Особенности делового туризма в Молдове

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:07, реферат

Краткое описание

Объемы международных контактов, связывающих Молдову с зарубежными странами, постоянно растут, отчего приоритетом развития гостиничного бизнеса в Молдове считается строительство комфортабельных, удобно расположенных конгресс отелей (как правило, категорий 4* и выше). В Молдове проводится не только множество крупных международных выставок, посвященных различным отраслям экономики и сферам производства, но и научные конференции и ярмарки для самого широкого круга посетителей. Они собирают массу специалистов из-за рубежа и Молдавии.

Оглавление

Введение
1. Современный рынок делового туризма
2. Организация интенсив-туризма
3. Проблемы и перспективы развития делового туризма в Молдове
Заключение
Библиография
Глоссарий

Файлы: 1 файл

особенности делового туризма в Молдове.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

     Кроме того, чтобы развивать республику в качестве туристического направления, необходимо, чтобы ее турпакеты взяли  на вооружение крупные туроператоры. Но, по словам председателя НАТА, как только они смотрят на нашу ценовую политику, отказываются продвигать Молдову. «Ведь цена авиаперелета составляет около 60–65% от стоимости одного туристического пакета, а один день пребывания обходится туристу минимум в 100 евро (и это не считая оплату экскурсий и передвижений внутри страны). Иностранцам легче и дешевле посетить Францию, Италию и другие западные страны вместо того, чтобы тратить свыше 1000 евро за наделю путешествий по Молдове. Выходит, что продукт, который мы продаем на мировом рынке, неконкурентоспособен», — заключает Севастьян Ботнарь. 

 

Таблица 1. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА АВИАКОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПОПУЛЯРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ (в оба конца на 1 персону). ЗАКАЗ ОСУЩЕСТВЛЕН ЗА МЕСЯЦ НА ИЮНЬ 2010 Г. (евро)

  Кишинев (авиакомпания Air Moldova) Бухарест (авиакомпания Tarom) Бухарест (авиаоператоры low cost)
Париж  416  248  164
Лондон  416  295  119
Рим  358  194  29
Мадрид  424  177  99
Брюссель  529  178  129
 

     4. Театр начинается с вешалки,  страна — с таможни!

     Не  менее проблематичен для туристов Молдовы и переход государственных границ. Практически у каждого второго иностранца, пересекающего границы Молдовы, есть что рассказать о порядочности и корректности работников таможенных органов. Речь в основном идет как об отсутствии такта и желания понять, так и о несуществующих сборах либо беспричинных штрафах. Чтобы не быть голословными, опишем два происшествия, свидетелем которых нам «посчастливилось» быть.

     В первом под раздачу попали наши друзья из Хорватии, которые рискнули путешествовать на автомобиле и, проходя молдавскую таможню, уплатили 20 евро за взнос реальной стоимостью всего 80 лей. Оказалось, на таможне им радушно предложили заплатить в удобной для них валюте и, предоставив купюру номиналом в 20 евро, хорваты так и не дождались сдачи. После долгих телефонных угроз с нашей стороны и отпирательств таможенника, неосмотрительно подписавшего своей фамилией счет, истина восторжествовала. Покидая Молдову через неделю после происшествия, хорватская машина была замечена, а нужная сумма возвращена вместе с целованием ручек и пожеланиями счастливого пути. Как прокомментировали этот случай тактичные хорваты? Они сказали, что такие поступки немного сглаживают яркие и приятные в своем большинстве впечатления от гостеприимной Молдовы.

     Второй  случай мы переживали в прямом эфире, когда, опаздывая на поезд Одесса-Симферополь, были вынуждены около четырех часов стоять на таможенных и пропускных пунктах Приднестровья. Причиной тому был находящийся с нами в маршрутке гражданин Японии. Простой путешественник в потрепанных кедах и с рюкзаком оказался камнем преткновения и магнитом притяжения для каждого пропускного пункта. На первом из них у него под предлогом штрафа отобрали 200 леев. Просто так, без объяснений и квитанции об уплате. На это японец на ломаном английском констатировал: «Это я заплатил дань молдавскому государству!». В остальных пунктах ситуация повторялась с подозрительным постоянством. Но, по-видимому, деньги у туриста закончились, поэтому с каждым разом его задерживали все дольше и дольше. Спросить его лично о впечатлениях мы не решились, но, наблюдая ситуацию со стороны, вспомнили фразу, которую А. С. Пушкин как-то писал в письме к П. А. Вяземскому: «Я, конечно, презираю мое Отечество с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство».

     5. Требуются инвесторы и имиджмейкеры!

     По  последним данным Агентства туризма  в активе Молдовы насчитывается около 11 тысяч культурно-исторических объектов, более 100 памятников природы и около 200 видов заповедников. Несмотря на данный потенциал, туристическая Молдова остается в тени. Как утверждают специалисты, занимающиеся въездным туризмом, это происходит по причине отсутствия хорошей PR-кампании за рубежом.

     Секс-туризм: деньги не пахнут. Говоря о пиаре, эксперты имеют в виду не ту репутацию страны «легкого поведения», создавшуюся благодаря наличию в нашем государстве действительно красивых, но недорогих представительниц слабого пола. Пару лет назад их активная деятельность чуть не превратилась в официальную услугу по имени секс-тур. Так, по словам бывшей сотрудницы пресс-службы МВД Аллы Мелека долгое время курирующей именно эти вопросы, любителями таких путешествий выступали в основном представители арабских стран, а также Турции. «Для них открывались специальные сайты, где вывешивались фотографии наших девушек, — рассказывает она. — «Туристы» делали свой выбор и организованными группами приезжали в Молдову. Все осматриваемые ими достопримечательности сводились к гостиницам и ночным клубам».

     В то время за занятие проституцией не только сутенеры, но и девушки  легкого поведения привлекались к уголовной ответственности. Сейчас же к ней привлекаются только сутенеры. Девушки, согласно статье 220 Уголовного Кодекса РМ, отделываются административным наказанием в виде штрафа от 900 до 1800 леев или арестом на срок до 30 суток. Тем не менее, на сегодняшний день, по данным пресс-службы МВД, благодаря систематическим рейдам, а также беседам с охранными агентствами и руководителями гостиниц, потворствующим таким связям, подобные случаи, если и имеют место, то феноменом их назвать нельзя — они единичны. Тем более, что на летний период Молдова в этом разрезе, как оказалось, не самая привлекательная страна. В сезон «девочки» предпочитают работать на побережьях Украины, Румынии и той же Турции.

     В противовес вышесказанному эксперты, работающие в сфере туризма и ежедневно сталкивающиеся с множеством его проявлений, сообщают, что секс-туризм все-таки продолжает процветать. По мнению большинства, он не существует отдельно, но зачастую является платным приложением к бизнес-туризму. Так, по словам директора одного из туристических агентств, пожелавшей остаться неназванной, она потеряла немало клиентов, предоставляя лучшие номера в отелях и другие необходимые условия, но не потворствуя одному требованию: наличию молдавской девушки на протяжении всего делового тура.

     Еще один деликатный факт о секc-турах  поведала председатель неправительственной  организации ANTREC Moldova Светлана Лазарь. По данным, полученным ею от коллег, сотрудничающих с иностранными организациями, директора некоторых турецких фирм за хорошую службу даже награждают своих работников путевкой, включающей секс-тур в Кишинев. «Это — неофициальная информация, — сообщает она, — но, если государство ничего не начнет предпринимать, мы можем очень серьезно соскользнуть в эту яму, из которой будет тяжело выбраться. Ведь это совсем не то направление, которое нужно продвигать. Но, видимо, некоторые считают, что деньги не пахнут, и прилично зарабатывают на этом».

     Винный  туризм: la botul calului. Если же абстрагироваться от черного PR-а и взглянуть на вопрос широко, обнаруживается следующее: если иностранцы и слышали о Молдове, то в 99% из 100, эта информация была либо просто о вине, либо о празднике вина, либо о винном пути и погребах. По мнению многих экспертов, вино и все, что с ним связано, — это визитная карточка Молдовы и один из тех рычагов, с помощью которых страна развивает инкаминг. Так, по словам Светланы Лазарь, проведение Фестиваля вина, даже в той, не лучшей форме, в которой он проводится, привлекает большой поток туристов. «Мне кажется, нам нужно продолжать развивать национальный туристический продукт на основе виноградарства и виноделия. В данном направлении мы работаем. Есть конкретные начинания. Необходима политическая и инвестиционная поддержка, тогда результаты не заставят себя долго ждать», — обещает она.

     Кстати, виноделие, по мнению эксперта, не единственная область, которую можно и нужно  продвигать в качестве туристического направления в нашей маленькой  и некурортной стране. Есть еще «темная лошадка», по имени экотуризм. Только вот, если виноделы в состоянии сами о себе заявить и позаботиться, то ей из деревенской глуши самой до заграничных граждан никак не докричаться.

     Сельский  туризм: в грезах о льготах. В Молдове о продвижении сельского туризма всерьез задумались примерно 7–8 лет назад. Хотя по свидетельству курирующей данную область Светланы Лазарь, дебютные шаги предпринимались еще в 1998 году. Тогда, открывая первый домик в деревне, все надеялись, что пример станет заразительным и, спустя некоторое время, большинство селян поймет, что хорошо зарабатывать можно, не выезжая из родного села. «Но наших селян пугает все новое — это, во-первых, в их селах отсутствует минимальная инфраструктура — это, во-вторых, а также (и это, в третьих): в форме льгот и беспроцентных кредитов государство их не поддерживает, — утверждает эксперт. — А создавать туристическую отрасль за счет энтузиазма таких людей ненормально. Был бы принят закон о льготах, так как это сделали в Польше, Румынии, Венгрии и Турции, у нас уже сегодня было бы больше тысячи агропансионов».

     По  словам генерального директора Агентства  туризма Людмилы Думитраш, действительно  нынешнее положение туризма в  Республике Молдова объясняется  недостаточным вниманием к развитию сферы услуг и отсутствием  аргументированной политики в создании туристских инфраструктур. Такж,е по ее мнению, серьезной проблемой остается неполное использование существующего потенциала. В связи с этим качественные характеристики принимающих структур и прибыль от туристской деятельности причисляют Молдову к списку стран со слаборазвитым туризмом.

     Тем не менее, продвижение имиджа Республики Молдова за рубежом и привлечение  иностранных туристов в Молдову  остается первоочередной задачей Агентства  туризма. В связи с этим, по словам г-жи Думитраш, помимо международных выставок, Агентство активно участвует в семинарах, конференциях и исследованиях по осуществлению различных проектов. Плюс к этому Агентство передает молдавским посольствам, аккредитованным за рубежом, СD и брошюры «Винный путь в Молдове», фильмы Moldova de azi и Bine aţi venit în Moldova на трех языках.

     Также информирует о Молдове потенциального туриста и канал Moldova Internaţional TV. По словам директора Людмилы Барбэ, программа ТВ канала изобилует концертами народной и современной молдавской музыки, есть серия передач об искусстве и народных промыслах. В полном смысле туристическими можно назвать документальные фильмы, идущие в эфире под рубриками Dеscoperă Moldova и Moldova — patria mea. В ежедневной сетке вещания такого рода материалы занимают от 30 минут до часа.

     6. Дается дающему

     О том, насколько аттрактивно действуют  на потенциального туриста вышеперечисленные  иллюзорные PR-ходы неизвестно. А вот  факт, что все в нашей стране упирается в финансирование, общеизвестно. Также не новость, что правильно функционирующая сфера туризма как раз способна не только вытянуть страну из затяжного кризиса, но и создать предпосылки для ее процветания. Государства, живущие за счет туризма, — яркий тому пример. Существует даже шутка: «Киприоты не боятся землетрясений. Чем больше на Кипре развалин, тем больше туристов».

     Молдова, конечно, не Кипр, но, как говорится: дается дающему. И стоит только начать вкладывать, как результаты не заставят себя ждать. Именно об этом ведется  речь в стратегии устойчивого  развития туризма в Республике Молдова в 2003–2015 гг., разработанной Департаментом по развитию туризма при содействии Проекта «Устойчивое развитие туризма», ПРООН, Молдова.

     Цель  стратегии: создание адекватной базы для  интегрированного, сбалансированного  и устойчивого развития в Республике Молдова внутреннего и международного туризма, приносящего значительную культурную и социально-экономическую пользу стране и ее сообществам. В ней досконально освещены все виды туризма Молдовы, их характеристики и потенциал. Также обозначены недостатки и стратегические направления, для преодоления этих недостатков. Для этого создан план мероприятий, определены приоритеты, ответственные организации, а также стоимостная оценка и периоды выполнения поставленных задач. В результате, подведены итоги, согласно которым внедрение стратегии позволяет увеличить доходы от туристской деятельности с 2003 по 2015 гг. на 200 млн долларов. К сожалению, на текущий момент доход не насчитывает и четвертой части запланированного, а цифры, указанные в таблицах 2 и 3, по сей день кажутся фантастическими. Произошло это, вероятно, потому, что все эти годы не учитывался один важный аспект, относящийся к вышеуказанному прогнозу: туризм не развивается сам по себе, запланированное на бумаге необходимо еще и воплощать в жизнь!

     Эпилог.

     По  мнению Светланы Лазарь, туризм — это  целая экономическая отрасль, которой  нужно уделять пристальное внимание и развивать грамотно. Тот факт, что представители Молдовы едут на выставку и пропагандируют наше вкусное вино и солнечные края, хорош, но люди приезжают и видят отсутствие многого, начиная с санузлов и заканчивая элементарной безопасностью. «Клубок проблем очень большой, необходимо просто засучить рукава и начать его раскручивать, — утверждает она. — И все это, начиная с уровня Правительства и Парламента, в котором много говорится о поддержке и развитии туризма, но в основном только декларативно. А если посмотреть де-факто: что у нас есть для того, чтобы поддерживать туризм? Да, в общем-то, ничего… — волны в тазике!». 

Информация о работе Особенности делового туризма в Молдове