Механизмы реализации спортивного направления в туристической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:00, дипломная работа

Краткое описание

На основании изучения истории развития спортивного туризма как социально – общественного явления, основных организационных форм спортивного туризма, дан анализ реализации туристического продукта деятельности туристической фирмы. Проведен анализ роли спортивных программ в деятельности фирмы; определены проблемы и перспективы развития спортивного туризма на современном этапе на примере конкретной туристической фирмы

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы развития спортивного туризма
1.1.О понятии “спортивный туризм”……………………………………………6
1.2.История развития спортивного туризма как социально – общественного явления……………………………………………………………………………12
1.3.Основные организационные формы спортивного туризма……………….31
2.Анализ развития спортивно – оздоровительных программ на примере “ Интурист-Казань ”
2.1.Общее описание и структура управления туристической фирмы “Интурист-Казань”………………………………………………………………37
2.2.Анализ реализации туристического продукта деятельности фирмы…….39
2.3.Роль спортивных программ в деятельности фирмы……………………...49
3. Перспективы и направления развития спортивного туризма в деятельности турфирмы
3.1.Разработка новых спортивных туров в рамках чемпионата мира по футболу…………………………………………………………………………...61
3.2.Предложения по совершенствованию деятельности турфирмы и оценка эффективности мероприятий………………………………………...…………68
Заключение……………………………………………………………………….84
Список использованной литературы…………………………………………...88

Файлы: 1 файл

дИПЛОМ.doc

— 626.50 Кб (Скачать)

В туристско-краеведческой работе с учащимися чрезвычайно важно взвешенное сочетание туризма и краеведения. Молено ли вести краеведческую и туристскую работу порознь? Да, можно, но для педагогики лучше их сочетать. Туризм по своей природе всегда содержит элементы познания края. Невозможно путешествовать, ничего не узнавая, и в любом походе проводятся те или иные наблю­дения.

Для решения педагогических задач «производство» туризма не менее значимо, чем его «потребление», так как оно удваивает педа­гогический результат, дает «второй урожай». Поэтому коммерчес­кий туризм с точки зрения решения педагогических задач менее желателен в школе, чем туризм самодеятельный. Сервис коммер­ческого туризма, удовлетворяя сегодняшние цели расширения кру­гозора школьников, в перспективе, по большому счету, не может помочь школе в глубоком и всестороннем воспитании и обучении детей. Это может дать только самодеятельный туризм.

В сочетании туризма (перемещения в пространстве) в доминант­ной его форме (поход) с познанием края (созерцанием объектов в пути) приоритетным является прохождение намеченного марш­рута похода. Маршрут не есть только средство достижения каких-то целей. Он самоценен, он и есть цель похода.

В советское время термин «самодеятельный туризм» являлся синонимом понятия «спортивный туризм», он входил в перечень видов спорта, были разработаны нормативы, по нему присваива­лись спортивные разряды и звание «Мастер спорта СССР». Позже, в 1990-е гг. звание «Мастер спорта России» по спортивному туриз­му присваивалось по результатам спортивных походов или по ре­зультатам участия в соревнованиях по туристскому много­борью [10, C.55].

Спортивный туризм отличается тем, что на первое место чаще ставится задача испытать, узнать себя. Здесь цель пожить без благ цивилизации уже не второстепенная, не проходная, а основная, глав­ное намерение. Движение при этом является не печальной необ­ходимостью, а основным смыслом, а задача посмотреть вокруг — вторична. В наши дни спортивный туризм может использоваться и в коммерческих целях, так как часть людей проявляет особый, повышенный интерес к туризму и этот интерес не остается без вни­мания.

Туризм как форма активного отдыха и физического развития полезен всем людям, каждому человеку. Мало сказать - полезен, он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете: «Без странствий не создается ни одна индивидуальность». Особен­но это можно отнести к детям, поэтому за годы учебы каждый уча­щийся независимо от его склонностей, желаний, увлечений должен получить некоторую «порцию» туризма.

Таким образом, для развития человека должно быть два раз­ных туризма: один в ранге оздоровительного для большой массы людей - минимальный по объему, другой - для любителей путеше­ствовать в виде занятий по интересам - спортивный. Оба эти понятия туризма различаются между собой по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности, формам меропри­ятий и, конечно, по контингенту участников, что необходимо иметь в виду педагогам и организаторам туристской деятельности.

Учитывая все многообразие понятия туризма, его форм деятель­ности, организации можно сформулировать следующее определе­ние: «Спортивно-оздоровительный туризм - это такая орга­низационная форма туризма, которая предполагает при проведении туристских мероприятий различной сложности использование специальных тактических и технических при­емов, выработанных в течение многих поколений путеше­ственников и обеспечивающих их безопасность» [2, C.90].

 

1.2. История развития спортивного туризма как социально – общественного явления

 

Предпосылки для организованных походов и путешествий были вызваны необходимостью добывания пищи и связаны с ранними периодами истории человечества, когда племена или целые роды были вынуждены в поисках наиболее оптимальных условий для существования совершать длительные переходы.

В более поздний период развития общества умения и навыки людей совершать длительные и скоростные переходы по трудно­доступным местам стали играть важную военную роль. Затем в пу­тешествиях стал преобладать научный характер - добывание знаний, открытие новых земель, всестороннее изучение Земли. Воз­никла общественная необходимость в специальных экспедициях для изучения флоры и фауны отдаленных районов земного шара, культурных ценностей отдельных народностей, поиска полезных ископаемых, уточнения географических представлений о Земле. Пу­тешествия стали более длительными и сложными, доступными уз­кому кругу профессионалов.

Длительные переходы требовали предварительной подготовки (выполнение различных упражнений по преодолению естествен­ных препятствий, прохождению труднодоступных участков и т.п.). Постепенно складывалась совокупность мероприятий по форми­рованию у человека жизненно необходимых навыков поведения в походных условиях.

Историю спортивно-оздоровительного туризма в России мож­но рассматривать по двум направлениям - взрослый туризм как социально-общественное явление и детско-юношеский туризм, ко­торые взаимозависимы и дополняют друг друга, но организацион­но развивались почти самостоятельно [12, C.94].

Первое в России запланированное и успешно проведенное вос­хождение на вулкан Ключевская сопка совершил в 1788 г. член русской экспедиции на Камчатку чиновник Даниил Гаусс с частью команды. Когда Гауссу задали вопрос «почему?», он ответил «Лю­бопытство повлекло...»

В 1815 г. во время высадки на Аляске знаменитый русский мо­реплаватель О. Коцебу с товарищами поднялся на вулкан Макуши (2035 м).

С освоением новых, ранее недоступных территорий, с совершен­ствованием снаряжения в понятие «путешествие» стали проникать элементы спортивности.

В XIX в. в результате индустриального и экономического разви­тия усиленно развивались путешествия в горах, среди русских иссле­дователей возрос интерес к изучению Кавказа. В 1829 г. на восточную вершину Эльбруса поднялся кабардинец Килар Хаширов, провод­ник совместной экспедиции Российской академии наук и ча­стей Кавказской линии, которую возглавлял генерал Г.А. Эмануэль. Для развития горовосхождений в России многое сделали рус­ские военные топографы, которые проводили съемку огромных районов Кавказа (И. Ходзько, С. Александров, А. Пастухов и др.), в освоении горных систем плодотворно работали географы и путе­шественники-исследователи (А. Федченко, П. Семенов-Тян-Шан-ский, Н. Корженевский, И. Мушкетов, Н. Пржевальский, В. Ошанин и многие др.).

В Европе, а затем и в России начинали возникать альпийские клубы, уставы которых включали не только спортивные, но и ис­следовательские цели.

В России первый альпийский клуб был создан в 1877 г. в Тиф­лисе при Кавказском обществе естествознания, количество его чле­нов не превышало 40 человек.

В 1890 г. в Одессе возник Крымский горный клуб, учредителями которого были ученые, врачи, юристы, известные исследователи Крыма. Уже в первые годы в клубе насчитывалось более 400 членов. Помимо исследовательских задач клуб заботился об облегчении путешествий его членов, устройстве убежищ в горах, содержа­нии проводников и горной стражи. Правление клуба находилось в Одессе, отделения были созданы в Ялте и Севастополе. В период 1891-1915 гг. издавался журнал «Записки Крымского горного клу­ба», в котором давали описание экскурсий и маршрутов, публико­вали отчеты экспедиций. Журнал издавался ежемесячно и рассы­лался бесплатно членам клуба, знакомил их с природой, историей, этнографией Крыма, а позднее и Кавказа.

Большая экскурсионная деятельность проводилась Ялтинским отделением, которое за время своего существования обслужило бо­лее 120 тыс. человек.

Однако официальной датой рождения российского туризма счи­тается 1895 г., когда 15 апреля на первом общем собрании 27 членов-учредителей, пользуясь правительственным разрешением, избрали Комитет для управления делами Общества велосипедистов-тури­стов. Устав Общества (Русского туринг-клуба) насчитывал 35 ста­тей, общество состояло из почетных и действительных пожизненных членов. Вступительный взнос для действительных членов равнялся двум рублям, в течение только 1895 г. в Общество вступило 157 новых членов.

В 1899 г. Общество на Люксембургском международном конг­рессе туризма было принято в Международную лигу туристских обществ.

К 1900 г. Общество превратилось в одну из крупных и автори­тетных организаций в стране. Им было учреждены 14 комитетов, открыты представительства в 135 русских городах, восемь предста­вительств за границей, заключены дружеские договоры с 12 загра­ничными туристскими обществами.

С 1895 г. печатным органом Общества являлся журнал «Велоси­пед», а с января 1899 по 1913 г. издавался ежемесячный журнал «Русский турист». В первом номере было опубликовано следующее определение понятия туризма: «Туризм - тоже спорт, и спорт наи­более чистый, наиболее свободный от каких бы то ни было матери­альных расчетов... Туристом может быть только любитель, человек, не потерявший способности любить природу во всех ее проявлени­ях, сохранивший в своей душе искру поэзии, заложенную в ней при рождении человека». Журнал рассылался бесплатно всем членам общества. Он сыграл огромную роль в истории развития россий­ского туризма, способствовал сплочению всех представительств и клубов, обобщал имеющийся отечественный и зарубежный опыт, публиковал материалы о новых маршрутах и различных уголках России [5, C.76].

В конце 1901 г. на базе Общества велосипедистов-туристов было создано единое Российское общество туристов, что явилось пово­ротным моментом в истории развития туризма и экскурсий в Рос­сии. В 1907 г. при Российском обществе туристов была создана комиссия «Образовательные экскурсии по России», которая зани­малась проведением экскурсий по крупным городам, а также знако­мила с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии.

В 1901 г. в Москве было учреждено Русское горное общество, председателем которого был избран директор Московско-Казан­ской железной дороги, страстный путешественник и альпинист Алек­сандр Карлович фон Мекк, а членами стали крупнейшие ученые Д.Н. Анучин, В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, И.В. Мушкетов и др. Основными задачами общества были «все­стороннее изучение гор и распределение сведений о них и облегче­ние знакомства с горной природой путем путешествий, экскурсий и восхождений». Общество занималось устройством приютов -в 1903 г. на Казбеке (3480 м) и в 1907 г. на Эльбрусе (Кругозор), пропагандой маршрутов, организацией путешествий и экскурсий, восхождений в горах, проведением выставок. Общество ввело атте­стацию проводников и учредило для них специальный жетон.

В начале XX в. утвердились новые направления в развитии туризма. Возникла своего рода система организационных и мето­дических мероприятий, способствующая дальнейшему развитию туризма как средства физического воспитания. Прогрессивным яв­лением в распространении положительного опыта организации туристской работы стало создание в 1919 г. Международного тури­стского альянса (АИТ), в состав которого вошло 118 ассоциаций. Надо отметить, что туризм в России до революции был доступен только представителям имущих классов, так как требовал значи­тельных финансовых средств и свободного времени.

В 1920-е гг. массовая туристская работа приобрела важное обще­ственно-политическое значение. Перед физкультурными организа­циями встала задача внедрения в практику физкультурного движе­ния таких форм и методов, которые бы способствовали повышению общественной активности трудящихся масс. Главенствующей В их содержании стала агитационно-пропагандистская работа с рабо­чими и тружениками села, широко освещаемая в периодической печати. Как правило, эти мероприятия посвящались знаменатель­ным событиям в жизни Советского государства.

С середины 1920-х гг. повсеместно в стране начали культивиро­ваться дальние пробеги, походы, звездные эстафеты. Живое слово, наглядный пример участников походов эффективно действовали на советских людей. В 1923 г. был впервые совершен агитационный лыжный поход комсомольцев по маршруту Архангельск - Москва, в 1924 г. подобных походов было проведено уже 12 [3, C.165].

6 января 1927 г. газета «Комсомольская правда» предложила для обсуждения широкому кругу читателей статью «Нужно общество пролетарских туристов», на которую сразу же поступило большое число откликов. В них высказывалось мнение о необходимости создания в стране доступной всем туристской организации. И уже 13 января было проведено совещание по вопросам организации массового пролетарского туризма с приглашением партийных, комсомольских, профсоюзных работников, организаторов физ­культурного движения, что дало мощный импульс развитию ту­ризма.

При Центральном комитете ВЛКСМ было создано бюро ту­ризма, перед которым ставилась задача развития массового турист­ского движения среди молодежи. Для этой цели было решено ис­пользовать Российское общество туристов (РОТ), возродившееся в 1922-1923 гг. и насчитывавшее в своих рядах около 500 человек из среды интеллигенции. Бюро призвало комсомольцев, рабочую молодежь, студенчество вступать в ряды РОТ, в результате чего резко изменилась его социальная структура и был создан фунда­мент туристского движения в стране.

По решению Наркомпроса создано экскурсионное государствен­ное акционерное общество «Советский турист». Членами общества могли стать граждане, купившие его акции. Одна акция стоила 1 рубль, а право голоса имели те, кто держал не менее ста акций.

Акционерному обществу вменялось в обязанность создание сети туристских баз и маршрутов на всей территории Советского Со­юза, т.е. развитие планового туризма. Туристские и экскурсионные маршруты должны были проходить по местам, связанным с рево­люционными событиями, соцстроительством в стране.

В январе 1929 г. на московской конференции туристов было принято решение о переименовании РОТ в Общество пролетар­ского туризма РСФСР (ОПТ), в ноябре был утвержден новый ус­тав. Председателем ОПТ стал М.В. Крыленко - нарком юстиции РСФСР, страстный поклонник путешествий в горах. В рядах обще­ства насчитывалось 50 тыс. человек.

К лету ГАО «Советский турист» предлагало путевки на 29 марш­рутов, проложенных как в европейской, так и в азиатской частях страны: в Средней полосе России, на Урале и Волге, на Украине и в Крыму, на Кавказе и в Закавказье, на Алтае и даже по Памиру. Продолжительность путешествий не превышала двух недель, что соответствовало времени отпуска большинства трудящихся. Меж­ду «Совтуром» и Обществом пролетарского туризма возникли се­рьезные противоречия, каждая из этих организаций претендовала на исключительное руководство туристским движением.

Информация о работе Механизмы реализации спортивного направления в туристической деятельности