Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:42, дипломная работа
Целью настоящей работы является теоретическое исследование уголовно-правового и уголовно-исполнительного аспектов института амнистии и помилования.
Достижение указанной цели работы представляется невозможным без разрешения ряда задач. Во-первых, необходимо проанализировать институт амнистии и помилования в истории отечественного законодательства. Во-вторых, раскрыть сущность и юридическую природу амнистии и помилования. И, в-третьих, следует раскрыть понятие, основание и порядок применения амнистии и помилования, а также соотношение данных институтов.
Введение……………………………...………………………………………..
3
Общая характеристика института амнистии и помилования ………………………………………………………
7
Институт амнистии и помилования в истории отечественного законодательства………………………………...........................................
7
Сущность и юридическая природа амнистии и помилования……
16
2. Амнистия как форма освобождения от уголовной ответственности и наказания ……………………….
22
2.1. Понятие и признаки амнистии……………………………………..
22
2.2 Основание и порядок применения амнистии………………….......
27
3. помилование как форма освобождения от уголовной ответственности и наказания ….........................
36
3.1 Понятие и признаки помилования………………………….............
36
3.2 Основание и порядок применения помилования………….............
42
3.3. Соотношение амнистии и помилования……………………….......
49
Заключение…………………………………………………………………..
53
библиографический список …………………………………………..
57
Динамика помилования осужденных к смертной казни отражена в таблице26
Годы | ||||||||
|
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
Осуждено к смертной казни (человек) |
147 |
152 |
164 |
160 |
141 |
153 |
108 |
77 |
Помиловано (человек) |
37 |
55 |
149 |
134 |
5 |
— |
— |
149 |
Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ в 1999 г. рассмотрела все дела (716 дел) приговоренных к смертной казни, в результате чего все приговоренные были помилованы.
3.2 Основание и порядок применения помилования
Юридическим основанием применения помилования являются положения, закрепленные в нормах конституционного, а также уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права. Фактическим основанием же выступает, с одной стороны, ходатайство о помиловании, а с другой – положительное решение данного вопроса Президентом РФ.
После принятия Указа Президента РФ от 28 декабря 2001 года (с изменениями от 16 марта 2007 г.) «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»27 был определен механизм реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования и обеспечения участия в этом процессе общественности и органов государственной власти. Президент существенным образом изменил всю процедуру помилования. Оценивая в целом положительно данную меру как необходимую и своевременную, вместе с тем следует отметить, что Указ не только существенным образом ужесточил уголовную политику, но в своей содержательной части вошел в противоречие с конституционными нормами и нормами УК РФ.
В законе не предусмотрено исчерпывающего перечня лиц, которые могут подавать ходатайство о помиловании. Но круг этих лиц не безграничен. Для обоснования ходатайства нужно изложить конкретные обстоятельства, которые позволяют сделать вывод о целесообразности помилования, о том, что этот акт не отразится отрицательно на судьбе помилованных и других лиц, а лишь поможет реализовать цели наказания.
Поэтому ходатайства о помиловании могут подавать: сам осужденный, его родители, близкие родственники, супруг(а), трудовые коллективы либо органы, осуществляющие исполнение наказаний. Но, как правило, помилование осуществляется по ходатайству самого осужденного, поскольку никто лучше его не изложит свои планы на будущее и отношение к содеянному. И в соответствии со ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ: «Осужденный вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании. Ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание». Некоторые ученые не согласны с личным обращением осужденного к Президенту РФ с просьбой о помиловании. Так, например, Спицын В.И. считает, что при составлении ходатайства осужденный должен пользоваться услугами защитника, адвоката, представителя или законного представителя для несовершеннолетних осужденных, так как не секрет, что среди них есть и неграмотные, и малообразованные. Очень немногие из них смогут правильно и обоснованно составить ходатайство о помиловании, сформулировать свое отношение к совершенному преступлению или объяснить причины обращения о помиловании. В связи с этим, Спицын В.И. предлагает предусмотреть возможное участие адвокатов и представителей осужденных, особенно на стадии рассмотрения ходатайств комиссиями по вопросам помилования28.
Можно выделить два основных случая применения помилования:
Однако законодательство не регламентирует обязательные предпосылки и требуемые обстоятельства для его применения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 года помилование применяется:
а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;
б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.
По Конституции РФ и УК РФ Президент РФ не ограничен ни в круге, ни в числе лиц, которых он имеет право помиловать. Это его исключительное право. В Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденном Указом Президента (ч. 2 ст. 2), содержится перечень лиц, к которым помилование, как правило, не применяется:
а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;
б) злостно нарушающих
установленный порядок
в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно - досрочно;
г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.
По мнению А.И. Зубкова и В.И. Зубковой, Президент РФ лично ограничил свои права, предоставленные ему Конституцией РФ. Кроме того, он ограничил это свое право таким образом, что по существу лишил возможности обращаться с просьбой о помиловании весьма широкий круг лиц, в общем-то, не представляющих большой общественной опасности, в то время как серийные убийцы, бандиты и другие опасные преступники такое право сохранили.29
Логика этих ограничений не совсем понятна. Например, осужденный за совершение нескольких особо тяжких преступлений, судимый, не имеет ограничений к помилованию, а другой осужденный, совершивший преступление небольшой тяжести в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения, в соответствии с Положением «О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ» может даже не обращаться с ходатайством о помиловании. Данные ограничения не в полной мере согласуются с положениями Конституции РФ, п.3 ст. 50 которой устанавливает, что каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании и смягчении наказания.
Помилование – сложный и длительный процесс. В соответствии с Указом Президента от 28 декабря 2001 года на территориях субъектов РФ были образованы комиссии по вопросам помилования, которые формируются высшим должностным лицом субъекта РФ. Например, в Краснодарском крае комиссия по вопросам помилования была образована 28 февраля 2002 года согласно Постановлению главы администрации края «О комиссии по вопросам помилования на территории Краснодарского края»30.
В состав комиссии входят не менее 11 человек, граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Ее председатель – доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии Кубанского госуниверситета заслуженный работник высшей школы РФ Прохоров Л.А.
Основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:
- предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
- подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
- осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;
- подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.
При рассмотрении
ходатайства о помиловании
а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления; б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; в) срок отбытого (исполненного) наказания; г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно - досрочного освобождения от наказания; е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.
В отношении осужденных, ходатайствующих о помиловании, уголовно-исполнительная характеристика имеет, по нашему мнению, определяющее значение. В ходе решения вопроса о помиловании наиболее важным является результат наказания — достигнуты его цели или нет. Учету подлежат отбытый срок наказания, отношение осужденного к основным средствам исправления, факты применения ранее различных видов досрочного освобождения, характеристика поведения осужденного во время отбывания наказания.
Отбытый срок наказания — специфический показатель, свидетельствующий о том, насколько эффективными в исправлении осужденного оказались его основные средства (см. таблицу).
Отбытый срок лишения свободы помилованными
Отбытый срок лишения |
Распределение, % |
до 3 лет |
44,5 |
от 3 до 5 лет |
40,7 |
от 5 до 8 лет |
12,9 |
свыше 8 лет |
1,8 |
Итого |
100,0 |
Данные таблицы показывают, что большинство помилованных отбыли срок от 3 до 5 лет лишения свободы. По нашему мнению, это обусловливается тем, что по отбытии одной трети и половины срока наказания к осужденному могут быть применены иные виды досрочного освобождения (в частности, условно-досрочное)31.
В Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации указано, что помилование, как правило, не применяется к лицам, ранее освобождавшимся от отбывания наказания условно-досрочно, по амнистии, актам помилования. Изучение практики применения различных видов досрочного освобождения к лицам, ходатайствующим о помиловании, имеет и научный, и практический интерес, вызванный необходимостью дальнейшего совершенствования законодательства о помиловании.
Из числа лиц, подавших ходатайство о помиловании, 13,7 % уже обращались с такими просьбами. Доля осужденных, к которым ранее применялись различные виды досрочного освобождения, составляет 42 %. Из них 9,9 % освободились условно-досрочно, 15 % осужденных наказание было заменено более мягким, к 17 % лишенных свободы были применены акты амнистии, 0,1 % осужденных были помилованы.
Характеристика личности осужденного, ходатайствующего о помиловании, включает в обязательном порядке сведения о его поведении в период отбывания наказания. В большинстве случаев (55,9 %) такие осужденные администрацией учреждений характеризовались положительно.
Проведенное нами исследование показывает, что при решении вопроса о поддержании ходатайств о помиловании учитываются: наличие у осужденного заболеваний; его материальное положение; характер содеянного (комиссии, как правило, более благосклонны к лицам, осужденным за имущественные преступления, преступления, совершенные на бытовой почве, а также в сфере незаконного оборота наркотиков, если они приобретались для собственного употребления); наличие заслуг (участие в Великой Отечественной войне, боевых действиях в Афганистане, Чечне и др.); количество ходатайств о помиловании; социальное положение лица на момент совершения преступления (положительно решается вопрос в отношении беспризорников, воспитанников детских домов и т. п.).
Информация о работе Амнистия как форма освобождения от уголовной ответственности и наказания