Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:21, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть особенности режиссуры в культурно-досуговых программах.
Предмет исследования – специфика режиссуры
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
изучить особенности режиссуры в культурно-досуговых программах;
рассмотреть виды культурно-досуговые программы;
изучить этапы культурно-досуговых программ.
ВВЕДЕНИЕ
Культурно-досуговые программы – это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Культурно-досуговые программы функционируют в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурно-досуговых программ присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой.
Досуг создает для человека возможности
реализовать потребности и
Важнейшими компонентами культурно-досуговых программ выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.
Совершенствование культурно-досуговых программ во многом зависит от умения и способностей сценаристов разрабатывать и реализовывать сценарии различных культурно - досуговых программ. Создание сценария – это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Культурно-досуговая программа, организованная и проведенная по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого.
Каждая культурно-досуговая программа содержит в себе элемент конструкции, построения, обусловливая тем самым композиционную организацию сценарного материала.
Вопросы, посвященные культурно-досуговой программе, исследованы в работах: В.С. Сенина, К.В. Кулаева, Б.В Емельяновой.
Понятие культурно-досуговой программы, раскрыты в работах: В.И Кузищина, И.М. Дъяковой, К.В. Авдеева, Г.И. Соколова, Б.И. Ривкина.
Особенности режиссуры, отражены в работах: Е.В Киреевой, Т.П Неклюдовой, Э.Б. Плаксиной, В.И. Сидоренко.
Цель работы – рассмотреть особенности
режиссуры в культурно-
Объектом исследования является – культурно-досуговые программы.
Предмет исследования – специфика режиссуры в культурно-досуговых программах.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой теме.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 18 источников.
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРНО-
В рамках изучения досуговых программ под инновацией (нововведением) понимаются такие изменения в современном досуговом пространстве людей, которые характеризуются как его новыми, нетрадиционными видами практик, так и изменениями сущностного, смыслового характера, наполняющими новым содержанием существующие формы досугового время препровождения.
У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.
В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом. [3]
Культурно-досуговая программа несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения – познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.
Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.
Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.
Пассивный
отдых характеризуется
Активный отдых, напротив, восстанавливает силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят: спорт, туризм, посещение выставок, театров, музеев, чтение.
Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха:
Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая – развитие его духовных и физических сил, третья – гармонию души и тела. [16]
В общем, многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом. Оно есть своего рода искусство, которое состоит в способности знать возможности своего организма и сделать выбор наиболее подходящих в данное время занятий.
Традиционно «развлечениями» именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, как говорилось выше, который может быть пассивным или полупассивным. В процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.
С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядкой, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.
Культурно-досуговые программы – это всегда инновации, так как в досуговой сфере программа не может долго оставаться эксклюзивной в связи с развитием этой сферы, и мгновенными действиями конкурентов.
Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности порождает новую потребность. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг.
В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности, к более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от физических форм рекреации – к духовным наслаждениям.
Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.
В культурно-досуговых программах особое значение имеет творческая деятельность организаторов. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей. [2]
1.1 Особенности культурно – досуговых программ
Культурно-досуговая программа
– форма рекреационно-
Понимание особенностей культурно-досуговых
программ определяет необходимость
уяснения общих отличий культурно-
В современной отечественной литературе, досуг понимается как часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности. [9]
Функции досуга:
Общее определение понятия «досуг»
и выявление его функций
Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Люди включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более в зависимости от возраста участников.
Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.
Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве. [1]
Особенности подготовки и проведения конкурсно-игровых программ в форме КВН:
Информация о работе Режиссура в культурно-досуговых программах