Анализ объекта и предмета взяточничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Результативность и эффективность проводимых в России коренных преобразований во всех сферах жизни общества и государства во многом зависит от того, как будет строиться деятельность социальных институтов гражданского общества и, прежде всего государственного аппарата. В процессе кардинального реформирования и становления государственного аппарата возникает необходимость в точном формулировании и нормативном закреплении его функциональной и организационной структуры, правовых установлений и процедур, основных положений, задач, целей и принципов деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 2
1. Анализ объекта и предмета взяточничества……………………….. 5
2. Характеристика и проблемы квалификации признаков
объективной стороны взяточничества……………………….…... 18
3. Субъективные признаки взяточничества ………………………… 34
4. Характеристика и проблемы квалификации признаков
субъективной стороны взяточничества………….……………….. 41
Заключение………………………....……………………………………...48
Библиографический список…………………...…………………………. 51

Файлы: 1 файл

Взяточничество.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г.[8], органами местного самоуправления являются выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения, которые не входят в систему органов государственной власти. К вопросам местного значения закон относит проблемы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения того или иного муниципального образования (городского, сельского поселения, нескольких поселений, объединенных общей территорией, части поселения, иной населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления), отнесенные к таковым уставом.

              Служба в органах местного самоуправления (в городах, районах, поселках и т.д.) – это профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению полномочий данных органов в решении вопросов местного значения. Муниципальным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности по муниципальной должности муниципальной службы в РФ[9].

              Интересы службы в государственных или муниципальных органах и учреждениях выражаются: в обеспечении нормальной деятельности соответствующих аппаратов; решении ими управленческих, социально-культурных и иных задач некоммерческого характера; защите прав и законных интересов личности, организаций, общества и государства; поддержании авторитета государственной власти и местного самоуправления; соблюдении и исполнении законодательства РФ и субъектов РФ. Сам по себе интерес отражает принципы, сущность, цели и задачи службы. Выше отмечалось, что под объектом понимается общественное отношение. В связи с этим следует подчеркнуть, что принципиальной разницы между интересами и общественными отношениями нет. Указанное отношение как раз и проявляется в интересе, поэтому категория интереса и используется в характеристике объекта. Через определение интересов, их содержания, познается и общественное отношение, составляющее объект преступления.

              Интересы государственной и муниципальной службы предполагают безупречное и точное исполнение всеми должностными лицами положений Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ в надлежащей, соответствующей предписаниям и требованиям других российских законов деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Аналогичны интересы службы и в органах местного самоуправления[10]. Нарушение должностными лицами этих интересов приводит к грубому ограничению или ущемлению конституционного правового статуса граждан, иным отрицательным последствиям.

              Видовым объектом и дачи, и получения взятки выступает «нормальная деятельность конкретного звена публичного аппарата управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений или же аппарата управления в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях РФ»[11], а еще точнее - установленный законодательством порядок получения должностными лицами вознаграждения за свою службу. Наконец, непосредственным объектом данного преступления является конкретное общественное отношение в сфере видового объекта, которому непосредственно причиняется вред в результате совершения конкретного преступления.

              Однако вопрос о выделении видового и непосредственного объектов, которые бы имели самостоятельное содержание и значение, отличное от родового, является дискуссион­ным. В частности, считают, что родовой и видовой объекты совпадают, а поэтому видовой объект самостоятельного теоретического и практического значения не имеет[12]. С такой по­зицией согласиться нельзя, так как очевидно, что родовой объект имеет сложную структуру, ко­торая должна выясняться и раскрываться через видовые объекты, что используется и в данной работе.

              При делении объектов «по горизонтали» помимо основного объекта рассматриваемых преступлений, который совпадает с видовым, следует выделить дополнительный объект. В зависимости от обстоятельств совершения преступления дополнительным объектом взяточничества могут быть конституционные права и свободы граждан, имущественные и иные экономические интересы организаций, государства, и т.д. Спектр общественных отношений, дополнительно подвергающихся посягательству в ходе исполнения данных преступлений, чрезвычайно широк. «В силу этого, - отмечается в одном из учебников, - даже простое перечисление социальных благ, могущих быть попутно нарушенными тем или иным должностным преступлением, - задача просто непосильная»[13]. Поскольку в диспозиции ст. 290 и 291 УК не зафиксировано в качестве конститутивного, т.е. обязательного, признака взяточничества каких-либо конкретных последствий в виде нарушения тех или иных прав либо интересов личности, общества и государства, постольку дополнительный объект является факультативным для этих преступлений. Однако необходимо полагать, что любой дополнительный объект должен находиться в сфере уголовно-правовой охраны, определенной ст. 2 УК и его Особенной частью.

Уголовный закон определяет предмет рассматриваемого преступления собирательным понятием «взятка» и содержит указание на ее разновидности в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.

Под «деньгами» (валютой) закон[14] понимает как российские, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, то есть находящиеся в финансовом обороте на момент совершения преступления. К ним относят банковские билеты Центрального Банка РФ, металлическую монету, валюту. В настоящее время в обращении в Российской Федерации находятся следующие денежные знаки: банковские билеты Центрального банка РФ-банкноты (бумажные деньги) достоинством 5, 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей и разменная металлическая монета достоинством 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей.

К валюте Российской Федерации относятся:

-         находящиеся в обращении, а также изъятые и изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального Банка РФ и монеты;

-         средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации;

-         средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключенного правительством Российской Федерации с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежа.

Иностранная валютно-денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении  и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки (п.1 ст.1 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992г.[15]).

В соответствии со ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющей с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам относятся чеки, векселя, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, акции и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст.143  ГК РФ).

Ценные бумаги в иностранной валюте - это платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте (закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Под «иным имуществом» следует понимать любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью, в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы) в любом виде и состоянии, включая ювелирные и другие бытовые изделия из этих камней и лома таких изделий. При этом необходимо иметь в виду, что если предметом получения взятки будут валютные ценности в любом виде и состоянии, действия взяткодателя и взяткополучателя должны быть дополнительно квалифицированы по совокупности со ст. 191 УК РФ («Незаконный оборот драгоценных металлов, природных камней или жемчуга»). В качестве «иного имущества» могут также выступать различные и промышленные и продовольственные товары, недвижимое имущество и др.

Выгоды имущественного характера как предмет взятки могут выражаться в безвозмездном предоставлении взяткополучателю самых разнообразных услуг материального свойства. Это может быть и капитальный ремонт автомашины, и оплаченная туристическая путевка, и строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.п.

Услуги должны обязательно носить имущественный характер, что прямо указано в ч. 1 ст. 290 УК. Отсюда, даже оплата «услуг» проститутки может признаваться предметом рассматриваемого преступления, если наличествуют условия, выделяемые в литературе. А именно если «должностному лицу предоставляют мужчину или женщину, чьи услуги оплачены, о чем субъект осведомлен, то принятие такой услуги, без сомнения, надлежит квалифицировать по ст. 290 УК»[16].

Любой переданный предмет или оказанные услуги должны получить в приговоре денежную оценку на основании действительной стоимости предмета, цен, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии - на основании заключения экспертов.

Не могут признаваться предметом получения взятки выгоды нематериального характера (например, «дружеское расположение» начальника, лестная характеристика или отзыв в печати и т.п.). Сюда же можно отнести и случаи оказания сексуальных услуг самим заинтересованным субъектом[17].

Действующее уголовное законодательство также как и ранее действующее, не содержит положений, определяющих размер минимального вознаграждения, отделяющего уголовно наказуемую взятку-благодарность от «обычного подарка». Вместе с тем, принятый 5 июля 1995 г. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации»[18] и «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»[19] от 8 января 1998 года категорически, без каких-либо изъятий в зависимости от стоимости запретили государственным и муниципальным служащим получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с выполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию.

В то же время ст. 575 ГК РФ, принятого Государственной Думой РФ 22

декабря 1995 г. и введенного в действие с 1 марта 1996 г., разрешает государственным служащим и служащим органов муниципальных образований принятие обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, в связи с должностным положением этих служащих.

Так как ГК РФ был принят позднее Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» можно было бы считать, что положения ст. 575 ГК несколько либерализовали запреты, установленные ст. 11 названного Федерального закона. Однако Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ», принятый уже после вступления в действие ст. 575 ГК, полностью подтвердил запрет на прием подарков и иных вознаграждений, установленный первоначально для государственных служащих. Таким образом, на сегодняшний день указанные нормативные акты находятся в коллизии со ст. 575 ГК РФ. Исходя из законодательства о службе, а также  с учетом отсутствия каких-либо оговорок в ст. 290, 291 УК РФ, можно казалось бы сделать вывод о том, что государственные и муниципальные служащие лишены права приема подарков и иных вознаграждений, и для них получение любого подарка следует рассматривать как взятку.

Однако такой вывод представляется несколько поспешным и формальным.  Есть все основания утверждать, что «обычные» подарки на сумму, не превышающую пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, могут расцениваться как малозначительные деяния, не достигающие характерного для преступлений уровня общественной опасности. К тому же в ситуации, когда действует ст. 575 ГК, трудно обосновать противоправность получения «обычного» подарка должностным лицом.

Вместе с тем, мы полностью разделяем мнение Б.В. Волженкина о том, что независимо от размера незаконное вознаграждение должностного лица за выполнение им действия (бездействия) с использованием служебного положения должно расцениваться как взятка в следующих случаях: 1) если имело место вымогательство этого вознаграждения со стороны должностного лица; 2) если вознаграждение (или согласие о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе и правомерное, служебное поведение (конкретные действия, попустительство, покровительство) должностного лица, т.е. его «встречное обязательство»; 3) если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие)[20].  

Если же вознаграждение передавалось должностному лицу (государственному служащему) в знак благодарности за уже выполненное им правомерное действие (бездействие) при отсутствии предварительной договоренности о его совершении, следует руководствоваться положениями ст. 575 ГК РФ и ч. 2 ст. 14 УК, то есть необходимо учитывать, чтобы размер полученного вознаграждения не превышал пяти МРОТ.

Межродовой, родовой и видовой объект и предмет преступления «Дача взятки» полностью совпадает с объектом и предметом получения взятки.

 

 

Информация о работе Анализ объекта и предмета взяточничества