СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
2 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ МАРШРУТОВ |
4 |
1.1. Понятие «туристский
маршрут» |
4 |
1.2. Принципы управления
туристскими маршрутами |
5 |
1.3. Классификация маршрутов |
8 |
1.4. Маркировка туристских
маршрутов |
10 |
1.5. Система туристских маршрутов |
12 |
1.6.Виды услуг и предприятия,
обслуживающие туристов на маршруте |
15 |
ГЛАВА 2. ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ
ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ ГОРНОГО КРЫМА |
22 |
2.1. Ресурсы для развития
спортивного туризма |
22 |
2.2. Бальнеологические
ресурсы |
28 |
2.3. Пляжные ресурсы |
33 |
2.4. Ресурсы для развития
винного туризма |
37 |
2.5. Познавательные ресурсы |
43 |
2.5.1. Природные достопримечательности |
43 |
2.5.2. Культурно-исторические
достопримечательности |
49 |
ГЛАВА 3. СУЩЕСТВУЮЩИЕ И
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МАРШРУТЫ В ВОСТОЧНОЙ
ЧАСТИ ГОРНОГО КРЫМА |
88 |
3.1. Существующие маршруты |
88 |
3.2. Перспективные маршруты |
97 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
101 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ |
103 |
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы: Крым имеет большое количество ресурсов
и благоприятные природные условия для
развития на данной территории туризма.
Наибольшей популярностью в этом отношении
пользуется западный Крым и ЮБК.
Вследствие чего в
этой части Крыма постоянно обновляется
и усовершенствуется система
туристских маршрутов.
В восточной части
горного Крыма также сосредоточено довольно много культурно-исторических
памятников и природных объектов, которые
являются уникальными в своем роде, имеется
большое количество ресурсов для развития
спортивного туризма, как для любителей,
так и для профессионалов. Ввиду тяжелых
экономических условий из за всемирного
кризиса люди, которые раньше могли себе
позволить санатории или дома отдыха,
в настоящее время предпочитают более
экономичные виды отдыха, но не менее интересные
– туристские путешествия. Таким образом,
можно сказать что этот вид отдыха получает
новое развитие. В путеводителях описан
ряд существующих маршрутов на данной
территории, разработанных еще в советское
время. Пропускная способность туристских
маршрутов приблизительно равна 3000 людей
в год, а на отдельных территориях, в сезон,
этот показатель превышает норму, что
требует применения соответствующих мероприятий,
а именно разработки новых туристских
маршрутов, что и определило актуальность
данной темы.
Объект исследования – система маршрутов в восточной части
горного Крыма.
Предмет исследования - территориальная и функциональная
системы маршрутов в восточной части горного
Крыма.
Цель работы: разработка системы новых маршрутов
в восточной части горного Крыма.
Для выполнения поставленной
цели были решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы разработки системы маршрутов.
- изучен ресурсный потенциал восточной части горного Крыма.
3. описаны существующие
и предложены перспективные маршруты
в системе туризма восточной
части горного Крыма.
Методология и методика
исследования: В основу научных исследований положены
работы известных ученых: Абукова А.Х.,
Азара В.И., Квартальнова В.А., Мироненко
Н.С., Твердохлебова И.Т. и других.
В работе используются следующие
методы исследований: сравнительного
анализа и синтеза, классификационный, сравнительно-географический,
картографический, геоинформационный.
Материалами для написания
работы послужили различные литературные
источники, в том числе имеющиеся
на территорию Крыма путеводители,
очерки об историческом наследии, отчеты
туристских организаций о прохождении
по маршрутам и техническая документация
туристских фирм, различные картографические
источники (атласы, туристические карты,
карты из сети Интернет).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
СИСТЕМЫ МАРШРУТОВ
1.1. Понятие «туристский
маршрут».
В ходе анализа
отечественной литературы можно
проследить изменения в определении
понятия «туристский маршрут». Каждый
из специалистов, занимающихся данным вопросом,
изменял и дополнял определение в процессе
развития туристской сферы.
Штюрмер Ю.А.
– автор многих статей Большой
Советской Энциклопедии – считал,
что туристский маршрут – это
путь следования туристов, включающий
посещение различных исторических мест,
культурных объектов, природных ландшафтов
в культурно-познавательных, оздоровительных,
спортивных целях [20].
Смирнов В.И.
внес в определение фактор планирования:
туристский маршрут – трасса путешествия
туристской группы через определенные пункты следования
по ранее спланированному графику [39].
Гранильщиков
Ю.В. расширяет это понятие: туристский
маршрут – путь следования с посещением
пунктов, в которых расположены
объекты туристской привлекательности
и предприятие туристского обслуживания, образующие
функциональную систему [47].
На данный
момент широко используется определение
понятия «маршрут», данное Азором В.И.:
туристский маршрут – заранее
спланированная трасса передвижения туриста
в течение определенного времени
с целью предоставления ему предусмотренных
программой услуг [3].
Разработка
туристского маршрута – сложная
многоступенчатая процедура, требующая
высокой квалификации разработчиков
и являющаяся основным элементом
технологии туристского обслуживания.
Данная процедура длительна во времени и может
занять несколько месяцев. Она завершается
согласованием и утверждением паспорта
маршрута.
Разработка
маршрута включает в себя следующие
основные этапы:
- исследование
туристских ресурсов по предполагаемой
трассе маршрута;
- маркетинг рынка на туристские
услуги по данной трассе маршрута;
- определение
типа маршрута;
- построение
эскизной модели маршрута;
- привязка
маршрута к пунктам жизнеобеспечения;
- разработка
схемы безопасности на маршруте;
- разработка
паспорта маршрута;
- согласование паспорта с соответствующими
службами;
- пробная
обработка маршрута и внесение
необходимых изменений;
- утверждение
паспорта маршрута.
Паспорт маршрута
используется при формировании туров.
1.2. Принципы управления туристскими
маршрутами.
Планирование туров – это изначальная
функция турфирмы, которая должна обеспечить
создание привлекательного и конкурентоспособного
турпродукта для его последующей реализации
на рынке. Этим вопросом занимается туроператор
– фирма-производитель собственных туров
на основе аренды или оптовых закупок
отдельных услуг гостиниц и других поставщиков
услуг с комплектованием их в новый «комплексный
продукт», как правило, на серийной основе,
реализуемый потребителю по единой цене
самостоятельно (через свои филиалы) или
по договорам с турагентствами на комиссионной
или иной основе туроператор разрабатывает
собственный маршрут следования туристов
и обеспечивает разнообразные сопутствующие
удобства, которые, в свою очередь, зависят
от категории клиентов. При составлении
программы тура туроператору необходимо
обратить внимание на ряд вопросов:
Предоставление опытного экскурсовода. Обычно его поиск осуществляется через экскурсионные фирмы, которые организуют экскурсии в центрах туризма. Емельянов Б.В. определяет экскурсию, как коллективное или индивидуальное посещение достопримечательных мест, музеев и т.п. в учебных или культурно-просветительных целях под руководством экскурсовода. Экскурсоводом является руководитель обзорной или тематической экскурсии, рассказывающий об экскурсионных объектах, событиях жизни, деятельности исторических лиц, имевших отношение к этим объектам. Экскурсовод подбирает необходимую литературы, составляет текст, готовит методические разработки, а также участвует в работе методических секций и советов туристско-экскурсионных учреждений, музеев. Подготовка экскурсоводов осуществляется из числа лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее или среднее специальное образование, на курсах туристско-экскурсионных учреждений. Экскурсоводы работают как в штате туристско-экскурсионных учреждений, так и по разовым приглашениям [47].
Если речь
идет об иностранных туристах, то следует
обратиться к гиду – экскурсоводу-переводчику,
сопровождающему иностранных туристов
в поездке по стране; организующему
их обслуживание на маршруте; ведущему финансовые
расчеты за услуги, предусмотренные программой
тура. Гид обычно владеет одним или несколькими
иностранными языками, самостоятельно
проводит как специализированные экскурсии,
так и экскурсии по городу, отвечает на
вопросы туристов. В технологии обслуживания
большое значение имеет квалификация
гида, работающего с группой. Со стороны
туроператора необходимо также уточнить
включены ли в стоимость билетов экскурсии
по музею, услуги штатного экскурсовода,
если по правилам музея только он может
проводить экскурсию.
Для экскурсии по городу
необходимо заказывать автобус с
аудиосистемой для гида. При организации
туров по низким ценам часто используется
городской транспорт для проезда
к объектам показа. Иногда, если объекты
показа находятся недалеко от гостиницы,
проводятся пешеходные экскурсии [44].
Туроператору необходимо согласовать вид транспорта для перевозки туристов по маршруту, перевозки с места отправления в место назначения и трансфер. Предоставление транспортных услуг и транспортных средств может быть: а) включено в состав тура; б) зарезервировано туроператором и предоставлено туристу за плату на месте; в) турист может самостоятельно купить такие услуги на месте пребывания.
В отдельных
случаях средства перевозки могут
выступать товаров, объектом аренды, объектом
и средством аттракции и т.д. [6]. Иногда
туроператор берет на себя продажу проездных
документов (билетов на авиационный, ж/д,
водный и автотранспорт) на внутренних
и международных линиях.
Затраты на транспорт составляют
большую часть от стоимости турпакета.
Чем более комфортабельный и скоростной
вид транспорта используется, тем выше
стоимость путешествия (Менеджмент туризма).
Разработка системы питания. При обслуживании вопросов питания туристов следует учитывать существование следующих вариантов обслуживания туристов в ресторанах:
- завтрак;
- полупансион, то есть
двухразовое питание;
- полный пансион;
- система «все включено».
До продажи
путевки клиенту следует обсудить
примерное меню и внести изменения,
если того требует клиент.
1.3. Классификация маршрутов.
Туристские
маршруты можно классифицировать по
различным признакам.
Курилова В.И. классифицирует маршруты
по мотивам отдыха:
Лечебные;
Оздоровительные;
Познавательные;