Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:00, дипломная работа
На основании изучения истории развития спортивного туризма как социально – общественного явления, основных организационных форм спортивного туризма, дан анализ реализации туристического продукта деятельности туристической фирмы. Проведен анализ роли спортивных программ в деятельности фирмы; определены проблемы и перспективы развития спортивного туризма на современном этапе на примере конкретной туристической фирмы
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы развития спортивного туризма
1.1.О понятии “спортивный туризм”……………………………………………6
1.2.История развития спортивного туризма как социально – общественного явления……………………………………………………………………………12
1.3.Основные организационные формы спортивного туризма……………….31
2.Анализ развития спортивно – оздоровительных программ на примере “ Интурист-Казань ”
2.1.Общее описание и структура управления туристической фирмы “Интурист-Казань”………………………………………………………………37
2.2.Анализ реализации туристического продукта деятельности фирмы…….39
2.3.Роль спортивных программ в деятельности фирмы……………………...49
3. Перспективы и направления развития спортивного туризма в деятельности турфирмы
3.1.Разработка новых спортивных туров в рамках чемпионата мира по футболу…………………………………………………………………………...61
3.2.Предложения по совершенствованию деятельности турфирмы и оценка эффективности мероприятий………………………………………...…………68
Заключение……………………………………………………………………….84
Список использованной литературы…………………………………………...88
В туристско-краеведческой работе с учащимися чрезвычайно важно взвешенное сочетание туризма и краеведения. Молено ли вести краеведческую и туристскую работу порознь? Да, можно, но для педагогики лучше их сочетать. Туризм по своей природе всегда содержит элементы познания края. Невозможно путешествовать, ничего не узнавая, и в любом походе проводятся те или иные наблюдения.
Для решения педагогических задач «производство» туризма не менее значимо, чем его «потребление», так как оно удваивает педагогический результат, дает «второй урожай». Поэтому коммерческий туризм с точки зрения решения педагогических задач менее желателен в школе, чем туризм самодеятельный. Сервис коммерческого туризма, удовлетворяя сегодняшние цели расширения кругозора школьников, в перспективе, по большому счету, не может помочь школе в глубоком и всестороннем воспитании и обучении детей. Это может дать только самодеятельный туризм.
В сочетании туризма (перемещения в пространстве) в доминантной его форме (поход) с познанием края (созерцанием объектов в пути) приоритетным является прохождение намеченного маршрута похода. Маршрут не есть только средство достижения каких-то целей. Он самоценен, он и есть цель похода.
В советское время термин «самодеятельный туризм» являлся синонимом понятия «спортивный туризм», он входил в перечень видов спорта, были разработаны нормативы, по нему присваивались спортивные разряды и звание «Мастер спорта СССР». Позже, в 1990-е гг. звание «Мастер спорта России» по спортивному туризму присваивалось по результатам спортивных походов или по результатам участия в соревнованиях по туристскому многоборью [10, C.55].
Спортивный туризм отличается тем, что на первое место чаще ставится задача испытать, узнать себя. Здесь цель пожить без благ цивилизации уже не второстепенная, не проходная, а основная, главное намерение. Движение при этом является не печальной необходимостью, а основным смыслом, а задача посмотреть вокруг — вторична. В наши дни спортивный туризм может использоваться и в коммерческих целях, так как часть людей проявляет особый, повышенный интерес к туризму и этот интерес не остается без внимания.
Туризм как форма активного отдыха и физического развития полезен всем людям, каждому человеку. Мало сказать - полезен, он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете: «Без странствий не создается ни одна индивидуальность». Особенно это можно отнести к детям, поэтому за годы учебы каждый учащийся независимо от его склонностей, желаний, увлечений должен получить некоторую «порцию» туризма.
Таким образом, для развития человека должно быть два разных туризма: один в ранге оздоровительного для большой массы людей - минимальный по объему, другой - для любителей путешествовать в виде занятий по интересам - спортивный. Оба эти понятия туризма различаются между собой по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности, формам мероприятий и, конечно, по контингенту участников, что необходимо иметь в виду педагогам и организаторам туристской деятельности.
Учитывая все многообразие понятия туризма, его форм деятельности, организации можно сформулировать следующее определение: «Спортивно-оздоровительный туризм - это такая организационная форма туризма, которая предполагает при проведении туристских мероприятий различной сложности использование специальных тактических и технических приемов, выработанных в течение многих поколений путешественников и обеспечивающих их безопасность» [2, C.90].
1.2. История развития спортивного туризма как социально – общественного явления
Предпосылки для организованных походов и путешествий были вызваны необходимостью добывания пищи и связаны с ранними периодами истории человечества, когда племена или целые роды были вынуждены в поисках наиболее оптимальных условий для существования совершать длительные переходы.
В более поздний период развития общества умения и навыки людей совершать длительные и скоростные переходы по труднодоступным местам стали играть важную военную роль. Затем в путешествиях стал преобладать научный характер - добывание знаний, открытие новых земель, всестороннее изучение Земли. Возникла общественная необходимость в специальных экспедициях для изучения флоры и фауны отдаленных районов земного шара, культурных ценностей отдельных народностей, поиска полезных ископаемых, уточнения географических представлений о Земле. Путешествия стали более длительными и сложными, доступными узкому кругу профессионалов.
Длительные переходы требовали предварительной подготовки (выполнение различных упражнений по преодолению естественных препятствий, прохождению труднодоступных участков и т.п.). Постепенно складывалась совокупность мероприятий по формированию у человека жизненно необходимых навыков поведения в походных условиях.
Историю спортивно-оздоровительного туризма в России можно рассматривать по двум направлениям - взрослый туризм как социально-общественное явление и детско-юношеский туризм, которые взаимозависимы и дополняют друг друга, но организационно развивались почти самостоятельно [12, C.94].
Первое в России запланированное и успешно проведенное восхождение на вулкан Ключевская сопка совершил в 1788 г. член русской экспедиции на Камчатку чиновник Даниил Гаусс с частью команды. Когда Гауссу задали вопрос «почему?», он ответил «Любопытство повлекло...»
В 1815 г. во время высадки на Аляске знаменитый русский мореплаватель О. Коцебу с товарищами поднялся на вулкан Макуши (2035 м).
С освоением новых, ранее недоступных территорий, с совершенствованием снаряжения в понятие «путешествие» стали проникать элементы спортивности.
В XIX в. в результате индустриального и экономического развития усиленно развивались путешествия в горах, среди русских исследователей возрос интерес к изучению Кавказа. В 1829 г. на восточную вершину Эльбруса поднялся кабардинец Килар Хаширов, проводник совместной экспедиции Российской академии наук и частей Кавказской линии, которую возглавлял генерал Г.А. Эмануэль. Для развития горовосхождений в России многое сделали русские военные топографы, которые проводили съемку огромных районов Кавказа (И. Ходзько, С. Александров, А. Пастухов и др.), в освоении горных систем плодотворно работали географы и путешественники-исследователи (А. Федченко, П. Семенов-Тян-Шан-ский, Н. Корженевский, И. Мушкетов, Н. Пржевальский, В. Ошанин и многие др.).
В Европе, а затем и в России начинали возникать альпийские клубы, уставы которых включали не только спортивные, но и исследовательские цели.
В России первый альпийский клуб был создан в 1877 г. в Тифлисе при Кавказском обществе естествознания, количество его членов не превышало 40 человек.
В 1890 г. в Одессе возник Крымский горный клуб, учредителями которого были ученые, врачи, юристы, известные исследователи Крыма. Уже в первые годы в клубе насчитывалось более 400 членов. Помимо исследовательских задач клуб заботился об облегчении путешествий его членов, устройстве убежищ в горах, содержании проводников и горной стражи. Правление клуба находилось в Одессе, отделения были созданы в Ялте и Севастополе. В период 1891-1915 гг. издавался журнал «Записки Крымского горного клуба», в котором давали описание экскурсий и маршрутов, публиковали отчеты экспедиций. Журнал издавался ежемесячно и рассылался бесплатно членам клуба, знакомил их с природой, историей, этнографией Крыма, а позднее и Кавказа.
Большая экскурсионная деятельность проводилась Ялтинским отделением, которое за время своего существования обслужило более 120 тыс. человек.
Однако официальной датой рождения российского туризма считается 1895 г., когда 15 апреля на первом общем собрании 27 членов-учредителей, пользуясь правительственным разрешением, избрали Комитет для управления делами Общества велосипедистов-туристов. Устав Общества (Русского туринг-клуба) насчитывал 35 статей, общество состояло из почетных и действительных пожизненных членов. Вступительный взнос для действительных членов равнялся двум рублям, в течение только 1895 г. в Общество вступило 157 новых членов.
В 1899 г. Общество на Люксембургском международном конгрессе туризма было принято в Международную лигу туристских обществ.
К 1900 г. Общество превратилось в одну из крупных и авторитетных организаций в стране. Им было учреждены 14 комитетов, открыты представительства в 135 русских городах, восемь представительств за границей, заключены дружеские договоры с 12 заграничными туристскими обществами.
С 1895 г. печатным органом Общества являлся журнал «Велосипед», а с января 1899 по 1913 г. издавался ежемесячный журнал «Русский турист». В первом номере было опубликовано следующее определение понятия туризма: «Туризм - тоже спорт, и спорт наиболее чистый, наиболее свободный от каких бы то ни было материальных расчетов... Туристом может быть только любитель, человек, не потерявший способности любить природу во всех ее проявлениях, сохранивший в своей душе искру поэзии, заложенную в ней при рождении человека». Журнал рассылался бесплатно всем членам общества. Он сыграл огромную роль в истории развития российского туризма, способствовал сплочению всех представительств и клубов, обобщал имеющийся отечественный и зарубежный опыт, публиковал материалы о новых маршрутах и различных уголках России [5, C.76].
В конце 1901 г. на базе Общества велосипедистов-туристов было создано единое Российское общество туристов, что явилось поворотным моментом в истории развития туризма и экскурсий в России. В 1907 г. при Российском обществе туристов была создана комиссия «Образовательные экскурсии по России», которая занималась проведением экскурсий по крупным городам, а также знакомила с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии.
В 1901 г. в Москве было учреждено Русское горное общество, председателем которого был избран директор Московско-Казанской железной дороги, страстный путешественник и альпинист Александр Карлович фон Мекк, а членами стали крупнейшие ученые Д.Н. Анучин, В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, И.В. Мушкетов и др. Основными задачами общества были «всестороннее изучение гор и распределение сведений о них и облегчение знакомства с горной природой путем путешествий, экскурсий и восхождений». Общество занималось устройством приютов -в 1903 г. на Казбеке (3480 м) и в 1907 г. на Эльбрусе (Кругозор), пропагандой маршрутов, организацией путешествий и экскурсий, восхождений в горах, проведением выставок. Общество ввело аттестацию проводников и учредило для них специальный жетон.
В начале XX в. утвердились новые направления в развитии туризма. Возникла своего рода система организационных и методических мероприятий, способствующая дальнейшему развитию туризма как средства физического воспитания. Прогрессивным явлением в распространении положительного опыта организации туристской работы стало создание в 1919 г. Международного туристского альянса (АИТ), в состав которого вошло 118 ассоциаций. Надо отметить, что туризм в России до революции был доступен только представителям имущих классов, так как требовал значительных финансовых средств и свободного времени.
В 1920-е гг. массовая туристская работа приобрела важное общественно-политическое значение. Перед физкультурными организациями встала задача внедрения в практику физкультурного движения таких форм и методов, которые бы способствовали повышению общественной активности трудящихся масс. Главенствующей В их содержании стала агитационно-пропагандистская работа с рабочими и тружениками села, широко освещаемая в периодической печати. Как правило, эти мероприятия посвящались знаменательным событиям в жизни Советского государства.
С середины 1920-х гг. повсеместно в стране начали культивироваться дальние пробеги, походы, звездные эстафеты. Живое слово, наглядный пример участников походов эффективно действовали на советских людей. В 1923 г. был впервые совершен агитационный лыжный поход комсомольцев по маршруту Архангельск - Москва, в 1924 г. подобных походов было проведено уже 12 [3, C.165].
6 января 1927 г. газета «Комсомольская правда» предложила для обсуждения широкому кругу читателей статью «Нужно общество пролетарских туристов», на которую сразу же поступило большое число откликов. В них высказывалось мнение о необходимости создания в стране доступной всем туристской организации. И уже 13 января было проведено совещание по вопросам организации массового пролетарского туризма с приглашением партийных, комсомольских, профсоюзных работников, организаторов физкультурного движения, что дало мощный импульс развитию туризма.
При Центральном комитете ВЛКСМ было создано бюро туризма, перед которым ставилась задача развития массового туристского движения среди молодежи. Для этой цели было решено использовать Российское общество туристов (РОТ), возродившееся в 1922-1923 гг. и насчитывавшее в своих рядах около 500 человек из среды интеллигенции. Бюро призвало комсомольцев, рабочую молодежь, студенчество вступать в ряды РОТ, в результате чего резко изменилась его социальная структура и был создан фундамент туристского движения в стране.
По решению Наркомпроса создано экскурсионное государственное акционерное общество «Советский турист». Членами общества могли стать граждане, купившие его акции. Одна акция стоила 1 рубль, а право голоса имели те, кто держал не менее ста акций.
Акционерному обществу вменялось в обязанность создание сети туристских баз и маршрутов на всей территории Советского Союза, т.е. развитие планового туризма. Туристские и экскурсионные маршруты должны были проходить по местам, связанным с революционными событиями, соцстроительством в стране.
В январе 1929 г. на московской конференции туристов было принято решение о переименовании РОТ в Общество пролетарского туризма РСФСР (ОПТ), в ноябре был утвержден новый устав. Председателем ОПТ стал М.В. Крыленко - нарком юстиции РСФСР, страстный поклонник путешествий в горах. В рядах общества насчитывалось 50 тыс. человек.
К лету ГАО «Советский турист» предлагало путевки на 29 маршрутов, проложенных как в европейской, так и в азиатской частях страны: в Средней полосе России, на Урале и Волге, на Украине и в Крыму, на Кавказе и в Закавказье, на Алтае и даже по Памиру. Продолжительность путешествий не превышала двух недель, что соответствовало времени отпуска большинства трудящихся. Между «Совтуром» и Обществом пролетарского туризма возникли серьезные противоречия, каждая из этих организаций претендовала на исключительное руководство туристским движением.
Информация о работе Механизмы реализации спортивного направления в туристической деятельности