Анализ объекта и предмета взяточничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Результативность и эффективность проводимых в России коренных преобразований во всех сферах жизни общества и государства во многом зависит от того, как будет строиться деятельность социальных институтов гражданского общества и, прежде всего государственного аппарата. В процессе кардинального реформирования и становления государственного аппарата возникает необходимость в точном формулировании и нормативном закреплении его функциональной и организационной структуры, правовых установлений и процедур, основных положений, задач, целей и принципов деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 2
1. Анализ объекта и предмета взяточничества……………………….. 5
2. Характеристика и проблемы квалификации признаков
объективной стороны взяточничества……………………….…... 18
3. Субъективные признаки взяточничества ………………………… 34
4. Характеристика и проблемы квалификации признаков
субъективной стороны взяточничества………….……………….. 41
Заключение………………………....……………………………………...48
Библиографический список…………………...…………………………. 51

Файлы: 1 файл

Взяточничество.doc

— 230.50 Кб (Скачать)


12

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………  2

1. Анализ объекта и предмета взяточничества……………………….. 5

2. Характеристика и проблемы квалификации признаков

    объективной стороны  взяточничества……………………….…...  18

3. Субъективные признаки взяточничества ………………………… 34

4. Характеристика и проблемы квалификации признаков

    субъективной стороны взяточничества………….………………..  41

Заключение………………………....……………………………………...48

Библиографический список…………………...…………………………. 51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность темы. Результативность и эффективность проводимых в России коренных преобразований во всех сферах жизни общества и государства во многом зависит от того, как будет строиться деятельность социальных институтов гражданского общества и, прежде всего государственного аппарата. В процессе кардинального реформирования и становления государственного аппарата возникает необходимость в точном формулировании и нормативном закреплении его функциональной и организационной структуры, правовых установлений и процедур, основных положений, задач, целей и принципов деятельности. Чем совершеннее и слаженнее будет функционировать аппарат управления государственных и муниципальных органов, тем успешнее могут быть выполнены задачи в области экономической и социальной жизни нашего общества.

Изменения в новом уголовном законодательстве, связанные с определением понятия должностного лица и должностного преступления, дифференциацией ответственности лиц, состоящих на государственной службе или на службе в органах местного самоуправления, и иных служащих,  выразились в выделении в УК РФ двух самостоятельных глав: главы 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», помещенной в разделе 8 «Преступления в сфере экономики», и главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»- в разделе 10 «Преступления против государственной власти». В связи с этим возникла  необходимость  в дальнейшем исследовании общего учения о служебных преступлениях и разработке практических рекомендаций по применению норм, предусматривающих ответственность за указанные деяния.

В законодательстве взяточничество, являющееся характерным проявлением коррупции, рассматривается как корыстное служебное (должностное) преступление, в качестве одного из видов нарушения служебного долга. Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью.

Взяточничество относится к числу наиболее латентных преступлений. Доля взяточничества в общем массиве выявленных преступлений колеблется в пределах 0,1-0,2 %. По данным Министерства внутренних дел  РФ структура привлеченных к ответственности коррумпированных должностных лиц в 2010 году представляла собой следующее: работники министерств, комитетов и государственных структур, в т.ч. на местах - 39,1 % , сотрудники правоохранительных органов - 27,5 %, работники кредитно-финансовой системы - 11,9 %, работники контролирующих органов- 9,9 %, работники таможенной службы - 3,2 %, депутаты – 0,8 %, прочие – 7,8%.[1]

        Данные ИЦ УВД по Ярославской области за последние шесть лет в части зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст.290-291 УК РФ, также выглядят достаточно скромно. Выявлено на территории Ярославской области фактов взяточничества: в 2006 году – 88, в 2007 – 61, 2008 - 82, 2009 – 79, 2010 – 87, 2011 - 91[2].

Взяточничество - собирательный термин, охватывающий собой два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – получение взятки и дачу взятки. Каждое из названных посягательств на указанные интересы в качестве оконченных деяний не может быть само по себе, вне связи с другим преступлением. Следовательно, они находятся относительно друг друга в положении, при котором отсутствие дачи взятки означает и отсутствие ее получения. При этой взаимосвязи получение взятки законодатель расценивает как значительно более опасное деяние, которое относится в соответствии с п. 5 ст. 15 УК РФ к категории особо тяжких преступлений. Исключительно высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем, что она резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления должностными лицами своих служебных полномочий и нарушает интересы государственной службы.

Уголовный Кодекс РФ, принятый в 1996 году, предусматривает два самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дача взятки (ст. 291 УК РФ).

Получение взятки – наиболее опасное из преступлений, содержащихся в главе 30 УК РФ, так как должностное лицо либо иные лица, указанные в качестве субъекта преступления, по существу превращают занимаемую должность и вытекающие полномочия в предмет купли-продажи.

В юридической литературе проблемам взяточничества уже уделялось достаточное внимание. Среди крупных исследователей в этой области можно назвать Б.В. Волженкина, Б.В. Здравомыслова, И.А. Клепицкого, Ю.И. Ляпунова, А.М. Медведева, В.Н. Ширяева и других ученых.

Целью курсовой работы является анализ субъективных и объективных признаков основного, квалифицированного и особо квалифицированного составов взяточничества (ст. 290-291 УК РФ), исследование спорных вопросов квалификации рассматриваемых деяний.

Для выполнения стоящей задачи автор полагает необходимым рассмотреть следующие вопросы:

1.            Провести исследование содержания объективных и субъективных признаков взяточничества.

2.            Вычленить и охарактеризовать признаки, по которым дифференцируется уголовная ответственность за взяточничество,

3.            Проанализировать проблемы квалификации получения, дачи взятки, основания разграничения взяточничества с иными преступлениями и правонарушениями.

 

1. Анализ объекта и предмета взяточничества

Прежде чем определить объект и предмет взяточничества, обратимся к тексту уголовного закона. Согласно ч. 1 ст. 290 УК, основной состав получения взятки заключается в получении должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в круг служебных полномочий должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Данное деяние относится к категории преступлений средней тяжести (максимум наказания - лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки).

В ч. 3 ст. 290 УК сформулирован квалифицированный состав - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом международной  организации взятки за незаконные действия (бездействие). Данный деликт принадлежит к группе тяжких (наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки). Деяния, предусмотренные ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 290 УК, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, образуют особо квалифицированный состав получения взятки (тяжкое преступление, наказуемое лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки). Ст. 290 содержит также «особо» квалифицированный состав, который включает следующие альтернативные признаки получения взятки: а) группа лиц по предварительному сговору или организованная группа; б) с вымогательством взятки; в) в крупном размере. Данное деяние является особо тяжким преступлением (наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки).

Корреспондирующий вышеуказанному состав содержится в ст. 291 УК РФ. Согласно ч. 1 ст. 291 УК, дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу международной  организации лично или через посредника наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки. Квалифицирующим обстоятельством данного преступления выступает дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу международной  организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) (ч. 3 ст. 291 УК). Это поведение наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет  со штрафом в размере  тридцатикратной суммы взятки.

Следует отметить, что согласно примечанию к ст. 291 УК взяткодатель освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки, а также активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.

              Объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, на которые эти преступление посягает. В теории уголовного права деление объектов преступления производится «по вертикали» и «по горизонтали»[3]. В рамках «вертикального деления» следует вычленить прежде всего межродовой объект взяточничества. Им, согласно наименованию раздела Х УК РФ, является государственная власть в целом. В философском понимании власть – это способность и возможность осуществлять государственную волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, социальных групп с помощью предписаний, установлений, общеобязательных правил поведения, предусмотренных юридическими нормами, а также применения основанных на законе государственно-принудительных мер к правонарушителям[4].  

В более узком смысле под властью понимается способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия – политическое господство, систему государственных органов, разграничение между ними предметов ведения и полномочий[5].

К основным функциональным формам проявлений государственной власти относятся руководство, управление, организация и контроль. В уголовно-правовом смысле (в аспекте родового объекта преступлений рассматриваемой категории) государственная власть, включая ее авторитет, нормальную деятельность государственных органов и их должностных лиц, должна пониматься во втором, более узком значении.

Данная власть, ее цели, задачи и функции осуществляются посредством деятельности органов государственной власти, к которым Конституция РФ относит, в частности, суды всех инстанций, представителей власти, а также иных должностных лиц, наделенных публично-властными полномочиями. В пределах, соответствующих их компетенции, определенные публично-властные функции выполняются как государственными органами, так и органами местного самоуправления.

              Родовым объектом преступлений, предусмотренных ст. 290, 291 УК РФ, выступает государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления (такой вывод делается, исходя из названия главы 30 Кодекса). Представляется излишним указание в названии главы на государственную власть. Получается, что государственная власть – это одно, а интересы государственной службы – нечто другое, и они не совпадают с задачами, функциями и компетенцией государственной власти, которые установлены законом.

              Для выяснения сущности родового объекта взяточничества требуется рассмотреть понятия государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В соответствии со ст. 2 Федерального закона (далее - ФЗ) от 5.07.1995  «Об основах государственной службы РФ», государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов[6]. Однако  анализ норм главы 30 УК позволяет утверждать, что уголовный закон более широко трактует государственную службу. Здесь понятием последней охватывается не только служба в органах государственной власти, но и служба в иных государственных органах и учреждениях, таковыми не являющимися (комиссии, государственные учреждения и пр.). Функции государственной службы осуществляются государственными служащими, которыми признаются граждане Российской Федерации, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности государственной службы за денежное вознаграждение, которое выплачивается за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Правом поступления на государственную службу обладают только граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцатилетнего возраста. На сегодняшний день к государственным служащим относятся лица, проходящие гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу[7].

              Государственная служба включает в себя:

1)                        федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;

2)                        государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

Информация о работе Анализ объекта и предмета взяточничества