Научные идеи духовно-культурной деятельности культурного творчества человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2015 в 20:00, контрольная работа

Краткое описание

Понятие духовной культуры:
содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Файлы: 1 файл

сервис.docx

— 43.91 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

  1. Классификация потребностей.

Потребность – это нужда, принявшая форму конкретной необходимо-сти. 
Конечной целью функционирования экономики является максимально полное удовлетворение потребностей общества и индивидов. Сознательный процесс создания материальных благ и услуг является основным способом удовлетворения потребностей. 
Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. 
Производство и потребности оказывают взаимное влияние друг на друга. С одной стороны потребности направляют и создают стимул для производства конкретных видов материальных ценностей и оказания услуг, с другой стороны производство и технический прогресс расширяют качество и количество потребностей. 
Закон возвышения потребностей – с развитием общества качество и количество потребностей постоянно возрастает. 
Закон убывающей интенсивности (насыщения потребностей) – чело-век, испытывая множество потребностей, наиболее интенсивно потребляет какую-то часть определенного товара и по мере его потребления сначала происходит процесс уменьшения, а затем и полного насыщения потребности.

 
Существуют различные подходы к классификации потребностей: 
1) от необходимости процесса производства: 
• неэкономические – это потребности, которые могут быть удовлетво-рены без наличия производства (потребность в воздухе, солнечном тепле и т. д.); 
• экономические – это потребности, для удовлетворения которых необ-ходим процесс производства (автомобиль, мебель, жильё и т. д.); 
2) от сферы реализации: 
• материальные (потребности человека в пище, одежде); 
• духовные (потребности в образовании, культуре, отдыхе, вере, твор-честве и т. д.); 
• социальные (потребности в карьерном росте, самовыражении, мило-сердии т. д.); 
3) от очередности удовлетворения: 
• первичные (необходимые) потребности, удовлетворение которых не-возможно отложить во времени на длительный срок, и которые не могут быть замещены другими потребностями (в воздухе, в пище); 
• вторичные (избыточные) потребности, удовлетворяются после пер-вичных и могут быть замещены на другие потребности (посещение театра). 
4) по уровню удовлетворения: 
• полностью удовлетворяемые; 
• частично удовлетворяемые; 
• неудовлетворяемые; 
5) от масштабов и структуры производства: 
• абсолютные (максимальные) – это потребности, ориентированные на предельные возможности производства, основанного на последних дости-жениях науки и техники.

Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе; 
• действительные (подлежащие удовлетворению) – это потребности, подлежащие удовлетворению в условиях достигнутого уровня производства и научно-технического прогресса; 
• фактически удовлетворяемые – это потребности, которые удовлетво-ряются в настоящее время. 
В структуре потребностей существенную роль играет соотношение меж-ду материальными и духовными средствами их удовлетворения. С развити-ем общества стремление к удовлетворению потребностей в разнообразных услугах возрастает, а в товарах сокращается. Структура потребностей зависит от уровня доходов потребителей, так при росте дохода его доля, расходуемая на товары низшего качества, сокращается, а на высококачественные товары возрастает.

 

  1. Потребность в самоактуализации и способы ее удовлетворения в обществе

емецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) разработал социологическую модель поведения человека, которая включает 4 типа социального действия:

· Традиционное

· Аффективное

· Ценностно-рациональное

· Целерациональное

Традиционное действие ориентировано на выполнение норм, правил и традиций. Смысл жизни заключается в соблюдении установленных правил без всякого понимания его смысла, потому что «так надо», «так положено». Отношение к потребностям и услугам в этом случае полностью предсказуемо и определяется сложившимися традициями. Люди с таким мировоззрением легче других становятся жертвами различных идеологических манипуляций.

Аффективный тип действия ориентирован на исполнение желаний, настроений, капризов. Смысл жизни понимается, как возможность не соблюдать традиции, а поступать так «как хочу», свободно проявлять свои интересы и вкусы. Этот тип похож на эпикурейский стиль поведения – стремление получать удовольствие от жизни. Потребности человека, пути их удовлетворения и спрос на услуги становятся менее предсказуемыми, так как личность стремится проявить себя и действовать на основе своих желаний.

При ценностно-рациональном типе социального действия человек считает наиболее важным для себя следовать какой-либо идее. Эта идея имеет самостоятельную ценность, иногда большую, чем жизнь человека или большого количества людей. Смысл жизни понимается в служении идее и воплощения ее в жизнь как отдельного человека, так целой массы людей. Человек с таким смыслом жизни будет оценивать свои и чужие потребности и услуги с точки зрения соответствия его идее или цели.

При господстве целерационального типа действий человек определяет смысл своей жизни более гибко и индивидуально. Этот смысл зависит от той конкретной жизненной ситуации, в которой он находится и которую он стремится рационально осмыслить понять. Жизненная ситуация меняется, поэтому она требует постоянного анализа, осмысления. На основе этого осмысления личность может выстраивать стратегии своей деятельности, намечать цели и методы их достижения, которые соответствуют мировоззрению и конкретной жизненной ситуации. Для человека идущего таким путем невозможно потерять смысл жизни – этот смысл всегда можно переформулировать переосмыслить с учетом изменившихся условий. Люди, выработавшие такое мировоззрение, обладают сложной, постоянно меняющейся системой потребностей и предъявляют спрос на разнообразный набор услуг.

Потребность в смысле жизни начинает формироваться у человека в детстве и может пройти следующие фазы (по теории К. Обуховского):

· Предварительная

· Фаза идентификации

· Фаза космической потребности в смысле жизни

· Фаза зрелой концепции смысла жизни.

На предварительной фазе ребенок начинает формулировать вопросы об окружающем мире и о себе самом (Что это? Зачем луна? А где я был, пока меня не родили?).

Фаза идентификации наступает в школьном возрасте. Дети стараются найти смысл жизни, идентифицируя себя с теми, кто, по их мнению, правильно поступает. Стремление объединиться в группы, имеющие общие задачи и цели, и занятые осмысленной деятельностью, является типичным для подростков (Фан-клубы, рокеры, КВН). Идентификация с членами группы требует активной деятельности защиты общих интересов и отрицания ценностей других. Поэтому возникает вражда между сообществами. Важной особенностью идентификации является то, что в определенных условиях она достаточно полно имитирует смысл жизни и может остаться у индивида на всю жизнь как способ самоопределения. В этом случае он блокирует дальнейшие фазы развития смысла жизни, а значит, и путь к развитию личности. Религиозные фанатики также остаются на этой фазе развития.

На космической фазе развития человек пытается сформулировать смысл жизни в виде общих для всех абстрактных мировоззренческих идей и ценностей. Человек на этой стадии может зациклиться на какой-то идее кажущейся единственно правильной. Такое понимание позволяет ориентироваться в окружающем мире и вырабатывать личную стратегию поведения.

Зрелая концепция смысла жизни состоит в том, что человек находит свой собственный индивидуальный смысл и учится его развивать. Человек, который углубляет и конкретизирует смысл своего существования, на каждом новом этапе жизни обладает гармоничной постоянно развивающейся системой потребностей. Его спрос на услуги соответствует реальным его нуждам и в тоже время индивидуализирован в соответствии с особенностями его личности и того этапа развития, который эта личность в настоящий момент переживает.

Таким образом, в постиндустриальном обществе впервые возникла экономическая возможность широкого распространения индивидуального стиля потребления. Его психологический механизм – формирование развитой самостоятельной личности с глубокой зрелой концепцией смысла своего существования. В этой ситуации постоянное усложнение сферы услуг и повышение требований общества к их разнообразию и качеству становится исторической неизбежностью.

Потребность в самоактуализации. Способы удовлетворения.

Абрахам Маслоу считал, после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, любви и уважении неизбежно появляется беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан, то есть появляется потребность в самоактуализации. Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Самоактулизация представляет собой желание людей реализовать себя, проявить в себе то, что заложено природой. На этом уровне велика степень индивидуальных различий. А. Маслоу выделил основные черты людей с ярко выраженной потребностью в самоактуализации:

Принятие мира таким, каким он есть;

Центрирование на решении проблем, а не на своем «Я»;

Склонность к уединению;

Автономия, то есть относительная независимость от физического и социального окружения;

Особые эмоциональные переживания (пиковые переживания);

Самостоятельный творческий стиль деятельности (креативность);

Сопротивление приобщению к чуждым для себя культурным нормам;

Целостность личности и отсутствие в ней разрушительных противоречий, гармоний внутреннего мира и поведения.

Учитывая эти особенности можно предположить, какие потребности будут предпочтительными и спроектировать соответствующие услуги. Людей – самоактулизаторов немного, но определить смысл жизни основной массы людей, для того чтобы прогнозировать их потребности, достаточно сложно.

 

  1. Культурные ценности и индивидуальные потребности человека.

 

Система ценностей— совокупность оценок человеком предметов и явлений окружающего мира — прямо указывает на то, как надо относиться к существующим потребностям, каким образом следует их формировать и корректировать. Формирование самой системы ценностей — результат сложного взаимодействия семейного воспитания, экономики, политики, культурных традиций, религии, науки, искусства и всего многообразия социальных процессов.

Существует несколько классификаций потребностей человека. Так, их делят на биологические и социальные. Биологические примерно одинаковы у человека и животных (хотя человек удовлетворяет их своими, особыми способами), социальные возникают только в обществе. Социальные потребности возникают на основе главных особенностей общества, принципиально отличающих его от природы, — труда и мышления. Потребности, без удовлетворения которых (хотя бы частичного) человеческое существование вообще невозможно, называют насущными, или первичными. Вторичные, или ненасущные, производные потребности могут и не удовлетворяться — человек от этого не погибнет, хотя может нести серьезные лишения. Принято выделять индивидуальные и общественные, материальные и духовные потребности. Далее мы будем обсуждать их подробнее.

Как уже отмечалось, потребности находятся в глубокой связи с мировоззрением и системой ценностей.

Ценность— это значение предметов и явлений для человека и общества, оценка явлений и событий как добра или зла, полезного или вредного, прекрасного или безобразного, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. п. Знание о мире раскрывает объективные законы природы и общества, а оценка тех или иных явлений устанавливает, какое значение они имеют для человека и как следует к ним относиться. В истории европейской цивилизации необходимость изучения человеческих интересов, пристрастий, потребностей и ценностей впервые глубоко осознали софисты. Возможность сопоставления окружающего мира с потребностями и ценностями человека с блестящей точностью выражена в афоризме древнегреческого софиста Протагора (ок. 490 — ок. 420 гг. до н. э.): «Человек есть мера всех вещей». В этом высказывании ярко проявляется ценностный подход к миру.

Потребности и ценности пронизывают буквально все сферы общественной жизни, все социальные структуры и отношения. В силу этого они оказываются общими понятиями для всей совокупности общественных наук.

Потребности и ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и индивидом, личностью, ее внутренним миром. Материальные и духовные стороны общественной жизни, внешние детерминанты и внутренние побуждения, исходящие из глубин самосознания и подсознания, объективные и субъективные воздействия на человека переплетаются самым сложным образом, побуждая или не побуждая его к деятельности.

Потребности и ценности — близкие и вместе с тем не тождественные понятия. Они выработаны в истории общественной мысли для обозначения непосредственных причин социальных действий, в результате которых происходят изменения и преобразования в различных сферах жизни. Потребности, преобразованные в интересы, в свою очередь превращаются в ценности.

Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро.

Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяются также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.

За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие.

Информация о работе Научные идеи духовно-культурной деятельности культурного творчества человека