Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:14, отчет по практике
С 1928 года Волгограда кондитерская фабрика продолжила производственную деятельность как кондитерская фабрика «Красный Урал», с 1949 года введена в эксплуатацию кондитерская фабрика «Заря», в 1951 году – Кондитерская фабрика № 2. С этого времени фабрика функционирует как единое предприятие. Максимальный объем продукции был произведен в 1989 году – 23 211 тонн и в 1990 году – 23 085 тонн. В дальнейшем наблюдается снижение объемов производства. Резкое снижение объемов производства произошло в 1992 году – до 14 064 тонн кондитерских изделий, когда спад объемов производства произошел по всей кондитерской промышленности страны.
Введение
1,2. Общая характеристика предприятия и организационная структура управления
3. Управление производства
4. Управление персоналом
5. Информационная система управления
6. Экономические службы и финансовое состояние предприятия
7. Управление маркетингом
8. Правовое обеспечение производства
Заключение
Несмотря на то, что, как будет показано далее, Пермская кондитерская фабрика почти не экономит на качестве сырья, последнее в ее себестоимости играет относительно небольшую роль. Как и в случае с фабрикой «Красный Октябрь», значительную часть издержек составляют «прочие производственные расходы». У московской фабрики это, по-видимому, так или иначе связано с переходным периодом – в настоящее время идет процесс переноса производства на новое место. Для кондитерской фабрики «Пермская» это объясняется прежде всего тем, что производственный процесс происходит на двух промплощадках (производящий глазурь шоколадно-мармеладный цех расположен на расстоянии примерно 500 м от основного производства), производственные мощности расположены нерационально (вводились в действие в середине XX века, когда требования к компоновке производств были другими) и приходится затрачивать значительные усилия (и, соответственно, финансовые средства) на перемещение сырья и полуфабрикатов внутри фабрики (внутреннюю логистику).
Еще одной особенностью основного объекта исследования является повышенный уровень удельных расходов на коммерческую деятельность, связанный с тем, что маркетинговые усилия распределяются на гораздо меньшие объемы продукции, чем у тех же московских гигантов.
Косвенную информацию об издержках на единицу продукции может дать сравнение цен на аналогичные позиции между различными фабриками. Если учесть, что использовались только доступные данные и в таблицу не вошла ни одна из фабрик, ведущих демпинговую политику на общероссийском уровне, а также низкую торговую наценку на продукцию Пермской фабрики (11 % против тех же 49 % у «Красного Октября»), можно сказать, что большинство предприятий отрасли имеют более низкие издержки – либо за счет больших объемов производства, либо из-за снижения качества сырья, либо из-за отсутствия тех же повышенных затрат на логистику.
Таблица
Сравнение цен на развесные конфеты стандартных рецептур («советских брендов») различных кондитерских фабрик, I половина 2006 г.
Стандартное наименование | Наименование, данное производителем | Фабрика-производитель | Отношение к цене Пермской КФ, % |
Белочка | Белочка | Заря | 78,44 |
Белочка | КК Бабаевский | 110,00 | |
Белочка | Новосибирская ШФ | 88,89 | |
Белочка | Пензенская | 101,96 | |
Белочка-волшебница | Пермская | 100,00 | |
Белочка | Приморский кондитер | 67,91 | |
Белочка | Южуралкондитер | 93,40 | |
Буревестник | Парящий буревестник | Nestle | 85,52 |
Буревестник | Воронежская | 90,95 | |
Песня о буревестнике | Заря | 90,60 | |
Буревестник | Им. Крупской | 96,03 | |
Буревестник | КИО | 101,59 | |
Буревестник | КК Бабаевский | 120,79 | |
Буревестник | Красная Заря | 89,05 | |
Буревестник | Красный Октябрь | 120,79 | |
Буревестник | Новосибирская ШФ | 106,35 | |
Буревестник | Пензенская | 91,90 | |
Буревестник | Пермская | 100,00 | |
Буревестник | Приморский кондитер | 104,76 | |
Буревестник | Южуралкондитер | 87,46 | |
Весна | Весна | Воронежская | 96,86 |
Весна | КИО | 104,40 | |
Весна | КК Бабаевский | 118,62 | |
Весна | Новосибирская ШФ | 103,53 | |
Весна | Пензенская | 101,60 | |
Весна | Пермская | 100,00 | |
Весна | Приморский кондитер | 107,04 | |
Кара-Кум | Кара-Кум | Воронежская | 96,68 |
Кара-Кум | Заря | 83,34 | |
Кара-Кум | Красный Октябрь | 123,07 | |
Кара-Кум | Новосибирская ШФ | 97,23 | |
Кара-Кум | Пензенская | 107,88 | |
Вечный Кара-Кум | Пермская | 100,00 | |
Кара-Кум | Приморский кондитер | 93,16 | |
Кара-Кум | Южуралкондитер | 95,38 | |
Ласточка | Городская ласточка | Nestle | 85,52 |
Ласточка – вестница весны | Воронежская | 90,95 | |
Небесные ласточки | Заря | 95,24 | |
Ласточка | Им. Крупской | 96,03 | |
Ласточка | КИО | 100,00 | |
Ласточка | КК Бабаевский | 119,05 | |
Ласточка | Красная Заря | 94,29 | |
Ласточка | Красный Октябрь | 120,79 | |
Ласточка | Новосибирская ШФ | 98,41 | |
Ласточка | Пензенская | 93,65 | |
Милая ласточка | Пермская | 100,00 | |
Ласточка | Приморский кондитер | 106,35 | |
Ласточка | Южуралкондитер | 86,51 | |
Маска | Маска невидимка | Nestle | 97,26 |
Маска | Воронежская | 82,60 | |
Маска | Заря | 67,72 | |
Маска | КК Бабаевский | 100,31 | |
Маска | Новосибирская ШФ | 83,85 | |
Маска | Пензенская | 84,48 | |
Озорная маска | Пермская | 100,00 | |
Маска | Приморский кондитер | 81,25 | |
Маска | Южуралкондитер | 77,92 | |
Морские | Морские чудеса | Nestle | 89,86 |
Морские | Воронежская | 90,95 | |
Морские | КИО | 100,00 | |
Морские | КК Бабаевский | 110,32 | |
Морские сокровища | Красная Заря | 93,97 | |
Морские | Новосибирская ШФ | 97,62 | |
Морской бриз | Пензенская | 91,90 | |
Морские сказки | Пермская | 100,00 | |
Морские | Приморский кондитер | 98,41 | |
Морские | Южуралкондитер | 88,25 | |
Пилот | Пилот | Воронежская | 80,79 |
Пилот | КИО | 95,24 | |
Пилот | КК Бабаевский | 103,49 | |
Пилот | Пензенская | 85,08 | |
Пилот | Пермская | 100,00 | |
Пилот | Южуралкондитер | 81,75 | |
Ромашка | Скромница ромашка | Nestle | 93,10 |
Ромашковый луг | Воронежская | 92,62 | |
Белая ромашка | Им. Крупской | 102,19 | |
Ромашка | КИО | 95,67 | |
Ромашка | Красная ЗАря | 92,48 | |
Ромашка | Новосибирская ШФ | 105,09 | |
Ромашка | Пензенская | 93,35 | |
Ромашки подружки | Пермская | 100,00 | |
Ромашка | Приморский кондитер | 113,06 | |
Ромашка | Южуралкондитер | 87,11 | |
Трюфели | Трюфели | Им. Крупской | 118,37 |
Трюфели Бабаевские | КК Бабаевский | 117,41 | |
Трюфели | Красный Октябрь | 122,11 | |
Трюфели | Невский кондитер | 55,92 | |
Трюфели | Новосибирская ШФ | 93,88 | |
Трюфели | Пензенская | 88,23 | |
Трюфели | Пермская | 100,00 | |
Трюфели | Приморский кондитер | 91,16 | |
Трюфели | Самарская ШК | 112,28 |
Так, два московских предприятия продают свою продукцию по гораздо более высокой цене, но это, как мы уже установили, связано с повышенной торговой наценкой на готовую продукцию (т.е. москвичи «снимают сливки» со своих брендов).
Примерно на том же уровне, что и Пермская фабрика, держат цены входящая в «Объединенные кондитеры» Новосибирская фабрика, а также самостоятельные предприятия – фабрика им. Крупской (СПб), «КИО» (Киров) и «Приморский кондитер» (Владивосток). По-видимому, проблемы, связанные с себестоимостью, имеют на них характер, аналогичный Пермской фабрике (при этом петербургского гиганта не спасают ни огромные объемы сбыта, ни экономия на качестве).
Наконец, по более низким ценам торгуют концерн «Nestle», региональные «Объединенных кондитеров» - Воронежская и Пензенская фабрики и «Южуралкондитер» (Челябинск) и самостоятельные «Красная Заря» (Казань), «Заря» (Иваново). Во всех случаях это объясняется более низкими затратами на сырье (экономия на качестве), логистическими издержками, а в у «Nestle» – также экономией за счет больших объемов производства.
В целом можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность Пермской кондитерской фабрики в плане издержек можно значительно повысить, решив внутренние логистические проблемы, а также увеличив общие объемы производства. Работа в первом направлении уже ведется: в проект нового производственного корпуса заложена более рациональная компоновка производственных мощностей. Во втором направлении предстоит большая работа, связанная с улучшением маркетинга и повышением объемов сбыта товарной продукции.
2. Сервис. Поскольку отрасль в целом ориентирована на массового потребителя, данный показатель не играет в ней существенной роли.
3. Качество. Проблема качества остро встала перед российскими кондитерскими фабриками с самого начала перехода страны на рыночные отношения, когда, с одной стороны, снижение доходов основной части населения ограничило верхний предел стоимости продукции, с другой стороны – появилась возможность добавлять в продукцию разного рода заменители, значительно удешевляющие продукцию. Как уже упоминалось в разделе 3.1, тогдашнее руководство фабрики не смогло адекватно отреагировать на изменения потребительского спроса, что привело к многократному снижению объемов производства, продолжавшемуся даже во время роста конъюктуры кондитерской промышленности с 1998 г. Между тем ситуация с качеством не была столь катастрофической, как со сбытом продукции.
Для нынешней системы управления качеством на Пермской кондитерской фабрике характерно:
1) использование в продукции только натурального сырья. При производстве совершенно не используются консерванты, которые, хотя и удлиняют сроки хранения готовой продукции, значительно ухудшают ее вкусовые качества. Все сырье проверяется на соответствие ГОСТам, а не ТУ, а для «негостированных» видов (например, вареное сгущенное молоко) разработаны внутренние жесткие стандарты. С рядом производителей сырья даже заключены договоры на поставку продукции, которая в целом отсутствует на рынке (например, сливочное масло с жирностью 16 %).
При получении всех без исключения партий сырья качество последнего подвергается жесткому входному контролю, который включает в себя как тщательную проверку сопутствующих документов (санитарно-гигиенические заключения, сертификаты соответствия), так и лабораторные исследования продукции;
2) на все виды продукции составляются рецептуры, соблюдение которых жестко контролируется. На предприятии производится более десятка наименований конфет по стандартным рецептурам, разработанным еще в советское время (например, состав конфет «Птичье молоко», «Маска» ни на йоту не отличается от определенного в [3]). Если четкое соблюдение традиционных рецептур невозможно по экономическим соображениям (себестоимость продукции рискует значительно превысить цену, которую готов заплатить потребитель), то изменения не затрагивают вкусовые свойства товара. Шоколад и шоколадная глазурь Пермской фабрики отличается от большинства других фабрик в лучшую сторону тем, что при ее изготовлении используются не заменители, а только эквиваленты какао-масла;
3) система стимулирования работников фабрики включает их премирование по качеству;
4) имеется технологический и лабораторный (выходной) контроль всех без исключения партий готовой продукции.
Таким образом, качество и вкусовые свойства продукции фабрики являются ее несомненным конкурентным преимуществом. Несмотря на ориентацию на массового потребителя, по данному показателю предприятие в основном не уступает даже производителям, ориентируемым на премиальный сегмент рынка.
4. Гибкость и опережение в нововведениях. О данном показателе можно судить по количеству позиций, введенный в прайс-листы ряда региональных кондитерских фабрик в течение последнего года.
Продукцию фабрики знала вся Россия. Ну, скажите чем, не флагман кондитерской отрасли? Волгоградское предприятие действительно таким и было, продукция фабрики была известна в Москве и других городах России, на конкурсах и выставках она неоднократно награждалась дипломами "За высокое качество и оригинально выполненную упаковку". Более того, в 1996 году была награждена призом "Золотая пальма" во Франции. Много лет подряд фабрика была участником Всероссийской программы - конкурса "100 лучших товаров России", а такая продукция как шоколадный набор "Аиссе", конфеты "Престиж", "Фламинго", "Алладин" и другие становились лауреатами этих конкурсов. Заметим, что все эти успехи были достигнуты в рыночное время. И если другие республиканские предприятия уже тогда начало лихорадить - на той АООТ "Дружба" уже в 1996 году была введена процедура банкротства - внешнее управление, то кондитерская фабрика работала и процветала. Иными словами, можно было говорить о том, что она адаптировалась к новым экономическим реалиям.
Но наступили другие времена, и все изменилось. Пока фабрика осваивала новую линию по выпуску киндер-сюрпризов, ее ждал другой сюрприз - финансовый. В 1998 году в стране случился дефолт со всеми вытекающими из него последствиями. Многие предприятия, работающие на импортном сырье, разорились, другие попали в трудное экономическое положение. Не миновала чаша сия и фабрику. Причем удар дефолта пришелся сразу по нескольким направлениям.
Во-первых, цена на шоколад, кофе и другое импортное сырье подскочила почти в четыре раза. Что делать в этом случае фабрике? Поднимать во столько же раз цену на конечную продукцию? Но кто ее тогда купит - потолок для цены, как известно, устанавливает платежеспособный спрос населения. В результате цена на конфеты и другие изделия фабрики возросла лишь в 2 раза, что сразу привело к нулевой рентабельности и работе на грани остановки. Другая проблема - накануне дефолта кондитерская фабрика взяла кредит на покупку итальянской автономной линии по производству того же яйца с сюрпризом и турецкой производственной линии. Кредит был валютный, и возвращать его пришлось из расчета не по шесть рублей за доллар, а по 20. А тут еще пошел поток продукции из Украины и Белоруссии, где сахар достаточно дешевый. Были и другие причины.
- Ассоциация кондитеров России неоднократно обращалась в правительство РФ по поводу пошлин, - говорит заведующий производством ООО "Аладдин". - Дело в том, что установлена огромная ввозная таможенная пошлина на такие виды сырья, как какао-бобы и эквиваленты какао-масла. Что очень странно, так как какао-бобы не растут в России, а заменители какао-масла не производятся, это очень сложная технология. Возникает вопрос: кого защищает эта ввозная пошлина, какого отечественного производителя? Но в результате цена на продукцию, где используется это сырье, резко поднялась, она стала менее востребованной. Кроме того, большие пошлины установлены и на оборудование. Наконец, бессистемно, считаю, вводятся пошлины на сахар-сырец, сахарный тростник. Это также надо как-то регулировать, иначе резкое повышение пошлины больно бьет по кондитерам. К тому же открыт рынок для ближнего зарубежья, и украинские предприятия, пользуясь дешевым сахаром, поставляют в Россию конфеты, которые на 3 - 5 рублей дешевле российских. Отсюда и спрос выше. Что в результате получается? А то, что процветают, в основном, транснациональные компании, типа "Нестле", в то время, как отечественные кондитерские предприятия еле-еле сводят концы с концами.
Справедливости ради, надо заметить, что на производственную деятельность фабрики повлиял и субъективный фактор. По решению сверху ее руководитель начинает заниматься вопросами инвестиционной политики республики, связанными с командировками. Работа на два фронта привела к тому, что был ослаблен контроль за процессами на фабрике, а вот человека, который бы смог заменить директора на его посту, не оказалось. В результате показатели поползли вниз.
Спад производства нарастал, росли долги по налоговым и другим платежам. Особенно четко эта динамика отслеживается с 2000 года. А наиболее кризисными стали для предприятия два последних года. Так, в 2002 году при прогнозе 115 млн. рублей товарной продукции было произведено только на 21,2 млн., вместо планируемых 3800 тонн кондитерских изделий выпущено только 772 тонны. Спад усугубился и в текущем году, за семь месяцев которого была произведена только 141 тонна продукции вместо 1783 тонн по плану. Соответственно, наблюдался и рост кредиторской задолженности - с 40 млн. 900 тысяч на 1.01.2001 года до 56 млн. 531 тысячи рублей на 1.01.2002 года. Правда, в 2002 году рост долгов замедлился и составил всего 160 тыс. рублей. Но уже за 9 месяцев 2003 года он снова подскочил значительно - до 66 млн. 571 тыс. рублей.
Соответственно, из-за ухудшения финансового положения неплатежеспособности на предприятии Арбитражным судом РА стали вводиться процедуры банкротства: с 5 сентября 2002 года - наблюдение, а с 15 ноября - внешнее управление по иску межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 по РА. Правда, в январе 2003 года Арбитражным судом более высокой инстанции последнее решение было отменено из-за нарушения законодательства. Но затем 17.03 2003 года определением Арбитражного суда РА снова было введено наблюдение, которое продолжалось 5 месяцев. После этого 21 августа было введено конкурсное управление.
Ну, а закон о банкротстве говорит одно: после процедуры наблюдения, во время которого временный управляющий делает финансово-хозяйственный анализ деятельности предприятия, он докладывает суду о его результатах. Кроме того, собирает первое собрание кредиторов, где излагает свое видение возможности выхода предприятия из кризисного положения или невыхода. И тогда Арбитражному суду дается право решать, какую дальнейшую процедуру выбрать. Первоначально, после наблюдения, суд пошел навстречу собранию кредиторов и по их просьбе ввел внешнее управление. Что дает эта процедура? Некоторые товарищи глубоко ошибаются, считая, что это единственный путь к восстановлению платежеспособности предприятий - это лишь один из путей. И если кредиторская задолженность превышает 3 - 4-месячные текущие расходы и есть тенденция к увеличению этой задолженности, то это говорит о невозможности финансово оздоровить предприятие. Что, собственно говоря, и случилось на кондитерской фабрике. На период введения внешнего управления кредиторская задолженность составляла сумму около 60 млн. рублей. Во время действий этой процедуры, когда, казалось бы, дела фабрики должны поправиться, их кредиторская задолженность возросла еще на 6 млн. рублей. По инициативе кредиторов, стремящихся поскорее получить свои деньги, была составлена кассационная жалоба в Арбитражный суд Южного Федерального округа, который отменил все решения республиканского Арбитражного суда и вернул дело на первую инстанцию - на наблюдение. Была проведена вторая стадия этой процедуры, которая еще раз убедила в том, что кредиторская задолженность по всем уровням платежей увеличивается, растут текущие затраты - никто не отменял налог на землю, плату за электроэнергию и т.д. Иными словами, наметилась стойкая тенденция к увеличению задолженности, и никаких признаков оздоровления нет. В результате Арбитражный суд совершенно обоснованно принимает решение о введении процедуры конкурсного управления ввиду неподъемных долгов. И как раз на этапе конкурсного управления будет осуществлена продажа предприятия другому собственнику с целью ликвидации кредиторской задолженности и запуска предприятия. Но это не говорит о том, что будет изменен профиль предприятия. Придет новый хозяин и, может быть, будет выпускать другую, но обязательно кондитерскую продукцию. И весь комплекс фабрики будет продан полностью, без разделения на участки и линии.