Предпосылки возникновения и развития путешествий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носить следующий характер:

1. Внутриэтнические миграции, когда перемещения происходили внутри территории, занимаемой ЭСО.

2. Этноэмиграция, участие в которой принимали отдельные группы ЭСО. Они выходили за пределы обитания своего коллектива и затем утрачивали с ним структурную связь.

3. Миграции собственно ЭСО. Это был наиболее часто встречающийся тип миграции в древности.

Файлы: 1 файл

Предпосылки возникновения и развития путешествий.docx

— 57.41 Кб (Скачать)

  Торгово-транзитное господство викингов постепенно сменяется  доминированием в европейских северных морях объединением купцов, которое  получило имя Ганза.

  Ганза (союз) возникает в Германии в  XII в. В этот период связь городов с центральной властью ослабела. Императорская власть оказалась не в состоянии оградить города от произвола князей, обеспечить безопасность сухопутных и морских торговых путей, а также защитить немецких купцов за границей. Поэтому городам ничего не оставалось, как самостоятельно отстаивать свои интересы, сплотившись.

  Немецкое  купечество, проникнув в сферу  балтийской торговли (Dominium maris Baltici), превратилось в посредника между Западом и Русью.

  Торговля  в то время носила сезонный характер. Немецкие купцы приплывали в Новгород дважды в году. С осени до весны  торговали «зимние гости», а во время навигации — «летние  гости». Надо отметить, что это были исключительно морские купцы. Сухопутная торговля стала развиваться только с XIII в., и приезжавшие через Псков немецкие торговцы назывались сухопутными гостями. 

  Путешествия и открытия XVII —XVIII 

  В XVII–XVIII вв. Испания и Португалия постепенно оттесняются на периферию в области  исследования и открытия новых земель. Ведущими государствами в этих приоритетных областях мировой политики и экономики  становятся Голландия и Англия.

  В XVII в. в Нидерландах были созданы крупнейшие картографические произведения, обобщающие результаты Великих географических открытий. Самые лучшие по тем временам карты и глобусы, а чуть позже — атласы, нередко строго засекреченные, печатались в Амстердаме и Лейдене.

  Уже в  конце XVI в. правительство Объединенных северных провинций (как официально называлась Голландия в то время) показывает свой глобалистский подход к международной торговле. Средиземное море — «мать коммерции», как его называли в Средневековье, — Балтийское и Северное моря становятся тесны для них. Кроме того, голландцев не устраивал и раздел мира между Испанией и Португалией. И правительство назначает премию тому, кто первый пройдет Северо-восточным путем по морям Северного Ледовитого океана, и, обогнув Азию с севера, достигнет Китая.

  В гораздо  большей степени голландцев интересовал  поиск новых южных путей. Португальцы, исследуя Малайские острова открыли Новую Гвинею и даже нанесли на карту очертания северных берегов Австралии. Сведения об этих открытиях они, разумеется, держали в строжайшей тайне. Занимаясь шпионажем в пользу своей страны, голландские моряки, находившиеся на службе в Испании и Португалии, копировали карты и документы о торговле с Восточной Азией.

  Идея о  Южном материке, который должен «уравновешивать» сушу северного полушария, существовала еще со времен Ренессанса. Впервые  на географические карты он был нанесен  в 1570 г. Это было сделано в сборнике карт, названном «Театр мира» Абрахама Ортелия, состоящем из 53 карт. Идея оказалась плодотворной, ее поддержал знаменитый фламандский картограф Мерка-тор (Герард ван Кремер), выпустивший первый атлас.

  В 1699 г. была организована экспедиция под командованием  Уильяма Дампира (1652 — 1715), в ходе которой, в частности, было исследовано северо-западное побережье Австралии. Об этом путешествии он рассказал в своей очередной книге «Путешествие в Новую Голландию», кроме того, он первый доставил в Европу образцы австралийской флоры, положив начало исследованиям и растительного мира этого континента. Он также стал основоположником орнитологических изысканий в Австралии, обстоятельно и точно описав местных птиц.

  У. Дампир известен еще и тем, что, выхлопотав каперское свидетельство, определенное время занимался пиратством в Тихом океане. На одном из необитаемых островов Тихого океана он высадил за какие-то провинности парусного мастера Александра Селкирка, чье пребывание там и было положено Д.Дефо в основу знаменитого романа «Робинзон Крузо».

  Одним из наиболее прославленных английских первооткрывателей-путешественников был Джеймс Кук (1728 — 1799). Это был настолько опытный моряк, что во время своих длительных многомесячных плаваний он сумел не потерять ни единого человека от цинги, которая в то время была бичом длительных путешествий.

  Кук, установив  дружественные отношения с островитянами,  сумел уговорить отправиться  с ними в плавание в качестве переводчика  и лоцмана местного жреца. В знак признательности жрец, чье имя  было Тупия, нарисовал для Кука карту, на которой изобразил семьдесят близлежащих островов.

  На родине заслуги Дж. Кука были высоко оценены: его возвели в ранг капитана. И у прославленного путешественника стали появляться мысли о пенсии, но адмиралтейство посылает его в новый поход: проверить, существует ли проход из северной части Тихого океана в Атлантический.

  В ходе этой экспедиции им были открыты Гавайские  острова, названные им Сандвичевыми. Несколько месяцев Дж. Кук безуспешно искал пролив у северо-западных берегов Америки. Он дошел до северо-западной оконечности американского материка — мыса Барроу. Он подходил и к берегам Чукотского полуострова. Но, не найдя искомого пролива, вынужден был повернуть обратно к Гавайским островам.

  Дж. Кук  был, без сомнения, самый знаменитый среди английских мореплавателей. Его  открытия трудно переоценить. Южные  моря в результате трех его экспедиций оказались почти полностью исследованными. Последователям Дж. Кука надо было лишь дополнить созданную картину некоторыми деталями. Некоторые из его гидрографических трудов сохранили ценность до настоящего времени.

  Французские моряки, субсидируемые как государственной  казной, так и французской Ост-Индской  компанией, также включаются «в гонку  за лидером», их корабли отправляются в южные моря для разведывательных и колонизационных целей.

  Жан Франсуа  Мари де Сюрвиль совершил важные открытия в Океании. Снарядив в 1769 г. в Нанте корабль, который снабдили трехлетним запасом продовольствия, он отправился в Индию, где принял на борт товары Ост-Индской компании. Далее его путь лежал на Филиппины.

  Соотечественник Сюрвиля, Луи де Бугенвиль (1729 —1811) совершил кругосветное путешествие в поисках колоний для Франции. Это решение не было случайным. После войн с Англией Франция потеряла Канаду. Л. Бугенвиль считал это несправедливым и хотел компенсировать родине эту потерю.

  Первоначально он решил колонизировать Фолклендские острова, лежащие в Атлантическом  океане недалеко от восточного побережья  Южной Америки. Но, несмотря на все  старания Л. Бугенвиля — а он побывал на этих островах трижды и сумел основать там небольшое поселение, — Людовик XV (1754 — 1793) вынужден был уступить эти территории Испании.

  После этой неудачи Л. Бугенвиль обдумал план кругосветного путешествия и осенью 1766 г. на фрегате «Будэз» покинул берега Франции, держа курс на Тихий океан. Это было первое кругосветное плавание, предпринятое французами. Экспедиция Л. Бугенвиля исследовала ряд островов в Тихом океане, их флору и фауну. По возвращении на родину Луи де Бугенвиль издал книгу о своем путешествии, которая была очень популярна во Франции. Его имя не только появилось на географических картах, увековеченное в названии острова и пролива, но и в сорте винограда, вывезенного им из тропиков. 

  Зарождение  массового туризма 

  Важнейшую роль в развитии туризма сыграли  революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном в 1807г., паровоза - Стефенсом в 1814г., совершенствование постовой связи, сопровождавшееся расширением сети дорог в Европе. Все это обусловило больше надежности и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия. Вследствие массового наплыва переселенцев из старого Света в Америку бурными развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании.

  Научно-технический  прогресс и социальная борьба трудящихся, а также растущее благосостояние общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу свободного (см. схему 1): введение гарантированных неоплачиваемых, а впоследствии и оплачиваемых отпусков (В Германии, например, впервые отпуска были установлены законом о государственных служащих 1873г.).

  Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а так же постепенное  сокращение рабочего времени обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Соответственно возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену  скромным пансионам и "комнатам для  госте" в домах священнослужителей, в монастырях и религиозных миссиях приходят первые гостиницы. В 1812 г. в центральной Швейцарии вступает в строй отель "Риги-Клестели", в 1832г. - гостиница в городе Фаульхорн. В 1801г. в Германии открывается первоклассная гостиница "Бадише Хоф" в Баден-Бадене, 1856г. в Швейцарии- "гранд-отель Швайцерхофт" в городе Интерлакене. В Германии на рубеже 18-19 веков возникают первые курорты минеральных вод - в Хайлигендаммене, Нордернее, Травемюнде. Как отмечает швейцарский исследователь туризма профессор К.Каспар: "В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов, "нового дворянства", "высшего офицерства". В зависимости от времени года элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах в Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет, Грецию.

  Во  второй половине XIX века индустрии отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства  добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входило организация  туристических поездок и реализация потребителю. Хрестоматийным периодом первого пэкидж-тура - комплекса туристических услуг, продаваемого по единой цене - является групповой тур на отдых, организованного англичанином Т.Куком в 1841г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр. Все поездка, в которой приняли участие 570 человек стоила каждому из них 1 шиллинг.

  Интересно, что Т.Кук преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие цели. Будучи председателем местного союза трезвенников, он стремился  подобной акцией привлечь внимание к  возможностям целесообразного использования  свободного времени и найти новых  сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, идея прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникла множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862г. появляются и первые каталоги туристических поездок, что  отразил процесс расширения туристического спроса.

  В Германии первое бюро путешествий - "Райзебюро Штанген" - было основано в Бреслау в 1863г. Фирма имела тесные контакты с пароходными компаниями и в начале ХХ века активно рекламировала и продавала морские круизные увеселительные поездки. В Германии конца ХIХ - начала ХХ веков дальние туристические поездки могли себе позволить еще немногие. Тем не менее постепенно путешествия становятся доступны среднему классу. Среди чиновников и служащих в этот период широкое распространение получил летний выезд на дачи (Sommerfrische). Дача находилась, как правило, недалеко от города, основным видом используемого дачниками транспорта была железная дорога, размещение отличалось скромностью и чинностью. Дачный сезон длился в обеспеченных семьях с конца июнь до начала сентября. Для бюджета семей мелких чиновников и рабочих дачи стали доступными лишь в конце 20-х гг. нашего века.

Информация о работе Предпосылки возникновения и развития путешествий