Предпосылки возникновения и развития путешествий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носить следующий характер:

1. Внутриэтнические миграции, когда перемещения происходили внутри территории, занимаемой ЭСО.

2. Этноэмиграция, участие в которой принимали отдельные группы ЭСО. Они выходили за пределы обитания своего коллектива и затем утрачивали с ним структурную связь.

3. Миграции собственно ЭСО. Это был наиболее часто встречающийся тип миграции в древности.

Файлы: 1 файл

Предпосылки возникновения и развития путешествий.docx

— 57.41 Кб (Скачать)

  Предпосылки возникновения и  развития путешествий 

  Необходимость в перемещениях и путешествиях возникла у людей еще в глубокой древности. Причем термин «путешествие» можно  трактовать буквально, так как «ознакомление» с новыми территориями было жизненно необходимо.

  Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носить следующий характер:

  1.  Внутриэтнические миграции, когда перемещения происходили внутри территории, занимаемой ЭСО.

  2.  Этноэмиграция, участие в которой принимали отдельные группы ЭСО. Они выходили за пределы обитания своего коллектива и затем утрачивали с ним структурную связь.

  3. Миграции собственно ЭСО. Это  был наиболее часто встречающийся  тип миграции в древности.

  Первобытный коллектив, проживая на четко определенной территории, редко нарушал ее границы  — это могло повлечь за собой  столкновения с другими племенами, на чью территорию он вторгался. Территория обитания ЭСО не могла быть маленькой  по размерам, так как она являлась «кормящим ландшафтом» для людей  — уровня «присваивающего хозяйства».

  Во  внутриэтнической миграции принимали участие в той или иной степени все члены коллектива. Это были и сезонные миграции охотников, а впоследствии, когда появляется рыболовство — передвижения рыбаков за нерестящейся рыбой в реках или ее косяками в морях. В полной мере внутриэтническая миграция относится и к собирательству. В поисках съедобных растений, червей, насекомых, разнообразных личинок я т. п. люди должны были чуть ли ни ежедневно проходить многие километры по «своей» территории.

  Этноэмиграция могла происходить по нескольким причинам. Например, группа охотников, рыболовов или собирателей, удалившись на достаточно большое расстояние от своей территории обитания, не смогла воссоединиться со своим коллективом по объективным причинам.

  Миграция  первобытных людей представляла собой распространенное явление. Переселения  были необходимы. Климатические изменения  носили, как правило, весьма продолжительный  характер: наступление ледников или  межледниковые периоды исчислялись  десятками и сотнями тысяч  лет. Они несли постепенное изменение  флоры и фауны. Но могли быть и  скоротечные катаклизмы, например землетрясения, которые вынуждали людей покинуть данную территорию. Но на миграции влияли не в последнюю очередь и антропогенные  факторы.

  В эпоху первобытности начинают закладываться  и первые «торговые» маршруты. Обмен  осуществлялся не только с соседними  племенами, где он носил характер «дарообмена», если взаимоотношения были дружественными, или «немого» — если натянутыми или враждебными. Иногда «товар» мог пройти сотни, а то и тысячи километров, прежде чем доходил до потребителя. Нужность того или иного продукта порождала спрос на него, его могли специально «заказывать». 

  Путешествия в эпоху первобытности 

  Заселение всех материков (кроме Антарктиды) произошло  в период от 40 до 10 тыс. лет назад. При этом очевидно, что попасть, например, в Австралию можно было только водным путем. Первые поселенцы появились  на территории современной Новой  Гвинеи и Австралии около 40 тыс. лет  назад.

  К моменту появления в Америке  европейцев она была населена большим  количеством индейских племен. Но до сегодняшнего дня на территории обеих Америк: Северной и Южной  – не найдено ни одной нижнепалеолитической стоянки. Следовательно, Америка не может претендовать на роль колыбели человечества. Люди здесь появились  в результате миграций.

  Возможно, заселение этого континента началось около 40-30 тыс. лет назад, о чем  свидетельствуют находки древнейших орудий труда, обнаруженные в Калифорнии, Техасе и Неваде. Их возраст, согласно радиокарбонному методу датировки, составляет 35-40 тыс. лет. В то время  уровень океана был ниже современного на 60 м. Поэтому на месте Берингова  пролива существовал перешеек –  Берингия, соединявший во времена ледникового периода Азию и Америку. В настоящее время между мысом Сьюарда (Америка) и мысом Восточный (Азия) «всего» 90 км. Это рассто­яние и было преодолено сухопутным путем первыми переселенцами из Азии.

  Человек эпохи первобытности не был столь  примитивен, как иногда представляется. Он сумел заселить все материки, кроме Антарктиды, преодолевая морские  преграды, горные цепи, пространства евразийских  степей и северных приполярных районов. С усовершенствованием его хозяйственной  деятельности усложнялась социальная структура первобытных коллективов, менялась мотивация миграций. Но сами миграции были составной частью образа жизни в эпоху первобытности. 

  Туризм на Древнем Востоке 

  Значение  передвижений людских коллективов  как средства перемещения информации усиливается в предцивилизационный период и во времена возникновения и формирования древневосточных деспотий. До V в. до н.э. мировым центром, генерирующим основные идеи в области техники и новейших технологий, был регион Ближнего и Среднего Востока.

  Неолит  «подарил» человечеству не только переход  к земледелию и скотоводству, но также и гончарное производство, и ткачество. Это была, в свою очередь, и последняя ступень перед  веком металлов. И хотя предцивилизационный неолит в разных районах наступал в разное время, его хронологические рамки можно четко фиксировать по археологическим находкам.

  Следующими  технологическими новшествами, которые  стали появляться начиная с середины IV тыс. до н. э. опять же в районе Ближнего и Среднего Востока, были: соха, колесо, колесный транспорт и упряжь для животных, механические подъемники воды – шадуфы, усовершенствованный (вертикальный) ткацкий станок.

  Технологические импульсы на Ближнем и Среднем  Востоке продолжались и во II тыс. до н.э. В Египте и Месопотамии была модернизирована соха, к ней добавили лемех и рукоятки, она стала совмещаться с сеялкой, появилась борона. Гончарный круг стало возможно приводить в действие при помощи ног, что высвобождало у гончара вторую руку. У колеса появились спицы. Усовершенствование упряжи привело к тому, что лошадей (а не только волов, как до этого) стали использовать как тягловых животных. Шадуф стал двойным, благодаря новому механизму стало возможно поднимать одновременно воду из двух водоемов. И наконец, осуществился переход к обработке железа. Первая низкокачественная сталь была получена на севере Малой Азии в XV–XIV вв. до н.э., несколько веков народы, населявшие эту территорию, были монополистами по производству стали. В VIII в. до н. э. ассирийцы впервые получили латунь путем сплава меди и цинка.

  С возникновением первых цивилизаций  заметно активизируется торговля. Этому  способствовала, во-первых, протекционистская  политика правителей крупных держав, направленная на создание и поддержание  инфраструктуры путей сообщения. Строились  дороги, порты и каналы, возникали  постоялые дворы (прообразы будущих  гостиниц) и почта. Во-вторых, принимались  меры по безопасности как самих купцов, так и торговых путей, морских и сухопутных. В древних законодательствах появлялись статьи, оберегающие жизнь и имущество торговцев, как отечественных, так и зарубежных. В-третьих, развитие прикладных наук позволило добиться значительных успехов в кораблестроении, что дало возможность совершать все более дальние и длительные походы.

  На  Древнем Востоке начала развиваться  наука. Ряд экспедиций носил не просто ознакомительный торгово-экономический  или военно-стратегический, но и  конкретно научный характер. Фараоны  и цари снаряжали экспедиции, чтобы  получить знания в первую очередь  географического, а также этнографического, биологического характера. К подобным походам можно отнести путешествие  финикийцев вокруг Африки в правление  фараона Нехо II или плавание карфагенянина Ганнона, или экспедицию Скилака, организованную персидским царем Дарием.

  Путешествия на Древнем Востоке являлись составной  частью образа жизни. Но в силу того, что условия, сопровождающие путешественника, были крайне тяжелы, к походам и  экспедициям относились со священным  трепетом. Путешествующий воспринимался  как отмеченный и оберегаемый  богом человек. Перед любым предстоящим  походом обязательно совершались  сложные обряды, во время которых  приносились обильные жертвы богам, чтобы они максимально оберегали  странников.

  Первое  централизованное государство возникло в Месопотамии в XXIV в. до н.э. Его создал Саргон Великий (Древний). Это был один из самых великих завоевателей древности. Недаром его называли «царем битвы», он лично участвовал в 34 сражениях. Саргон Великий не только, завоевав, объединил южное Двуречье, где располагались города-государства шумеров, но создал державу, контролирующую пространства от Средиземного моря на западе до Каспийского на северо-востоке. Его воины совершили ритуальное «омовение оружия» в водах Персидского залива, когда покорили юг Междуречья. На всем этом огромном пространстве стала интенсивно развиваться торговля. Саргон Великий завоевывал страны и народы, чтобы полностью контролировать торговлю в этом самом передовом регионе планеты в то время. Единое централизованное государство выступало гарантом безопасности караванных путей и морских сообщений. Составленные в его правление многочисленные карты и планы легли в основу первого известного географического описания Передней Азии и стран Персидского залива, которое было сделано на статуе энси (царя) Лагаша – Гудеа в XXII в. до н. э.

  Навигации по Нилу способствовала сама природа. Течение помогало передвигаться  с юга на север, а практически  постоянный бриз делал возможным  плавания под парусами и в обратном направлении. Нил был стержнем всей жизни древних египтян. Это была та «столбовая дорога», благодаря которой  стали возможны контакты и с Нубией, находящейся на юге, и со средиземноморскими странами, лежащими на севере и северо-востоке  от Египта. Из центральной части  страны начинался близ Копта караванный путь, который вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. На этом караванном пути существовали оборудованные места для отдыха – привалы. Там всегда были хранилища с питьевой водой, представляющей главную ценность в пустыне.

  Речное  судостроение развилось у египтян  очень рано. Частые наводнения, которым  подвергалась страна, способствовали его развитию. На стенах древнейших египетских гробниц встречаются  изображения, рассказывающие об изготовлении лодок из папируса.

  Мореплавание  активизировало контакты между странами. Необходимую древесину, сосну например, заготавливали в Сирии. Из гаваней  Красного моря корабли отправлялись в страны Аравийского полуострова, велась посредническая торговля с Индией и Китаем. Активно шла торговля с государствами и народами Восточной  Африки, где находилась страна Пунт, откуда фараонам привозили золото, слоновую кость, изделия из камня и фаянса.

  Известно, что в правление царицы Хатшепсут (1505– 1484 гг. до н.э.) были организованы экспедиции в страну Пунт за саженцами деревьев и кустарников, из которых можно было получать благовония. Путешествия были удачными. Но, к сожалению, деревья и кустарники не смогли прижиться в новом, малоподходящем для них сухом климате Египта, хотя их везли со всевозможными предосторожностями в мокрой рогоже, а затем высадили в специальные кадки. Фрески во дворце Хатшепсут, которые победили время, и сегодня рассказывают многочисленным туристам об этих вояжах.

  Можно предположить, что египтяне были искусными  картографами. Возможно, это и так, но ими в основном производились  символические карты Вселенной  или путей в загробный мир. Есть лишь один подлинный артефакт светской карты, где указано расположение дорог в золотоносных шахтах на берегу Красного моря. Эта карта относится к 1500 г. до н.э.

  Научная картография начинается с энциклопедиста Чжан Хэна (II в. н.э.). Видимо, он первый создал географическую сетку. В III в. н. э. в Китае уже существовали официальные стандарты по изготовлению карт.

  В Древнем Китае были даже трехмерные карты. Во дворце императора Цинь Шихуанди находилась удивительная карта, на которой реки и «великое море» (Тихий океан) были сделаны из ртути и приводились в движение скрытыми помпами. Это первая из известных механическая рельефная карта.

  Китайцам  же приписывают и изобретение  руля (примерно в Ш в. до н. э.), так как находят много глиняных изображений судов с рулями в захоронениях, относящихся ко II–I вв. до н.э. Китайцев же считают и изобретателями компаса, который был известен китайцам уже на рубеже эр. Из куска магнетита (природный магнитный железняк) вырезался ковш, который помещался на гладкую каменную поверхность. Ручка этого ковша показывала на юг. Ковшеобразная форма, видимо, имитировала Большую Медведицу. Это приспособление назвали синан. Упоминание о нем есть в книге, относящейся к 80 г. н.э

  Путешествия на воздушных шарах своим рождением  обязаны Древнему Китаю. Воздушные  шары – в то время, правда, только игрушки – первоначально делали из полых яичных скорлупок, куда нагнетали  теплый воздух.

Информация о работе Предпосылки возникновения и развития путешествий