, незаконные сделки с валютными ценностями, контрабанду, которые в Кодексе 1960 г. относились к числу иных государственных преступлений. В новом варианте проекта (1992 г.) в главе о хозяйственных преступлениях были дополнительно сформулированы признаки составов таких преступлений, как получение кредита путем обмана, злостное банкротство и др. Контрабанда была поделена на два состава: один, где предметом незаконного перемещения через таможенную границу являлись товары, транспортные средства и иные ценности, в том числе культурные, предлагалось считать хозяйственными преступлениями; контрабанда же наркотических средств, сильнодействующих и иных опасных веществ, оружия массового уничтожения, огнестрельного оружия и т.п. относилась к числу преступлений против общественной безопасности.
Концептуальные идеи проекта Уголовного кодекса 1991-1992 гг. о реформировании законодательства об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности нашли отражение в проектах 1994 г. и в новом Кодексе, принятом в 1996 г14.
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНТРАБАНДЕ
§1. Понятие и признаки контрабанды
Контрабанда (от итальянского contrabando, от contra - против и bando - правительственный указ) - это тайный провоз или перенос товаров и ценностей через государственную границу с сокрытием их от таможенного контроля.
В соответствии с законом (ч. 1 ст. 188 УК) контрабандой признается перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй данной статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Анализируемая норма имеет бланкетный характер. Это означает, что для уяснения диспозиции статьи необходимо учитывать нормы таможенного законодательства. Новая редакция Таможенного кодекса РФ (пп. 7 п. 1 ст. 11, 291 и 310 ТК) под перемещением через таможенную границу понимает совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или по вывозу с таможенной территории РФ товаров и транспортных средств любым способом. Под ввозом понимается фактическое пересечение таможенной границы и все последующие предусмотренные нормами ТК РФ действия с ввозимыми товарами до их выпуска таможенными органами, а под вывозом - подача таможенной декларации или совершение иных действий, непосредственно направленных на реализацию намерения осуществить вывоз товаров до фактического пересечения ими таможенной границы.
Общественная
опасность контрабанды
В соответствии со ст. 19 ТК все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом. Никто не может быть лишен этого права или ограничен в нем, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов страны на основании актов законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации (ст. 20 ТК).
Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, выступают любые товары и иные предметы, кроме тех, которые указаны в ч. 2 данной статьи. Предметом контрабанды, наказуемой по ч. 2 ст. 188 УК РФ, выступают наркотические средства, психотропные, ядовитые, отравляющие, взрывчатые вещества, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, культурные ценности и др.
Для признания деяния по ч. 1 ст. 188 УК РФ уголовно наказуемым оно должно быть совершено в крупном размере. Крупный размер контрабанды определяется в примечании к ст. 169 УК РФ и составляет стоимость товаров, превышающую 250 тыс. руб.
В ч. 2 ст. 188 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду строго ограниченного перечня предметов, в отношении перемещения которых через таможенную границу РФ помимо общих установлены специальные правила. Их незаконное перемещение имеет повышенную опасность, поскольку эти предметы сами представляют повышенную опасность, в связи с чем для контрабанды этих предметов крупный размер не является обязательным условием ее совершения.
Как видно из изложенного, предметы контрабанды довольно различны и многочисленны. В то же время, как отмечают Н. С. Гильмутдинова15, В. Д. Ларичев16, во многих странах контрабанда подразделяется на следующие виды:
а) экономическая контрабанда. Предмет преступления - товары, деньги, ценные бумаги и т.д. Объект - экономические интересы в сфере внешней и внутренней торговли;
б) военная контрабанда. Предмет - вооружение, ресурсы. Объект - нарушение режима эмбарго, неисполнение международных или двусторонних договоров, а также интересы собственной безопасности;
в) контрабанда предметов, запрещенных к ввозу или вывозу. Предмет - наркотики, алкоголь, орудия преступления. Объект - нравственное, физическое и психическое здоровье населения;
г) экологическая контрабанда. Предмет - токсичные или радиоактивные отходы, животные или растения, находящиеся на грани исчезновения. Объект - экологическая безопасность.
Уголовный кодекс России не проводит подобного разделения. В связи с этим состав преступления, предусмотренный для контрабанды, и динамика ст. 188 УК РФ объединяет все указанные виды контрабанды, явно перегружая норму деяниями с разными объектами и предметами преступления.
Кроме того, перемещение различных товаров и предметов через таможенную границу РФ преследует абсолютно разные цели. Вопросами выявления контрабанды в связи с этим занимаются различные правоохранительные органы и их подразделения.
Наибольшее
распространение среди
У нас в литературе помимо термина "экономическая контрабанда" используются и другие. Так, Ю. П. Гармаев, Т. А. Диканова, Д. М. Мотин и др. употребляют термин "торговая контрабанда"17. Отдельные авторы говорят о контрабанде объектов интеллектуальной собственности18, отдельных экономических товаров19 и преступлениях, связанных с контрабандой товаров определенными лицами20.
Исходя из структуры УК РФ, представляется, что наиболее верным термином для рассматриваемых преступлений будет "контрабанда, совершенная в сфере экономической деятельности". В то же время предметом такого преступления будут являться только товары, деньги, ценные бумаги, перемещаемые юридическими лицами. Однако немалое количество таких преступлений совершается и физическими лицами. Учитывая это, для обозначения таких преступлений целесообразно использовать термин "экономическая контрабанда".