Режиссура в культурно-досуговых программах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть особенности режиссуры в культурно-досуговых программах.
Предмет исследования – специфика режиссуры
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
изучить особенности режиссуры в культурно-досуговых программах;
рассмотреть виды культурно-досуговые программы;
изучить этапы культурно-досуговых программ.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ РЕЖИССУРЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ  ПРОГРАММ

Для того чтобы создать культурно-досуговую программу недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо понимать, точно знать потенциальные возможности каждого выразительного средства, уметь использовать возможности методов монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры. С помощью этих методов и различных выразительных средств создается программа, в которой решается актуальная социально - психологическая задача. Методы иллюстрирования, театрализации и игры способны самостоятельно осуществить художественное решение культурно - досуговой программы, с их помощью она из проекта переходит в реальную конструкцию. 

Совершенствование культурно-досуговой деятельности во многом зависит от умения и способностей сценаристов разрабатывать и реализовывать сценарии различных культурно - досуговых программ. Создание сценария – это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Культурно-досуговая программа, организованная и проведенная по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого. Каждая культурно-досуговая программа содержит в себе элемент конструкции, построения, обусловливая тем самым композиционную организацию сценарного материала. 

Как отмечалось, конструкция культурно-досуговой программы начинает формироваться с драматургического замысла. Поэтому первым методом методики культурно-досуговой деятельности справедливо называют монтаж. В каждом виде культурно-досуговой программы специалисты используют монтаж при разработке сценария.

В каждом сценарии используется документальный материал, отрывки из различных литературных произведений, которые необходимо соединить  в определенном порядке. Чередование фактов, событий, явлений и их сопоставление неизбежно требуют монтажной организации материала. 

Годовщина основания фирмы (или другая дата, ставшая традиционным Днем рождения компании) — один из самых важных праздников. Календарные праздники отмечает вся страна или даже весь мир. А день фирмы это день, наполненный особым смыслом, объединяющий и выделяющий именно сотрудников данной организации. Это лучший момент для воспитания корпоративного духа, самый подходящий день для награждений «передовиков» и принятия в коллектив молодежи. 

Важными составляющими юбилейного торжества  являются:

    • подбор наиболее подходящего места проведения торжества в соответствии с пожеланиями и бюджетом Заказчика;
    • оригинальные приглашения;
    • составление праздничного меню (банкет, фуршет), в случае необходимости организация выездного ресторанного обслуживания;
    • заказ транспорта для доставки гостей;
    • праздничное оформление места проведения юбилея композициями из живых цветов, воздушных шаров, декораций.

 

 Юбилей  компании – это корпоративное мероприятие, которое проводится практически раз в пять лет, а то и целых десять. Это история компании, её достижения. И, чтобы работать еще лучше, повышая статус фирмы, нужно хорошо и отдохнуть, с кем каждый день закладывается фундамент благополучия компании и общего дела. [5]

 

 

 

 

2.1 Основы режиссуры

Режиссура в современном понимании  – как личностное творчество, стала интенсивно формироваться в европейском театре лишь в 15-16 веках. Важную роль в этом отношении сыграло возникновение сценической коробки перенесение театральных представлений с уличных, площадных, ярмарочных подмостков в закрытое помещение дворца, а затем – в специально построенные здания. Стал тщательно разрабатываться зримый фон представлений, что вызвало к жизни знаменательную для европейского театра 17-19 веков фигуру художника-декоратора, в той или иной мере выполнявшего функцию режиссера-постановщика.

Словарь Эфрона и Брокгауза еще  в 90-х годах 19 века определял профессию  режиссера следующим образом: «В наше время автор хотя и присутствует на репетициях, но уже не имеет больше надобности, заботится о деталях постановки; это – забота режиссера, от которого требуется не только основательное знание сцены, литературы и археологии, но еще много такта и умения ладить с артистами».

Все это подготовило театр к  гигантскому скачку, который он совершил во второй половине 19 века, отмеченного  деятельностью Р. Вагнера и Л. Кронега в Мейнингенском театре и завершившегося своеобразной революцией в сценическом искусстве на рубеже 19 и 20 веков, когда режиссеры повсеместно стали творческими руководителями театральных коллективов. Это явление знаменовалось появлением целой плеяды "великих", определивших облик режиссерской профессии на много лет вперед: в России – К. Станиславского, Вс. Мейерхольда, А. Таирова, Е. Вахтангова; во Франции – А. Антуана, Ж. Капо; в Германии – М. Рейнгардта; В Англии – Г. Крэга. Возникла режиссура, как самостоятельный вид творческой деятельности. [8]

Существует немало формулировок определяющих смысл профессии Режиссер. От «режиссура – это образ жизни», до «режиссер – это человек, который мыслит пространством».

Но при этом возникает много  разных режиссерских профессий:

    • режиссер драмы;
    • оперный режиссер;
    • балетмейстер;
    • режиссер музыкально-драматического театра;
    • режиссер пантомимы;
    • режиссер цирка;
    • режиссер кино (художественного, документального, научно-популярного, мультипликационного);
    • режиссер телевидения;
    • режиссер-постановщик.

Таким образом, творчество режиссера  состоит, из двух основных этапов: замысла и реализации (постановки).

Замысел – это исходное представление режиссера о его будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс. План, заявка, набросок, экспликация – вот наиболее распространенные формы фиксации замысла. Некоторые режиссеры очень развернуто расписывают на бумаге свой замысел, стараясь как можно точнее его конкретизировать. Французскому режиссеру Рене Клеру принадлежит фраза: «Мой фильм уже готов – его осталось только снять.

Другие же режиссеры, например Микельанджелло Антонионни, стараются не конкретизировать замысел до начала работы на площадке.

В реализации же замысла режиссера  главенствует изобразительность, - т.е. воспроизведение средствами режиссуры  внешнего чувственно-конкретного образа действительности.

Однако, несмотря на все значение подготовительной работы, замысла, все же основной момент творчества режиссера приходится на работу на площадке (репетиционный  период в театре, съемочный период в кино и на ТV).

И как бы не подготовился режиссер к работе, на этом этапе его творчество всегда носит импровизационный характер.

Импровизация – это творческий сиюминутный акт создания художественного произведения, фантазия на заданную тему. Именно в процессе импровизации наиболее отчетливо проявляются черты творческой индивидуальности режиссера.

От режиссера требуется творческая индивидуальность, неповторимое своеобразие  личности, придающее уникальный характер результатам его творчества. Объем  и достоинство созданного режиссером, или того, что он способен создать определяется тем, что он представляет собой, как индивидуальность. Режиссура - по самой своей природе созидательно-творческая, авторская, "драматургическая" деятельность. [7]

Только творческая индивидуальность в искусстве обладает интуицией способностью непосредственно усмотреть скрытый целостный смысл в явлениях действительности, этим ""бессознательным, инстинктивно-образным принципом и стимулом творчества". (Бергсон).

Только индивидуальность в искусстве  способна создать свою художественную концепцию – образную интерпретацию жизни, ее проблем. Концепция объемлет как все творчество режиссера, так и каждое его отдельное произведение, заключает в себе некую смысловую его доминанту. Для реализации своего замысла режиссер пользуется целым комплексом изобразительно-выразительных средств, т. е. системой исторически сложившихся материальных средств и приемов создания художественных образов. В своей конкретной совокупности и взаимосвязи изобразительно-выразительные средства образуют художественную форму произведения искусства, воплощающую его содержание. В качестве элементов художественной формы изобразительно-выразительные средства имеют технико-конструктивное, композиционно-структурное значение и вместе с тем являются носителями образного смысла.

Богатство и образность изобразительно-выразительных  средств показатель художественности произведения искусства. Как правило, чем сложнее концепция произведения, тем более изощренные изобразительно-выразительные  средства использует режиссер. Вершины сложности они достигают в так называемом интеллектуальном, элитарном искусстве.

Интеллектуализм в искусстве режиссуры – это особый тип, манера, форма, концептуально-философский склад художественного мышления, в котором мир предстает, как драма идей, персонажи которого олицетворяют и своими действиями передают, (разыгрывают в лицах) мысли автора, выражают различные стороны его художественной концепции. Интеллектуализм в искусстве обычно связан с использованием так называемой параболической мысли, включением в произведение притчи или иных вставных элементов, которые казалось бы, далеки от обсуждаемых в нем проблем. Однако отход от этих проблем происходит не по прямой, а по параболе, которая как бы вновь возвращает отошедшую в сторону мысль к проблеме. Таким образом, философичность становится не только содержанием, но и структурой художественного произведения, изменяя сам его тип: спектакль-концепция, балет-концепция, фильм-концепция. Произведение становится носителем художественной информации. [11]

Художественная информация раскрывает специфику художественного сообщения, которая состоит в том, что оно оказывает эмоциональное воздействие, не передается стандартными нормализованными языками, а представляет собой систему индивидуализированных художественных образов.

Нередко объединяя различную художественную информацию в единое целое, режиссер использует метод коллажа, то есть включения  с помощью монтажа, в произведение искусства разнородных объектов или тем, для усиления общего идейно-эстетического  воздействия. К этому методу обращались Бертольд Брехт и Евгений Вахтангов, Юрий Любимов и Эрвин Пискатор, Федерико Феллини и Андрей Тарковский.

Коллаж есть организация изобразительно-выразительных  средств по параболическому принципу, и является структурной основой интеллектуализма в режиссуре, обеспечивающей многочисленные смысловые параллели и контрасты. Он оперирует всевозможными сближениями, аналогиями, вариациями, повторами, играющими подчас роль лейтмотивов. Монтируя эпизоды, кадры, мизансцены, реплики режиссер создает зримый интеллектуальный коллаж, несущий в себе художественно-образную информацию. Монтаж, организация материала, это и есть труд режиссера, его способ существования в искусстве.

Режиссер как создатель ролей  осуществляет свою творческую волю не в собственных, им самим создаваемых материально-изобразительных средствах, а через творчество актера, сливая свою художественную инициативу с его волей, воплощая свое намерение – в его словесно-физических действиях. Режиссер выступает в качестве катализатора актерского искусства, узурпируя права актера, чтобы воспользоваться ими в интересах целостности постановки.

Таким образом, основным материалом творчества режиссера, является Актер, выражающий через свой психофизический аппарат  замысел режиссера. Актер находится в самом центре сценических событий. Он – живая связь между текстом автора, сценическим решением режиссера и восприятием зрителя. Используя различный материал, включая разнородные элементы постановки, режиссер образует тот "лабиринт сцеплений", который, по словам Льва Толстого, и заключает в себе сущность искусства. Трехмерные сценические конструкции, звук и, главное, движения и позы актера, сплетаясь волею режиссера воедино, порождают принципиально новое художественное явление.

Создавая мизансцены и ими, оперируя, режиссура обретает специфический для нее эстетический предмет, который находится вне компетенции иных форм искусства. Это наглядно запечатленные фрагменты пространства с их постоянными изменениями во времени. [13]

Весь комплекс художественно-выразительных средств позволяет режиссеру реализовать в постановке свои фантазии, свой художественный вымысел. Художественный вымысел, есть такой вид действия, в котором фигурируют персонажи и события, существующие первоначально лишь в воображении авторов постановки, а затем уже в воображении зрителя. Действие, относящееся к художественному вымыслу, является "несерьезным" действием, не накладывающим на авторов постановки (режиссера и драматурга) никаких обязательств.

Постановка есть реализованный  в пространстве и времени художественный вымысел, поскольку всецело рождена фантазией авторов. В ней художественный вымысел осуществляется, по крайней мере, двумя "притворщиками": режиссером и актерами.

Информация о работе Режиссура в культурно-досуговых программах