Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:42, дипломная работа
Целью настоящей работы является теоретическое исследование уголовно-правового и уголовно-исполнительного аспектов института амнистии и помилования.
Достижение указанной цели работы представляется невозможным без разрешения ряда задач. Во-первых, необходимо проанализировать институт амнистии и помилования в истории отечественного законодательства. Во-вторых, раскрыть сущность и юридическую природу амнистии и помилования. И, в-третьих, следует раскрыть понятие, основание и порядок применения амнистии и помилования, а также соотношение данных институтов.
Введение……………………………...………………………………………..
3
Общая характеристика института амнистии и помилования ………………………………………………………
7
Институт амнистии и помилования в истории отечественного законодательства………………………………...........................................
7
Сущность и юридическая природа амнистии и помилования……
16
2. Амнистия как форма освобождения от уголовной ответственности и наказания ……………………….
22
2.1. Понятие и признаки амнистии……………………………………..
22
2.2 Основание и порядок применения амнистии………………….......
27
3. помилование как форма освобождения от уголовной ответственности и наказания ….........................
36
3.1 Понятие и признаки помилования………………………….............
36
3.2 Основание и порядок применения помилования………….............
42
3.3. Соотношение амнистии и помилования……………………….......
49
Заключение…………………………………………………………………..
53
библиографический список …………………………………………..
57
В вопросе о правовой природе амнистии и помилования есть несколько моментов, вызывающих споры в научных кругах.
Одним из самых дискуссионных является вопрос нормативности актов об амнистии и помиловании, который, в свою очередь, тесно связан с проблемой различия между амнистией и помилованием. Дурманов Н.Д., Ромашкин П.С. и Квашис В.Е. высказывали мнение, что нормативный характер имеют акты об амнистии, не признавая этого за помилованием. Например, Ромашкин П.С. говорит о недостаточности одного количественного признака для разграничения амнистии и помилования, и утверждает, что акт амнистии отличается от акта помилования главным образом нормативным характером его положений.
В отличие от акта помилования, относящегося к одному индивидуально-определённому лицу или ко многим индивидуально-определённым лицам, амнистия, являясь актом нормативного характера, касается целых категорий преступлений или групп преступников, не обозначенных индивидуально. Акты об амнистиях не указывают некое число конкретных лиц, а распространяются на всех лиц, подпадающих под признаки, указанные в этом акте. Помилование же представляет собой акт об освобождении от наказания или смягчении наказания, или освобождении от уголовного преследования, или о снятии судимости, касающийся одного или многих, но совершенно определённых конкретных лиц11.
Однако правовая природа амнистии существенно отличается от правовой природы нормативных актов. Любой нормативный акт содержит в себе какое-то новое волеизъявление, вносит определенные изменения или дополнения в действующий закон. Акт амнистии не изменяет и, тем более, не отменяет нормы права, предусматривающей уголовную ответственность за то или иное преступление. Все уголовно-правовые нормы, действующие до издания амнистии, продолжают также действовать, как и после ее издания, не претерпевая каких-либо изменений.
Сторонники теории ненормативного характера амнистии ссылаются на то, что акт амнистии распространяется не на всех граждан, а на определенные категории лиц, совершивших преступления, которые перечислены в самом акте. Однако и многие нормативные акты, в том числе законы, распространяются лишь не отдельные категории лиц, указанных в данных актах (например, на работников милиции, женщин, студентов). Акт амнистии также распространяется на определенную категорию граждан – лиц, совершивших указанные преступления.
Но это обстоятельство не означает того, что в действующие нормативные предписания вносятся изменения – освобождение от наказания по амнистии предусмотрено и самим законом. Это обстоятельство свидетельствует в пользу ненормативности амнистии, так как ненормативным следует считать такой акт, который не вносит изменений в действие правовых норм. И наоборот, главный признак, характеризующий содержание нормативного акта, заключается в том, что он служит актом правотворчества, актом, оформляющим установление, изменение или отмену действия правовых норм. Нормативной является конкретная статья уголовного закона, согласно которой лицо может быть освобождено от отбывания наказания в силу амнистии. Именно эта статья определяет статус амнистии – поднормативного акта, принятого во исполнение закона12.
Нормативность актов амнистии состоит не только в том, что соответствующие органы дознания, следствия, суды, органы исполнения уголовной ответственности и наказания наделяются соответствующими полномочиями по освобождению виновных лиц, но и тем, что амнистия порождает у определенной категории граждан право требовать своего освобождения или иного предоставленного амнистией права даже вопреки предписаниям обвинительного приговора, и соответствующие органы обязаны содействовать реализации этого права виновного13.
По мнению профессора Коняхина В.П., весьма целесообразным было бы придать актам амнистии статус федерального закона, сохранив за постановлениями Государственной Думы Федерального Собрания РФ роль интерпретационного правового документа14. Представляется, что реализация данного предложения позволит повысить социальную значимость и обоснованность актов амнистии, стабилизировать практику их издания и применения.
Правовая природа помилования представляется более ясной. Акт помилования не обладает признаком общеобязательности, поскольку распространяется лишь на индивидуально определенное лицо. Акт помилования – это индивидуально-правовой акт президента. Поэтому он имеет нормативного характера.
Сущность амнистии и помилования во многом определяется их правовой природой. В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что актом амнистии устанавливаются изъятия из действующего порядка реализации уголовной ответственности, назначения и отбывания наказания, снятия судимости. Конечно же, возможность такого изъятия установлена в самом уголовном законе (ст.ст. 84, 85 УК РФ). И, тем не менее, значимость данного факта нельзя преуменьшать. Если иные виды освобождения от уголовной ответственности и наказания подробно регламентированы в Уголовном кодексе, установлены их основания и порядок применения, то решение аналогичных вопросов в отношении амнистии и помилования оставлено на усмотрение Государственной Думы РФ и Президента РФ. При этом амнистия и помилование не отменяют закон и не ставят под сомнение законность и обоснованность конкретных обвинительных приговоров.
Таким образом, амнистия и помилование – это исключение из общих правил. Это исключительная деятельность, вызванная исключительными событиями объективной реальности либо исключительным характером уголовного дела.
Акт амнистии выступает в качестве юридического факта, на основании которого возникает правоотношение между государством, с одной стороны, и амнистируемыми лицами – с другой. Данное правоотношение порождает определенные правовые последствия – освобождение виновного от уголовной ответственности, наказания, смягчение наказания и т.д. аналогично и акт помилования порождает особое уголовно-правовое правоотношение.
Основываясь на вышеизложенном можно дать следующую характеристику амнистии. Амнистия – это осуществляемая в исключительном порядке деятельность Государственной Думы РФ, которая выражается в конкретных правоприменительных актах, прекращающих либо видоизменяющих уголовно-правовые и уголовно-исполнительные отношения для неопределенного круга лиц.
Помилование можно охарактеризовать как исключительную деятельность Президента РФ, которая выражается в конкретных подзаконных актах, затрагивающих сферу действия норм, регулирующих уголовно-правовые и уголовно-исполнительные отношения по поводу отбытия осужденным наказания и снятия с него судимости.
2. Амнистия как форма освобождения от уголовной
ответственности и наказания
2.1. Понятие и признаки амнистии
Юридический термин «амнистия» происходит от греческого слова amnestia, что означает забвение, прощение. Согласно п. «е» ст. 103 Конституции РФ 1993 года, объявление амнистии относится к ведению Государственной Думы РФ. Это конституционное положение нашло отражение в УК РФ 1996 года. Впервые в Уголовный кодекс России включена отдельная статья, посвященная амнистии. Но статья 84 УК РФ лишь устанавливает орган, полномочный объявлять амнистию, и определяет варианты применения амнистии.
В юридической литературе существует множество мнений по поводу понятия амнистии. Под амнистией понимается нормативный акт высшего законодательного органа государственной власти, который, не отменяя преступность и наказуемость тех или иных деяний, предусмотренных уголовным законом, разрешает освободить какую-то категорию лиц, совершивших преступления, от претерпевания или дальнейшего претерпевания мер уголовной ответственности и наказания15. Из этого определения вытекает, что амнистия является как разновидностью освобождения от уголовной ответственности, так и видом освобождения от уголовного наказания.
Например, Кукушкина О.Ю. считает, что под амнистией следует понимать проявление гуманного отношения государства к лицам, совершившим уголовные правонарушения16. Актом прощения высший законодательный орган власти России стремится оказать воспитательное воздействие на правонарушителей, дает им шанс осознать преступность своего поведения, раскаяться в содеянном и стать правопослушными гражданами, не совершающими преступлений.
В соответствии с этим и основываясь на анализе специальной юридической литературы, можно выделить ряд существенных признаков понятия амнистии.
В числе существенных признаков понятия амнистии первое место занимает ее определение как исключительной прерогативы высшего органа государственной власти, то есть согласно Конституции РФ право объявления амнистии принадлежит Государственной Думе РФ. Акты амнистии издаются в тех случаях, когда государство находит возможным без ущерба для интересов общества облегчить участь людей, виновных в совершении правонарушений. Инициатива издания актов амнистии исходит от законодательных органов, которые перед этим досконально изучают криминогенную обстановку в стране.
То обстоятельство, что амнистия - внесудебный акт, и её достоинство, и её недостаток. Государственная Дума, несмотря на то, что она является законодательным органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далёких от вопросов применения права, тем более уголовного. Отсюда нередко актами амнистии перечёркивается многолетняя и многотрудная работа всех звеньев правоохранительных органов; зачастую они содержат положения, которые никак нельзя признать справедливыми и гуманными. Например, от наказания освобождаются лица, виновные в совершении тяжких преступлений, а те, кто совершил преступления средней тяжести, амнистии не подлежат. Более того, основания, порядок принятия актов амнистии законодательством не установлены и практически носят произвольный характер.
Одним из основных признаков амнистии является ее цель: она не отменяет и не изменяет уголовное законодательство об ответственности и наказании за преступления. Цель амнистии – смягчение участи определенной категории лиц, совершивших преступление, поскольку это не противоречит задачам борьбы с преступностью в целом и применению в этой борьбе мер уголовно-правового характера. Особо следует подчеркнуть, что, смягчая участь определенной категории лиц, совершивших преступления, амнистия в то же время ни в коей мере не колеблет законность судебных приговоров.
Как правило, акты амнистии объявляются в ознаменование больших государственных событий. Так, 23 февраля 1994 года была объявлена амнистия в связи с принятием Конституции РФ. 6 июня 2003 года - амнистия в связи с принятием Конституции Чеченской Республики. 20 апреля 2005 года - амнистия в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 19 апреля 2006 года - амнистия в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России. 16 апреля 2010 года Госдума объявила амнистию в связи с 65-летием Победы для участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, которые работали не менее шести месяцев в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, жителей блокадного Ленинграда, бывших узников концлагерей и гетто: всего для 100-200 человек. Это связано, прежде всего, с тем, что сам факт знаменательного события в ряде случаев связан с существенным изменением обстановки (окончание Великой Отечественной войны). Приурочивание амнистии к знаменательному событию или годовщине должно стимулировать ее исправительно-профилактическое действие. По мнению Квашиса В.Е., «акт амнистии, являясь проявлением великодушия, одновременно представляет собой акт целесообразной политики государства»17.
Если исходить из основных начал уголовного законодательства, то досрочное освобождение от ответственности может быть лишь в случае достаточного исправления осужденного и отпадения необходимости в применении мер уголовного принуждения. Однако сделать такой вывод можно лишь при условии тщательного изучения обстоятельств дела и поведения лица, что невозможно сделать при принятии актов амнистии.
Амнистия, как правило, применяется в отношении лиц, предположительно не представляющих большой общественной опасности.
Итак, применение амнистии без учета личности амнистируемого выделяется в качестве одного из характерных признаков амнистии. Но существует иная точка зрения. Так, Михлин А.С. считает, что помилование проводится с меньшим изучением личности осужденного, нежели амнистия. «Как известно, за редким исключением амнистия применяется после тщательного изучения личности осужденного, в том числе его поведения во время отбывания наказания. Более того, в распоряжении суда, комиссии и других органов, применяющих амнистию, имеется значительно больше материалов о виновном, есть возможность опросить и выслушать его самого, изучить дело»18. Действительно, непосредственно в актах амнистии или в разъясняющих их источниках часто содержатся указания на необходимость учитывать личность освобождаемого.
Но подобные предписания можно оценивать двояко. С одной стороны, эти требования вполне законны и должны обязательно исполняться, а с другой – в каждом акте амнистии содержаться указания о непременном и безусловном освобождении какой-либо категории лиц. И в силу подобного указания, даже самый тщательный учет личности осужденного не сможет повлечь неприменение акта амнистии к конкретному лицу.
На основании изложенного можно выделить ряд характерных признаков амнистии:
Для принятия актов амнистии необходимы специальные условия. Во-первых, перед объявлением амнистии надо убедиться, что общеправовая ситуация в стране позволяет без ущерба для сограждан простить определенное количество правонарушителей, освободив их от ответственности и наказания, или смягчить это наказание. Во-вторых, лица, совершившие правонарушения или конкретные категории преступлений, для которых предусмотрена амнистия, не должны представлять общественной опасности.
Согласно Регламенту Государственной Думы амнистия объявляется с помощью собственно постановлений об объявлении амнистии и постановлений о порядке применения амнистии. Первые определяют категорию лиц и преступлений, на которые распространяется амнистия, а вторые – органы, на которые возлагается применение амнистии к конкретным лицам.
Информация о работе Амнистия как форма освобождения от уголовной ответственности и наказания