Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:35, статья
Органы внутренних дел в РФ являются одним из субъектов, осуществляющих профилактическую работу в отношении несовершеннолетних правонарушителей и беспризорников. Основным нормативным документом данной деятельности является ФЗ № 120 от 24.06.99. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии с данным нормативным документом: «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности,
Деятельность правоохранительных органов по работе с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Соловейчик М.В.
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры социальной педагогики
РГПУ им. А.И. Герцена
Органы внутренних дел в РФ являются одним из субъектов, осуществляющих профилактическую работу в отношении несовершеннолетних правонарушителей и беспризорников. Основным нормативным документом данной деятельности является ФЗ № 120 от 24.06.99. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии с данным нормативным документом: «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении».
Федеральный закон РФ № 3 от 07.02.2011 г. «О полиции» в ст.13 п.15 даёт право полиции: «доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом».
Данная статья будет посвящена изучению профилактической деятельности полиции в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Сотрудник полиции при получении информации или обнаружении безнадзорного, беспризорного несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении:
Оперативный дежурный органа полиции при поступлении данной информации:
При обнаружении
При доставлении несовершеннолетнего в подразделение полиции оперативный дежурный:
В случае нахождения несовершеннолетнего в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, имеющего травмы (телесные повреждения), а также признаки обострения психического заболевания или отклонения в поведении оперативный дежурный территориального органа полиции:
При доставлении
- выясняет обстоятельства обнаружения несовершеннолетнего или совершения несовершеннолетним правонарушения;
- в ночное время, выходные и нерабочие дни, либо в других исключительных случаях выносит постановление о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
По окончании разбирательства с несовершеннолетним, доставленным в полицию оперативный дежурный или сотрудник, проводивший разбирательство, передаёт несовершеннолетнего:
В соответствии с законодательством, принимая участие в борьбе с правонарушениями сред несовершеннолетних, патрульные и постовые наряды полиции обязаны:
Основная нагрузка на наряды полиции,
несущие патрульно-постовую службу
ложится при доставлении
- оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;
- заблудившиеся и подкинутые;
- самовольно оставившие семью, ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений;
- не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию
- совершившие общественно опасные деяния либо иные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная или административная ответственность
- совершившие правонарушения.
- совершившие уголовно-наказуемые деяния.
Сотрудникам патрульно-постовой службы, выполняющих свои должностные обязанности в условиях г. Санкт-Петербурга необходимо помнить о положениях Закона СПб «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге, ст.ст. 8-2 и 8-3, предусматривающих ответственность юридических лиц за нахождения несовершеннолетних до 16 лет в общественных местах и в сфере развлечения в ночное время.
Вопросы предупреждения и пресечения правонарушений и преступлений несовершеннолетних решают практически все службы полиции.
Под общей профилактикой подразумевается разработка совместных планов мероприятий с другими службами полиции на случай групповых нарушений общественного порядка несовершеннолетними, с учетом складывающейся обстановки изменение маршрутов патрулей и постов для их приближения к дискотекам, клубам, общежитиям, проведение общих собраний и встреч с несовершеннолетними, организация и проведение рейдов в местах сбора подростков – правонарушителей.
При патрулировании наряд полиции нередко сталкивается с несовершеннолетними правонарушителями, а также подростками, находящимися в состоянии алкогольного опьянения и малолетними, ведущий бродяжнический образ жизни. Действия сотрудников полиции состоят в следующем: доставлять беспризорных в дежурную часть горрайоргана внутренних дел, в подразделения по делам несовершеннолетних, приюты, равно как доставление несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического в медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и выявления степени опьянения.
Должностные лица ПДН проводят основную индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними с учетом особенностей их личности и окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания.
Должностные лица ПДН в ходе проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним:
Выясняют образ жизни, связи и намерения несовершеннолетнего;
Разъясняют
Выявляют и принимают меры по устранению причин и условий совершения несовершеннолетним правонарушений;
Выявляют и привлекают к ответственности
лиц, вовлекающих
Привлекают к профилактической работе с несовершеннолетним лиц, способных оказать на него положительное влияние.
Решают, во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вопросы организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетнего.
Подведя итог данной статьи, можно сделать вывод о том, что сотрудники полиции несут основную нагрузку по работе с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Этому способствуют полномочия, которыми наделены представители правоохранительных органов в соответствии с Федеральным законом «О полиции» - доставлять беспризорных, безнадзорных несовершеннолетних, выявлять взрослых лиц вовлекающих несовершеннолетних в противоправную деятельность или уклоняющихся от воспитания своих детей или воспитанников и привлекать их к соответствующей ответственности. Необходимо силами социальных и образовательных учреждений использовать данный потенциал полиции в области улучшения ситуации с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.