Предпосылки возникновения и развития путешествий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носить следующий характер:

1. Внутриэтнические миграции, когда перемещения происходили внутри территории, занимаемой ЭСО.

2. Этноэмиграция, участие в которой принимали отдельные группы ЭСО. Они выходили за пределы обитания своего коллектива и затем утрачивали с ним структурную связь.

3. Миграции собственно ЭСО. Это был наиболее часто встречающийся тип миграции в древности.

Файлы: 1 файл

Предпосылки возникновения и развития путешествий.docx

— 57.41 Кб (Скачать)

  Уже к первым векам до нашей эры  китайцам были хорошо известны все  территории от Амура на севере до Индокитая  на юге, от Восточно-азиатских островов до Средней Азии. Проникновение в районы Средней Азии и создание караванного торгового пути с Индией и через посредников с Европой стало возможно во II в. до н.э., когда китайцы разгромили кочевые племена сюнну (гуннов). Караваны шли из тогдашней столицы Китая Сианя до Бухары и Ферганы, была и дорога до Пенджаба в Индию.

  Государство Финикия было расположено в Восточном  Средиземноморье, оно имело многочисленные торгово-экономические связи с  Египтом и Месопотамией, испытывало на себе, конечно, и их колоссальное культурное влияние, которое, в свою очередь, не могло носить одностороннего характера.

  В VII в. до н. э. финикийцы совершили плавание вокруг Африки по заданию египетского фараона Нехо II (609–594 гг. до н.э.), который хотел иметь доказательства того, что Ливия, как тогда называли Африку, со всех сторон омывается морями. Об этом, видимо широко известном путешествии есть упоминание и у Геродота. «После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикяне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу, и в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикийцы обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне».

  На  Древнем Востоке явственно проступили черты всех видов туризма. Некоторые  из них, такие как паломнический  и научный, даже были неплохо развиты. Морские и речные путешествия  также были хорошо известны жителям  древних цивилизаций Востока. 

  Активизация туризма в эпоху Античности 

  Морские путешествия в Древней Греции совершались с незапамятных времен, что нашло свое отражение в  мифах. К наиболее известным относится миф об аргонавтах. Согласно Диогену, первым известным изложением этого похода была поэма критского жреца и философа Эпименида, жившего в VII в. до н. э.

  Плавание  под руководством Ясона совершили 50 греческих ге-роев на корабле «Арго», что в переводе с греческого значит «быстрый», «юркий». Поход был совершен за поколение (20 –25 лет) до Троянской войны, т.е. в XIII в. до н.э. Ясон был отправлен за золотым руном дядей, узурпировавшим власть у его отца.

  Греческие ученые называют «отцом географии» Гомера, жившего в IX–VIII вв. до н.э. Согласно традиции, первым, кто познакомил греков с поэмами Гомера, был спартанский царь Ликург. Их запись и окончательная редакция были сделаны в Афинах специальной комиссией, назначенной тираном Писистратом (VI в. до н.э.). Также было установлено и их обязательное всенародное чтение во время празднеств в честь богини Афины – Панафиней. Эти произведения входили во все школьные программы многочисленных древнегреческих полисов: городов-государств. Платон высказал даже такую мысль: «Гомер воспитал всю Грецию». Данте Алигьери назвал Гомера «царем поэтов». Художественная культура всех последующих эпох, начиная с античности и до современности, насыщена образами гомеровских героев.

  Одним из первых ученых-путешественников был  Геродот (484 – ок. 430 гг. до н.э.). Он объехал Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Вавилонию, Египет, Персию, побывал на большинстве островов Средиземного моря, а также в Крыму и в стране скифов.

  В своем знаменитом труде «История», за который он удостоился почетного  титула «отца истории», «отца географии», но и «отца лжи» он описал не только историю многих народов Старого  Света, но также сохранил для потомков бесценные этнографические примеры. Он сообщил основные географические знания, накопленные к V в. до н.э. Геродот происходил из богатой семьи, имевшей обширные торговые связи. Впервые он отправился в путешествие, когда ему было около 20 лет. Его маршрут пролегал по Египту вверх по Нилу, затем он отправился на восток и достиг Вавилона, северная граница его путешествий пролегала по греческим колониям северного Причерноморья. Есть предположения, что он поднимался по Борисфену (Днепру). А на западе он посетил Южную Италию, где принял участие в основании колонии своими соотечественниками. В Египте он просил переводить ему надписи, расспрашивая жрецов об истории этого государства. Интересовался только жизнью фараонов, но посещал и мастерские бальзами­ровщиков. Он шагами измерял длину периметра основания пирамид, приводя конкретные математические выкладки и при описании знаменитого Лабиринта.

  Много путешествовал и другой выдающийся ученый античности – Страбон (64–23 гг. до н.э.). Выходец из расположенного в Малой Азии на пути из Средиземноморья к Черному морю городка Амасия, он уже в 20 лет совершил свой первый вояж – в Рим. Страбон будет путешествовать всю свою жизнь. Он объедет Малую Азию, побывает в горах Тавра (Крыма) и у подножия Кавказских гор, посетит Кикладские острова и обойдет Балканский полуостров, основательно изучит все сколько-нибудь памятные места на Апеннинском полуострове, а также Египет. Во время своих путешествий он много размышлял и записывал увиденное. Всестороннее образование, умение не только собирать факты, но и анализировать их, яркий талант писателя привели к созданию дошедшей до нас «Географии» в 17 книгах. («Исторические записки» Страбона в 43 книгах не сохранились.) О достоверности фактов, изложенных в «Географии», говорит часто используемая Страбоном фраза: «Когда я там находился».

  В Древней Греции существовали гостиницы, но в них не всегда кормили. Поэтому  путешественники провизию возили с  собой. Чаще всего останавливались  у друзей и знакомых. Гостеприимство было естественной составной частью быта. Во всех домах состоятельных  людей были особые комнаты для  гостей. Впрочем, если места в доме гостю не хватало, он мог разместиться под портиком дома на открытом воздухе, климат Греции по большей части делал  это возможным.

  Гостиничная индустрия долго не привлекала греков, потому что содержание гостиниц и  питейных заведений считалось нечестным  и недостойным промыслом. Немногочисленные гостиницы и постоялые дворы  содержались за счет государства  и только в местах массового скопления  людей. Это могли быть спортивные состязания, курорты или места  религиозного паломничества. В гостиницах селились только иностранцы. Надо отметить, что жители Афин или, в особенности, Спарты не ездили за границу без  особых на то обстоятельств. Это не в последнюю очередь объяснялось  тем, что для подобного путешествия  необходим был загранпаспорт  – сфрагис.

  Путешествие стоило очень дешево, особенно морем. В IV в. до н.э. дорога из Эгины в Пирей (около 30 км) стоила два обола, а из Египта «с женою, детьми и багажом» (1000 км.) – около двух драхм. Поросенок стоил около 3 драхм в то время, а кусок маринованной скумбрии – от 2 до 3 оболов.

  В Древней Греции зарождается курортология, лечебный туризм. Храмы Асклепия –  бога врачевания – стали возникать  в глубокой древности, в классический период (V–IV вв. до н. э.) их было не менее 60. Они возводились вдали от городов, на возвышенностях, в местах со здоровым климатом. Жрецами в этих храмах были люди, занимающиеся медициной.

  Паломники, жаждущие выздоровления, прежде чем  быть допущенными в храм к божеству, подвергались некоторым предварительным  церемониям. Это был пост, омовения, банные процедуры, кроме того, были и церемонии, носившие чисто религиозный  характер. После этих приготовлений  страждущего допускали на ночь в храм. Это называлось инкубацией. Утром жрецы слушали рассказ о том, что больной видел и слышал ночью в храме, соответственно этому и применялось лечение, якобы назначенное богом. О многочисленных исцелениях рассказывают вырезанные на колоннах храма имена, иногда там встречаются и целые рассказы.

  Греки очень ценили теплые целебные воды (серные, солено-серные, иногда железистые, но у них не было кислых вод), которые  они называли гераклейскими. Было известно немало источников, но особенно ценились курорты в Фермопилах и Элиде.

  О прекрасно оборудованных для  лечения и отдыха купальнях горных источников в Ионии упоминают  Страбон и Павсаний.

  Олимпия – место проведения Игр, неприкосновенна  для всех народов, принимающих участие  в празднествах;

  любые чужеземные воины должны сложить  оружие, вступив на землю греков. В противном случае их поразит  проклятие богов;

  на  воина, нарушившего перемирие, налагается штраф в 2 мины;

  проклятие и штраф должно было постичь любого, кто совершит насилие над путешественником, отправившимся на празднество в  Олимпию.

  Все отправляющиеся в Олимпию признавались гостями Зевса. Среди них существовали и почетные гости, в первую очередь, депутаты городов, заключивших договоры гостеприимства с элидским государством, во-вторую, феоры. Как правило, их размещали и кормили за счет принимающей стороны, в данном случае – Элиды.

  Туристов  было великое множество. Стадион  вмещал до 40 тыс. человек, причем это  были только мужчины. Замужние женщины  не допускались на сами соревнования под страхом смертной казни. Но на Игры приезжали очень часто семьями. Одни приходили пешком, как в свое время Сократ: от Афин до Олимпии  можно было дойти за пять-шесть  дней; состоятельные люди, как правило, приезжали в экипажах, привозя  с собой палатки, в которых  и жили на протяжении всей Олимпиады. Многие плыли морем до устья Алфея, а затем поднимались вверх по реке до самой Олимпии.

  Развлекательный бизнес был поставлен на широкую  ногу. По случаю Олимпиады всегда устраивалась большая ярмарка. Специально возводились  для этого торговые ряды. Туристы  осматривали древние храмы, желающие за определенную плату могли послушать гида, рассказывающего различные легенды. Большой популярностью пользовался зал Эхо, стены которого семь раз повторяли произнесенные слова. Перед главным алтарем почти всегда толпился народ, чтобы посмотреть на жертвоприношения или понаблюдать за процессией жрецов (как в наши дни за сменой почетного караула).

  Известным путешественником эпохи эллинизма  был Мегасфен, который на рубеже IV–III вв. до н.э. совершил ряд поездок из Пенджаба в Паталипутру на Ганге, где прожил около 10 лет. Его сведения по Индии использовали в своих произведениях Диодор, Страбон, Арриан.

  Эпоха эллинизма внесла свой вклад в  развитие путешествий. Продолжались военно-стратегические и научные экспедиции, совершенствовались старые и прокладывались новые торговые маршруты. Расширялись познания людей  античности об ойкумене. Совершенствовались средства передвижения.

  Если  римлян часто называют учителями  европейцев, то их учителями, в свою очередь, были этруски.

  Расены – таково самоназвание этого народа – являли собой ярчайший пример народа-путешественника. Этруски прибыли на Апеннинский полуостров из-за моря в качестве иммигрантов, беженцев или пиратов. Поскольку их язык до сегодняшнего дня не разгадан и трудно их соотнести с известными народами, то учеными разделяется несколько версий относительно их происхождения.

  Геродот считал, что этруски, или, как их называли греки, тиррены или тирсены – выходцы из государства Лидия, находившегося на территории Малой Азии.

  Путешествия могли осуществляться благодаря наличию прекрасных дорог. Конечно, римляне развивали дорожную систему, исходя из военных потребностей. Войска за считанные дни могли быть переброшены из Центральных районов к границам империи. Но значимость этих дорог для развития не только Римской, но и в целом европейской цивилизации столь велика, что можно согласиться с византийским историком Прокопием Кесарийским, который назвал только первую дорогу, ведшую из Рима в Капую, так называемую Аппиеву Дорогу, одним из Чудес Света.

  Римские дороги строились по всем правилам инженерного искусства. Их строительство  начиналось в 312 г. до н.э. с первой стратегической трассы – Аппиевой дороги, соединившей Рим и Капую. Ее строили свыше 100 лет. Для каждой дороги предварительно составляли план, затем рыли траншею, которую заполняли камнями. Для стока воды, чтобы она не застаивалась на самой дороге, вдоль дорожного полотна прорывали специальные водосточные канавы. О мастерстве строителей говорит тот факт, что римские дороги практически во всех европейских странах стали основой для автомобильных и железнодорожных путей. Римляне выбирали наиболее короткий и удобный путь между двумя исходными населенными пунктами и мало внимания обращали на рельеф местности. При прокладке дороги преодоле­вались любые препятствия. Примером мастерства римских дорожных строителей может служить туннель под горой между Путеолами и Неаполем (пещера Позилиппо). Их дороги, как правило, были прямыми.

  Ширина  современной европейской железной дороги – 143 см. Именно такое расстояние между колесами считалось стандартным  у римских повозок. По этому стандарту  и делались специальные колеи  на дорогах в Древнем Риме. Во всех населенных пунктах вдоль дорог  возводились тротуары. Для преодоления  водных преград строились мосты  и виадуки. Эти сооружения кое-где  не только сохранились до наших дней, но даже до сих пор используются, как, например, мост через реку Алькантара в Испании. Иногда строили аггеры: сооружали земляную насыпь, а сверху плотно укладывали камни. Ширина аггера – насыпной дороги, достигала 15 м.

Информация о работе Предпосылки возникновения и развития путешествий