Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение страхования в сфере туризма.
Актуальность рассматриваемой проблемы в последнее время становится очень важной, так как после перехода России на открытое сотрудничество с мировым сообществом, в неведомые страны хлынул поток российских туристов, большей частью незнающих специфику принимающей страны.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность страхования и особенности страхования в туризме……..5
1.1. Виды и формы страхования в туризме…………………………………….8
1.2. Особенности личного страхования туристов……………………………..13
1.3. Особенности имущественного страхования туристов…………………....18
Глава 2. Мировой рынок страховых услуг……………………………………..20
2.1 Современное состояние и тенденции развития мирового и отечественного рынка страхования……………………………………………………………….24
2.2 Особенности страхования туризма в России………………..……………..27
2.3 Участие государства РФ в сфере страхования туризма…………………...36
Глава 3. Пути совершенствования страхования туризма в России…………..40
3.1 Страхование туристов в Белгороде…………………………………………42
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы………………………………………………………………50
Некоторые страны (Франция, Германия,
США и др.) требуют обязательного
страхования туристов от несчастного
случая с покрытием медицинских
расходов (лимит покрытия не менее 25
тыс. долл.). Без наличия страховки
солидной страховой компании туристской
фирме или туристу будет
При страховании туристов
на случай плохой погоды страховщик несет
ответственность, если во время нахождения
застрахованных лиц на отдыхе в течение
установленного договором времени
имели место оговоренные
Объектом страхования
ответственности владельцев средств
автотранспорта является их гражданская
ответственность за возможное нанесение
вреда другим лицам при дорожно-транспортном
происшествии. Нанесенный материальный
ущерб и другие затраты, связанные
с нанесением увечья пострадавшим гражданам,
подлежат возмещению страховой компанией.
По этому виду страхования оплачивается
материальный ущерб, связанный с
восстановлением пострадавших транспортных
средств и другого имущества,
производятся оплата расходов на лечение
пострадавших граждан, протезирование,
усиление питания, переквалификацию, возмещение
потери семейного дохода в связи
с увечьем или смертью
В международном страховании
страхование ответственности
"Зеленая карта" - это
система международных
Система "зеленая карта" основана в 1949г. и гарантирует свободное передвижение транспортных средств в пределах границ 32 государств.
Объем ответственности в
связи с причинением ущерба регулируется,
как правило, законом об обязательном
страховании автогражданской
Практически во всех европейских
странах страхование
1.3. Особенности имущественного страхования туристов
Во всем цивилизованном мире практика имущественного страхования туристских фирм, туристов и путешественников принята уже давно.
Стало аксиомой, что международный и внутренний туризм немыслим сегодня без страхования. Страховой полис — необходимая составляющая туристского сервиса, гарантирующая туристам (путешественникам) безопасность и комфорт, постепенно прививается и на российской почве.
Именно безопасность и комфорт обеспечивают туристам страхование имущества как перевозимого ими вместе с собой, так и используемого в процессе путешествий, совершения финансовых (коммерческих) сделок. Не случайно в США в настоящее время функционируют свыше 8000 компаний только по страхованию имущества.
Страхование имущества туристов включает страхование как предметов личного пользования (кинокамеры, фотоаппараты, магнитофоны, одежда и т.п.), которые страхователь и члены его семьи (застрахованные) имеют при себе или перевозят на средствах транспорта, так и туристского имущества (спортивное, горнолыжное, водно-прогулочное, и др.).
В настоящее время страховая деятельность становится популярной как в РФ, так и в странах Содружества. Создано большое количество страховых фирм и компаний, но лишь немногие из них могут предоставить действенное страхование при поездках в зарубежные страны. Все остальные делают вид, что проблемы страхования туристов не существует, и в погоне за низкими ценами на туры тихо ждут грядущего несчастного случая, по существу заведомо обманывая туристов и действуя на свой риск. В то же время с любым человеком, выезжающим за рубеж в деловую или туристскую поездку, может произойти несчастный случай. Вероятность возникновения такового при кратковременной поездке (на 3-7 дней) достаточно мала (1-2 случая на 100-150 туристов). Наиболее частые несчастные случаи - потеря и кража имущества, ограбления, поломка и разрушение имущества в результате аварий автотранспорта, различного рода противоправных действий третьих лиц и страхователей (владельцев спортивных зрелищ, отелей, мотелей и т. п.).
Правоотношения турфирм
и туристов (страхователей и
Таким образом, при имущественном страховании правоотношения туристских фирм (страхователей) и туристов (застрахованных) со страховыми организациями (страховщиками) подробно оговариваются в договоре имущественного страхования и в Правилах (Условиях) на конкретный вид страхового события, которые разрабатываются каждой страховой организацией самостоятельно в рамках Общих правил страхования имущества, разрабатываемых Департаментом страхового надзора на основе действующего законодательства Российской Федерации.
Глава 2. Мировой рынок страховых услуг
Мировая история регулирования
торговли товарами и услугами в современной
форме путем создания специально
учрежденной в этих целях международной
организации и принятия международных
соглашений, обязывающих страны-участницы
следовать определенным принципам, предусматривающим
доступ иностранных товаров на национальную
территорию, было положено принятием в
1947 г. Генерального соглашения о тарифах
и торговле (ГАТТ). Лишь спустя 47 лет, в
1994 г., после 8-летнего периода переговоров
в рамках так называемого Уругвайского
Раунда, 104 странами-участницами было подписано
Соглашение об учреждении Всемирной торговой
организации (ВТО).
В компетенцию ВТО, помимо организации
выполнения многосторонних соглашений
и договоренностей, являющихся приложением
к Соглашению о ВТО, входит и ведение дальнейших
переговоров как о развитии правовой системы
международной торговли товарами и услугами,
так и о присоединении новых стран. Уругвайский
Раунд принял также Генеральное Соглашение
о торговле услугами (ГАТС), которое также
является неотъемлемой частью правовой
системы ВТО. Впервые режим регулирования
торговли услугами оказался под влиянием
международного права. Сложность включения
«услуг» как объекта международной торговли
в предмет регулирования правовыми нормами
ВТО связана с разнохарактерностью, разноплановостью,
разнородностью различных видов услуг.
Достаточно трудно найти унифицированный
подход к регулированию международной
торговли услугами, установлению факта
«продажи» и «потребления» услуги (к примеру,
в области связи, банковской и страховой
деятельности, обучения и т.п.). Это потребовало
выработки дополнительного правового
понятийного аппарата, определяющего
такие термины, как «услуга», способы доставки
услуг потребителю, виды коммерческого
присутствия производителя услуг на национальной
территории производителя услуг, разделение
в целях регулирования понятий «коммерческое
присутствие» и «проведение операций»,
а также других вопросов, связанных с международной
торговлей услугами.
В системе международной
торговли товарами и услугами используется
Единый классификатор продукта ООН, объединяющий
товары и услуги. Он включает 160 видов услуг,
разделенных на 12 основных разделов, в
том числе седьмой раздел «Финансовые
услуги, включая страхование», в свою очередь
объединяющий банковские услуги, страховые
услуги и другие.
Изложенное выше позволяет сделать следующие
выводы. Во-первых, имеющиеся классификации
деления результатов труда в различных
видах деятельности на категории построены
исходя из различных целей и терминологии
различных областей знаний. Во-вторых,
в страховании, хотя и создается вновь
созданная стоимость в виде затрат труда
на проведение страховых операций (та
часть страховой премии, которая именуется
«нагрузкой» и призвана компенсировать
расходы страховых организаций на ведение
дел), основная часть страховой премии
формируется за счет перераспределения
части необходимого продукта, создаваемого
в промышленности, сельском хозяйстве
и других отраслях экономики.
Действительно, страховая премия, уплачиваемая
по договорам страхования, заключаемым
юридическими лицами, являющаяся общественно
необходимыми затратами и подлежащая
включению в состав себестоимости, составляет
часть производимого ими основного продукта.
Проведенный анализ показывает, что страхование
не может рассматриваться как товар. При
этом деятельность по страхованию в масштабах
макроэкономики связана с предоставлением
страховщиками хозяйствующим субъектам
и гражданам услуги по страховой защите.
Понятие «услуги» является фундаментальным
в страховании. В организационной деятельности
страховщика, в том числе по разработке
условий нового вида страхования, его
маркетинга, рекламы, продаж, учета и т.
д. выделение «продуктовых линий» в страховании
вполне оправданно, поскольку предметом
классификации является микроэкономика
в масштабах одной отдельно взятой страховой
организации.
Возвращаясь к классификатору страховых
услуг, используемому в ГАТС, обратим внимание
на выделение подвидов услуг в страховании.
[21]
Общее понятие «страховая услуга» объединяет:
а) по страхованию жизни;
б) по страхованию иному, чем страхование
жизни;
Регулирование, практика и
процедуры ГАТС применяются и
рассматриваются странами-
Так же как и законодательство стран Европейского
Союза, правовые акты ВТО не содержат прямого
определения понятия «страхование» или
понятия «страховая услуга». ГАТС презюмирует
использование национального определения
«страхования» и субъектов, имеющих право
на оказание объединяемых этим понятием
услуг. Обратим внимание на то, что классификатор
ВТО, в отличие от рассмотренных нами классификаций
видов страхования, в целях лицензирования
в законодательстве ЕС или Российской
Федерации не устанавливает конкретного
перечня «классов» или видов страхования,
объединенных в «страхование жизни» и
«страхование иное, чем страхование жизни».
Определяющим в дальнейшей классификации
видов страхования является национальное
законодательство.
Классификатор ГАТС вводит также и новое
для международного права понятие «прямое»
страхование, имея в виду его отличие от
договора перестрахования. В практике
страхования под договором «прямого»
страхования понимают договор, заключенный
между страхователем и страховщиком, независимо
от того, заключен он о страховании жизни
или иного имущественного интереса, с
участием или без страхового посредника.
Под определением «страховая
услуга» понимают не только
оказание услуг по страхованию и перестрахованию,
но также и посреднических услуг в области
страхования, а также связанных со страхованием
услуг. Это может иметь важное значение
в том числе и для развития российского
страхового законодательства и регулирования
деятельности российского страхового
рынка после присоединения России к ВТО.
В области налогового и административного
права, например, это дает основание для
толкования всякой из перечисленных в
классификаторе деятельности как подлежащей
надзору со стороны федерального органа
по надзору за страховой деятельностью,
дает основание для прекращения дискуссии
о том, подлежит ли обложению налогом на
добавленную стоимость деятельность страховых
посредников.
Наконец, приведенное содержание понятия
«страховая услуга» заставляет вновь
вернуться к постановке вопроса и разработке
законов и законодательных актов, регулирующих
деятельность страховых посредников (брокеров
и агентов), актуариев, лиц, занятых оценкой
страховых рисков и урегулированием страховых
убытков.
Положения ГАТС, касающиеся финансовых
услуг, не исключают осуществления жесткого
контроля со стороны органов национального
страхового надзора за учреждением и деятельностью
иностранных страховщиков в принимающих
странах на основе принципов, выработанных
в рамках международной практики:
Создание ВТО и включение
Генерального Соглашения по торговле
услугами в состав основных документов,
регламентирующих деятельность организации,
уже сегодня оказывают огромное воздействие
на либерализацию международного и национального
регулирования торговли страховыми услугами.
В частности, еще в период ведения переговоров
о ГАТС было существенно изменено законодательство
Японии, обеспечивающее теперь более свободные
условия доступа иностранных страховщиков
на национальные рынки страховых услуг
в области страхования жизни и страхования
иного, чем страхование жизни. Все в большей
мере под влиянием ВТО изменяется страховое
законодательство Китая. Иностранные
страховщики и перестраховщики имеют
право учреждать дочерние общества теперь
не только в Шанхае, но и на других административных
территориях, существенно сокращен размер
обязательной цессии по страхованию иному,
чем страхование жизни, в пользу национального
перестраховщика «China Re».
Можно прогнозировать все большее значение Всемирной торговой организации в рамках продолжающейся глобализации мирового страхового рынка и появление помимо мер, либерализирующих торговлю страховыми услугами, также и мер международного регулирования, обеспечивающего защиту интересов страхователей и застрахованных по договорам, заключенным с иностранными страховщиками и перестраховщиками. В этой связи все большее значение должно быть уделено развитию международного частного права в области страхования, использования правовых механизмов, обеспечивающих защиту интересов «массового» потребителя страховой услуги, сходных с теми, которые применяются в рамках единого страхового рынка Европейского Союза.[21]
2.1Современное состояние
и тенденции развития мирового и отечественного
страхового рынка
Тенденция глобализации страхового бизнеса
не оставила в стороне и рынок страховых
услуг РФ, что находит отражение в ряде
ключевых показателей его развития. Действительно,
в последнее десятилетие рынок страхования
России переживает период бурного развития
и демонстрирует один из самых высоких
в мире среднегодовых темпов прироста
страховых сборов - 22%, в то время как рынки
стран Центральной и Восточной Европы
возрастали на 11 - 13%, Западной Европы -
па 3-7%, страховой рынок США - на 2 - 3 % ежегодно.
В среднем мировой рынок страхования за
этот период ежегодно увеличивался на
3,7%.
При отмеченной динамике объем страховых
премий в России к 2009 г. возрос в 5,6 раза
относительно начала XXI в. и составил 946,2
млрд руб.
Однако по сравнению с объемом мирового
рынка страхования, который к началу 2008
г. достиг 4 152,21 млрд долл. США, российский
рынок составляет менее 0.8%, в то время
как население России составляет 2,3% от
всего населения мира.
И все же следует отметить, что доля РФ
на мировом страховом рынке возросла почти
в 3 раза (с 0,25 до 0,72 %), что позволило России
к 2008 г. по объему страховых премий в мировом
рейтинге подняться на 21 место, тогда как
в 2005 г. она занимала 25 место. Современный
вклад России в совокупный страховой взнос
мира сопоставим с такими развитыми в
страховом отношении странами, как Швеция
и Дания. Вместе с тем, экономики и население
этих стран многократно меньше, чем в России,
что подтверждают объемы внутреннего
валового продукта указанных государств:
РФ - 1 697,5 млрд долл., Швеция - 288,9 млрд долл.
и Дания - 182,2 млрд долл. Заметим, что при
отмеченной динамике стремительного роста
Россия генерирует в 40-50 раз меньше страховых
сборов, чем США.
Мировыми лидерами по объему собранных
страховых премий традиционно остаются
США, Великобритания и Япония с долями
32, 13 и 10,2% соответственно. Однако как основные
точки роста мирового рынка страхования
в последние годы зарекомендовали себя
развивающиеся рынки стран Юго-Восточной
Азии (Объединенные Арабские Эмираты,
Индонезия, Индия, Китай), а также Центральной
и Восточной Европы, демонстрирующие в
отдельные годы прирост страховых сборов
от 10 до 40%.
Сравнивая российский рынок страховых
услуг со страховыми рынками стран Центральной
и Восточной Европы, как находящихся в
наиболее близких экономических условиях,
прежде всего необходимо отметить, что
по объему собранной страховой премии
российский страховой рынок является
крупнейшим среди рынков указанных стран
и составляет 70% от объема страховых рынков
этих стран вместе взятых.[22]
Информация о работе Особенности страхования в международном туризме