Научные идеи духовно-культурной деятельности культурного творчества человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2015 в 20:00, контрольная работа

Краткое описание

Понятие духовной культуры:
содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Файлы: 1 файл

сервис.docx

— 43.91 Кб (Скачать)

В современной философской литературе ценности рассматривают как «ключевые жизненные ориентиры» (В. Саратовский), которые «дают идеальной цели силу воздействия на способ и характер деятельности, побудительную силу [2,0.93].

В Большом энциклопедическом словаре можно встретить такое определение: ценность — «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений».

С точки зрения реализации тех или иных потребностей людей можно выделить материальные, социальные и духовные ценности, а также личностные ценности.

Материальными ценностями являются любые вещественные образования, способные удовлетворять потребности людей в пище, жилище, одежде и т.д. При этом материальные ценности в процессе потребления уничтожаются, изнашиваются, приходят в негодность и в силу этого нуждаются в постоянном воспроизводстве. Поэтому в обществе с древнейших времен возникает производство материальных благ, которое по мере роста населения и возрастания потребностей людей приобретает все более крупные масштабы.

Социальные ценности связаны с потребностью людей в социальном статусе, в определенном уровне и качестве жизни. В современном обществе западного типа к ним относятся свобода, демократия, справедливость, права человека и др.

Духовные ценности— это ценности духовной жизни личности и общества. К ним относятся нравственные, эстетические, религиозные ценности.

Нравственность есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные (моральные) ценности— это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностным почитанием его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. Нравственными ценностями являются провозглашаемые обществом принципы, нормы, правила поведения, образцы должной жизни и идеалы. Нравственные ценности завуалированно пронизывают всю духовную культуру общества. Они отражаются в мировоззренческих философских концепциях, преломляются в произведениях искусства, усваиваются в процессе воспитания, закрепляются в различных моральных кодексах, этикете.

Религиозные ценности. С внешней стороны религия есть мировоззрение, определяемое системой конкретных положений, истин. Что же относится к общеобязательным истинам христианской религии? Первым и главным из них является исповедание личного, духовного, совершенного Начала — Бога. По христианскому учению, «Бог есть Любовь». Бог есть изначальное Бытие и одновременно Сознание. Бог есть реально существующий, неизменный личностный Идеал добра, истины, правды и конечная цель духовных устремлений человека.

Основополагающей целью религии является нравственно-религиозная идея спасения, воздаяния за беды, невзгоды и несчастья, пережитые человеком в земной жизни. Религия и нравственность неразрывно связаны между собой. Нравственность, как и религия, не возникает в человеческом обществе в определенный момент времени, но присуща ему в той или иной форме на всех стадиях его развития. Везде и во все времена деятельность человека обусловливалась нравственными нормами и правилами нравственного содержания. История показывает, что религия всегда давала человеческой воле такие силы для нравственной деятельности, каких не может найти человек ни в естественных влечениях своей природы, ни в побуждениях разума. Религия немыслима без нравственности, которая есть соответствие поведения человека моральным принципам определенного мировоззрения. В религиозной морали имеется ряд простейших и важнейших норм нравственности, выработанных поколениями людей, этические ценности, принципы социального общежития, размышления и наблюдения над веяными моральными проблемами, правила отношений с природным окружением и т.д. А главное — решение таких вопросов, как: «зачем человек живет на свете?»; «в чем смысл жизни?»; «что есть добро и зло?». В религиозных формах человечество тысячелетиями накапливало и развивало понятия о милосердии, утешении, сострадании, воздаянии, долге и других нравственных императивах и принципах человеческой жизни. Религиозная мораль сохраняет некоторые культурные, национально-бытовые в прочие традиции.

Эстетические ценности отражают представление людей о красоте, гармонии, совершенстве. Формирование эстетических ценностей осуществлялось на основе эстетического отношения к действительности, когда мир, природа, общество, сам человек выступали как предмет оценивания с позиций эстетических чувств и эстетических потребностей. Все эстетические категории несут в своем содержании оценку существующей действительности: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое и т. д.

Важнейшей эстетической потребностью человека является потребность в прекрасном с его характерными свойствами гармонии и совершенства. Эстетическое чувство и эстетическая потребность лежат в основе творческой деятельности человека и выражают его стремление усовершенствовать окружающий мир и самого себя по законам Красоты. По-видимому, не случайно Ф.М. Достоевский утверждал, что «красота спасет мир». Это может стать возможным, если человек сам не будет уклоняться с пути добра и красоты.

Ценности образуют определенный иерархически организованный порядок. На вершине этой иерархии стоят высшие ценности: вера, надежда, любовь, истина, добро и красота.

Личные (индивидуальные) ценности. На Западе большое внимание уделяется изучению личных ценностей. Это происходит, прежде всего, потому, что ценности являются важнейшим фактором, детерминирующим поведение человека, в том числе его поведение как потребителя. Именно ценности объясняют, почему потребители, имея нередко одни и те же потребности, принимают разные потребительские решения.

Ценности представляют собой убеждения людей о жизни и приемлемом поведении. В них выражаются цели, которые движут человеком, и соответствующие способы их достижения. Устойчивая природа ценностей, их центральная роль в структуре личности обусловила их значение для понимания многих ситуаций потребления. К числу последних относятся выбор продукта и марки, а также сегментирование рынка.

На личные ценности оказывают значительное влияние групповые ценности, а также культура общества в целом. Человек выбирает личные ценности из многих социальных или других систем ценностей» с которыми он сталкивается. Каждый человек в процессе социализации сортирует социальные ценности, формируя свои собственные. Личные ценности проявляются не только в его высказываниях, но и в поступках. Они представляют собой набор задач и способов их решения, допустимых в данной культуре.

Во второй половине XX в. в западном мире исследования, нацеленные на изучение личных ценностей, значительно активизировались. Это было обусловлено, прежде всего, опережающим ростом производства товаров и стремлением производителей довести свой товар до потребителя. Стало ясно, что для достижения этой цели очень важно знать, что ценят люди, какими ценностями они руководствуются в выборе товаров и каким образом можно повлиять на их поведение в нужную для товаропроизводителя сторону.

При измерении ценностей в исследованиях поведения потребителей часто используют шкалу ценностей Рокича. Рокич считал, что ценности связаны как с задачами (желаемыми состояниями), так и со способами поведения (инструментальными компонентами), с помощью которых можно выполнить задачи. Ценность, по его определению, — это устойчивое убеждение в том, что какая-либо форма поведения или конечного состояния существования является для человека или общества более предпочтительной. Шкала Рокича используется маркетологами при сегментировании населения на группы людей, придерживающихся общих ценностей. Рокич выделил ценности

 

 

 

 

      Список использованной литературы

1. Аванесова Г.А. Сервисная  деятельность: Историческая и современная  практика, предпринимательство, менеджмент [Текст]: учебное пособие /Г.А. Аванесова: - М.: Аспект, 2006. – 160 с.

2. Романович Ж. А. Сервисная  деятельность [Текст]: учебник / Ж.А. Романович: – М.: Дашков и К, 2007. – 256 с.

3. Шиповская И.В. Человек  и его потребности [Текст]: учебно-практическое  пособие / - И.В. Шиповска:- М.: Альфа-М, Инфра-М, 2008. - 168 с.

4. Карнаухова, В. К. Сервисная  деятельность [Текст]: учебное пособие / В. К. Карнаухова, Т. А. Краковская. –  М., Ростов н/Дону: МарТ,2008. - 183 с.

б) дополнительная литература:

1. Михеева. Н. А. Менеджмент  в социально-культурной сфере [Текст]: учебное пособие / Н. А Михеева, Л. Н Галенская. - СПб.: изд-во Михайлова  В.А., 2000. – 136 с.

2. Энджел, Д. Ф. Поведение  потребителей [Текст] / Д. Ф Энджел, П. У Блэкуэлл, Р. Д. Миниард. – СПб : Питер Ком, 1999. – 125 с.

3. Чарлидини, Р. Психология  влияния [Текст] / Р. Чарлидини. – СПб: Питер Ком, 1998. – 186 с.

4. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство  и туризм: [Текст] : учебник для  вузов / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз / пер. с англ. под ред. Р. Б. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 216 с.

5. Социальная психология  экономического поведения. [Текст]. –М.: Наука, 1999. – 86 с.

6. Уокер, Дж. Введение в  гостеприимство [Текст]: учебник/ Дж. Уокер / пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 94 с.

7. Российская Федерация. Законы. О защите прав потребителей [Текст] : федер. закон : офиц. текст. –  М., 2003.

8.Неретина Т.Г. Организация сервисной деятельности [Текст]: учебно-методический комплекс/ Т.Г. Неретина: – М.: Флинта, 2011.

9.Виноградова М.В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса [Текст]: учебник/ Т.Г. Виноградова: М.:- Дашков и К, 2010.

10.Удальцова М.В. Сервисология. Человек и его потребности [Текст]: учебное пособие / М.В. Удальцова.: - М.: Омега-Л, 2011.

 

 


Информация о работе Научные идеи духовно-культурной деятельности культурного творчества человека