Тенденции развития мирового туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Декларация по туризму принята Всемирной конференцией министров по туризму,
г. Осака (Япония), 4 ноября 1994 г.
Отмечая, что за 14 лет со времени проведения Манильской конференции по мировому туризму под эгидой Всемирной туристской организации закончилась “холодная война” и происходило бурное экономическое развитие Азии и других регионов, что привело к значительному увеличению числа международных туристов;

Файлы: 1 файл

5 Тенденции развития мирового туризма.doc

— 824.00 Кб (Скачать)

ПОНЯТИЕ ТУРИЗМА

 

Туризм — частный случай путешествий, однако, имеет четкие отграничения из общности, строго определенные характеристики, известно множество определений туризма в понятийном смысле, и, разумеется, человек, совершающий или участвующий в туристском путешествии, туристской поездке, походе, и именуется в общем случае туристом.

В отличие от путешествий, туризм — категория, испытывающая сильное влияние экономики и политики, в довершение всего, обладает дуализмом внутренней природы явления.

Туризм это:

(а) особый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами, то есть деятельность самого туриста, и

(б) деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий, туристская деятельность. Такая деятельность осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей.

Был ли туризм у древних? Ответ прост. Единичные случаи путешествий, которые можно рассматривать как туризм по цели и даже по организационной форме осуществления, были, в том числе у древних римлян, возможно и ранее. В средние века можно было даже найти начала организованной деятельности по сопровождению групп паломников. При детальном рассмотрении процесса можно уверенно отнести эти явления к туризму, точнее к началам туризма.

Приведем классическое определение туризма и дадим развернутую характеристику его составляющим. Сразу отметим, что довлеющими были, есть и всегда будут экономические предпосылки, потому что туризм в значительной мере категория экономическая, политическая и лишь затем — социальная (впрочем, все зависит от политической ориентации государства). В СССР туризм был всегда категорией социальной. В России в эпоху новых реформ, после 1991г., туризм — одна из первых отраслей, перешедшая в сферу предпринимательства. Туризм стал бизнесом, ориентированным на капиталистические методы управления и организации, услуги стали стоить свою истинную цену, а жители, привыкшие получать отдых задарма с профсоюзной дотацией до 90%, все еще ждут социальных позывов и голосуют за коммунистов. Это четко прослеживается при изучении постулата «любой труд почетен, кроме бесплатного» — в стране были и есть заслуженные шахтеры, артисты, учителя и много других профессий, но нет заслуженного работника туризма, хотя услугами туризма пользовались практически все граждане 300-миллионного государства, занимающего одну шестую часть суши.

Туризм — временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой из источника в посещаемом месте.

Еще раз отметим, что:

(а) значительная часть отграничений в понятиях будет носить чисто экономический характер, обусловленный местом туризма в современном развитом обществе;

(б) сами определения будут служить целям и принципам международной туристской статистики, которая в свою очередь действует по категориям, определяемым в целях именно экономики, планирования, учета и др.;

(в) будут учитываться требования единообразного международного понимания существа определений категорий, подлежащих статистической оценке и сравнению.

Во-вторых, в различных государствах в национальных законах и нормативных актах, регулирующих туризм и смежные с ним сферы деятельности, к определению туризма и туриста подходят не достаточно единообразно, при этом на установление категорий и толкование понятий довлеющее влияние оказывает, прежде всего, политика и уже потом — экономика.

Можно ли однозначно ответить на вопрос, что включает в себя такое понятие, как «туризм»? У одних туризм ассоциируется с километрами, пройденными нехожеными тропами, с палаткой, с песнями у костра, для других это поездки по историческим местам, для третьих — путешествия по зарубежным странам. И все они правы, поскольку туризм чрезвычайно разнообразен.

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях. На первый взгляд понятие «туризм» является доступным каждому из нас, так как все мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях, а, планируя свой отпуск, пользовались консультацией и услугами туристских агентств. Однако в научных и учебных целях весьма важно определить взаимоотношения между составными элементами туризма как отрасли народного хозяйства. Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:

1.      Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами' лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.

2.      Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

3.      Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.

Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны — это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.

Анализ приведенных выше особенностей, характеристик и критериев позволяет выделить следующие признаки туризма:

                деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени — это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает свое функциональное место;

                туризм — это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.

Следовательно, туризм — это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

Тенденции развития туризма

Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Основу современного туристского рынка как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников. В последнее время в туризме возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста. Размер и степень влияния международного туризма в мире можно оценить по следующим показателям. В 1950г. число международных туристов в мире было всего 25 млн. человек, в 1996г. их количество составило 592 млн. человек, а поступления от международного туризма достигли 423 млн. долл., при этом около 60% путешествующих—люди, проводящие свой отпуск.

По данным ВТО, вклад туризма в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн. долл. (данные 1993г.), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Индустрия путешествий и туризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве стран мира. Это означает непосредственную занятость примерно для 130 млн. человек (или одного из 15 человек, занятых в мировом производстве). Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд. долл.

Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.

Растущий уровень жизни в развитых индустриальных странах мира ведет к росту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню пенсионного обеспечения, что также оказывает значительное влияние на развитие туризма.

По данным World Travel and Tourism Counsel (WTTC), на 1997г. в сфере туризма и путешествий в мире было занято в общей сложности 260 млн. человек, а годовой оборот отрасли составил 3,8 трлн. долл.

Спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами (спросом на туристские, экскурсионные и другие услуги, предложением этих услуг и их распределением), и экзогенными переменными, то есть факторами, не связанными непосредственно с туризмом и путешествиями, но оказывающими существенное влияние на степень и форму спроса на туристскую деятельность. Экзогенные факторы включают демографические и социальные изменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли, транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий.

К демографическим и социальным изменениям относятся: старение населения, более ранний выход на пенсию с достаточным пенсионным обеспечением, возрастающее число одиноких взрослых, увеличение числа работающих женщин, семей с двумя работающими членами семьи, тенденция к более поздним бракам, рост числа бездетных семей, увеличивающийся срок оплачиваемого отпуска, лучшее понимание возможностей путешествия и забота об окружающей среде. Таким образом, изменения, происходящие в демографической структуре и социальных моделях общества, приводят к тому, что все большее количество людей в мире имеют время, желание и финансовые возможности для путешествий.

Измерением уровня жизни и дифференциации доходов населения занимаются многие международные организации, в том числе и Совет организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1980г. ОЭСР утвердил список социальных индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как «время и отдых», а его показателями являются: величина свободного времени и его использование. В качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон, открытый немецким статистиком Э. Энгелем, согласно которому с ростом доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно отнести и использование свободного времени) существенно увеличивается.

Таблица 1.1

 

* Включая однодневные посещения (rf—обновленные данные; ре—предварительные данные).

** За исключением доходов от международных перевозок.

 

В практике туристской деятельности различают страны—поставщики туристов (направляющие страны) и страны, как правило, принимающие туристов. К первым могут быть отнесены: США, Германия, Англия, Бельгия, Дания и др. Ко вторым— Франция, США, Испания, Италия, Венгрия и др. Статистика ВТО показывает, что за последнее время международные путешествия и доходы от них выросли во всех регионах мира (табл.1.1). Число прибытий в 1996г. достигло почти 600 млн., годовой рост составил 5,27%. Доля регионов в прибытиях международных туристов (по данным ВТО) представлена в табл.1.2. Доля Европы и Америки в прибытиях уменьшилась, а Азиатско-тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки—увеличилась.

Инновации в сфере туризма и отдыха в России

 

Вообще инновация – внедрение, введение достижений науки, передового опыта в областях управления, организации труда, технологий. Туризм – одна из важных отраслей экономики любой страны. Во многих государствах он входит в число основных источников дохода. Инновации в туризме – это разработка, создание новых туристических маршрутов, проектов и т. д., внедрение которых позволит повысить занятость населения, обеспечить рост его доходов. Например, развитие событийного туризма, гастрономических туров. Инновации в туризме – сложный процесс, в котором задействованы как граждане (потребители туристических услуг), организации, фирмы, предоставляющие их, органы местного самоуправления и т. д.

Основными принципами инноваций в туризме являются:
· Научная обоснованность инноваций,
· Развитие туристической отрасли в регионе должно производиться с учётом местных условий, возможностей (экономических, природных и др.),
· Соответствие нововведений потребностям граждан в различных видах отдыха,
· Появление нового продукта на рынке туристических услуг должно способствовать разработке других, более совершенных проектов, давать возможность их финансировать,
· Безопасность; любые инновации в туризме не должны причинять вред гражданину, природе, что особенно актуально для экстремальных видов отдыха, а так же ряд других принципов.

В основе своей инновационная деятельность должна быть направлена на принесение дохода в результате претворения в жизнь новейших технологий, знаний, создание товаров и услуг такого качества, которое отвечало бы современным требованиям. Исходя из этого, инновации в туризме (инновационная деятельность в сфере отдыха, путешествий граждан России) могут содержать:
· Разработку уникальных ресторанных, гостиничных услуг, сочетающих в себе достаточный комфорт и специфичность каждого уголка России,
· Применение технических достижений в создании новых и развитии существующих продуктов на рынке туристических услуг,
· Использование невозможных ранее туристических ресурсов, современных маркетинга, менеджмента и т. д.
Бизнес в сфере туризма тесно связан также с рекламным бизнесом.

  Инновации в туризме требуют больших материальных, финансовых затрат. И здесь необходима поддержка на государственном уровне. В конце прошлого века был принят федеральный закон от 24 ноября 1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Согласно Закону, в число приоритетных направлений государственного регулирования в сфере туризма входит развитие туристской индустрии, рост доходов государства, граждан и др. На государственном уровне разрабатываются программы развития туризма – федеральные, региональные, целевые и т. д. Осуществляется содействие продвижению на рынке новых туристских продуктов. Например, на финансирование целевой программы «Юг России» (Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Северная Осетия и др.), заказчиком которой выступает Федеральное агентство по туризму, в рамках реализации мероприятий раздела «Развитие туристско-рекреационных комплексов», из федерального бюджета выделяется около 2 142 млн. рублей.  

Информация о работе Тенденции развития мирового туризма