Амнистия как форма освобождения от уголовной ответственности и наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:42, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является теоретическое исследование уголовно-правового и уголовно-исполнительного аспектов института амнистии и помилования.
Достижение указанной цели работы представляется невозможным без разрешения ряда задач. Во-первых, необходимо проанализировать институт амнистии и помилования в истории отечественного законодательства. Во-вторых, раскрыть сущность и юридическую природу амнистии и помилования. И, в-третьих, следует раскрыть понятие, основание и порядок применения амнистии и помилования, а также соотношение данных институтов.

Оглавление

Введение……………………………...………………………………………..
3

Общая характеристика института амнистии и помилования ………………………………………………………

7

Институт амнистии и помилования в истории отечественного законодательства………………………………...........................................

7

Сущность и юридическая природа амнистии и помилования……
16

2. Амнистия как форма освобождения от уголовной ответственности и наказания ……………………….

22

2.1. Понятие и признаки амнистии……………………………………..
22

2.2 Основание и порядок применения амнистии………………….......
27

3. помилование как форма освобождения от уголовной ответственности и наказания ….........................

36

3.1 Понятие и признаки помилования………………………….............
36

3.2 Основание и порядок применения помилования………….............
42

3.3. Соотношение амнистии и помилования……………………….......
49
Заключение…………………………………………………………………..
53
библиографический список …………………………………………..
57

Файлы: 1 файл

Диплом по амнистии и помилованию.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

б) суды — в отношении лиц, дела которых находятся в производстве судов, или дела которых рассмотрены, но обвинительные приговоры не вступили в законную силу; условно осужденных и осужденных женщин, отбывание наказания которым отсрочено; осужденных к штрафу, если штраф не взыскан до момента вступления в силу акта об амнистии.

в) уголовно-исполнительные инспекции — в отношении отбывающих наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

г) следственные изоляторы  и исправительные учреждения — в  отношении лишенных свободы, приговоры по делам которых вступили в законную силу.

В исправительных учреждениях  создаются комиссии по исполнению амнистии. Комиссия рассматривает возможность применения акта об амнистии персонально по каждому осужденному, т. е. устанавливает принадлежность осужденного к категории лиц, подлежащей амнистии. Рассмотрев личное дело осужденного, справку о поощрениях и взысканиях, другие документы, начальник учреждения выносит постановление об освобождении от отбывания наказания, которое утверждается прокурором.

Законом не установлены  критерии применения (неприменения) амнистии ни по категориям преступлений, ни по кругу лиц. Это нередко приводит к тому, что в разных постановлениях используется разное толкование одинаковых понятий, причем это толкование не всегда соответствует соответствующим положениям уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Исходя из этих обстоятельств, а также из общего положения о том, что все вопросы, связанные с изменением правового положения граждан, должны регламентироваться на законодательном уровне, многие специалисты ставят вопрос о необходимости принятия федерального закона об амнистии.

Сроки исполнения амнистии, указываемые в постановлении  о порядке применения амнистии (как правило, шесть месяцев), не определяют пределов ее действия во времени. Указание на срок исполнения амнистии только ориентирует уполномоченных субъектов на незамедлительное исполнение содержащихся в ней предписаний в отношении лиц, уже привлеченных к уголовной ответственности. Амнистия является актом бессрочным, в сферу ее действия попадают все лица, совершившие преступления до вступления ее в законную силу, независимо от времени привлечения этих лиц к уголовной ответственности (естественно, в пределах давностных сроков).

 

3. помилование как форма освобождения от

уголовной ответственности и наказания

 

3.1 Понятие и признаки помилования

 

Помилование является обязательным и безусловным видом освобождения осужденного от наказания. Институт помилования, в сущности, - акт милосердия к лицу, совершившему преступление и раскаявшемуся в содеянном, либо своими активными действиями доказавшим свое исправление. Акт помилования изменяет порядок процессуального, то есть законного исполнения назначенного судом наказания. Отсюда можно сделать вывод о том, что правом помилования может обладать лишь высший орган государственной власти суверенного государства. В соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции РФ правом осуществлять помилования наделен Президент РФ.

Практика применения помилования в РФ носит нестабильный характер. Период с 1992 г. по 2000 г. характерен для РФ широким распространением  практики применения помилования: если в 1992 г. из исправительных колоний в результате актов помилования было освобождено 2726 человек, то в 1995 г. – 4988, а в 1999 г. – 7418. В 2000 году Президентом Российской Федерации было подписано 56 актов помилования. Всего на двенадцать тысяч восемьсот сорок семь человек. Поделите на количество дней в году ‒ сколько это на день, не считая выходных? Правильно, 150-300 человек. В 1999 году в Комиссию по вопросам помилования при Президенте РФ поступило 60 690 ходатайств, из которых было удовлетворено 11 627. Об этом пишет в своей справке, посвящённой вопросам помилования лиц, осуждённых за преступления, начальник Главного управления исполнения наказаний Минюста России генерал-лейтенант внутренней службы Ялунин: «Всего в 1999 году, с учётом Указов Президента Российской Федерации 1998 года, было исполнено 96 указов о помиловании 12 522 осуждённых, по которым в территориальные ИЦ МВД, ГУВД, УВД главным информационным центром МВД России направлено 12 472 предписания. В том числе из исправительных колоний были освобождены 7418 осуждённых, из воспитательных колоний — 75, сокращён срок наказания 5029 осуждённым к лишению свободы и помилованы 716 человек, осуждённых к смертной казни. За 12 месяцев 2000 года в Комиссию и Управление по вопросам помилования при Президенте РФ поступило 86 361 ходатайство, в том числе от осуждённых - 57 135, от родственников осуждённых, общественных организаций и адвокатов 33 200, удовлетворено 12 847»24.

 Ликвидация в 2001 г. Комиссии по вопросам помилования при Президенте  РФ и передача ее функций в субъекты РФ привело к снижению как общего числа поданных ходатайств о помиловании, так и существенному сокращению числа лиц, к которым была применена эта мера милосердия. Так, если в 2003 г. было помиловано 187 человек, то в 2004 г. – 72, в 2005 г. – 4225.

Одним из последних актов помилования стал  указ Президента РФ Д.А. Медведева о помиловании Сергея Мохнаткина, осужденного за нападение на милиционера 31 декабря 2009 года на несанкционированном митинге на Триумфальной площади в Москве.

Помилование не имеет  нормативного характера и распространяется либо на одно, либо на нескольких лиц, поименно указанных в акте помилования. У  актов помилования не существует базы в виде конкретного закона, призванного регламентировать все случаи помилования, поскольку при этом требуется учитывать ряд факторов, которые не могут быть предусмотрены общим перечнем. Помилование как акт, разрешающий исключительные случаи, не может базироваться на примерном перечне ситуаций, на которые он распространяется.

Однако существует некая  законодательная база, которая определяет предпосылки издания конкретных актов. В частности, это общерегулятивные нормы, нормы-принципы, раскрывающие цели уголовного закона и наказания, указывающие на уголовно-правовые и процессуальные последствия актов помилования. В своей совокупности эти акты являются необходимой базой для того, чтобы в каждом конкретном случае могло быть коллегиально выработано внутреннее убеждение, членов Комиссии по вопросам помилования и самого Президента, отвечающие принципам законности, справедливости и гуманности.

Согласно ст. 85 УК РФ: «Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально  определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость».

На основании акта помилования возможно:

  • освободить лицо от дальнейшего отбывания наказания;
  • сократить лицу срок назначенного судом наказания;
  • заменить лицу назначенное судом наказание более мягким (в том числе заменить смертную казнь пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет);
  • снять с лица, отбывшего наказание, судимость.

По своей юридической  природе помилование является освобождением от наказания. Оно не устраняет самого факта совершения преступления: если лицо после освобождения от наказания по помилованию совершит новое преступление, оно будет основанием для признания рецидива.

Актом помилования лицо может быть также освобождено  от дополнительного наказания, но при условии, что оно еще не исполнено. Поэтому нельзя, например, актом помилования вернуть воинское или почетное звание, которых лицо было лишено по приговору суда, поскольку помилование не является реабилитацией лица, оно не устраняет факта совершенного преступления, а представляет собой лишь проявление гуманизма в отношении осужденного лица.

В соответствие с этим можно выделить ряд признаков  характерных для института помилования.

Во-первых, акты помилования  в отличие от актов амнистии не являются нормативными актами. Согласно Конституции РФ Президент осуществляет помилование, то есть выносит акт применения права в каждом конкретном случае, в то время как амнистию объявляет Государственная Дума РФ, то есть дает предписание соответствующим органам либо освободить от наказания, либо снизить его размер, либо заменить  его более мягким и т.д. в отношении какой-то  категории осужденных, но индивидуально не определенных лиц.

Во-вторых, акт помилования  всегда выносится в отношении  индивидуально определенного лица. Это акт в отношении конкретного, персонифицированного человека. Даже в тех случаях, когда акт помилования касается многих лиц, они все указываются персонально.

В-третьих, из положения  ч. 2 ст. 85 УК РФ вытекает, что помилование по своей сути является лишь видом освобождения от уголовного наказания. Помилование, по общему правилу, не может распространяться на тех лиц, которые не признаны судом виновными в совершении преступлений. Иначе говоря, помилование не может (кроме снятия судимости) рассматриваться как вид освобождения от уголовной ответственности.

Таким образом, помилование  есть осуществляемый Президентом РФ в отношении индивидуально определенного  лица, признанного судом виновным в совершении преступления, акт освобождения его от уголовного наказания, а в некоторых случаях и от уголовной ответственности в форме снятия судимости.

Рассматривая институт помилования нельзя не отметить тот  факт, что помилование является, по сути, наиболее сложным случаем  применения досрочного освобождения, дающим осужденным возможность получить отмену или смягчение наказания по иным основаниям, нежели это предусмотрено обычным уголовно-правовым порядком. Кроме того, не следует забывать, что помилование может порождать иллюзию о безнаказанности преступника. Ведь к каждому случаю помилования привлекается особое внимание населения. Поэтому нельзя переоценить необходимость и важность сознания исключительности порядка и условий применения помилования, которые должны в наибольшей степени обеспечивать законность, обоснованность каждого из конкретных актов помилования, позволять обеспечить логическую взаимосвязь их с целями применения уголовно-правовых мер воздействия и не допускать ущерба этим целям.

Анализируя институт помилования, нельзя обойти вниманием  вопрос о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Данная проблема является наиболее общественно значимой, но вместе с тем и наиболее дискуссионной.

Возможность помилования  лиц, осужденных к смертной казни, предусмотрена в ч. 3 ст. 59 УК. В порядке помилования Президент РФ  может заменить смертную казнь пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Данная практика применяется довольно активно, особенно в связи вступлением России в Совет Европы. В практике применения помилования возник вопрос о том, может ли лицо, которому смертная казнь была заменена пожизненным лишением свободы, вторично подать прошение о помиловании, поскольку единственная возможность для него освободиться из мест лишения свободы до своей смерти – это условно-досрочное освобождение, но оно может быть применено лишь по отбытии не менее 25 лет (ч. 5 ст. 79 УК). В других странах иногда прямо указывается на невозможность вторичного помилования. В российском законодательстве такого указания нет. Следовательно, представляется, что лицо, отбывающее наказание в виде пожизненного лишения свободы, не лишается права вторично ходатайствовать в порядке помилования о его освобождении до истечения 25-летнего срока.

На практике встал  вопрос, на какое наказание может быть заменена смертная казнь в порядке помилования, если приговор к смертной казни был вынесен на основе норм УК РСФСР, а осужденный был помилован на основе норм УК РФ, в котором предусматривается пожизненное лишение свободы. Не является ли замена смертной казни в порядке помилования пожизненным лишением свободы (ч. 3 ст. 59 УК РФ) нарушением ч. 1 ст. 54 Конституции РФ, исключающей обратную силу закона, отягчающего уголовную ответственность? Конституционный Суд РФ (Определение КС РФ от 11 января 2002 г. № 60-О) постановил, что помилование как акт милосердия в силу самой своей природы не может приводить к последствиям, более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголовном законе, предусматривающем ответственность за инкриминированное ему деяние, и постановленные приговором суда по конкретному делу. Следовательно, осуществляемая в порядке помилования замена смертной казни другим, менее тяжким, наказанием, предусмотренным действующим уголовным законом (в данном случае — пожизненным лишением свободы), не может расцениваться как ухудшение положения осужденного.

При вступлении в Совет Европы в 1996 г. Россия взяла на себя обязательство подписать Протокол № 6 (об отмене смертной казни) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ратифицировать его в течение трех лет. Протокол № 6 был подписан 16 мая 1996 г., но еще не представлялся на ратификацию в Федеральное Собрание РФ. После Указа Президента РФ от 16 мая 1996 г. «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» в Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденных к смертной казни не рассматривались Президентом РФ, и поэтому приговоры не приводились в исполнение (в соответствии с ч. 4 ст. 184 УИК РФ основанием для исполнения наказания в виде смертной казни является не только приговор суда, но и решение Президента РФ об отклонении ходатайства о помиловании или о неприменении помилования). В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. суды Российской Федерации не могут назначать наказание в виде смертной казни до тех пор, пока во всех субъектах РФ не будут созданы суды присяжных. Последний Указ об отклонении ходатайства о помиловании был подписан 13 мая 1996 г. Последний приговор к смертной казни был исполнен 2 сентября 1996 г.

Информация о работе Амнистия как форма освобождения от уголовной ответственности и наказания