Режиссура в культурно-досуговых программах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть особенности режиссуры в культурно-досуговых программах.
Предмет исследования – специфика режиссуры
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
изучить особенности режиссуры в культурно-досуговых программах;
рассмотреть виды культурно-досуговые программы;
изучить этапы культурно-досуговых программ.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Работа с актером, одна из ключевых проблем режиссуры. Существует три типа взаимоотношений актера и режиссера. Первый - идеальный, встречающийся довольно редко: полное творческое совпадение, совместное творчество и поиск истины. Второй – режиссер и актер пробиваются друг к другу, словно шахтеры, роющие туннель с двух сторон. И третий, самый огорчительный – полное несовпадение взглядов и желаний, когда режиссер просто навязывает рисунок роли сопротивляющемуся актеру.

Человеческое восприятие пространственных изображений всегда осуществляется во времени, оно всегда дискретно (прерывно). Режиссер облегчает это восприятие, обозначая в своей постановке временные границы, в соответствии с которыми наше восприятие членится на отдельные ритмические такты. В творчестве режиссера время не только объект изображения, но и средство выразительности.

Вот как выглядит структура времени  в пространственно-временных искусствах:

    • эмпирическое время – время в той реальности, которая служит материалом для произведения;

    • сюжетное время – организация фабулы во времени;

    • зрительское время – учитывает длительность восприятия.

Другим существенным компонентом  в работе режиссера является решение  пространственных задач. Структура  пространства в зрелищных искусствах делится на три компонента:

1) Пространство, в котором расположены  объекты;

2) Пространство, где находятся зрители;

3) Плоскость сцены (экрана) отражающая  первое и предполагающая второе.

Принцип строения пространства тот  же, что и принцип, реализуемый  в структуре времени, так как  обе категории – пространство и время, тесно связанны между собой. Однако между ними существуют и серьезные структурные и функциональные различия. Более того, существуют существенные различия в художественной выразительности пространства в объемной режиссуре (драматический театр, балет, опера, эстрада, цирк) и плоскостной (кинематограф, телевидение, театр кукол). Художественная выразительность пространства объемных искусств заложена в слиянии пространства места действия, сценического пространства и зрительного зала, при непременной свободе в выборе угла зрения со стороны зрителя.

Структура пространства (как и времени) в определенной мере предопределенна  видом, жанром или стилистическим направлением произведения. [12]

 

 

 

 

 

 

2.2 Режиссура в туризме

Туризм как способ организации  свободного времени граждан приобретает  в последнее время большую популярность. Этому способствует интенсификация труда, требующая эффективного воспроизводства затраченных на производстве психических и физических сил человека, увеличение количества свободного времени и отношение к нему как к ценности. Вместе с тем наблюдается рост культурных и познавательных запросов.

Режиссура в туризме является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей и за быстрые темпы в развитии она признана феноменом столетия.

Сегодня создание устойчивого развития режиссуры в туризме возможно только при условии постоянного повышения качества предоставляемых услуг, способных удовлетворить потребности современного человека в организации его досуга. Высокий уровень качества туристского продукта является необходимым условием для развития бизнеса.

Режиссура в туризме – это  деятельность по разработке и представлению культурно – досуговых программ.

Режиссерское искусство в туризме заключается в творческой организации всех элементов культурно-досуговых программ с целью создания единого, гармонически целостного досуга. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла и осуществляя руководство творческой деятельностью всех участвующих в ней людей.

Благодаря режиссуре культурно-досуговые программы в целом приобретает стилистическое единство и общую идейную целеустремленность. Поэтому одновременно с ростом идейно-эстетических требований,  расширялось и углублялось самое понятие режиссерского искусства. [18]

Говоря о режиссуре в туризме нельзя не вспомнить глубокое и плодотворное учение В.И. Немировича-Данченко о «трех правдах»: правде жизненной, правде социальной и правде театральной. Эти три правды тесно связаны друг с другом и в своем единстве, взаимодействии и взаимопроникновении призваны, по учению.

Каким бы ни был жанр простым или сложным, режиссер обязан реализовать в спектакле все ее жанровые особенности. А для этого он сам должен глубоко и искренне пережить все отношения, все чувства автора к предмету изображения: его любовь и ненависть, его боль и презрение, его восторг и нежность, его гнев и негодование, его насмешку и печаль.

Только глубоко и страстно переживаемое режиссером отношение способно обеспечить остроту, яркость и выразительность формы. Равнодушное отношение к жизни рождает или бледную, жалкую натуралистическую форму внешнего подражания жизни.

Включение методов и форм режиссуры в сферу туризма может осуществляться на основе моделирования досуговых программ. Моделирование (по В.С. Садовской) есть процесс систематизации способов, приемов и средств с целью создания новых оригинальных условий включения личности в творческую деятельность. Таким образом, моделирование досуговых программ позволяет обогатить содержание туристского досуга, усилить его развивающие функции. Происходит трансформация туризма как «активной целенаправленной потребительской деятельности» в деятельность творческую. 

 В настоящее  время в структуре современной культуре все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга. [15]

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Режиссура в современном понимании  – как личностное творчество, стала интенсивно формироваться в европейском театре лишь в 15-16 веках. Важную роль в этом отношении сыграло возникновение сценической коробки перенесение театральных представлений с уличных, площадных, ярмарочных подмостков в закрытое помещение дворца, а затем – в специально построенные здания. Стал тщательно разрабатываться зримый фон представлений, что вызвало к жизни знаменательную для европейского театра 17-19 веков фигуру художника-декоратора, в той или иной мере выполнявшего функцию режиссера-постановщика.

Совершенствование культурно-досуговых программ во многом зависит от умения и способностей сценаристов разрабатывать и реализовывать сценарии различных культурно - досуговых программ. Создание сценария – это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения.

Режиссерское искусство заключается  в творческой организации всех элементов культурно-досуговых программ с целью создания единого, гармонически целостного досуга. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла и осуществляя руководство творческой деятельностью всех участвующих в коллективной. Благодаря режиссуре культурно-досуговые программы в целом приобретает стилистическое единство и общую идейную целеустремленность. Поэтому одновременно с ростом идейно-эстетических требований,  расширялось и углублялось самое понятие режиссерского искусства.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культурно-досуговая программа  – форма рекреационно-развивающей  деятельности, содержание которой включает в себя комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной активности личности в пространстве досуга.

Развитие культурно-досуговых программ всегда было неразрывно связано с  развитием общества. Каждая историческая эпоха приносила свои новые требования, формы, построения в культурно-досуговых программ. Современная теория и практика обобщает в себе весь накопленный ранее опыт и анализ сегодняшнего состояния. Культурно-досуговые программы имеют тысячелетнюю историю своего развития. Массовые празднества Древней Эллады, средневековые мистерии, карнавалы, театрализованные шествия, празднества французской революции, русские народные гуляния - все это огромный опыт, который и теперь используется в современных массовых формах культурно-досуговых программ.

Богатство направлений культурно-досуговых программ, разнообразие содержания, использования выразительных средств дает неограниченные возможности специалистам социокультурной сферы. В современных условиях огромное значение для их деятельности является синтез знаний, профессионального мастерства, авторских концепций и социальных заказов общества.

Режиссура – искусство авторское. Режиссерское искусство заключается  в творческой организации элементов  спектакля, тех, которые создают  художественный образ, воздействуют на зрителя, вызывают переживания, оставляют впечатления.

Работа режиссера очень сложна, любая неудача может отразиться на большом количестве людей, поэтому  необходим фундамент для повседневной творческой работы. Необходимо говорить о профессионализме режиссера, о подготовке квалифицированных кадров.

Умелый подбор выразительных средств, органическое включение в действие различных видов искусств, отдельных  номеров, которые могут воплощать  сюжет и развивать тему, тем  самым влияя на культурную преемственность, являются сутью работы режиссера, которая в основе своей имеет педагогические функции: развивающую, образовательную и воспитательную.

Режиссерское искусство заключается  в творческой организации всех элементов культурно-досуговых программ с целью создания единого, гармонически целостного досуга. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла и осуществляя руководство творческой деятельностью всех участвующих в коллективной. Благодаря режиссуре культурно-досуговые программы в целом приобретает стилистическое единство и общую идейную целеустремленность. Поэтому одновременно с ростом идейно-эстетических требований,  расширялось и углублялось самое понятие режиссерского искусства.

Сегодня создание устойчивого развития режиссуры в туризме возможно только при условии постоянного повышения качества предоставляемых услуг, способных удовлетворить потребности современного человека в организации его досуга. Высокий уровень качества туристского продукта является необходимым условием для развития бизнеса.

Благодаря режиссуре культурно-досуговые  программы в целом приобретает  стилистическое единство и общую  идейную целеустремленность. Поэтому  одновременно с ростом идейно-эстетических требований,  расширялось и углублялось  самое понятие режиссерского  искусства.

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Аверинцев, С.С. Проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества / С.С. Аверинцев испр. – М.: Высшая школа, 2010. – 243 с.
  2. Быстрова, А. Н. Возможности российского досуга / А.Н. Быстрова –  М.: Высшая школа, 2009. – 324 с.
  3. Виппер, Б.Р. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / Б.Р. Виппер – М.: Высшая школа, 2010. – 157 с.
  4. Грибунина, Н.Г, Основы социально-культурной деятельности / Н.Г. Грибунина – М.: Высшая школа, 2008. – 87 с.
  5. Гулиев, H.A. Введение в специальность/ Е.В. Кулагина. Омск: ОГИС, 2002. – 199 с.
  6. Дмитриева, А.А. Досуг/ Очерки – М.: 1999. – 89 с.
  7. Дмитриева, Н.А. Свободное время и культура досуга / Н.А. Дмитриева– М.: 2009. – 78 с.
  8. Квартальнов, В.А. Туризм/ В.А. Квартальнов – М.: Финансы и статистика, 2007 – 335 с.
  9. Киреева, Е.В. О типологии досуговых программ. Европ: учебное пособие для студ. сред. учеб. заведений/ Е.В. Киреева – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2010. – 174 с.
  10. Кузищин, В.И. Подходы к классификации интеллектуальных игр: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Кузищин В.И.,– 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр Академия, 2009. – 480 с.
  11. Неклюдова, Т.П. Культурно-досуговая деятельность: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.П. Неклюдова – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр Академия, 2009. – 336 с.
  12. Новосад, Н.Г. Сюжетно-ролевая игра как программа деятельности коллектива: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Г. Новосад – Средне – Уральское книжное изд.: испр. – СПб.: Издательский центр Академия, 2009. –  330 с.
  13. Плаксина, Э.Б. Подходы к разработке досуговых программ. Стили и направления: учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования/ Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайловская, В.П. Попов – 3-е изд, – М.: Издательский центр Академия, 2008. – 224 с.
  14. Поликарпов, В.С. Индустрия развлечений/ В.С. Поликарпов – М.: Издательский центр Академия., 2010. – 150 с.
  15. Сидоренко, В.И. Возможности российского досуга: серия Среднее профессиональное образование/ В.И. Сидоренко – М.: Издательский центр Академия, 2008. – 228 с.
  16. http://100dorog.ru
  17. http://www.travel.ru/
  18. http://reports.travel.ru/

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Режиссура в культурно-досуговых программах