Тенденции развития мирового туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Декларация по туризму принята Всемирной конференцией министров по туризму,
г. Осака (Япония), 4 ноября 1994 г.
Отмечая, что за 14 лет со времени проведения Манильской конференции по мировому туризму под эгидой Всемирной туристской организации закончилась “холодная война” и происходило бурное экономическое развитие Азии и других регионов, что привело к значительному увеличению числа международных туристов;

Файлы: 1 файл

5 Тенденции развития мирового туризма.doc

— 824.00 Кб (Скачать)

На территории Российской Федерации реализацию туристского продукта, сформированного иностранным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо организацией, не являющейся юридическим лицом в соответствии с законодательством иностранного государства (далее -  иностранный туроператор), вправе осуществлять юридические лица, имеющие финансовое обеспечение, полученное в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Требования, предъявляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом к осуществлению туроператорской деятельности, также применяются в отношении юридических лиц, реализующих на территории Российской Федерации туристский продукт, сформированный иностранным туроператором.

Сведения о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение, вносятся в реестр.

В реестре содержатся следующие сведения о туроператоре:

-  полное и сокращенное наименования на русском языке; если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, -  также наименование туроператора на этом языке;

-  адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

-  сведения об учредителях туроператора;

-  серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в единый государственный реестр юридических лиц;

-  серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика;

-  фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность (далее -  руководитель туроператора);

-  размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее -  договор страхования ответственности туроператора) либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее -  банковская гарантия), наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;

-  сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);

-  адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

Ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма.

Сведения о туроператоре вносятся в реестр на основании заявления туроператора, представляемого в федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма и содержащего сведения, подлежащие внесению в реестр. Указанное заявление составляется в письменной форме и удостоверяется подписью руководителя туроператора или иного лица, уполномоченного представлять туроператора. При этом руководитель туроператора или иное лицо, уполномоченное представлять туроператора, указывает данные своего паспорта, а при его отсутствии -  иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с заявлением туроператора о внесении сведений о нем в реестр представляются документы, подтверждающие сведения о туроператоре, подлежащие внесению в реестр, либо засвидетельствованные в нотариальном порядке копии этих документов.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма не позднее пяти дней со дня поступления заявления туроператора с приложением всех необходимых документов принимает решение о внесении сведений о туроператоре в реестр либо об отказе во внесении в реестр таких сведений. Указанные решения оформляются соответствующим актом федерального органа исполнительной власти в сфере туризма. За рассмотрение заявления туроператора о внесении сведений о нем в реестр и за внесение этих сведений в реестр плата не взимается.

При изменении сведений о туроператоре, внесенных в реестр, туроператор обязан не позднее 10 дней со дня изменения сведений уведомить об этом в письменной форме федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма и представить документы, подтверждающие достоверность этих изменений, либо засвидетельствованные в нотариальном порядке копии этих документов.

В случае принятия федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма решения об отказе во внесении сведений о туроператоре в реестр это решение должно быть мотивировано. Заверенная должностным лицом федерального органа исполнительной власти в сфере туризма копия указанного решения, содержащего основания для отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр, не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется туроператору с уведомлением о ее вручении либо вручается под расписку руководителю туроператора или иному лицу, уполномоченному представлять туроператора.

Основаниями для отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр являются:

-  представление недостоверных сведений о туроператоре;

-  несоответствие имеющегося у туроператора финансового обеспечения требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма публикует не реже одного раза в год в государственных периодических печатных изданиях, а также размещает и актуализирует на своем сайте в сети Интернет следующие сведения о туроператоре, содержащиеся в реестре:

-  полное и сокращенное наименования;

-  адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

-  идентификационный номер налогоплательщика;

-  размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

-  адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

При изменении указанных в части четырнадцатой настоящей статьи сведений о туроператоре, внесенных в реестр, такие сведения размещаются федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма на своем сайте в сети Интернет не позднее трех рабочих дней со дня получения таких сведений.

Иные сведения о туроператоре, содержащиеся в реестре, представляются по письменным запросам государственных органов и органов местного самоуправления.

По заявлению туроператора, сведения о котором внесены в реестр, федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма может быть выдано свидетельство о внесении сведений о туроператоре в реестр. Форма свидетельства и порядок его выдачи определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма исключает сведения о туроператоре из реестра в случаях:

-  ликвидации туроператора -  со дня, следующего за днем, когда федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма стало известно о внесении в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что туроператор находится в процессе ликвидации, либо со дня, следующего за днем публикации в соответствии с указанным Федеральным законом решения о предстоящем исключении туроператора из единого государственного реестра юридических лиц;

-  прекращения деятельности туроператора в результате его реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования, -  со дня, следующего за днем, когда федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма стало известно о завершении в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизации туроператора;

-  непредставления туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения на новый срок -  со дня, следующего за днем истечения установленного статьей 17.3 настоящего Федерального закона срока представления сведений о наличии финансового обеспечения на новый срок.

Решение об исключении сведений о туроператоре из реестра оформляется соответствующим актом федерального органа исполнительной власти в сфере туризма. Указанное решение должно быть мотивировано. Заверенная должностным лицом федерального органа исполнительной власти в сфере туризма копия решения, содержащего основания для исключения сведений о туроператоре из реестра, не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется туроператору с уведомлением о ее вручении либо вручается под расписку руководителю туроператора или иному лицу, уполномоченному представлять туроператора. Решение об исключении сведений о туроператоре из реестра вступает в силу со дня его принятия. Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма не позднее трех дней со дня принятия указанного решения размещает его на своем сайте в сети Интернет.

Решение об исключении сведений о туроператоре из реестра может быть обжаловано в суде.

.Стандартизация и классификация объектов туристской индустрии

(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 г. № 12‑ФЗ)Стандартизация и классификация объектов туристской индустрии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации

.

47Основные тенденции развития мирового туризма

Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Расходы на туризм составляют 12% мирового валового продукта, 8% общего мирового экспорта и 30—35% мировой торговли услугами.

За последние двадцать лет среднегодовые темпы роста прибытия иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений—14,0%. По прогнозам специалистов, бурное развитие туризма ожидается и далее: к 2005г. эта отрасль станет ведущей в мировом экспорте. Ожидается, что при сохранении современных темпов роста число участников международных путешествий к 2005г. достигнет 1млрд. чел.

По прогнозам ВТО (табл. 1.1), количество туристов на планете к 2020г. возрастет втрое и будет составлять более 1 млрд. 600 млн. человек.

Самые высокие темпы роста числа прибытий (рис.1.1.) ожидаются в странах Восточной Азии и Тихого океана. В Европе и Америке они будут ниже общемировых. Доля этих двух регионов в прибытии туристов упадет с 78,1% в 1998 г. до 62,6% в 2020 году. Одновременно ожидается возрастание доходов от туризма: с 444,7 млрд. дол. США в 1998 г. до 1248 дол. США в 2020 году.

Таблица 1.1

Количество туристов в регионах, млн.чел.

Регион

1995

2000

2005

2020

2020 в % к 1995

Европа

335

390

527

717

214,0

Восточная Азия/Тихий океан

80

116

231

438

547,5

Америка

111

134

195

285

256,8

Африка

20

27

46

75

375,0

Средний Восток

14

19

37

69

492,9

Южная Азия

4

6

11

19

475,0

Всего

564

692

1047

1602

284,0

Всемирная туристская организация (ВТО) отмечает следующие тенденции развития мирового туризма:

       Всегда будут существовать факторы, которые могут не проявиться в одном десятилетии, но выступят как основные в последующий период. Это связано с изобретениями (такими, как реактив­ные самолеты или компьютерные системы брониро­вания). Другая подгруппа факторов, которые будут влиять на поездки и туризм, связана с применением новых технологий (электронные системы информации и коммуникаций) и не зависит от со­циально-демографических изменений.

       Если туризм в прошедшие годы был в основном отражением достижений в транспортных технологи­ях, которые способствовали постоянному снижению реальной стоимости путешествий, то последующие годы будут определяться рядом факторов, которые будут весьма сильно влиять на туризм в начале XXI века. Это прежде всего социа­льно-демографические изменения, электронные си­стемы информации и коммуникаций, возросшая осведомленность и требовательность потребителей, снятие регламентирующих ограничений на рынках, а также поляризация деятельности туристских опе­раторов между фирмами, занимающимися глобаль­ным бизнесом и освоившими специализированные рынки («ниши»).

       Рост международной туристской деятельности на 3 — 4% в год в первом десятилетии XXI века.

       Самым успешным регионом прибытия ста­нет Азия, хотя ни для одного региона не прогно­зируется рост ниже среднего прогноза въездного туризма.

       Основным источником роста будут быстро расширяющиеся рынки выездного туризма в странах Азии; Ближний Восток, Восточная и Южная Америка и Европа также внесут существенный вклад в объем выездного туризма.

       Внутрирегиональный туризм (особенно в Азии) резко возрастет, отражая воз­можности все увеличивающихся слоев населе­ния участвовать в туризме.

       Туризм с дальними перелетами из Европы и Японии будет расти быстрее, чем туризм, связанный с пе­ремещениями на короткие и средние расстояния.

       Определенные факторы будут постоянно влиять на путешествия и туристскую активность (состояние экономики, политическая ситуация, усовершенствования, связанные с безопасностью пу­тешествий). Эти факторы будут влиять и на национальный (домашний) туризм.

Среди ожидаемых и наиболее характерных тенденций мирового туризма первого десятилетия ХХI века отмечаются:

       замедленный темп роста;

       большая конкуренция регионов и стран, желающих принять туристов;

       осознание растущего воздействия на туризм эконо­мических, социокультурных и связанных с окружа­ющей средой факторов;

       осведомленность потребителя о том, куда и как он хочет поехать, и более высокие требования к выбранным им туристским продуктам и услугам.

Таковы основные тенденции и факторы развития мирового туризма, учет которых ? необходимое условие при принятии решений о развитии туризма в Республике Беларусь на 2001 — 2005 годы, при определении направлений расширения участия республики в мировых экономических процессах и повышении эффективности туризма. От успешного вхождения Республики Беларусь в мировой туристский рынок и адаптации к объективным реалиям глобального мирового рынка туризма зависят перспективы развития национального туристического комплекса.

 

Современная индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Как известно, на долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. По прогнозам Всемирного туристического общества, высокие устойчивые темпы роста экономических показателей в сфере туризма сохранятся, и к 2010 году количество международных туристических поездок удвоится, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн. долларов США.

 

Надо учитывать, что развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, строительство, торговля, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

 

Важнейшими факторами развития отрасли этой являются природно-рекреационный и историко-культурный. Наличие одного из этих факторов позволяет территориям, даже не относящимся к экономически развитым, завоевывать серьезные позиции на мировом туристическом рынке при обязательном условии – проведении активной и скоординированной политики в области развития туризма.

 

Перспективы развития международного туризма в России

Международный туризм в России и других странах СНГ переживает не самые лучшие времена, что связано прежде всего с политической и экономической нестабильностью. Эти обстоятельства отпугивают, с одной стороны, потенциальных иностранных гостей от визитов в вышеназванные страны, а с другой - иностранных бизнесменов от вложения денег в развитие туристской инфраструктуры этих стран.

Туристский бизнес в России "находится в стадии глубокой структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых, межрегиональных и внешнеэкономических связей. В полной мере это относится к процессу формирования туристской инфраструктуры, соответствующего сегмента рынка труда, системы государственного регулирования туристской деятельности" [14, с.61].

Для решения этих проблем российское правительство 26 февраля 1996 г. утвердило разработанную ГКФТ России Федеральную программу развития туризма в Российской Федерации.

"Становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса как основной цепи программы связано с решением ряда актуальных задач, таких, как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, интеграции России в систему мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма" [14, с. 4-5].

Программа будет проводиться в два этапа. Первый этап рассчитан на полтора года, в основном, по мнению авторов, для вывода туризма из состояния структурного кризиса, формирования правовых и организационных механизмов его защиты, а также предполагает развитие материальной базы в рамках реконструкции и завершения строительства туристских объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристским потенциалом. В результате реализации первого этапа программы ожидаются стабилизация и начало постепенного роста внутреннего и въездного туризма на 4% ежегодно, а при определенных благоприятных условиях рост достигнет 8-9%, а ежегодный прирост валютных поступлений составит 1 млрд долл. Согласно прогнозным оценкам к концу этого этапа в сфере туризма и сопряженных отраслей будет создано 60 тыс. рабочих мест.

Второй этап более продолжительный, чем первый, с 1998 по 2005 г., предполагает активное строительство новых объектов для размещения туристов и туристской инфраструктуры, модернизацию существующей материальной базы, а также проведение широкомасштабной рекламной кампании по продвижению туристского продукта России на мировом рынке. В результате реализации второго этапа авторы Федеральной программы ожидают дальнейшего роста туристских потоков на 14-15%.

В программе планируется реализовать мероприятия по кадровому и научному обеспечению, а к 2000 г. предполагается завершить работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма.

В рамках рекламно-информационного обеспечения развития международного туризма планируются следующие мероприятия:

- подготовка и создание базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях российского рынка;
- участие организаций в проведении международных туристских выставок;
- проведение рекламных кампаний в прессе с целью формирования положительного имиджа России;
- создание информационных банков данных об отечественных и зарубежных туристских фирмах;
- создание единой туристско-информационной сети на территории России, ее интеграция с аналогичными международными сетями;
- реформирование сети заграничных представительств ГКФТ с целью придания им функций национальных рекламно-информационных туристских центров России за рубежом.

Для проведения всех перечисленных мероприятий по рекламно-информационному развитию международного туризма, кроме последнего, по программе выделялось на 1995-1997 гг. около 5,4 млрд руб. (в ценах 1995 г.). Для проведения последнего мероприятия 4,2 млн долл. было распределено поровну по годам.

Членство России в ВТО, участие в генеральных ассамблеях, заседаниях исполкома и других мероприятиях, проводимых по линии ВТО, в указанный трехгодичный период обошлось бы по 100 тыс. долл. в год, а что касается участия России в организации и проведении международных туристских выставок, создании единого национального стенда, то на такое международное сотрудничество из казны пришлось бы выделить по 56 тыс. долл. в первые два года и 58 тыс. долл. в третий год.

Для столицы России московское правительство также разработало Концепцию развития международного туризма в Москве до 2005 г., согласно которой планируется произвести реконструкцию существующих гостиниц и построить новые на 38 тыс. гостиничных мест. По предварительным оценкам, на это потребуется 5,9 млрд долл., которые Правительство Москвы намерено получить от приватизации, валютных отчислений от гостиниц в бюджет города, налогов на проживание иностранных гостей и др.

"К 2005 г. число прибытий иностранных туристов в Москву может достичь 10,6 млн человек, валютные поступления при этом могли бы составить 2,4 млрд долл."[4].

Для формирования нормативно-правовой базы развития туризма очень важным и своевременным стало принятие в конце 1996 г. Федерального закона о туризме. "Закон определил принципы государственной политики, которая направлена на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, на регулирование отношений, возникающих при реализации прав граждан на отдых, туризм и путешествие" [9].

Как гласит статья 3 Закона: "Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку туристов, туроператоров, турагентов и их объединений".

Приоритетным направлением государственной поддержки является развитие внутреннего и въездного, социального и самостоятельного туризма, из которых первые два вида нацелены на устранение дефицита платежного баланса РФ.

Из других стран бывш. СССР аналогичные законы уже приняты на Украине и в Грузии. Межпарламентской ассамблеей стран-членов Содружества принят рекомендательный законодательный акт "Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в областях туризма".

В ближайшем будущем в России большое внимание будет уделено стимулированию инвестиционной активности в сфере туризма. Допускается возможность прямых государственных инвестиций с последующим возмещением расходов из бюджета с помощью реализации государственной собственности на фондовом рынке. А для привлечения частного капитала для строительства объектов индустрии туризма государство планирует освобождать от налогов средства, направляемые на эти цели, а также от таможенных пошлин на импорт материалов и оборудования и т.д.

В будущем индустрия туризма в России и других странах СНГ может возрасти за счет франчайзинговых договоров и контрактов на управление. Этот подход подразумевает следующую схему: государство владеет землей, приватизированная государственная гостиница или гостиничная компания владеет имуществом, а иностранная компания инвестирует деньги на реконструкцию или восстановление гостиницы, в дальнейшем возвращая их за счет доли в прибыли.

От делового туризма будет зависеть дальнейшее развитие высокоразвитых отелей в крупных городах - деловых центрах. Согласно структурной теории спроса в гостиничном бизнесе Клейнуорта-Бенсона страны Восточной Европы и бывшего СССР находятся в первой фазе, когда в экономике доминируют добывающие и производственные отрасли. Деловые путешественники в основном являются работниками служб маркетинга и сбыта разных учреждений. По мере роста сферы услуг страны войдут во вторую фазу и число бизнес-туров увеличится. В третьей фазе, когда установлены корпоративные структуры в сфере услуг, количество деловых путешественников остается на высоком уровне, однако темпы роста ниже, чем во второй фазе.

Для сравнения континентальная Европа по этой теории входит во вторую фазу, а Великобритания - в третью. Это говорит об огромном потенциале делового туризма в России и странах СНГ.

Информация о работе Тенденции развития мирового туризма