Корпоративные стратегии управления в сфере туристического досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 14:08, дипломная работа

Краткое описание

Объектом работы является корпоративные стратегии управления, предметом – процесс развития навыков и умений корпоративной стратегии управления.
Цель работы: выявить возможности развития навыков и умений корпоративной стратегии развития в сфере туристического досуга. Цель определяет следующие

Оглавление

Реферат……………………………………………...……….…………..…………...3
Обозначения и сокращения..………………………………………………………..4
Введение……………………………………………………………………...............5
1 Основные подходы к проблеме формирования корпоративной стратегии управления в сфере туристического досуга ……………….....................................9
1.1 Особенности и содержание корпоративной стратегии управления …..9
1.2 Возможности корпоративной стратегии управления в сфере туризма……………………………………………………………………….22
1.3 Потенциал сферы туристического досуга в разработке корпоративных стратегий управления…………………………………………………….....39
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков и умений корпоративной стратегии управления в сфере туристического досуга.……………………………………………………………………………….50
2.1 Современные тенденции и перспективы развития корпоративной стратегии управления в сфере туристического досуга ………...................50
2.2 Реализация программы по развитию навыков и умений корпоративной стратегии управления в сфере туристического досуга …………………...60
Заключение…………….………………………………….………….……………..77
Список использованных источников………………….………………......

Файлы: 1 файл

diplom_korpor_strat_posledny.doc

— 503.50 Кб (Скачать)

5. Осознание времени, отношение  к нему и его использование (восприятие времени как важнейшего ресурса или пустая трата времени, соблюдение или постоянное нарушение временных параметров организационной деятельности).

6. Взаимоотношения между людьми (влияние на межличностные отношения  таких характеристик как возраст, пол, национальность, статус, объем власти, образованность, опыт, знания и т.д.; соблюдение формальных требований этикета или протокола; степень формализации отношений, получаемой поддержки, принятые формы разрешения конфликтов).

7. Ценности и нормы (первые представляют собой совокупности представлений о том, что хорошо, а что — плохо; вторые — набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения).

8. Мировоззрение (вера/отсутствие  веры в: справедливость, успех, свои  силы, руководство; отношение к взаимопомощи, к этичному или недостойному поведению, убежденность в наказуемости зла и торжестве добра и т.п.).

9. Развитие и самореализация  работника (бездумное или осознанное  выполнение работы; опора на интеллект  или силу; свободная или ограниченная циркуляция информации в организации; признание или отказ от рациональности сознания и поведения людей; творческая обстановка или жесткая рутина; признание ограниченности человека или акцент на его потенции к росту).

10. Трудовая этика и мотивирование (отношение к работе как ценности или повинности; ответственность или безразличие к результатам своего труда; отношение к своему рабочему месту; качественные характеристики трудовой деятельности; достойные и вредные привычки на работе; справедливая связь между вкладом работника и его вознаграждением; планирование профессиональной карьеры работника в организации).

Корпоративная культура в сфере торговли и продаж – часто весьма разнообразна, самобытна; как правило – она менее определенна, допускает больше вариаций в поведении, общении, стиль общения менее формален, более демократичен; приветствуется энергичность, общительность, коммуникабельность. Известно, что компаниям отраслей «высокой технологии» присуще наличие культуры, содержащей «инновационные» ценности и веру «в изменения». Однако эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой организация функционирует.

Корпоративная культура определяется:

• стилем отношений между сотрудниками, в частности, между руководителями и подчиненными, в значительной степени формирующим моральную атмосферу;

•  стилем принятия решений;

•  стилем управления проблемами;

• стилем отношений с внешними элементами микро- и макросреды;

• отношением к истории организации;

•  наиболее распространенным отношением сотрудников к миссии и целям организации;

• реальными и провозглашаемыми руководством ценностями организации;

• этическими стандартами;

•  установленными формальными процедурами;

•  стилем осуществления изменений в организации.

Культура помогает людям в организации действовать осмысленно, обеспечивая им стандарты поведения. В компаниях, где ценится риск, человек идет на него, зная, что в случае неудачи он не будет наказан и что из-за неудачи будут извлечены уроки на будущее. Оправданные таким образом действия усиливают существующее поведение, особенно когда оно вписывается в ситуацию. Данный процесс является источником средств для изменения самой культуры. Поскольку люди используют культуру для оправдания поведения, то можно изменять культуру через изменение поведения. Однако для успеха этого процесса необходимо, чтобы организация обладала умеренно мощной культурой. Ведь только такая культура может обеспечить создание нового стиля поведения с наименьшими временными затратами. При этом важно создать такие условия для изменения, чтобы сотрудники не могли оправдывать свое поведение «старой» корпоративной культурой.

Корпоративная культура турпредприятий имеет следующие особенности:

- Отношения работников строятся по принципу «большая семья», что обеспечивает высокую мотивацию на проявление активности и вовлеченность всех в общее дело. По сравнению с предприятиями, где заняты тысячи людей, в малых организациях каждый работник на виду. Каждому предоставляется возможность в полной мере проявить свой потенциал активности, выдвинуться, почувствовать свою востребованность и занять должное место в иерархии компании. Не случайно многие предприниматели начинают собственное дело, уже обладая определенным опытом в малом предпринимательстве.

- Малые организации более гибкие  и мобильные. Они проще в управлении  и эффективном использовании  ресурсов, быстрее адаптируются  к изменениям во внешней среде. Поэтому их отличает большая  жизнеспособность. Все это в полной мере относится к туристским компаниям. Они, как и все малые предприятия, способны создать сильную корпоративную культуру. Парадоксально, но в большинстве своем турфирмы не хотят либо не могут этим воспользоваться.

- Причинами такого положения  в турбизнесе можно считать следующие: 
снятие ограничений на заграничный туризм и массовый интерес к нему со стороны российских туристов не потребовали серьезной кропотливой работы со стороны туристских организаций, снижение интереса к внутреннему туризму привело к повышению стоимости туров, что обеспечило определенное равновесие между спросом и предложением за счет категории населения, не предрасположенной или не имеющей возможности путешествовать за рубежом;

- тенденция к авторитарному  управлению турфирмами, отсутствие в большинстве туристских компаний должного внимания к управлению персоналом, который считается вспомогательным компонентом.

Корпоративная культура в туризме не может «взойти» на такой почве, в этом нет объективной необходимости. Отсюда и низкий уровень культуры корпоративных отношений в российской туротрасли.

В настоящее время для квалифицированной работы в индустрии туризма, помимо технологической подготовки, знаний в области туристского бизнеса, также необходима соответствующая психологическая подготовка, владение вопросами межличностного общения.

Все большее значение приобретают такие личностные качества работника, как коммуникабельность, ориентация на достижение результата, клиентоориентированность, ответственность, обучаемость, способность планировать работу, стрессоустойчивость, умение работать в команде, аккуратность, внимательность, лояльность к компании. Эти требования объясняются тем, что в индустрии туризма ошибка, допущенная персоналом может повлиять на дальнейший выбор клиента и на его удовлетворенность качеством обслуживания.

В экономической и специализированной литературе описаны многочисленные случаи качественного обслуживания в туристских организациях. Однако плохое обслуживание вызывает большую реакцию у потребителя, чем хорошее.

Далеко не всякий туристский субъект в состоянии разрабатывать и реализовывать собственную стратегию. Получение им прибыли и перспективы существования могут основываться на приспособлении к внешней среде. Субъект стратегического менеджмента не только обладает достаточным потенциалом для формирования стратегии, адекватной внешней и внутренней среде, но и в состоянии использовать свои ресурсы для перестройки внешней среды, безусловного применения ее благоприятных возможностей и предотвращения таящихся угроз, ориентации деятельности на получение достаточной прибыли в долгосрочном периоде15.

Таким образом, мы определили возможности  корпоративной стратегии управления в сфере туризма, они позволяют решать ряд проблем развития туристического досуга на региональном уровне: образ туристической индустрии как неблагоприятной сферы, неразвитая туристская инфраструктура, невысокое качество подготовки кадров, отсутствие информационных и интеллектуальных ресурсов, отсутствие корпоративной культуры предприятия, нестабильность доходов и не конкурентоспособность.

В последние годы в нашей стране стало уделяться больше внимания развитию туризма. Сегодня в стратегическом управлении возникает объективная необходимость, поскольку на первый план выходит задача эффективного управления этими предприятиями. Без продуманной стратегии и эффективного механизма реализации обойтись очень сложно.

Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень развития его досуговой направленности, как по качественным, так и по количественным характеристикам. Развитие туризма должно сопровождаться усилиями в содействии программам внутреннего национального туризма, его рекреационной направленности.

Рассмотрено понятие «досуг» и «рекреация», которые в настоящее время являются необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, восстановления работоспособности, всестороннего развития духовного мира человека, а также условием продолжения самого производства, его положительным развитием и конкурентноспособности.

Решение задач корпоративной стратегии управления в сфере туристического досуга может быть осуществлено на основе принципов самоорганизации. Под самоорганизацией понимается свойство системы приобретать пространственную, функциональную, логическую или иную структуру без специфического воздействия извне.

Определены основные факторы, которые необходимо рассматривать при формировании корпоративной стратегии управления туристическим предприятием: организационная структура; корпоративная культура; процесс формирования, принятия и реализации управленческих решений; контекст (история развития предприятия, его специфика).

Стратегическое управление в туристическом досуге можно рассматривать как деятельность по эффективному достижению перспективных целей туристической фирмы на основе удержания интереса сотрудников к работе и  преимущественно адекватного реагирования их на изменения внешней среды. Стратегия её достижения – это стратегия саморазвития.

Разработка стратегии организации не ограничивается затратами материальных и финансовых ресурсов, а также времени. Огромное значение имеют информационные и интеллектуальные ресурсы. Работники туристических фирм потенциально могут обеспечивать организации и теми и иными видами ресурсов, но лишь в том случае, если они будут хорошо мотивированны на подобную работу.

 Культура является важным звеном для ее успешной реализации стратегии, так как обеспечивает дух коллективизма в организации и производственный климат, необходимые для достижения поставленных целей.

1.3 Потенциал сферы туристического досуга  в разработке корпоративных стратегий управления

 

Для описания возможностей удовлетворения потребностей сотрудника туристической фирмы необходимо рассмотреть потенциал сферы туристического досуга в процессе реализации корпоративной стратегии управления. Потенциал сферы туристического досуга - это наличие возможностей для удовлетворения потребностей сотрудников в образовательных и рекреативных услугах.

Потенциал сферы туризма  предполагает наличие развлекательных, рекреационных познавательных, оздоровительных, лечебных, профессионально-деловых и других возможностей, для удовлетворения различных социокультурных потребностей личности в сфере досуга. Степень удовлетворения этих  потребностей выражается в социокультурной эффективности туризма как области жизнедеятельности личности.

Туризм, являясь разновидностью досуга и частным случаем путешествия, подлежит отдельному изучению. На основе рассмотрения различных подходов к исследованию туризма, можно дать следующее определение. Туризм – это вид досуга, связанный с временным перемещением людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны. Оно осуществляется в свободное время, с целями получения удовольствия, познания, отдыха, оздоровления, лечения, посещения гостей, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Туризм взаимодействует с рекреацией, так как сочетает в себе такие виды деятельности как расширение познания и восстановление сил. В современных условиях туризм является неотъемлемой частью жизни человека, так как представляет собой одну из сфер досуговой жизнедеятельности личности, являясь при этом одним из эффективных средств удовлетворения его социокультурных потребностей. Социокультурная эффективность туризма – это степень удовлетворения личности в результате реализации этих  потребностей. Рассмотрим стратегию организации корпоративной культуры в сфере туристического досуга подробнее. На наш взгляд она состоит из трех уровней.

Первый, поверхностный уровень корпоративной культуры виден стороннему наблюдатели через средства досуговой деятельности На пути к нашей цели – это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые мы используем для реализации разработанной стратегии16. Смысл, которых и состоит в применении всех возможных средств на практике для успешного создания благоприятных условий для работы сотрудников туристической фирмы. Отметим, что средства досуговой деятельности делятся на устные, технические, печатные, наглядные, психолого-педагогические, искусство и самодеятельное творчество. Под средствами в нашей работе мы понимаем конкретные продукты культуры (устные, письменные, предметы). Например, устав, значок, территория, газета, фирменная одежда для персонала и т.д.

Второй уровень - нормы и ценности, которые вырабатываются в процессе работы. Это и декларируемые нормы и ценности и те правила, о которых нигде не говорят, но все знают, что можно делать, а что - нельзя. Это - латентные, т.е. скрытые для стороннего наблюдателя нормы, которых уже не видно снаружи. Данный уровень на наш взгляд возможно реализовать за счет форм досуговой деятельности. Под формами  следует понимать способы и приемы организации людей в туристической сфере в целях доведения до них определенного содержания. Форма предусматривает решение самостоятельных  управленческих задач и использование соответствующих способов организации досуговой деятельности работников корпорации, следовательно, в данной работе она направленная на сотрудников с целью  вовлечения их в активную творческую работу для создания интеллектуального и востребованного потребителем продукта. Формой в наше работе тренинги и мастер-классы, круглые столы, курсы повышения квалификации, выставки и аукционы, корпоративные праздники, конкурсы для сотрудников, корпоративные путешествия, занятость в любительском творчестве, консультации, беседы, интерактивные  игры, занятия.

Информация о работе Корпоративные стратегии управления в сфере туристического досуга