Контрольная работа по "Правоохранительным органам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:27, контрольная работа

Краткое описание

Контрольная работа по дисциплине «Правоохранительные органы»

Файлы: 1 файл

Задача 2.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Задание 1.

 

Что такое  «судебная власть»? Назовите ее характерные  черты. Какие органы осуществляют судебную власть? Являются ли они правоохранительными  органами? Ответ обоснуйте.

 

Власть – это право  и возможность распоряжаться  кем(чем)-либо, повелевать, управлять кем(чем)-либо.

Словарь Даля определяет власть как право, силу и волю над  чем-либо, свободу действий и распоряжений.

Судебная власть представляет собой одну из ветвей государственной  сласти.

Судебная власть в  Российской Федерации – это совокупность предоставленных специальным органам государства (судам) полномочий по рассмотрению вопросов, отнесенных к их компетенции, и разрешение этих вопросов путем конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства с соблюдением определенных законом процедур.

Назначением судебной власти является:

  • защита прав и свобод граждан, законных интересов предприятий и организаций;
  • защита конституционного строя Российской Федерации
  • контроль за законодательными и исполнительными органами государства с тем, чтобы их акты соответствовали Конституции РФ.

Судебная власть обеспечивает законность методами, присущими только ей, в особом, установленном законом  порядке.

Судебная власть в  РФ осуществляется способами, определенными  в Конституции РФ (ст.118):

  • посредством конституционного судопроизводства. Его реализует Конституционный Суд РФ. Он осуществляет контроль за соответствием законов и других актов Конституции РФ, а также некоторые другие полномочия, закрепленные в Конституции РФ;
  • посредством гражданского судопроизводства. Его осуществляют арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Они разрешают гражданские, хозяйственные (экономические) споры;
  • посредством уголовного судопроизводства. Его осуществляют суды общей юрисдикции. Только суд общей юрисдикции в установленном законом порядке может признать человека виновным в совершении преступления, применить к нему меры уголовной ответственности.
  • посредством административного судопроизводства. Следует отметить, что внашей стране оно окончательно не сформировано.

Судебная власть – исключительна по своему характеру: никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию суда.

Признаки судебной власти:

  • судебная власть – это вид государственной власти (осуществляется государственными органами, от имени государства, властные полномочия судам также дает государство);
  • судебная власть принадлежит судам, т.е. специальным государственным органам, формируемым в соответствии с законом и наделенными Конституцией РФ ФКЗ «О судебной системе РФ» полномочиями осуществлять судебную власть, состоящим из особых должностных лиц – профессиональных судей и представителей народа (присяжных, арбитражных заседателей);
  • судебная власть исключительна по своему характеру;
  • судебная власть независима и самостоятельна. Решения судов (судебные акты) не требуют чьего-либо утверждения; после вступления в законную силу, они обязательны на всей территории РФ, для всех граждан, должностных лиц, предприятий и организаций;
  • судебная власть осуществляется способами, указанными в Конституции РФ, и в порядке, установленном процессуальными законами (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, ФКЗ «О конституционном суде РФ»);
  • содержанием судебной власти являются различные полномочия судов. В частности это:

- осуществление правосудия;

- конституционный контроль;

- контроль за соблюдением  прав граждан на предварительном  расследовании (судебный контроль);

- разъяснение практики применения судами законодательства (разъяснение судебной практики);

- иные полномочия, определяемые Конституцией РФ и законодательством РФ.

Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами.

Судебная система Российской Федерации – это совокупность действующих в Российской Федерации  судов, перечисленных в Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ», осуществляющих судебную власть в форме конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства, организованная в соответствии с компетенцией и задачами, которые стоят перед конкретными судами.

Все суды в России, в  зависимости от уровня осуществления  государственной власти ( в данном случае судебной), можно подразделить на две группы: федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции.

К судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

Военные суды также относятся к судам общей  юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск  и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Все суды принято группировать по звеньям  и инстанциям. Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды общей  юрисдикции состоят из четырех звеньев:

1) мировые судьи;

2) районные суды (основное звено);

3) краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

4) Верховный Суд РФ (высшее звено).

Суды второго  звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих  судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может  быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

1) военные суды гарнизонов;

2) военные суды округов (флотов);

3) Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

Система арбитражных  судов тоже состоит из четырех  звеньев:

1) арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;

2) арбитражные апелляционные суды;

3) федеральные арбитражные окружные суды;

4) Высший Арбитражный Суд РФ.

Кроме разделения судов по звеньям возможна их группировка  по инстанциям.

Суд первой инстанции – это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела – вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского – о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции может выступать  любой суд, но суды первого звена  могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

Являются  ли органы, осуществляющие судебную власть, правоохранительными органами –  вопрос сложный и неоднозначный, так как законодательно не закреплено какие конкретно органы являются правоохранительными. Ответ на него может дать только изучение огромного массива действующих в настоящее время на территории Российской Федерации нормативно-правовых актов различного уровня и специальной юридической литературы по данной проблематике. Однозначно можно утверждать, что существует четкое, отображенное в нормативных актах, разграничение между судебными и правоохранительными органами. На это указывают, например, ст.230, 357 Трудового кодекса РФ, Уголовный кодекс РФ, Указ Президента РФ №278 от 03.04.97г. и другие акты.

 

 

 

 

 

Задача 2.

 

Определите, осуществляет ли орган (лицо), указанный в перечне, правоохранительную деятельность. Если осуществляет, то укажите, какой вид правоохранительной деятельности он осуществляет.

  1. Федеральная служба безопасности;
  2. Федеральная таможенная служба;
  3. Генеральный прокурор РФ;
  4. товарищеский суд;
  5. налоговый инспектор;
  6. частный нотариус;
  7. органы внутренних дел;
  8. судья федерального краевого суда;
  9. судья Уставного суда Свердловской области;
  10. следователь СК при прокуратуре

 

Правоохранительная деятельность – это деятельность специально уполномоченных государственных органов, которая осуществляется путем применения мер юридического воздействия, в соответствии с законом, с целью охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и предприятий, общества и государства, обеспечения безопасности, правопорядка и законности.

Правоохранительная деятельность неоднородна, ее осуществляют различные  органы (правоохранительные органы), перед каждым из которых стоят свои собственные, отличные от других, специфические задачи. Эти органы применяют различные методы и средства при осуществлении правоохранительной деятельности.

Правоохранительные органы в РФ – это специально уполномоченные государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность с  целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций, государства и общества; обеспечения безопасности, правопорядка и законности в Российской Федерации.

Вопрос о том, какие  государственные органы относятся  к правоохранительным, - спорный. Различные  ученые и практики относят к правоохранительным разные государственные органы и даже негосударственные организации.

  Правоохранительные функции: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор.

Из предлагаемого выше перечня органов (лиц) правоохранительную деятельность осуществляют:

  1. Федеральная служба безопасности – это составляющая часть сил обеспечения безопасности РФ. Они обеспечивают безопасность личности, общества, государства в пределах предоставленных им полномочий. В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:
  • контрразведывательная деятельность;
  • борьба с терроризмом;
  • борьба с преступностью;
  • разведывательная деятельность;
  • пограничная деятельность;
  • обеспечение информационной безопасности

Контрразведывательная деятельность — деятельность органов ФСБ России в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Борьба с преступностью  и террористической деятельностью

Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные  мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооружённых формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Информация о работе Контрольная работа по "Правоохранительным органам"