Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:00, дипломная работа
На основании изучения истории развития спортивного туризма как социально – общественного явления, основных организационных форм спортивного туризма, дан анализ реализации туристического продукта деятельности туристической фирмы. Проведен анализ роли спортивных программ в деятельности фирмы; определены проблемы и перспективы развития спортивного туризма на современном этапе на примере конкретной туристической фирмы
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы развития спортивного туризма
1.1.О понятии “спортивный туризм”……………………………………………6
1.2.История развития спортивного туризма как социально – общественного явления……………………………………………………………………………12
1.3.Основные организационные формы спортивного туризма……………….31
2.Анализ развития спортивно – оздоровительных программ на примере “ Интурист-Казань ”
2.1.Общее описание и структура управления туристической фирмы “Интурист-Казань”………………………………………………………………37
2.2.Анализ реализации туристического продукта деятельности фирмы…….39
2.3.Роль спортивных программ в деятельности фирмы……………………...49
3. Перспективы и направления развития спортивного туризма в деятельности турфирмы
3.1.Разработка новых спортивных туров в рамках чемпионата мира по футболу…………………………………………………………………………...61
3.2.Предложения по совершенствованию деятельности турфирмы и оценка эффективности мероприятий………………………………………...…………68
Заключение……………………………………………………………………….84
Список использованной литературы…………………………………………...88
40
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические основы развития спортивного туризма
1.1.О понятии “спортивный туризм”……………………………………………6
1.2.История развития спортивного туризма как социально – общественного явления……………………………………………………………
1.3.Основные организационные формы спортивного туризма……………….31
2.Анализ развития спортивно – оздоровительных программ на примере “ Интурист-Казань ”
2.1.Общее описание и структура управления туристической фирмы “Интурист-Казань”…………………………………
2.2.Анализ реализации туристического продукта деятельности фирмы…….39
2.3.Роль спортивных программ в деятельности фирмы……………………...49
3. Перспективы и направления развития спортивного туризма в деятельности турфирмы
3.1.Разработка новых спортивных туров в рамках чемпионата мира по футболу……………………………………………………………
3.2.Предложения по совершенствованию деятельности турфирмы и оценка эффективности мероприятий………………………………………...…
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...8
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Спортивный туризм - более широкое понятие, чем просто один из видов спорта. Это общественное движение, одной из важнейших целей которого является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом. Внутренней мотивацией движения является стремление человека к духовному общению с другими людьми, самоутверждение, естественная тяга к прекрасному миру природы. Суть спортивного туризма может быть выражена словами: за духовность, спорт, природу.
В условиях возрастающей напряженности городской жизни, ухудшения экологии, снижения естественного иммунитета человека все большее значение приобретает высокий оздоровительный потенциал природной среды, который позволяет создать целостную систему взаимодействия человека с природой, позволяющую комплексно решать задачи оздоровления населения, сохранения природы, оптимального сочетания режима городской жизни с активным отдыхом.
Созданная в течение десятилетий система спортивного туризма минимально ограничивает инициативу путешественников. В настоящее время спортивное путешествие можно оформить к любой точке земного шара, при этом каждый может стать руководителем группы, лишь бы он обладал опытом участия в путешествии той же категории сложности и опытом руководства в путешествии, которое на одну категорию проще. Остальные члены команды обязаны иметь опыт участия в более простом (на одну категорию) путешествии. Помимо этого основного принципа Правилами оговорены исключения, позволяющие более полно учесть фактический опыт путешественников (например, альпинистский опыт или опыт в других видах спортивного туризма). Мастерский уровень в спортивном туризме связан с руководством в путешествиях высших (5-й и 6-й) категорий сложности. Поэтому, совершая по два путешествия в год, одаренный спортсмен достигает этого уровня за 5 - 6 лет.
В отличие от обычного путешествия спортивное путешествие включает набор классифицированных по сложности естественных препятствий. Как правило, в горном и лыжном туризме такими препятствиями являются горные вершины и перевалы, а в водном туризме - речные пороги. Классифицированные препятствия составляют основу методики сравнения путешествий по их сложности. Это похоже на оценку сложности программ по гимнастике или фигурному катанию. С блеском исполненные наиболее сложные путешествия выдвигаются на первенство Москвы и на чемпионат России.
Организация и проведение спортивных путешествий подчиняются Правилам, которые утверждены Туристско-спортивным союзом России. В этих Правилах аккумулируется опыт многих поколений путешественников. Поэтому при их выполнении гарантируется достигнутый в спортивном туризме уровень безопасности. Контролирует это система маршрутно-квалификационных комиссий (МКК). В частности, МКК проверяет подготовленность группы к выходу на маршрут и соответствие опыта участников путешествия его сложности.
Спортивный туризм развит практически во всех районах нашей планеты. Но особенно хочется подчеркнуть эффективность спортивного туризма в России.
Объектом исследования является спортивный туризм.
Предмет исследования – механизмы реализации спортивного направления в туристической деятельности.
Цель – выявление перспектив развития спортивного туризма.
В соответствии с поставленной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить понятие “спортивный туризм”;
- проанализировать историю развития спортивного туризма как социально – общественного явления;
- рассмотреть основные организационные формы спортивного туризма;
- изучить общее описание и структуру управления туристической фирмы “ Интурист-Казань ”;
- сделать анализ реализации туристического продукта деятельности фирмы;
- проанализировать роль спортивных программ в деятельности фирмы;
-изучить проблемы и перспективы развития спортивного туризма на современном этапе;
- проанализировать предложения по совершенствованию деятельности фирмы.
Теоретико-методологическую основу исследования составил системный подход к анализу социально-экономических процессов и явлений.
Научная новизна исследования состоит в разработке методических основ и рекомендаций по созданию и эффективной реализации стратегии развития спортивного туризма.
Практическая значимость выполненного исследования состоит в разработке методических рекомендаций развитию спортивного туризма.
Структура дипломной работы – введение, 3 главы, заключение и список использованной литературы.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы развития спортивного туризма.
Во второй главе проанализировано развитие спортивно – оздоровительных программ на примере “ Интурист-Казань ”.
В третьей главе изучены перспективы и направления развития спортивного туризма в России и РТ.
Основные результаты проведенного исследования и рекомендации по их применению излагаются в заключении.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА
1.1. О понятии “спортивный туризм”
Человек путешествующий был всегда. Сначала путешествия были вызваны необходимостью добывания пищи, да и сейчас мы путешествуем за грибами, за ягодами, за рыбой и зверем.
Затем в путешествиях стал преобладать научный характер - добывание знаний, открытие новых земель, всестороннее изучение Земли. Путешествия стали более длительными и сложными, доступными узкому кругу профессионалов.
Со временем интересы человека путешествующего расширялись. Появился интерес культурный, не преследующий научных целей, не ведущий к открытиям для общества, но приносящий открытия для самого себя. Человеку стало интересно не только то, что там, вдали, он обратил взгляд не только на природу вокруг себя, но и внутрь себя.
Способствовали этому и знаменитые экспедиции ученых, слава о которых стала широко распространяться, и книги о путешествиях и путешественниках.
К любопытству объективному добавился интерес субъективный: узнать, понять, проверить, усовершенствовать себя, не только людей посмотреть, но и себя показать. И человек отправился в путешествие не только для того, чтобы увидеть мир, но чтобы понять и испытать самого себя.
С освоением новых, ранее недоступных территорий, с совершенствованием снаряжения в туризм стали проникать элементы спортивности, в понятие «путешествие» стали входить элементы самодеятельности и спорта. Появились и крайности: экстремальный туризм, походы на выживание [4, C.31].
Существительному «туризм» сопутствует множество прилагательных: «внутренний», «въездной», «выездной», «местный», «международный», «пешеходный», «горный», «водный», «конный», «спелеологический», «социальный», «самодеятельный», «детско-юношеский», «спортивный», «коммерческий», «познавательный», «экскурсионный», «экстремальный» и т.д. Уже само обилие определений говорит о сложности понятия «туризм», о его многообразии. Но все эти многочисленные прилагательные к понятию «туризм» характеризуют лишь частности, все они являются признаками переменными, а не раз и навсегда свойственными туризму. Все они характеризуют разные стороны конкретных форм туристских мероприятий: главную цель, продолжительность, способ передвижения, способ организации, сезон, контингент участников и т.д.
Суть же туризма состоит в перемещениях человека (группы людей) в пространстве из места постоянного проживания в другие места. Без перемещений нет туризма. А сами эти перемещения характеризуются по крайней мере тремя обязательными элементами-признаками [21, C.150].
Перемещение (его маршрут, способ, сроки и цели) происходит добровольно, без принуждения, по самостоятельно принятому человеком решению, согласованному с компаньонами. Исключением является коммерческий туризм, где человек не полностью самостоятелен в определении основных параметров перемещения.
Перемещение происходит в свободное от служебных обязанностей и учебы время. Исключение сделаем для работников сферы туризма, а также для учителей, преподавателей - руководителей детских туристских и экскурсионных групп.
Перемещение всегда является временным, длится определенный срок, по истечении которого человек возвращается к месту постоянного проживания.
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дается следующее определение: «Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее -лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания». Соответственно, туристом является лицо, посещающее место временного пребывания с данными целями на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в месте временного пребывания. Экскурсант, в отличие от туриста, посещает место временного пребывания на период менее 24 часов без ночевки и использует услуги экскурсовода (гида) [1].
«Охота к перемене мест» охватывает значительные массы жителей Земли. По данным Всемирной туристской организации, в 1950 г. на планете было зарегистрировано 25 млн. туристов, а в начале XXI в. общемировые показатели характеризуются устойчивым ростом и превышают 2 млрд путешествующих в течение года, из которых более 700 млн составляют международные туристские прибытия. Доходы от международного туризма в целом составляют более 700 млрд евро. Сейчас туризм дает 11% мирового ВВП, а во многих странах служит главным источником пополнения госбюджета [19, C.173].
Современный туризм по организации деятельности делится на два направления: коммерческий и самодеятельный. В советский период существовали определения туризма - «плановый» и «самодеятельный», но в последние годы в связи с произошедшими изменениями чаще используют более точные понятия: «коммерческий туризм», «туристский бизнес» и «самодеятельный туризм» [35, C.117].
Коммерческий туризм предполагает организацию отдыха по туристским путевкам, а также использование транспортных средств для коллективных поездок в экскурсионных и оздоровительных целях. Путешествия, экскурсии, походы организуются туристскими фирмами и туристско-экскурсионными учреждениями при полном или частичном обслуживании туристов на маршруте.
Самодеятельный туризм включает в себя различные формы, но отличительной чертой всех его мероприятий является то, что они организуются самими участниками [25, C.276].
Промежуточное положение между коммерческим и самодеятельным туризмом занимает школьный туризм. Здесь действуют две стороны - участвующая (дети) и организующая, содействующая (администрация, педагогический коллектив). У этих двух сторон подходы к туризму различны, но не противоречат друг другу. Для детей туризм - увлекательное занятие, наполненное романтикой, способ активного отдыха. Для организующей стороны, учителей -средство лучше узнать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие, т.е. средство решения педагогических задач. Своих целей учитель достигает быстрее и легче через удовлетворение потребностей детей, интереса к путешествиям.
У туризма есть две стороны - «потребление» и «производство». Видимым содержанием туризма является все то, что он дает или может дать человеку, тот ожидаемый результат, ради которого человек вступает на туристскую тропу.
Эту «потребительскую корзину» туризма составляют:
- радостные переживания (эмоциональность);
- интересная, полезная информация, воспринимаемая человеком непосредственно, а не через устную или письменную речь (познавательность);
- физическое развитие, укрепление здоровья, в том числе и психического;
- яркие впечатления (восприятия);
- разного рода полезные умения и навыки.
«Производство» туризма - это вся та многообразная работа, которую должен сделать человек, чтобы получить удовольствие от туризма, чтобы конкретное туристское мероприятие состоялось, и притом на высоком уровне [13, C.235].
Человек занимается туризмом именно с целью «потребления». «Производство» же для него не цель, а лишь средство, как бы вынужденная часть занятия туризмом. И тут ему на помощь может прийти коммерческая туристская сфера, которая берет на себя заботы по «производству». Это и есть коммерческий туризм, который за соответствующую плату обеспечивает все, что нужно.
Но в работе со школьниками не следует им увлекаться, ведь он имеет явную тенденцию коммерческого подхода к делу, он «болен» неуемным стремлением продавать как можно больше услуг и беспредельно повышать уровень комфортности. Утомленным бизнесменам это, может, и подходит, а учащимся - ни к чему.
Информация о работе Механизмы реализации спортивного направления в туристической деятельности