Анализ объекта и предмета взяточничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Результативность и эффективность проводимых в России коренных преобразований во всех сферах жизни общества и государства во многом зависит от того, как будет строиться деятельность социальных институтов гражданского общества и, прежде всего государственного аппарата. В процессе кардинального реформирования и становления государственного аппарата возникает необходимость в точном формулировании и нормативном закреплении его функциональной и организационной структуры, правовых установлений и процедур, основных положений, задач, целей и принципов деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 2
1. Анализ объекта и предмета взяточничества……………………….. 5
2. Характеристика и проблемы квалификации признаков
объективной стороны взяточничества……………………….…... 18
3. Субъективные признаки взяточничества ………………………… 34
4. Характеристика и проблемы квалификации признаков
субъективной стороны взяточничества………….……………….. 41
Заключение………………………....……………………………………...48
Библиографический список…………………...…………………………. 51

Файлы: 1 файл

Взяточничество.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика и проблемы квалификации

объективной стороны взяточничества

Объективная сторона получения взятки (ст. 290 УК РФ) состоит из признаков, включенных законодателем в диспозицию статьи, к числу которых, в частности относятся:

1)                 получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом международной  организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав;

2)                 получение взятки за выполнение определенных действий (бездействия) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых лиц.

Получение взятки лично предполагает не только ее получение должностным лицом, но и ее получение иными близкими виновному лицами с его согласия. Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказание материальных услуг, предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо, если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки. При этом в приговоре суду следует указывать, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) должностное лицо получило взятку от заинтересованного лица[21].

Так, за оказание услуг по оформление автотранспортных средств и получение талонов технического осмотра ряд лиц передавали денежные суммы не сотруднику областного аппарата УВД Н., а его брату, который был осведомлен о характере получаемых финансовых средств, и делал это с согласия Н.[22]  

Получение взятки через посредника означает, что лицо использовало при ее получении посреднические услуги с тем, чтобы надежнее завуалировать совершенное преступление. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в получении должностным лицом взятки, наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК РФ, то есть тогда, когда посредник является соучастником должностного лица в совершении анализируемого преступления[23].

Получение взятки должностным лицом, исходя из законодательной формулировки, обусловлено выполнением следующих альтернативных действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц:

1)действий (бездействия), входящих в круг служебных полномочий должностного лица;

2)действий (бездействия), не входящих в круг служебных полномочий должностного лица, по осуществлению которых виновный может способствовать в силу своего должностного положения;

3)общего покровительства по службе;

4)попустительства по службе.

Первая форма получения виновным взятки (за действия (бездействие), входящие в круг его прав и служебных полномочий) охватывает такие действия (бездействие) должностного лица, которые оно могло или обязано было выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями. То есть субъект, не выходя за рамки служебной компетенции, мог или обязан был совершить определенные законные правомерные действия (бездействие). К такого рода действиям (бездействию) можно, в частности, отнести принятие решений по кадровым вопросам, распоряжение денежными средствами либо выделение государственных кредитов и т.д.[24]

В результате исполнения таких действий (бездействия) создаются определенные выгоды материального характера для передающего их лица или представляемых им лиц, которые могут быть выражены в том или ином решении должностного лица, имеющем значение юридического факта, и состоять в физической, информационной и иной помощи. Действия (бездействие) в контексте рассматриваемой нормы представляют собой реальное или возможное поведение за переданное вознаграждение, то есть совершение или не совершение какого-либо действия (бездействия) в пользу перечисленных в статье лиц, причем содержание термина «в пользу» понимается законодателем достаточно широко: от имущественных или организационных выгод до создания благоприятных условий или обстоятельств в отношении взяткодателя.

Действия виновных должны признаваться дачей и получением взятки и в тех случаях, когда условия получения ценностей или услуг хотя специально и не оговариваются, но участники преступления сознают, что взятка вручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя. Состав преступления имеет место как в случаях, когда удовлетворяются личные интересы самого взяткодателя, так и в тех ситуациях, когда он представляет интересы третьих лиц. К их числу могут относиться близкие виновному люди либо организации (предприятия, учреждения) от имени и по поручению которых он действует[25].

Вторая форма действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в способствовании должностного лица в силу своего должностного положения совершению действий (бездействия) не входящих в его служебные полномочия.

В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. отмечается, что под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткодателя. При этом следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения[26].

Третья форма действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц состоит в общем покровительстве.

При покровительстве конкретные действия должностного лица в отношении взяткодателя специально не оговариваются, но участники преступления осознают, что передающиеся материальные ценности или оказываемые услуги имущественного характера, вручаются должностному лицу с целью удовлетворения личных интересов взяткодателя или интересов представляемых им лиц, поскольку общее покровительство имеет своей конечной целью – совершить или не совершить то или иное действие (бездействие). Например, общее покровительство (протекционизм) может облекаться в конкретные преступные проявления, заключающиеся в необоснованной поддержке подчиненного при продвижении по службе, его поощрение, выдача незаслуженных вознаграждений и других поощрений, отпуск руководителям и представителям организаций и фирм товаров, пользующихся повышенным спросом, совершение других действий, не вызываемых необходимостью. К общему покровительству необходимо отнести и иные действия, не связанные со служебной подчиненностью, осуществляемые с целью возможного совершения выгодных взяткодателю действий в будущем[27].

Четвертая форма – попустительство по службе в обязательном порядке – должно выражаться в конкретном виде, а именно: в необоснованном отсутствии реагирования должностного лица на различные упущения по службе, волокиту, бюрократизм, дисциплинарные проступки, непресечение неправомерных или преступных действий. К попустительству по службе необходимо относить непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия и т.д. (п. 6 пост. Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г.).

Так, Нижегородским областным судом государственный налоговый инспектор Ф. был осужден за получение взятки от частного предпринимателя Б. за общее покровительство и попустительство по службе. Как пояснил Б., он дал взятку, чтобы с помощью Ф. избежать в будущем ответственности за возможные нарушения налогового законодательства.[28] 

Ярославским районным судом участковый инспектор отдела милиции П. был осужден за получение взятки от частного предпринимателя Б. за ранее оговоренные незаконные действия П.,а именно за невмешательство в возможную торговлю фальсифицированной водкой и предупреждение о предстоящих контрольных проверках. За указанное покровительство Б. должна была передавать П. 200 руб. ежемесячно[29].

В науке и на практике различают две формы получения незаконного вознаграждения:

а) взятка-подкуп, когда она получена виновным до совершения в интересах дающего желательного действия (бездействия), и сам факт передачи вознаграждения (или договоренность о нем) обуславливает соответствующее поведение (действие или бездействие) должностного лица;

б) взятка-благодарность, когда она вручается после совершения должностным лицом соответствующего действия (бездействия). При этом незаконная материальная благодарность-вознаграждение за уже содеянное принимается виновным при отсутствии какой-либо предварительной договоренности об этом вознаграждении, когда виновный совершает должностное действие (бездействие), не рассчитывая на последующее вознаграждение.

При этом необходимо отметить, что в самом УК не проводится разграничение взятки на подкуп и вознаграждение. Закон не требует ни предварительной договоренности между взяткодателем и взяткополучателем о характере и содержании действий, совершаемых за взятку, ни обусловленности взяткой действий. Необходимо лишь, чтобы между дачей взятки и использованием служебного положения была непосредственная связь, то есть, чтобы взятка была получена виновным в связи с действиями, совершенными с использованием должностного положения, и вне зависимости от того, имелась ли об этом предварительная договоренность и были ли действия взяткополучателя заранее обусловлены взяткой. Получение должностным лицом не предусмотренного законом вознаграждения, переданного или с целью побудить к определенным действиям, или как оплата-благодарность за уже содеянное, - это лишь разновидности взяточничества как одного из проявлений коррупции. В поведении должностного лица, принимающего материальное вознаграждение, даже не обусловленное предварительной договоренностью, за уже совершенное действие (бездействие) по службе, содержатся все необходимые элементы состава получения взятки: должностное лицо получает взятку за действия, которые оно совершило благодаря своему служебному положению в интересах дающего, так же как в действиях лица, передающего это вознаграждение, - состав дачи взятки. Таким образом, должностное лицо, принявшее незаконное вознаграждение за действия, совершенные по службе, виновно во взяточничестве и тогда, когда эти действия были им совершены без расчета на последующее получение взятки[30]. Единственным исключением из изложенного выше правила является уже упоминавшееся выше получение «обычного» подарка в соответствии со ст. 575 ГК РФ[31].

В соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10.02.2000 г. время передачи незаконного вознаграждения (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию не влияет. Вместе с тем, в практике правоприменительных органов нередко возникает вопрос об отграничении взятки-благодарности и «обычного подарка». Сложность состоит в определении той границы, которая отделяет преступное поведение должностного лица от дисциплинарного проступка. Таким образом, если для первой формы момент передачи взятки и ее количество не оказывает влияние на квалификацию, то во втором случае, когда речь идет о взятке-благодарности, количественный показатель (пять МРОТ) вознаграждения имеет важное значение.

По единодушному мнению ученых, состав преступления, предусмотренного ст. 290 УК, по конструкции объективной стороны – формальный[32]. Получение должностным лицом незаконного вознаграждения считается оконченным преступлением с момента принятия взяткополучателем хотя бы части передаваемых ценностей (если они передавались по частям), независимо от того, выполнило ли должностное лицо обусловленные взяткой действия или нет, собиралось оно выполнять эти действия или нет[33].

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки.

В соответствии с п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10.02.2000 г. не может быть квалифицировано как покушение на дачу или получение взятки высказанное намерение лица получить (дать) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало[34].

Необходимо различать единичное преступление, выразившееся в получении взятки, и совокупность таких преступлений. Совокупностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных УК РФ, в том числе тождественных (ст. 17 УК). Квалификация нескольких фактов получения взятки по совокупности предполагает совершение одного и того же преступления не менее двух раз, если только не истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за предыдущие преступления.

Совокупность образуется, если должностное лицо совершает два и более самостоятельных эпизода получения взятки, попадающих под признаки ст. 290 УК РФ, каждый из которых должен быть самостоятельно квалифицирован. По совокупности преступлений следует оценивать и случаи привлечения должностного лица по двум эпизодам получения взятки, один из которых является оконченным преступлением, а другой не был оконченным преступлением[35].

Информация о работе Анализ объекта и предмета взяточничества