Корпоративные стратегии управления в сфере туристического досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 14:08, дипломная работа

Краткое описание

Объектом работы является корпоративные стратегии управления, предметом – процесс развития навыков и умений корпоративной стратегии управления.
Цель работы: выявить возможности развития навыков и умений корпоративной стратегии развития в сфере туристического досуга. Цель определяет следующие

Оглавление

Реферат……………………………………………...……….…………..…………...3
Обозначения и сокращения..………………………………………………………..4
Введение……………………………………………………………………...............5
1 Основные подходы к проблеме формирования корпоративной стратегии управления в сфере туристического досуга ……………….....................................9
1.1 Особенности и содержание корпоративной стратегии управления …..9
1.2 Возможности корпоративной стратегии управления в сфере туризма……………………………………………………………………….22
1.3 Потенциал сферы туристического досуга в разработке корпоративных стратегий управления…………………………………………………….....39
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков и умений корпоративной стратегии управления в сфере туристического досуга.……………………………………………………………………………….50
2.1 Современные тенденции и перспективы развития корпоративной стратегии управления в сфере туристического досуга ………...................50
2.2 Реализация программы по развитию навыков и умений корпоративной стратегии управления в сфере туристического досуга …………………...60
Заключение…………….………………………………….………….……………..77
Список использованных источников………………….………………......

Файлы: 1 файл

diplom_korpor_strat_posledny.doc

— 503.50 Кб (Скачать)

Рекреация, являясь частью досугового времени, зачастую, отождествляется с понятием «отдых». По мнению Т.В. Николаенко, отдых (рекреация) – любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами. 10

В литературе существует также «расширительная» трактовка понятия «отдых». Некоторые исследователи полагают, что отдых может включать в себя различные виды деятельности: 11

1) деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой (занятия физической культурой, прогулки, туризм и альпинизм);

2) любительские занятия – охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод и др.;

3) приобщение к миру искусства, а также творчество в сфере искусства;

4) интеллектуальная деятельность (чтение, самообразование);

5) общение по интересу и свободному выбору;

6) развлечения, носящие либо активный, либо пассивный характер (игры, танцы, зрелища);

7) путешествия и экскурсии ради удовольствия.

Решение задач корпоративной стратегии управления в сфере туристического досуга может быть осуществлено на основе принципов самоорганизации. Под самоорганизацией понимается свойство системы приобретать пространственную, функциональную, логическую или иную структуру без специфического воздействия извне. При этом большую роль имеет формирование и развитие горизонтальных связей (связей между элементами одного уровня, основанных на общности интересов).

Процесс формирования, принятия и реализации стратегических решений распределен между руководителями разного уровня, что позволяет им вносить в него свои опыт, знания и интуицию. Однако различия в системах ценностей, типах восприятия, уровне образования и типах культур у участвующих в этом процессе специалистов требует согласования и приведения в единую систему.

Основные факторы, которые необходимо рассматривать при формировании корпоративной стратегии управления туристическим предприятием: организационная структура; корпоративная культура; процесс формирования, принятия и реализации управленческих решений; контекст (история развития предприятия, его специфика).

Поэтому в процессе формирования стратегии обязательно должны участвовать исполнители и пользователи стратегии, а также должно приниматься в расчет мнение сотрудников. Все это порождает целые классы проблем согласования и координации деятельности лиц, формирующих, принимающих и реализующих стратегию.

Стратегическое управление в туристическом досуге можно рассматривать как деятельность по эффективному достижению перспективных целей туристической фирмы на основе удержания интереса сотрудников к работе и преимущественно адекватного реагирования их на изменения внешней среды. Стратегия её достижения – это стратегия саморазвития.

По западным оценкам, лишь 5% предпринимателей разрабатывают и реализуют собственную стратегию, получая при этом прибыль выше средней, остальным такая стратегия недоступна. Для ее выработки и реализации туристическому субъекту необходимо обладать достаточной экономической массой и высокой экономической мобильностью. Эти качества должны позволить ему целенаправленно двигаться в океане рыночного хозяйства, а не просто плыть по волнам. Экономическая масса дает возможность противостоять ударам динамичной и неопределенной внешней среды, неуклонно следовать стратегическому курсу. Экономическая мобильность создает условия для эффективного маневрирования в изменяющейся обстановке, умелого уклонения от «девятого вала» рыночной стихии и последовательного продвижения к своей цели, используя скрытые возможности внешней среды и скорость передвижения12.

Экономическая масса и мобильность определяются в первую очередь ресурсами организации, которые  различаются как по объему, так и по содержанию. Именно недостаток ресурсов – финансовых, материально-технических, информационных, интеллектуальных – не позволяет туристским фирмам успешно разрабатывать и реализовывать корпоративную стратегию даже подчас в самых благоприятных внешних условиях.

Роль ресурсов в стратегическом управлении принципиально важна не только потому, что без них субъект не достигнет стратегической цели. Ресурсы – это потенциал организации. Их стратегическое значение состоит, во-первых, в заключающихся в них возможностях разрабатывать оптимальную для субъекта стратегию (источник формирования), во-вторых, в принципиально возможном воздействии на внешнюю среду организации (характер использования), в-третьих, в специфически стратегической постановке целей субъекта (направления действия)13.

Разработка стратегии организации не ограничивается затратами материальных и финансовых ресурсов, а также времени. Огромное значение имеют информационные и интеллектуальные ресурсы. Разработка и реализация стратегических решений предполагают обладание огромной информацией – собираемой, систематизируемой и анализируемой в течение всего времени ведения турбизнеса. Без информации нет стратегии, но информационные ресурсы организации тесно связаны с интеллектуальными – организация должна располагать кадрами, которые в состоянии не просто разработать очередной бизнес-план по одной из методик, но определить тенденции развития внешней среды, перспективы того или иного бизнеса, сформулировать направления развития организации, обосновать необходимость концентрации средств в стратегических целях14. Работники туристических фирм потенциально могут обеспечивать организации и теми и иными видами ресурсов, но лишь в том случае, если они будут хорошо мотивированны на подобную работу.

Каждый человек имеет личные интересы, планы, надежды и мечты, связанные с нерабочим временем. Корпоративная стратегия будет успешна лишь в том случае, если личные интересы, планы, надежды и мечты каждого представителя компании будут им соответствовать. Формального знакомства и взаимодействия по работе недостаточно для того, чтобы сотрудники соотнесли свои личные позиции в проведении свободного времени. Соотнесение личных позиций между сотрудниками и корпоративными ценностями компании и является основной целью корпоративного стратегического управления в сфере туристического досуга.

Нематериальная форма мотивирования, так же как и материальная, может быть рассмотрена в частном и корпоративном плане. В частном плане нематериальная форма мотивирования может быть рассмотрена в соответствии с психологической предрасположенностью сотрудника к той или иной мотивационной сфере. В соответствии с этой предрасположенностью руководитель может использовать поощрение или наказание для повышения производительности сотрудника. Например, карьерный рост или моральные поощрения.

Административный тип мотивирования недостаточен для работы с сотрудниками, раскрывающей новые направления для компании (топ менеджеры). Карьерный рост в соответствии с административно закрепленными должностными правами и обязанностями приемлем в компаниях, не претендующих на интенсивное развитие. Тогда как, интенсивно развивающиеся компании, осваивающие новые рынки и усовершенствующие свои продукты и услуги, требуют новых приоритетов в управлении и мотивации персонала. Одним из таких приоритетов является ориентировка руководства на реализацию конкретных стратегических проектов, которые, завтра будут востребованы на рынке.

Формирование культуры, благоприятствующей стратегии, важно для ее успешной реализации, так как культура обеспечивает дух коллективизма в организации и производственный климат, необходимые для достижения поставленных целей. Культура организации складывается из того, почему и как организация действует именно таким образом, ценностей и убеждений, разделяемых руководством, норм поведения и этики, ожидаемых от всех работников, философии, лежащей в основе генеральной политики, и традиций, поддерживаемых в организации.

С другой стороны, корпоративные мероприятия в рамках реализации стратегии управления в структуре рабочего подразделения многими сотрудниками могут восприниматься как продолжение рабочего дня, а не как отдых. Такая ситуация возникает тогда, когда сама корпоративная культура в компании еще не выработана. В этом случае директивные корпоративные мероприятия могут иметь негативные последствия. Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационного подхода, дающего комплексное понимания процессов эволюции и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения людей в многофункциональных, динамически изменяющихся контекстах.

Понятие «корпоративная культура» на сегодняшний день имеет несколько формулировок. Для описания этого понятия пользуются различными терминами, близкими по смыслу, но несколько разнящимися по содержанию: «организационная культура», «деловая культура», «внутренняя культура компании», но наиболее часто пользуются термином «корпоративная культура».

Виханский О.С. и Наумов А.И. пишут, что «организационная культура – целостное представление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способов реагирования становится одним из объяснительных принципов»3. Культуру организации можно определить как совокупность видов неформальных процедур, превалирующих в ней, или преобладающую в организации философию относительно того, как наилучшим способом достигать поставленных целей и что определило текущее состояние организации.

Деловая культура в первую очередь включает в себя нормы и традиции деловой этики, нормативы и правила делового этикета и протокола. При этом культура рассматривается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах, внешних по отношению к организации, социальных общностей. Культура развивается по мере того, как новые лидеры подкрепляют ее, новых работников побуждают следовать ей, пересказываются легендарные истории, воплощающие культурные традиции, а членов организации чтят и вознаграждают за следование культурным нормам.

Внутреннюю культуру компании понимают как политику взаимоотношений с сотрудниками. Она описывает культуру, исходя из истории компании и ее реальных ценностей, делающих ее тем, чем она является сегодня. Современный уровень менеджмента предполагает, что объектом управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, их деятельность и т.п.

Очень часто элементы культуры организации связаны с ее основателем или другими влиятельными лидерами, сформулировавшими определенные ценности, убеждения и принципы, которых должна придерживаться организация и которые затем находят отражение в ее политике, заявлении о ценностях, стратегии и оперативных действиях. Со временем эти ценности и подходы начиняют разделять сотрудники и руководство организации.

На самом деле понятие «корпоративная культура» очень сложно и многогранно. Оно включает в себя множество взаимосвязанных элементов, которые дополняют друг друга и составляют основу для успешного функционирования компании.

Корпоративная культура состоит из идей, взглядов, основополагающих ценностей, которые разделяются членами организации. Принято считать, что именно ценности являются ядром, определяющим корпоративную культуру в целом. Ценности определяют и стили поведения, и стили общения с коллегами и клиентами, уровень мотивированности, активность сотрудников. Поэтому нельзя принимать за корпоративную культуру только набор неких внешних признаков, таких как униформа, фирменные конверты и т.д.

Сами же правила поведения, как писаные, так и неписаные, сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, причем нарушения этих правил могли приводить к исключению их членов из сообществ. Профессиональные и другие сообщества уже тогда часто имели внешние атрибуты. Обычно они были связаны с покроем и цветом одежды, аксессуарами, тайными символами принадлежности, поведенческими знаками, по которым члены сообществ могли отличать «своих» от «чужих».

Сведения об особенностях корпоративной культуры предоставляются каждому претенденту на вакантное место для того, чтобы человек сам принял решение, согласен ли он следовать принятым в организации ритуалам и традициям или нет. Ведь если человек с детства боится высоты, а корпоративный отдых и другие мероприятия проводятся преимущественно в горах, то вряд ли этот новый сотрудник долго пробудет в такой компании.

Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывать влияние на формирование и развитие корпоративной культуры. Для наглядности приведем рисунок, отражающий множественность аспектов организационной культуры.

Наиболее популярна классификация Ф. Харриса и Р. Морана, которые предлагают рассматривать конкретную корпоративную культуру на основе десяти характеристик:

1. Осознание себя и своего места в организации (в одних культурах ценится сдержанность и сокрытие работником своих внутренних настроений и проблем, в других — поощряется открытость, эмоциональная поддержка и внешнее проявление своих переживаний; в одних случаях творчество проявляется через сотрудничество, а в других — через индивидуализм).

2. Коммуникационная система и  язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости  коммуникации варьируется от  организации к организации; профессиональный жаргон, аббревиатуры, язык жестов специфичен для организаций различной отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций).

3. Внешний вид, одежда и представление  себя на работе (разнообразие  униформ, деловых стилей, нормы использования косметики, духов, дезодорантов и т.п., свидетельствующие о существовании множества микрокультур).

4. Привычки и традиции, связанные  с приемом и ассортиментом  пищи (как организовано питание  работников в организации, включая  наличие или отсутствие столовых и буфетов; участие организации в оплате расходов на питания; периодичность и продолжительность питания; совместно или раздельное питание работников с разным организационным статусом и т.п.).

Информация о работе Корпоративные стратегии управления в сфере туристического досуга