Конъюнктурный обзор туристической отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:47, реферат

Краткое описание

Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Конъюнктурный обзор туристической отрасли

       Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики.

       Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса.

        Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

1. Специфические  особенности отрасли: 

  • Туризм  является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики;
  • Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса;
  • Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития;
  • На развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые;
  • Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет.

2. Основные  показатели анализа отрасли.

       1) Перспективы роста отрасли

       Социально-экономические позиции туризма быстро укрепляются. Его доля в мировой торговле услугами составляет более 30 %. На мировом рынке туристский продукт лидирует наравне с нефтью. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составляет около 35 %. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса и сегодня использует до 7 % мирового капитала. Годовой доход от международного туризма ещё в 1995 году оценивался в 373 млрд долл. При этом совершено было 567 млн международных путешествий. Туризм обеспечивает работой 137 млн человек.

        Согласно данным Всемирной туристской организации в 2007 году число только международных туристских поездок составило около 900 млн (в 2004 году — 766 млн.). В 2005 году на Европу пришлось 444 млн прибытий, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 156 млн, на Северную и Южную Америки — 133 млн, на прочие регионы — 75 млн.

      Выездной туризм в России последние пять лет развивался достаточно бурно: среднегодовой прирост числа путешественников, выезжающих за рубеж, составлял около 13%, что в два раза превышало темпы развития туризма в мире. Прошлый год обещал быть рекордным — за первые девять месяцев рост составил 19,5% в сравнении с тем же периодом 2007 года. Но повышение цен на топливо, перенасыщение чартерного рынка на пляжных направлениях и экономический кризис привели к тому, что турбизнес закончил год практически на том же уровне, на котором он его начал. Причин рассчитывать на скорое восстановление темпов роста пока нет — уже в январе зафиксировано снижение востребованности туристических услуг на 30%.

Темпы роста международных  поездок на период 1995-2010 гг., среднегодичный процент изменения

Регионы-поставщики туристов 1985- 1995 гг., 1995-2000 гг., 2000-2005 гг., 2005-2010 гг.,
Европа, включая Средиземноморье 5,3 1,7 3,5 4,3
Северная Америка 3,6 6,7 5,1 5,0
Центральная и Южная Америка 5,1 6,5 7,1 6,3
Юго-Восточная  Азия 10,1 7,9 5,8 4,8
Дальний Восток 13,9 8,6 6,9 8,2
Австралия/Южная  Африка 5,6 5,6 6,0 6,2
Основные  страны-поставщики туристов 5,5 3,4 4,4 4,4
Остальные страны 7,0 3,5 4,3 3,7
Всего в мире 5,7 3,4 4,4 4,3
 
 

Прогноз самых популярных туристских направлений  к 2020 г.

Страна Количество  туристических прибытий, млн. Доля на мировом  туристическом рынке, % Динамика роста 1995-2020 гг., %
Китай 137,1 8,6 8,0
США 102,4 6,4 3,5
Франция 93,3 5,8 1,8
Испания 71,0 4,4 2,4
Италия 59,3 3,7 7,3
Великобритания 52,9 3,3 2,2
Гонконг 52,8 3,3 3,0
Мексика 48,9 3,1 3,6
Россия 47,1 2,9 6,7
Чешская Республика 44,0 2,7 4,0
Всего 708,8 44,2 -
 

Динамика  роста международного туризма на период 1995-2010 гг.

Показатели 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010г.
Турпоездки, млн. 535 632 782 964
Ночевки, млн. 4571 5518 6903 8654
Расходы на туризм, млрд. долл. 393 516 686 922
 

       2) Состав туристической отрасли 

     К туристической отрасли относятся:

    • агенты по организации путешествий;
    • туроператоры;
    • агенты по обслуживанию пассажиров, туроператоры, работающие с прибывающими туристами, и наземные средства обслуживания пассажиров;
    • компании, занимающиеся междугородными автобусными перевозками пассажиров;
    • организаторы групповых путешествий;
    • операторы коротких поездок;
    • агенты по организации поощрительных поездок;
    • организаторы корпоративных мероприятий и конференций.

        3) Туризм в России.

       По данным Федеральной пограничной службы, в 2003 году с туристскими целями из России выезжало 5,7 млн человек, в 2004 году — 6,6 млн человек, в 2005 году — 6,78 млн человек, в 2006 году — 7,75 млн человек.

      Формирование российского туристского рынка началось с 1990-х годов, когда одновременно шло три процесса: распад предприятий советского времени (экскурсионных бюро, бюро путешествий); создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами; модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

        Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: страны бывшего социалистического содружества Чехия, Венгрия, Болгария и др.; упрощение визовых формальностей в Греции, Испании; экономические туры для российских туристов (Египет, Турция).

        Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали Европейская часть России, Кавказ и горы Западной Сибири. Это отдых в приморских городах — (Сочи, Геленджик, курорты калининградского взморья); познавательный туризм в культурно-исторических центрах («Золотое кольцо России», Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Псков, Углич, Ярославль, Дмитров, Казань). Экологический и спортивный туризм, сафари-туры (охота, рыбалка) развиваются практически на всей территории страны, популярны речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, морские круизы на Дальнем Востоке. Зимние виды туризма, альпинизм, водный туризм, треккинг культивируются на Урале, в частности на севере Пермского края, Алтае, Кавказе, Камчатке, в Карелии, Архангельской области.

     

4) Тенденции (перспективы) развития отрасли.

      Перспективы туризма в России это экотуризм. Люди, живущие в Европе и Америке, давно отдыхают в национальных парках и для них это является одним из самых привлекательных видов туризма. В России пока туристы мало знают, что экотуризм отличается от обыкновенного отдыха на природе. Обычные экотуры нужны, прежде всего, на  просвещение путешественников, и предполагают знакомство с историей населяющих регион людей , с их традициями, обычаями, фольклором. Для любых категорий путешественников в  экотуры возможно включить различные элементы активного туризма : рафтинг на катамаранах и плотах, велосипедные походы, лыжные и конные походы с проживанием в шалашах и палатках, так же и размещение в гостиницах, турбазах и домах отдыха, многочисленные экскурсии.

         Перспектива туризма в России – это туризм в сельской местности. Чтобы сельский туризм России стал узнаваемым брендом, нужно сделать его конкурентным туристическим продуктом. А для этого нужно сформировать  сеть сельских усадеб, гостевых домов и подворий, которые должны пройти обязательную сертификацию. Присваивать объектам сельского туризма не “звездность”, а “подковы”. Сегодня более 300 сельских хозяйств выразили своё желание участвовать в сельском туризме.

      В перспективы туризма в России также входят образование круизных компаний.

       5) Каналы сбыта.

        Американские исследователи рынка, проводившие изучение посредников в туризме, определили три основные категории каналов распространения: туроператоры, турагенты и специализированные каналы распространения. В категорию специализированных каналов включены инсентив-турфирмы; лица, занимающиеся планированием встреч и конференций; представители отелей, исполнительные работники ассоциаций; корпоративные турбюро и др. (рис.1)

                               

Рис.1 Каналы распространения туристического продукта.

       Современный туристский рынок характеризуется наличием большого количества посреднических звеньев, без которых производители туристских товаров и услуг просто не смогли бы нормально функционировать. Посредники занимают промежуточное положение между производителем и потребителем и являются непременным элементом рыночного хозяйства.

         Производителями на туристском  рынке являются производственные, сервисные, культурные организации, такие как гостиницы, рестораны, музеи, выставки, транспортные компании, спортивные учреждения и т. д.

Информация о работе Конъюнктурный обзор туристической отрасли