Предпосылки возникновения и развития путешествий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носить следующий характер:

1. Внутриэтнические миграции, когда перемещения происходили внутри территории, занимаемой ЭСО.

2. Этноэмиграция, участие в которой принимали отдельные группы ЭСО. Они выходили за пределы обитания своего коллектива и затем утрачивали с ним структурную связь.

3. Миграции собственно ЭСО. Это был наиболее часто встречающийся тип миграции в древности.

Файлы: 1 файл

Предпосылки возникновения и развития путешествий.docx

— 57.41 Кб (Скачать)

  На  дорогах стали размещать мильные  столбы, около которых ставили  скамьи для отдыха. Протяженность  римской мили равнялась тысяче двойных  шагов, откуда и название (миля значит на латыни «тысяча», она составляла 1480 м). Общая протяженность римских  дорог – почти 100 000 км. Центром  всех дорог, ведущих из Рима, и главным  ориентиром служил поставленный в правление  Октавиана Августа золотой мильный камень. Он имел вид конуса, обитого позолоченной бронзой.

  Существовали  специальные карты дорог с  обозначением почтовых станций, где  можно было остановиться на ночлег. На картах указывалось расстояние между  станциями, так что можно было по времени рассчитать путешествие. На главных дорогах почтовые станции  размещались друг от друга на расстоянии от 6 до 15 миль. Они были составной  частью государственной почтовой службы. Существовала сеть государственных  гостиниц, называемых мансионами. Они строились через каждые 15 миль. В некоторых из них могли разместиться одновременно несколько десятков человек, но они были малокомфортабельными. Характерной чертой каждой станции также была таверна, где путники могли поесть. Как правило, на вывеске таверны изображалось какое-либо животное: орел, петух, журавль, реже предметы. На одной гостинице в Лионе был рекламный щит со следующим содержанием: «Здесь Меркурий обещает выгоду, Аполлон – здоровье, Септимен – хороший прием, и со столом. Кто войдет сюда, будет чувствовать себя превосходно; чужестранец, осмотри хорошенько место, где ты хочешь поселиться».

  Карты были настолько обыденным явлением, что их, как сувенирные картинки, изображали на различных предметах, например кубках. На одном из таких кубков изображен маршрут из Кадиса в Рим с обозначением всех постоялых дворов и расстояний между ними. Иногда географические карты выполнялись в виде стенной росписи во дворцах.

  В Древнем Риме существовали уже и  путеводители, в которых не просто указывался тот или иной маршрут, но и описывались достопримечательности, встречающиеся в пути, отмечались гостиницы и давались цены. Известен подобный путеводитель для паломников, совершавших путешествие из Бордо в Иерусалим, относящийся к IV в. н.э. Появляются в I в. до н.э. и туристические бюро, которые снабжали желающих путеводителями и справочниками.

  Индустрия туризма начинает поставлять на рынок  такие вещи, как специальные маски, чтобы защитить кожу лица от ветра  и солнца; книги маленького формата, предназначенные именно для дорожного  чтения. В каретах иногда делались даже своеобразные поворачивающиеся сиденья, чтобы можно было постоянно уклоняться от прямых солнечных лучей и находиться в тени. В экипажах знати и императоров  были специальные полки, к которым  прикрепляли настольные игры, а некоторые  из экипажей были настолько удобны, что в них можно было даже писать. Секретарь Плиния в дороге всегда писал в перчатках, чтобы предохранить кожу рук.

  Можно говорить и о значительном развитии образовательного туризма в Древнем  Риме. Считалось признаком хорошего тона послать сыновей повышать образование  в Афины или на остров Родос. Тем самым римляне признавали превосходство греческого образования.

  Появилась даже философия туризма. Луций Анней Сенека в «Письмах к Луцилию» обосновывает идею о том, что для туризма необходимо «выбирать места здоровые не только для тела, но и для нравов». Потому что, считает Сенека, «и местность, без сомнения, не лишена способности развращать». В качестве притонов всех пороков им приводятся такие известные курорты, как Каноп и Байи. 

  Паломничество и крестовые походы 

  Начало  Средневековья ознаменовалось «великим переселением народов». На европейскую  территорию вторглись гунны. «Без определенного  места жительства, без дома, без  закона или устойчивого образа жизни  кочуют они, словно вечные беглецы, с  кибитками, в которых проводят жизнь», – писал о них римский историк  Аммиан Марцеллин.

  Северные  европейские народы также «пришли  в движение в необычайных размерах. И шла молва, что на всем пространстве от маркоманнов и квазов, до самого Понта множество неведомых варварских народов надвинулось к центру с женами и детьми». Римская империя пыталась регулировать этот процесс. С некоторыми народами заключали договоры, позволявшие тем селиться на территории империи, где для них выделялись казенные или отторгнутые от больших поместий земли в соответствии с законами о гостеприимстве: бургунды, вестготы.

  Паломничество в средние века получило широкое  распространение. Странствия пилигримов в Палестину начались уже в  III–IV вв. При императоре Константине были построены храмы в Иерусалиме, в частности над Гробом Иисуса. Мать Константина, царица Елена, в преклонном возрасте предприняла странствие в Иерусалим, где содействовала открытию Древа Креста Господня в одной из пещер, недалеко от Голгофы. К этому времени восходят имена таких известных паломников, как св. Порфирий, впоследствии ставший епископом Газским; Евсевий Кремонский; св. Иероним, изучавший в Вифлееме Святое Писание, св. Павла и ее дочь Евстахия из знаменитого рода Гракхов, которые похоронены недалеко от места рождения Иисуса Христа.

  В IV в. паломничество в Святую Землю сделалось настолько массовым явлением, что и среди самих паломников оно часто стало восприниматься просто как «зарубежный туризм». Это потребовало введения ограничений на данный вид странствий со стороны церкви.

  Паломники шли в Палестину не только на богомолье, но ими руководствовало и желание  обрести частицы мощей, а также  другие реликвии. Ежегодно в Иерусалиме 15 сентября устраивалась ярмарка на площади у церкви Девы Марии. Торговля среди паломников была столь прибыльной, что купцы из Генуи, Венеции, Пизы, Марселя имели свои конторы в  городе и целые улицы для поселения.

  Начиная с IX в. паломничество стало налагаться в виде публичной кары и средства к искуплению вины. В 868 г. знатный и богатый бретонец Фротмонд, убивший своего дядю и одного из братьев, был присужден на трехразовое «путешествие» в Святую Землю для получения полного искупления своих грехов. Римский префект Цензий, оскорбивший самого папу в церкви Санта-Мария-Маджоре, пленив его в алтаре и посадив в тюрьму, был вынужден вымаливать себе прощение у подножия Гроба Господня.

  Паломнический «туризм» был необыкновенно прибыльным. У Ордена было множество земельных владений, полученных, главным образом, в результате дарений, как на Востоке, так и в Европе: во Франции, Италии, Англии, Германии, Кастилии и Арагоне.

  Крестовые походы – это явление, которое  изменило положение народов, без  их учета невозможно восстановить ход  исторических событий. Для крестовых  походов характерна, во-первых, повсеместность, всеобщность. В них участвовало, так или иначе, все население  Европы. Это «общеевропейское событие в каждой стране было народным, где объединялись все сословия: короли, рыцари, горожане, земледельцы», оно формировало нравственное единство нации.

  Именно  крестовые походы обнаружили наличие  христианской Европы как единого  целого. У европейцев появились единые стимулы – нравственного, общественного  и, разумеется, военного и экономического характера. 

  Торговые  пути и «путешествия за знаниями» 

  Циркуляция  товаров и коммерческая жизнь  в средневековой Европе не затухала, хотя христианство, проповедуя евангельскую бедность, относилось к ней с презрением.

  Циркуляция  товаров и коммерческая жизнь  в средневековой Европе не затухала, хотя христианство, проповедуя евангельскую бедность, относилось к ней с презрением.

  Сухопутные  средства сообщения были в средневековой  Европе частично унаследованы от варварских народов, а частично достались в  наследство от античности. Для передвижения использовали легкие двух- и четырехколесные  повозки. Они и положили в XIV в. Начало пассажирским экипажам многих видов. Для перемещения грузов пользовались большими крытыми грузовыми телегами, где колеса часто представляли собой сплошные деревянные диски.

  Регулярное  дорожное сообщение в раннее Средневековье  существовало в Южной Европе благодаря  римским дорогам, которые начинают свою вторую жизнь, когда их стали  восстанавливать, с VI в. В то время на карте Европы появились новые, первоначально варварские, королевства.

  Регулярные  контакты с иноземцами носили не только торгово-экономический, но и научно-образовательный  характер. «Путешествия за знаниями» становятся характерной чертой Средневековья.

  После падения Западной Римской империи  начался закат и просвещения  в Европе. В возникших на ее развалинах варварских королевствах грамотных  людей было крайне мало. Немногие умели  читать и писать. Император Карл Великий ставил крест вместо подписи, будучи неграмотным. Епископы, собиравшиеся на церковные Соборы, также чертили  кресты вместо подписей. Позволено  было поставлять в священники того, кто может читать Евангелие и  буквально пересказывать содержание прочитанного. Книги были настолько  редки, что их продавали за астрономические  суммы. А принесение книги духовного  содержания в дар церкви награждалось отпущением грехов. Значение не столько  науки, сколько грамотности осознавалось многими. Постепенно на базе монастырей, а впоследствии и городов как  центров культуры возрождалась книжность  и ученость, шел процесс становления  и развития школы.

  Первым  университетом можно считать  Болонский, основанный в конце XI в., следом возникает Парижский, существовавший уже в начале XII в. как «всеобщая школа», он оформляется в университет учредительной грамотой Филиппа II Августа «О правах Сорбонны» в 1200 г. и папской грамотой 1230 г. Париж в средние века называли «городом науки» и «новыми Афинами».

  Часто, узнав о выдающихся умах, молодые  люди проходили пол-Европы, чтобы  послушать того или иного философа или теолога. Вокруг блестящих ученых собирались студенты со всей Европы.

  Желавшие  получить высококвалифицированное  медицинское образование ехали  в Салерно (Сицилия), где под покровительством местной правящей королевской династии процветала медицинская школа.

  Поездки из города в город и даже из страны в страну «в поисках знаний» были обычны для многих арабских ученых. Языковые проблемы не стояли перед  ними, так как языком межгосударственного, научного и культурного общения  для всех сколько-нибудь образованных мусульман был арабский язык (как  для европейцев латынь).

  Примером, демонстрировавшим сочетание «научного  туризма» с экскурсионной программой, могут служить странствия арабского  путешественника XII в. Абу Хамид аль-Гарнати. Он родился и провел юность в Кордовском халифате на Пиренейском полуострове. Чтобы продолжить свое образование, он совершает морское путешествие (с заходом на Сицилию и Мальту) в один из культурных центров мусульманского мира – Александрию. Целый год он слушал лекции ученых в местном университете, а потом перебрался в Каир – второй после Багдада центр науки на мусульманском Востоке. Абу Хамид, как «заядлый турист», знакомится со всеми выдающимися достопримечательностями Египта. Он не только осматривал пирамиды, но и забирался даже внутрь амиды Хеопса. Фаросский маяк, в то время еще служивший в качестве дневного маяка, и его камни не были растасканы местными жителями, также был одним из пунктов его обширной экскурсионной программы.

  Крупным торговым путешествием было странствие Марко Поло (рис. 2.2). В 1271–1295 гг. он вместе с отцом и дядей отправляется в путешествие на Восток. Перед  отъездом они получили благословение папы Григория X, который предложил им в спутники, а также для разведывательных и миссионерских целей двух монахов. Но, добравшись до Акры, где была крайне неспокойная политическая ситуация, монахи решили не искушать судьбу. Они передали папские подарки и письма семье Поло, а сами отправились обратный путь. Братья Поло совершали повторное путешествие, незадолго до этого они вернулись из пятнадцатилетнего странствия в Китай. 

  Морские путешествия эпохи Средневековья 

  Одними  из основоположников морских экспедиций в эпоху Средневековья были ирландские монахи. Руководствуясь тем, что христианская вера является путем к спасению, они встали на путь миссионерства.

  Признанным  мореходом VI в. считается по традиции св. Брендан — покровитель Ирландии. О его странствиях сложены саги, которые были необыкновенно популярны в средние века. Согласно легендам св. Брендану было видение в виде голубя, указавшего путь к неизвестному острову, после чего святой дал обет обратить в христианство язычников неизвестных земель.

  Огромную  роль в развитии западноевропейской средневековой цивилизации сыграли  путешествия жителей Скандинавского и Ютландского полуостровов. Во Франции их называли норманнами (северные люди), в Англии — датчанами (независимо от того, были ли они из Дании или Норвегии), в Ирландии — финн-галлами (светлые чужеземцы — норвежцы) и дубгаллами (темные чужеземцы — датчане), в Византии — варангами, на Руси — варягами, а арабы — мадхусами (языческие чудовища).

Информация о работе Предпосылки возникновения и развития путешествий