Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:48, реферат
Цель работы: разработка системы новых маршрутов в восточной части горного Крыма.
Для выполнения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. рассмотрены теоретические основы разработки системы маршрутов.
2. изучен ресурсный потенциал восточной части горного Крыма.
3. описаны существующие и предложены перспективные маршруты в системе туризма восточной части горного Крыма.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ МАРШРУТОВ 4
1.1. Понятие «туристский маршрут» 4
1.2. Принципы управления туристскими маршрутами 5
1.3. Классификация маршрутов 8
1.4. Маркировка туристских маршрутов 10
1.5. Система туристских маршрутов 12
1.6.Виды услуг и предприятия, обслуживающие туристов на маршруте 15
ГЛАВА 2. ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ ГОРНОГО КРЫМА 22
2.1. Ресурсы для развития спортивного туризма 22
2.2. Бальнеологические ресурсы 28
2.3. Пляжные ресурсы 33
2.4. Ресурсы для развития винного туризма 37
2.5. Познавательные ресурсы 43
2.5.1. Природные достопримечательности 43
2.5.2. Культурно-исторические достопримечательности 49
ГЛАВА 3. СУЩЕСТВУЮЩИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МАРШРУТЫ В ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ ГОРНОГО КРЫМА 88
3.1. Существующие маршруты 88
3.2. Перспективные маршруты 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
Среднюю часть восточной стены цитадели укрепляла башня Криско. Башня открытого типа (имеет только три стены), двухъярусная. Перекрытия были деревянные по балкам, гнезда для балок хорошо видны. В первом ярусе — бойницы, в верхнем — окна-амбразуры. Увенчана зубцами-мерлонами, ограждавшими боевую площадку верхнего яруса. С южной и северной сторон к башне примыкают стены. В южном углу цитадели находится башня Климента, построенная в 1348 г. Защищала большие ворота и калитку, ведущие в цитадель. На западной стене башни имеется ниша, в которую была вмурована мраморная плита, хранящаяся в Феодосийском краеведческом музее, с надписью о времени строительства. Башня трехъярусная, прямоугольная в плане, с открытым северным углом внутрь цитадели. Выступала вперед за линию стен, примыкающих с севера и запада, что обеспечивало лучшую защиту их фланкирующим огнем. Перекрытия были плоские деревянные по балкам, гнезда для которых сохранились. В нижнем ярусе башни — бойницы, в верхних — окна-амбразуры. Завершалась зубцами-мерлонами, ограждавшими верхнюю боевую площадку. Ворота, открывавшие описываемый сектор крепости в южную сторону, представляли собой проезжую башню. До нас дошел от них только один боковой пилон, несущий основание задней арки, которая поддерживала полуциркульный свод входного коридора [15].
По мере нарастания экономического могущества Каффы изменялся и ее архитектурный облик. Вероятно, первым капитальным оборонительным сооружениям Каффы сразу же отводилась роль внутренней крепости -цитадели. Строительство цитадели было завершено в 1352 г. Внешняя крепость Каффы возводилась при консулах Джакомо Спиноле, Пьетро Газано и Бенедетто Гримальди. Основные ее объекты были отстроены в 1383 - 1385 гг. Вероятно, однако, что некоторые районы города начали укрепляться еще раньше. Дошедшие до нас документы содержат, в частности, упоминание об Армянских воротах, относящееся к 1381 г. Данный факт иногда приводится в подкрепление легенды о существовании в пределах Каффы собственной крепости армян - Айоц Берд, которая будто бы огораживала соседствовавший с цитаделью армянский квартал у восточного подножия Карантинного холма. К тому времени вне цитадели функционировало еще одно обособленное оборонительное сооружение - башня Круглая, которая была включена с началом строительства наружной крепости в общую линию городских стен. Башня Круглая находится в 0,4 км к югу от Карантинного холма. Эта изначально трехъярусная башня сохраняется ныне как два отдельных сегмента мощных (двухметровых в поперечнике) стен, стоящих на круглом основании, внешний диаметр которого составляет 26 м. Кладка ее нижнего яруса выполнена в основном из очень крупных необработанных блоков известняка. Периметр наружной крепости составлял почти 5,5 км. Он включал в себя более 30 башен. Морской фасад цитадели вошел в состав общей городской оборонительной линии, вытянувшейся вдоль побережья (до ближайшего мыса на востоке и до башни св. Константина на западе). Среди остатков приморских укреплений, находящихся на восточном фланге в районе современного Карантина, выделяется Доковая башня. Она была реконструирована генуэзскими колонистами, а может быть, и заново встроена в куртины морского фронта крепости в 1472 - 1473 гг. Это четырехстенное строение необычно по своему виду. Внешне его отличает не свойственный прочим подобным объектам фортификации вход с земли, устроенный в виде широкого проема с полуциркульной аркой поверху. Единый внутренний объем перекрыт крестовым сводом, который образован пересекающимися коробами на подпружных арках, поддерживаемых пилястрами. Башня св. Константина, расположенная на территории сквера, в начале современной ул. Горького, являлась доминирующим объектом западного фланга морского фасада. Отстроенная полностью лишь в начале 15 в., то есть позднее большинства других объектов внешней крепости, она представляет собой образец редкой для оборонного зодчества архитектурной утонченности. Для входа в кремпость существовало несколько входных ворот. С Кайгадорскими воротами чаще всего отождествляют проезжую башню северо-западного сектора городских укреплений. Она располагалась вблизи башни св. Константина, приблизительно на границе существующего сквера и полотна проспекта Айвазовского, неподалеку от фонтана И. Айвазовского. Освященные рельефным изображением св. Георгия, эти ворота и прилегавшая к ним площадь становились в праздничные дни местом особых городских торжеств. Второй, столь же важный, входной проем, имевший тот же постоянный штат стражей, - Ворота предместий -находился, очевидно, на месте пересечения ул. Тимирязева и Адмиральского бульвара. К этим воротам, равно как и к Кайгадорским, возможно было приблизиться извне лишь по подъемному мосту. Помимо убираемых мостовых переходов, подле отдельных башен существовали еще и неподвижные конструкции подобного рода. Один из таких мостов, сохраняющийся до сих пор, правда, в сильно перестроенном виде, проходит через ров на перекрестке Адмиральского бульвара и ул.Циолковского. По одному из свидетельств, при ремонте покрытия в 20-х гг. минувшего столетия в нем были обнаружены остатки средневекового керамического водопровода [30].
Третьи ворота располагались возле ручья, который протекал сквозь основания укреплений наружной крепости там, где ныне проходит южная линия фасадов домов на ул. Рабочей. Следующие ворота находились в районе современной городской больницы, приблизительно на месте пересечения ул. Корабельной и пер. Корабельного. Они представляли собой конструкцию из спаренных башен, поставленных по сторонам арки входа и охваченных снаружи полукруглым предмостным укреплением [15].
Из феодосийских святынь стоит выделить самый старый из архитектурных памятников - церковь Введения во храм, расположенная на ул. Красноармейской, неподалеку от ее пересечения с ул. Десантников. В настоящем виде она напоминает по своей планировке трехнефные византийские базилики, известные в Крыму по крайней мере с 8 в. Однако этот трехнефный архитектурный объем появился как раз лишь в 1829 г. в связи с обустройством там городской соборной церкви. Он включил в себя с восточной стороны древний храм, который представлял собой небольшую церковь зального типа с полукруглой апсидой. Вновь отстроенные помещения примкнули с запада к старой колокольне, преобразованной в портик входа. Коробовый свод древней части храма был увенчан тогда же световым барабаном с шатровым перекрытием, а все строение обведено снаружи псевдороманским декоративным фризом. Простые базилики того типа, что кроется в основании церкви Введения, строились христианами в Каффе с 14 по 15 ст. По причине отсутствия более определенных данных к этому периоду следует относить и время возникновения упомянутого храма. Сложную строительную историю имеет и армянская церковь св. Сергия (Саркиса), находящаяся в сквере, ограниченном ул. Ленина, пер. Айвазовского и ул. Морской. Она имела изначально вид прямоугольной в плане базилики, перекрытой полуциркульным сводом на подпружных арках. В восточной стене храма устроены три апсиды: две боковые — внутренние и центральная, вынесенная наружу. На следующем строительном этапе к главному объему церкви с запада были добавлены притвор с полуцилиндрическим сводом — гавит, а с севера — ризница. Ризница состоит из двух смежных помещений — малого, квадратного в плане, перекрытого сводом с ложными нервюрами, и несколько большего по размеру, трапециевидного в основании, несущего коробовый свод. С XVII в. при церкви св. Сергия действовал скрипторий, где трудились известные армянские миниатюристы. Не существующее ныне двухэтажное здание скриптория, известное теперь лишь по старым рисункам, было пристроено к западному фасаду навита. Очевидно, тогда же в западной стене центральной части храма, на месте входа в него, появился широкий арочный проем, который объединил зрительно интерьеры этих помещений в одно целое и как бы увеличил тем самым общий внутренний объем. Скрипторий и церковь имели совмещенный центральный вход, порталом которого служил нижний ярус колокольни, сохраняющийся сейчас в виде не связанного с храмом отдельного архитектурного сооружения со стрельчатыми арками и крестовым сводом на четырех столбах. Колокольня оформлена в духе, свойственном зодчеству армян нового времени. На ее фасадах размещены пояса из характерных для того периода рельефных розеток и ряды легких декоративных консолей, поддерживающих профилированный межъярусный карниз.
Церковь Архангелов Михаила и Гавриила, находящаяся на ул.Тимирязева, 9, отличается по своей архитектуре от других культовых
сооружений армян. Храм построен в 1408 г. Он состоит из двух основных частей: большого зала (нефа) и поперечного объема (трансепта). По сторонам большого зала проходят узкие коридоры, имитирующие боковые нефы. Наружным' объемам церкви придан вид латинского креста. В средокрес-тии, на месте пересечения центрального нефа и трансепта, установлен восьмигранный барабан с невысоким куполом. На перекрытие бокового нефа, в северо-западном углу строения, поставлена легкая шестистолпная звонница. В плоскости гладкого фасада с двумя оконными и двумя дверными проемами выделяется центральный вход с профилированным наличником и стрельчатой нишей над ним. В поле этой ниши изначально размещалась рельефная композиция с изображением Богоматери, архангела Гавриила и агнца с религиозным символом католиков — лабарумом. Интерьер храма крайне лаконичен. Основной его декор - арки стрельчатого профиля и детали свода, наделенного в боковых крыльях трансепта ложноготическими нервюрами. Описанные особенности устройства церкви Архангелов свойственны многим одновременным ей культовым строениям Западной Европы. Полагают, что создатели этого храма без каких-либо существенных отступлений воспроизвели в нем собственно-генуэзскую архитектуру, образцы которой, несомненно, существовали и в самой Каффе.
Конструктивные особенности церкви Архангелов отражают внешне картину сближения религиозного мировоззрения латинской и армянской общин, завершившегося унией армянской и римско-католической церквей в 1438 г. Помимо этого храма, армяно-католическому приходу принадлежала церковь св. Георгия, расположенная на ул. Нахимова, 32. Она являлась прежде церковью монастыря, который занимал вместе с находившимся при нем кладбищем обширную, по меркам Каффы, территорию вне стен внешнего кольца городских укреплений. Церковь св. Георгия дошла до нас в сильно' искаженном виде, затрудняющем ее характеристику как памятника архитектуры. В прямоугольном объеме храма различаются две основные части: восточная, построенная из бутового камня в первой половине XV в., а также средняя и западная, сложённые правильной порядовои кладкой из обработанного камня-известняка. Первая перекрыта полуциркульным сводом на подпружных арках; западная несет позднейшее сводчатое перекрытие. Центральная часть строения увенчана шатровым куполом на восьмигранном барабане с треугольными закомарами, характерными для эклектического стиля, который утвердился в культовом зодчестве не не ранее второй половины 19 в. Предпринимались некоторые противооползневые меры: к церкви был приставлен каменный полукруглый массив с выдвинутыми из него наружу ребрами в виде нервюр. Внешне — нечто, напоминающее апсиду, на самом деле — монолитный контрфорс, препятствовавший вывалу ее восточной стены.
Следование итальянским образцам проявилось в какой-то мере уже в характере архитектурного оформления одного из храмов феодосийского Карантина — армянской церкви св. Иоанна Предтечи, построенной в 1348 г. Она членится на два смежных помещения. Основа конструкции центральной части базируется на системе крестового перекрытия, подчеркнутой внешне пересекающимися объемами двускатных кровель над продольным и поперечным сводами, а также боковыми фронтонами. В средокрестии установлен восьмигранный барабан с невысоким куполом (этот купол скрыт ныне под новой главкой, вытянутой по форме и чужеродной древнему храму). Гавит, пристроенный несколько позднее к запад-, ному фасаду храма, состоит из трех нефов с полуцилиндрическими сводами на подпружных арках. Внутреннее пространство церкви изящно декорировано: арки сводов опираются на полукапители в виде свисающих сталактитов; портал входа в основной зал обрамлен свойственной армянскому искусству «сельджукской цепью», как бы сплетенной из каменных жгутов, и богатым растительным орнаментом.
Главную достопримечательность храма Предтечи составляет рельефная композиция, передающая евангельский сюжет причащения. Она содержит скульптурные изображения двенадцати апостолов, помещенных на полочках-карнизах ниже конхи алтарной апсиды, справа и слева от Христа. В простенках предалтарной части размещены рельефные изображения святых Иоанна Предтечи с агнцем и Николая, рей и для стиля убранства католических храмов, еще только вызревавшего тогда в Европе.
Три церкви Карантина, возведенные в 14 или в самом начале 15 в. (св. Иоанна Богослова, св. Георгия и св. Стефана) являются обычными базиликами с одной выступающей наружу апсидой. Они перекрыты полуцилиндрическими сводами на подпружных арках и двускатными крышами. Кладки выполнены из бута; своды, пилястры, профилированные обрамления проемов и другие детали архитектурного декора — из тесаных плит известняка. Церковь Иоанна Богослова имела Два дверных проема — Центральный и боковой; Устроенный в ее северной стене. На северной стороне находился также вход в притвор, который, вероятно, не был перекрыт постоянной крышей и выглядел как открытый дворик. Этот храм отличается от двух названных наряду с ним построек некоторыми специфическими деталями интерьера, присущими только культовой архитектуре армян, в частности, наличием в гавите особого места для моления — кивория. Архитектурный облик двух других упомянутых церквей Карантина не дает ясных оснований для суждения об их принадлежности той или иной религиозной общине. Противоречивы и указания первых составителей планов Каффы: оба храма называются в этих документах то армянскими, то греческими. Наиболее спорные вопросы поднимаются, прежде всего, в связи с атрибуцией церкви св. Стефана. Она является единственным в Феодосии храмом, сохранившим на своих стенах остатки изначально существовавшей древней фресковой живописи. В относительно хорошем состоянии до нас дошли лишь участки росписи алтарной апсиды. В ее своде изображен сидящий на троне Христос, слева от него — Богоматерь, справа — Иоанн Предтеча. Ниже размещена сцена причащения: Христос с чашей и подходящие к нему шесть учеников — в левой части алтаря; Хрстос с хлебом в руках и такая же группа апостолов - в правой части апсиды. В оси композиции помещено поясное изображение Богородицы с младенцем. На западной стене церкви уцелели фрагменты фрески, передающие сцену Страшного суда.
Из архитектурных памятников 19-20 века следует выделить Казанский собор, который был поострен в 1911 году по пректу архитектора Кейля. Так же сюда относится церковь св.Екатерины. Здание церкви построено на добровольные пожертвования жителей в 1892 году в архитектурном стиле 17 века. Сейчас идет реставрация храма. В 1884 году была возведена церковь Всех Святых. В 1960-е годы была полностью снесена. Сейчас идет восстановление этого сооружения.
Памятником средневековой турецкой архитектуры является мечеть Муфти-Джами, которая находится на ул. Ленина, 6. Повторяет своим обликом мечети Стамбула. Мечеть сооружена в 1638 году. Неоднократно перестраивалась. После присоединения Крыма к России в ней помещалась армяно-католическая церковь. Ныне мечеть действующая. Сейчас идёт её реставрация.
В Феолосии родился и прожил почти всю свою жизнь художник-марянист, почетный академик шести европейских академий художеств и автор около 6 тыс. полотен И.К.Айвазовский. После смерти его картинная галерея стала собственностью города и была названа в честь его имени. Национальная картинная галерея им. И. К. Айвазовского — лучшее и крупнейшее в мире собрание произведений живописи и графики художника-мариниста И. Айвазовского, его учеников, а также близких ему по творчеству русских и западноевропейских мастеров живописи. Всего около 4 тыс. художественных произведений. В 1845 г, художник строит двухэтажный дом-мастерскую. За свою долгую творческую жизнь он создал около 6 тыс. художественных произведений. Дом был выстроен в 1845—1848 гг. в стиле итальянских ренессанских вилл. Его украшали скульптуры эллинских богов. В 1880 г. к нему пристроили выставочный зал площадью 260 кв. м. Тогда же состоялось открытие картинной галереи.
Дом Айвазовского стал подлинным культурным и общественным центром Феодосии и всего Крыма. Его посещали знаменитости со всей России и простые феодосийцы. Велись интересные беседы, устраивались театральные спектакли и музыкальные концерты. В доме Айвазовского впервые приобщались к живописи талантливые дети г. Феодосии, некоторые потом стали известными художниками.
Художник прожил в Феодосии до конца своих дней, он умер 18 апреля 1900 г., галерею завещал городу. Феодосийцы похоронили И.К. Айвазовского в ограде древней армянской церкви. В 1930 г. открыли памятник Айвазовскому, созданный еще до Октября 1917 г. скульптором М. Гинсбургом на народные средства. Он и ныне стоит у картинной галереи, на нем надпись: «Феодосия — Айвазовскому». В 1922 г. галерея была объявлена государственным музеем. Поначалу в ней экспонировались те картины, которые художник завещал городу. Постепенно коллекция пополнялась. Большую роль в этом, как и в деле изучения и популяризации жизни и творчества И. Айвазовского, сыграл художник, искусствовед, долгие годы бывший директором галереи, И. Барсамов. В годы Великой Отечественной, войны он спас художественные произведения, документы, архив галереи, эвакуировав их на Кавказ, в Ереван. В 1944 г. вывезенные вещи вернулись в Феодосию, здание галереи отремонтировали и вновь открыли для посетителей. В послевоенные годы, коллекция картинной галереи значительно выросла.